Методическая разработка урока математики по теме "Решение задач на вычитание в пределах 1000"
методическая разработка по математике (3 класс)

Никитенко Валентина Николаевна

Педагогические задачи: способствовать формированию умений вычислять разность; находить значения выражений со скобками; содействовать развитию навыков проверять свои вычисления с помощью калькулятора; совершенствовать умение выполнять устные вычисления; решать арифметические задачи; проводить окружность, радиус которой равен 2 см 5 мм; определять количество отрезков на чертеже; совершенствовать умение проводить оси симметрии; делить фигуру на равные части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_reshenie_zadach_na_vychitanie_v_predelah_1000.docx61.58 КБ

Предварительный просмотр:

"Начальная школа 21 века"

УМК: учебник В.Н. Рудницкая,Т.В.Юдачева "Математика, 3 класс, I часть "

(изд-во "Вентана - Граф", 2020 г.)

Тема: «Решение задач на вычитание в пределах 1000»

Тип урока: изучение нового

Педагогические задачи: способствовать формированию умений вычислять разность; находить значения выражений со скобками; содействовать развитию навыков проверять свои вычисления с помощью калькулятора; совершенствовать умение выполнять устные вычисления; решать арифметические задачи; проводить окружность, радиус которой равен 2 см 5 мм; определять количество отрезков на чертеже; совершенствовать умение проводить оси симметрии; делить фигуру на равные части.

Планируемые результаты

Предметные:

научатся: решать задачи в два действия, выполнять вычитание чисел в пределах 1000; использовать письменные приемы вычислений; анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения; прогнозировать результат решения

Метапредметные:

Познавательные: определяют основную и второстепенную информацию; выдвигают и формулируют проблему; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях.

Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке; учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника, конструктивные способы взаимодействия с окружающими

Личностные:договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности обучающегося

I. Мотивирование к деятельности.

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет. Математические цепочки

Посмотрите – ка  на нас!

Вот какой хороший класс!

Приготовились учиться,

 Ни минутки не лениться,

Не стучать, не отвлекаться,

 А стараться и стараться!

-Ребята, скажите, пожалуйста, почему люди здороваются друг с другом?
-А что нужно для того, чтобы быть здоровыми?

- Что укрепляет здоровье? (Спорт укрепляет  здоровье.)

- Математика приводит ум в порядок.

Попробуем их совместить на уроке и одержать победу над многими  математическими препятствиями.

- Откройте тетради,  давайте запишем дату и вид работы.  

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

Каждый спортсмен перед тренировкой делает разминку. Вот и мы сейчас с вами проведём математическую разминку

Найдите и запишите лишнее число

1) 300, 100, 542, 700,  900, 200, 800.

2) 854, 246, 927, 400, 299, 762, 127.

– Догадайтесь, какие числа нужно вставить в «окошки».

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/08/17/k_59951f5586943/425545_1.png

Отвечают на вопросы. Выполняют задания устного счета.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/08/17/k_59951f5586943/425545_2.png

Строить математические закономерности. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Задание 9 
(с. 72)

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Выполните устные вычисления, используя карточку-помощницу

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Выполняют вычисления, используя карточку-помощницу.

600 – 14 = (600 – 10) – 4 = 590 – 4 = 586

480 – 23 = (480 – 20) – 3 = 460 – 3 = 457

800 – 51 = (800 – 50) – 1 = 750 – 1 = 749

1000 – 19 = (1000 – 10) – 9 = 990 – 9 = 981

750 – 33 = (750 – 30) – 3 = 720 – 3 = 717

200 – 28 = (200 – 20) – 8 = 180 – 8 = 172

1000 – 25 = (1000 – 20) – 5 = 980 – 5 = 975

580 – 42 = (580 – 40) – 2 = 540 – 2 = 538

200 – 18 = (200 – 10) – 8 = 190 – 8 = 182

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель ‒ что известно, что требуется найти).

Сопоставлять схемы и условия текстовых задач. Выполнять анализ условия текстовой задачи
(восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи). 
Понимать информацию, представленную

в виде текста, схемы, таблицы. Осуществлять контроль по результату

Задание 11 
(с. 72)

– Прочитайте задачу. Что известно?

– Что требуется узнать? Выполните краткую запись и решите задачу.

– На сколько мастер перевыполнил план?

Запись: По плану – 150 игр.

По факту – 212 игр.

Решение:

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/08/17/k_59951f5586943/425545_3.png

III. Открытие нового знания, способа действия. Определение темы урока.

Определите по данной задаче тему  сегодняшнего урока.

Тема «Решение  задач на вычитание в пределах 1000»

Всегда ли можно устно сосчитать в пределах 1000?

Давайте повторим некоторые  письменные приемы вычитания.

( в столбик, с объяснением у доски)

701 -394         600-238

– В понедельник со склада отправили 540 стекол, а во вторник на склад привезли 920 стекол. Как изменился запас стекла на складе?

Решение:

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/08/17/k_59951f5586943/425545_4.png

IV. Первичное закрепление изучено

го.

(Дифференцированное задание. Работа в группах)

-Теперь продолжим работу в группах.

-Получаете карточку, выбираете задачу и быстро решаете.

Карточка.

Задача №1

Гимнаст за всю тренировку сделал 480 сальто вперед, а  обратных сальто – на 180 меньше. Сколько обратных сальто сделал гимнаст?

