Методическая разработка урока математики на тему "Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток"
методическая разработка по математике (3 класс) по теме
Данный урок предназначен для учащихся 3 класса коррекционной школы (VIII вид 1вариант)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhenie_i_vychitanie_v_predelah_100.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике по теме: «Получение круглых десятков и сотни
сложением двузначного числа с однозначным»
Цель: формировать вычислительные навыки в пределах 100.
Задачи:
- формировать вычислительные навыки в получении круглых десятков и сотни при сложении двузначного числа с однозначным, основанные на знании состава числа 10
- Коррекция мышления, памяти, внимания.
- Развивать познавательный интерес к математике.
Оборудование:
- Числовой ряд однозначных чисел.
- Числовой ряд круглых десятков.
- Таблички по теме урока: «Числа однозначные и двузначные», «Круглые десятки», «Состав числа 10».
- Таблица неполного ряда двузначных чисел (с пропусками).
- Раздаточные карточки неполного ряда двузначных чисел.
- Таблица восстановленного ряда двузначных чисел (для проверки).
- Бумажные карточки пучков-десятков и отдельных палочек-единиц.
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
I. II. III. IV.
V. VI VII VIII I X X | - Ребята, к нам пришли гости! – Давайте поздороваемся с ними. - Посмотрели на меня. Выпрямились, улыбнулись, тихонько сели. Проверка домашнего задания. - Открыли тетради. Я проверю, как вы выполнили домашнее задание. - Кто самостоятельно решил все примеры? - Кто с помощью взрослых? - Молодцы! Все старались. Я проверю ваши работы и поставлю хорошие отметки. Повторение и закрепление пройденного. - Посмотрите на календарь и назовите, какое сегодня число, какой день недели? - Открыли тетради, отсчитали 5 клеточек вниз, записываем число, классная работа. - Посчитаем от 1 до 9 и обратно. - Какие это числа? - Запишите три любых однозначных числа. - Какие числа вы записали? - Почему их так называют? - Какие ещё числа вы знаете? - Назовите любое двузначное число. - Почему их так называют? - Что показывает первая цифра при записи двузначного числа? Вторая? - Определите, какое у меня число? - Сколько десятков и единиц в числе 38? -Составьте из цифр два любых двузначных числа. - Спросите у соседа по парте, какие это числа? Запишите все составленные числа в тетрадь. - В следующем задании нужно вставить пропущенные числа. - Давайте все вместе прочитаем числа. - У нас получился числовой ряд от 35 до 56. Как в нём следуют числа? -Назовите основное свойство числового ряда. - Посмотрите внимательно, какие два числа очень отличаются от других чисел? - Как называются эти числа? - Почему их так называют? - Запишите их, поставьте запятую… - Кто догадался, какое число нужно записать следующим? - Почему? - Назовите другие целые десятки. - Кто хочет поставить десятки по порядку? - Давайте прочитаем и запишем числовой ряд круглых десятков. - Скажите, на сколько единиц увеличивается каждый следующий десяток? Физкультминутка. * Игра с мячом: «Назови следующий десяток» Изучение нового материала. - Умение считать десятками поможет вам освоить новый вид сложения двузначного числа с однозначным. - Давайте разберём этот вид сложения на счётных палочках. Составьте число, которое больше числа 37 на 1. - Какое это число? - Сколько в нём десятков? А - единиц? - Сколько осталось отдельных палочек в коробочке? - Прибавьте их к единицам двузначного числа. Сколько стало палочек? - Соберите их в кулачок правой руки. Сколько пучков-десятков у вас лежит на парте? - Прибавьте тот десяток, который держите в руке. Сколько всего стало десятков? - Правильно! Было 3 десятка. При сложении единиц двузначного числа и однозначного в сумме получили ещё десяток. Стало на 1дес. больше, стало – 4дес. В ответе получили следующий по порядку десяток. Работа в тетрадях. - Запишем пример в тетрадь. Кто продиктует его? (Учитель записывает его на доске и продолжает разбор решения.) - Подчеркните единицы. Какова сумма единиц 8 и 2? Вспомните состав числа 10! - Правильно - 10! Теперь к 30 прибавим 10. Сколько получится? -Посмотрите внимательно на пример! В ответе мы получили следующий по порядку десяток - 40. - Трудно было решать этот пример? - Что помогло нам легко вычислить сумму? -Давайте вместе разберём и решим ещё один похожий пример. Кто пойдет к доске? -Запишите пример: 1-ое слагаемое - 98. Подчеркните в нём десятки и единицы. 2-ое слагаемое - 2. - Соедините единицы первого и второго слагаемых. Сколько получится? -Запишите ниже сумму единиц в виде примера - В двузначном числе 98 - девять десятков, прибавьте ещё 1десяток – сумму единиц. Сколько получится? Запишите ниже в виде примера. - Что можно сказать про число, которое мы получили в ответе? Сравнение примеров - Чем похожи примеры в двух столбиках? (Учитель обращает внимание на количество единиц в первом и втором примерах.) - Правильно, числа одинаковые и в сумме получается – 10. - Посмотрите внимательно на десятки в двузначных числах (38,98) и на числа в ответах (40,100). Что изменилось? - Почему? Вывод: - Правильно! При сложении единиц двузначного числа и однозначного в сумме получили 1десяток, который прибавили к десяткам двузначного числа и в ответе получается следующий по порядку десяток. *Физкультминутка «Петрушка». Закрепление. Работа с учебником. - Откройте учебник на странице 144. -Давайте прочитаем название темы нашего урока: «Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным» - Кто догадался и может объяснить, как нужно решать похожие примеры?
- Что помогает нам легко вычислить сумму? - Давайте повторим состав числа 10. - Теперь самостоятельно решите похожие примеры из №1(1-2 столбики). (- Сколько единиц получается?) (- Сколько десятков было?) (- Сколько десятков стало?) Проверка - Давайте проверим нашу работу. Кто решил 8(6,4,2) примера? - Какой ответ у тебя получился? - Молодцы! Все справились с заданием. - Интересно решать такие примеры? - Значит, вам будет несложно решить похожие примеры в домашнем задании. - На следующей странице учебника найдите задание № 4(а). - Посмотрите внимательно, чем отличаются примеры от тех, которые мы решали на уроке? - Что это за буквы? - Это примеры с именованными числами. Будьте внимательны, и если вы считаете рубли, копейки, литры, то и в ответе не забудьте записать те же сокращённые буквенные обозначения. -Заканчивается урок. Пора подвести итоги. - Что мы сегодня делали на уроке? - Какие ответы у нас получались в примерах? - Почему? - Какое число десятков получается в ответе примера? - Понравилось решать такие примеры? - Домашнюю работу постарайтесь выполнить самостоятельно. А завтра на уроке попробуем решать такие примеры устно. Оценка учебной деятельности на уроке. - Сегодня на уроке все хорошо работали. Спасибо за урок. | - Здороваются. Ученики открывают тетрадь с домашним заданием. Дети поднимают руку по заданию учителя. Записывают. Дети считают. - Это однозначные числа. Записывают. Дети отвечают: 2,7,4,9… -Числа записываются одной цифрой. - Числа бывают двузначные. -10. 12. 16... - Числа записаны двумя цифрами. - Показывает десятки. - Показывает единицы. -Это двузначное число 38. - В нём 3дес. и 8ед. Дети составляют из цифр двузначные числа. Называют составленные числа. Дети записывают числа в тетради. *35,36,_,38,_,40,41,_,_,44,_,_,47,_,_, 50,_,52,53,_,55,_. Дети выполняют задание. Дети хором читают: 35,…56. - Числа следуют по порядку. -Каждое следующее число больше предыдущего на 1. - Это числа - 40 и 50. - Круглые десятки. - Счёт ведётся десятками (пучками) без единиц. Записывают в тетрадях по заданию: 40,50,… - Это число - 60. - 50>40 на10. 50 – это следующий десяток, 60>50 на 10. 60 - это следующий десяток. Ученики называют другие круглые десятки. Ученик выходит к доске расставляет карточки. Читают десятки: 10,20,30,40,50,60,70,80,90 - Каждый следующий десяток больше предыдущего на 10. Ловят мяч и называют следующий десяток. Достают счетные палочки: Выкладывают 3 десятка (пучка палочек) и отсчитывают 8 палочек. - Это число – 38. - В числе 38 – 3дес.8ед. - Осталось 2 палочки. - Стало 10 палочек. Дети выполняют задание. - На парте лежит 3 пучка. - Стало 4 десятка. Ученики записывают пример в тетрадях. - Сумма равна десяти. Получится 40. - Не трудно. - Состав числа 10. Ученики записывают в тетрадях: 98 + 2 - 8 прибавить 2 получится 10. 8 + 2 = 10 - Получилось – 100. 90 + 10 = 100. - Оно больше числа 90 на 10. - В двух примерах числа 8 и 2 - одинаковые. - При сложении этих чисел получилось – 10. Получился ответ на 1дес. больше. Прибавили сумму единиц – 1дес. -Если сложить единицы, и в ответе получится – 10, то в ответе получается следующий по порядку десяток. - Состав числа 10. -Считают и показывают на пальцах: 10 это 5 и 5,… Учащиеся решают примеры (кто самостоятельно, кто - под руководством учителя) Дети поднимают руки. Учащиеся называю ответы. -Да! Интересно. - В примерах рядом с цифрами записаны буквы: р., л, к.. - Эти буквы обозначают рубли, копейки и литры. - Решали примеры. - Только круглые десятки и 100. - При сложении единиц получается десяток. - Получается ответ на 1дес. больше - Да! | Обмен тетрадей. Оформление доски: Классная работа. 1,2,3…9 (см. прил.№1). Однозначные числа Двузначные числа 3 8 дес.ед.