Задача №2

Футболисты  127 зимних тренировок провели на заснеженном поле, а в зале на 39 тренировок меньше. На сколько тренировок футболисты провели больше в заснеженном поле, чем в зале.

Проверка  групп по выбору задач.

№1 Решение

480-180=300 (с.)

№2 Решение

  1. 127-39=88 (тр.)
  2. 127-88=39  (тр.)

V.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Задание 13 
(с. 72)

– Прочитайте задачу. Что известно?

– Что требуется узнать?

– Выполните чертеж и решите задачу.

– Какой путь длиннее и на сколько метров?

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/08/17/k_59951f5586943/425545_5.png

Решение:

1) 120 + 180 = 300 (м) – 1-й путь.

2) 150 + 130 = 280 (м) – 2-й путь.

3) 300 – 280 = 20 (м) – длиннее первый путь

VI.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Задание 14
(с. 73)

– Прочитайте задачу. Что известно?

– Что требуется узнать? Решите задачу.

– В какой цистерне керосина стало больше и на сколько литров? https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/08/17/k_59951f5586943/425545_6.png

Запись:

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/08/17/k_59951f5586943/425545_7.png

Решение:

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/08/17/k_59951f5586943/425545_8.png – больше во второй цистерне

VII. Включение нового 
в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Задание 31 
(с. 76)

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Начертите окружность, длина радиуса которой 2 см 5 мм. Проведите отрезок через центр окружности так, чтобы его концы оказались на этой окружности. Измерьте длину отрезка.

– Сравните свой результат с результатом соседа по парте. Почему у вас должен получиться один и тот же ответ?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения.

Выполняют построения.

ОА = 2 см 5 мм.

АВ = 5 см.

ОА – радиус, равен половине диаметра.

АВ – диаметр

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Сравнивать

и классифицировать изображенные предметы и геометрические фигуры по заданным критериям.

Конструировать геометрические фигуры из заданных частей. Достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части

Задание 32
(с. 76)

– Определите на глаз длину чайной ложки; высоту чашки.

– Проверьте свой ответ: выполните измерения

Измеряют длину чайной ложки и высоту чашки

Задание 33 
(с. 76)

– Подсчитайте число квадратов в фигурах А и В.

– Можно ли фигуру А разрезать на такие части, как фигура В?

– Проверьте свой ответ: скопируйте фигуру А и разбейте ее на части, равные фигуре В

Рисунки

Фигура А

Фигура В

1-й рисунок

11 квадратов

2 квадрата

2-й рисунок

6 квадратов

2 квадрата

– На первом рисунке нельзя фигуру Аразрезать на такие части, как фигура В, без остатка.

– На втором рисунке можно фигуру Аразрезать на такие части, как фигура В

Задание 34 
(с. 77)

.

– Сколько осей симметрии у этого прямоугольника?

– 2 оси симметрии у этого прямоугольника.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/08/17/k_59951f5586943/425545_9.png

Задание 35 
(с. 77)

– Начертите отрезок длиной 4 см, отметьте его середину и проведите ось симметрии отрезка

Выполняют построение.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/08/17/k_59951f5586943/425545_10.png

Задание 36 
(с. 77)

– Сколько отрезков на первом рисунке?

– Сколько отрезков на втором рисунке?

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/08/17/k_59951f5586943/425545_11.png https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/08/17/k_59951f5586943/425545_12.png

– 15 отрезков на первом рисунке.

– 30 отрезков на втором рисунке

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам:

Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.

Я желаю, чтобы все вы были здоровы и счастливы.

Продолжите предложения  

На уроке я…

Узнал…

Понял…

Научился…

Самый большой мой успех…

 Я  могу использовать эти знания…

А теперь оцените свою работу на уроке.  В нашей корзинке лежат смайлики, если смайлик

«улыбается» - мне всё понятно, всё выполнил верно.

«строгий» - ещё сомневаюсь, допускаю ошибки.

«грустный» - я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь.

Выберите одного из смайликов и покажите мне.

Ребята, мы славно потрудились. Спасибо за  работу!

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Выражать доброжелательность

и эмоционально-нравственную отзывчивость

IX. Домашнее задание.

Домашнее задание

Разноуровневое домашнее задание:

I уровень   Учебник, стр. 71, № 7.

II уровень    Составьте задачу с трехзначными числами и решите ее

III уровень   Составьте кроссворд о трехзначных числах.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотина Ирина Вячеславовна Конспект урока математики на тему "Сложение и вычитание в пределах 1000"

Конспект урока математики на тему "Сложение и вычитание в пределах 1000" (по учебнику Моро М. И....

методическая разработка урока математики по теме:"Сложение и вычитание чисел в пределах 20" (УМК "Школа России, 1 класс))

Урок составлен на основе требований ФГОС начального общего образования второго поколения в образовательном процессе начальной школы...

Методическая разработка урока математики по теме " Сложение и вычитание в пределах 20". 3 класс

Развернутый конспект урока математики с  использованием регионального компонента для обучающихся с ОВЗ  по программе для специальных (коррекционных) школ 8...

Методическая разработка урока математики на тему "Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток"

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса коррекционной школы (VIII вид  1вариант)...

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 20" 2 класс коррекционной школы VIII вида

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 20" 2 класс коррекционной школы VIII вида...

Методическая разработка урока математики по теме " Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100"

Цель урока - совершенствовать вычислительные навыки при сложении и вычитании двузначных чисел в пределах 100. На уроке формируются умения ставить учебную задачу, определять последовательность действий...