Раздаются карточки (см. прил. №2). На доске открывается запись числового ряда: 35,…,56 Выставляются на доске карточки: 40,50 - 60 Выставляются на доске карточки: 40,50,60,90,10,… И табличка: «Круглые десятки» 10,20,30,40,50,60,70,80,90 На доске выставляются бумажные карточки десятков-пучков(3) и единиц-полосок(8). Добавляется ещё 2 единицы-полоски (к 8-ми), затем они заменяются на пучок-десяток. Показ как прибавляется «новый» десяток. 38 + 2 = 8 + 2 = 10 30 + 10 = 40 Ученик выходит к доске и записывает: 98 + 2 = 8 + 2 = 10 90 + 10 = 100 Сравнение примеров по записи на доске с таблицей состава числа 10 (см. прил. № 4) . 38+2=40 98+2=100 8+2=10 8+2=100 30+10=40 90+10=100 См. прил. № 4. В процессе самостоятельного решения примеров осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход. Учитель первыми опрашивает тех учеников, которые решили наименьшее количество примеров. |
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ № 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ЧИСЛА
ОДНОЗНАЧНЫЕ
ДВУЗНАЧНЫЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ № 2 (а)
35, 36…38…40, 41…,
…44…45, 46, 47…,
…50…52, 53…55…
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ № 3
- 20 30 40 50 60 70 80 90
КРУГЛЫЕ ДЕСЯТКИ
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ № 2 (б)
35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ № 4
10 - 5 и 5
10 - 6 и 4
10 - 7 и 3
10 - 8 и 2
10 - 9 и 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 «А» классе: Повторение изученного по теме: «Прибавление и вычитание чисел второго десятка с переходом через десяток»
Урок по одной из трудных тем для учащихся первых классов "Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд". В урок включены различные виды деятельности, которые способствуют развитию п...
Методическая разработка урока математики в 1 классе «Вычитание из числа 15»
Конспект урока в 1 классе по математике...
Методическая разработка урока математики на тему: «Сложение трехзначных чисел без перехода через разряд»
Методическая разработка урока математики на тему: «Сложение трехзначных чисел без перехода через разряд» 3 класс УМК - Занкова Л.В....
Тренажер к урокам математики "Табличное сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток"
Тренажер к урокам математики "Табличное сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток" позволит разнообразить работу с детьми при изучении таблицы и состава чисел второг...
Методическая разработка урока математики. 1 класс. "Закрепление. Состав чисел от 1 до 10"
Урок математики. Технологическая карта. Тема: "Закрепление. Состав чисел от 1 до 10"...
Методическая разработка. Урок математики "ПОВТОРЕНИЕ: СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ, УСТНЫЕ ПРИЁМЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ
МЕЧТАЭто ложь, что в науке поэзии нет.В отраженьях великого мираСотни красок со звуков уловит поэтИ повторит волшебная лира.За чертогами формул, забыв о весне,В мире чисел бродя, как лунатик,Вдруг гар...
Методическая разработка урока .Математика Тема: Сложение и вычитание вида +2, -2"
Математика 1 класс. Тема: "Сложение и вычитание вида +2, -2"...