Методическая разработка урока математики по теме " Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Минюк Наталья Васильевна

Цель урока - совершенствовать вычислительные навыки при сложении и вычитании двузначных чисел в пределах 100. На уроке формируются умения ставить учебную задачу, определять последовательность действий, анализировать текстовую задачу, объяснять алгоритмы сложения и вычитания, открыто выражать свою позицию, сотрудничать в группе при решении учебных задач. Учащиеся попадают в сказку и помогают Буратино собрать все ключи, чтобы открыть сундучок с подарками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_matematiki_vo_2_kl.docx382.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Зимитицкая основная общеобразовательная школа»

Конспект урока по математике во 2 классе по  теме:

«Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100»

УМК « Начальная школа XXIвека»

Выполнила:Минюк Наталья Васильевна

 учитель начальных классов первой категории

п. Зимитицы

Автор

Минюк Наталья Васильевна

Место работы, должность:  

МОУ «Зимитицкая основная общеобразовательная школа», учитель

Класс

2 класс

Предмет

математика

Тема

Сложение и вычитание двухзначных чисел в пределах 100

Тип урока

Закрепление пройденного материала

Цель урока

Планируемые результаты предметные

Совершенствовать вычислительные навыки при сложении и вычитании двухзначных чисел в пределах 100 и умение решать задачи.

Научатся:

- называть натуральные числа от 20 до 100;

- считать устно в пределах 100;

- называть компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность);

- анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма её решения;

- моделировать ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы; решать текстовые арифметические задачи;

- различать единицы длины,  выбирать единицу длины при выполнении измерений;

- сравнивать длины отрезков;

- моделировать алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;

- использовать предметную терминологию;

- контролировать свою деятельность (находить и исправлять ошибки);

Получат возможность научиться:

— выбирать единицу длины при выполнении измерений;

— обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;

Образовательные ресурсы:

 основные

дополнительные

Учебник математики 2 класс ( 1 часть) В.Н. Рудницкая М. «Вентана – граф»

Презентация к уроку, картинки-помощницы для постановки учебной задачи, карточки с числами и с примерами для парной и групповой работы, схема задачи,  ребусы – анаграммы, набор ключиков для подарочного сундучка и  рефлексии,  карточки с изображением рисунка на клеточках для домашней работы.

Необходимое техническое оборудование

Мультимедийный проектор, экран, ноутбук

Используемые технологии, активные формы обучения        

Технология проблемно-диалогического обучения,

 личностно-ориентированный подход,

деятельностный подход,

 развивающее обучение,

 информационно-коммуникативные технологии.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД

Формировать умения проявлять любознательность, активность, заинтересованность и фантазию, готовность открыто выражать свою позицию на уроке;

развивать логическое мышление, воображение;

Воспитывать толерантное отношение друг к другу,  культуру поведения при фронтальной, парной  и групповой работе;

формировать интерес к предмету.

Метапредметные УУД

1. Регулятивные УУД

Формирование: умение ставить учебную задачу,  планировать пути достижения цели урока совместно с учителем, высказывать предположения на основе собственного опыта;

определять последовательность действий совместно с учителем;

проверять правильность выполнения вычислений изученными способами; организовывать собственную деятельность;

корректировать и вносить изменения в результат своей деятельности;

оценивать результат своей работы.

Формировать приёмы рефлексии и самооценки,  навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.

 2. Познавательные УУД

Формирование: умения воспринимать на слух текстовую задачу, анализировать задачу  с целью выделения условия и вопроса, умения составлять типичную задачу по данным, уменияобъяснять алгоритмы сложения и вычитания чисел столбиком в пределах 100, умения моделировать задачу, используя схему; умения определять тип задачи, различать и сравнивать задачи, искать необходимую информацию.

Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; связной речи, памяти, внимания,  мышления, расширению словарного запаса и кругозора.

3. Коммуникативные УУД

 Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика;

умения сотрудничать в группе при решении учебных задач, участвовать в коллективном обсуждении проблем, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с учебной задачей;

развивать  коммуникативные  общеучебные  умения.

Этапы урока

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Формируемые  универсальные учебные действия

1.Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация и постановка учебной задачи.

3 мин

Мотивирует учащихся на учебную деятельность.

- Здравствуйте, ребята!

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться!

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

-Тема урока « Сложение и вычитание двухзначных чисел в пределах 100»

Посмотрите на картинки-помощницы на доске!

- Чем мы будем заниматься на уроке?

Организует  вводную беседу.

Актуализирует знания детей.

- Всё, что мы сегодня с вами узнает нам пригодится в дальнейшей работе.

- К нам на урок пришёл сказочный герой, мы не можем его сейчас увидеть, должны отгадать его.

Учащиеся участвуют в  ситуации, созданной учителем.

Отвечают на поставленные вопросы.

Ориентируются по картинкам.

- Решать примеры и задачи, считать устно, работать в парах и группах, работать по учебнику.

Принимать и

сохранять учебную задачу

Формулировать цель урока,

планировать этапы урока совместно с учителем

2. Повторение и закрепление изученного.

(Дифференцированная работы)

1)Устный счёт.

2)Работа с двузначными числами. Работа в группах.

5 мин

5 мин

Организует повторение и закрепление изученного.

 - Отгадайте героя и что он принёс с собой!

-Решить  примеры за 2 минуты.

 (для всех ребят)

55

70

50

63

89

49

20

80

О

Б

У

Т

Р

А

И

Н

(Задание для Юли и Димы)

69

10

43

6

9

Л

Ч

Ю

К

И

- Это БУРАТИНО!

Появляется картинка с изображением

 БУРАТИНО с конвертом и с сундучком.

Учитель отмечает скорость и правильность выполнения работы, ставит отметки.

C:\Users\admin\Desktop\Бур.png

- Буратино принёс для нас в подарок  СУНДУЧОК, но чтобы открыть его, нужно заработать не менее 10 ключей.

Учитель показывает ключи.

- Я думаю, что 1 ключ за устный счёт можно повесить на сундучок.

Учитель ставит учебную задачу.

Учит взаимодействию с одноклассниками. Следит за деятельностью учащихся.

- Следующий этап нашей работы по командам (группам)

- Буратино просит нас помочь ему выбрать двузначные  числа:

1 группа –  не менее 3 двузначных чисел, в которых число десятков былобы меньше числа единиц.

2 группа – не менее 3 двузначных чисел, в которых число десятков было бы больше числа единиц.

1 группа - не менее 3 двузначных чисел ,в которых отсутствует число единиц.

2 группа - не менее 3 двузначных чисел , в которых число десятков равно числу единиц.

И задание двум группам:

Выбрать  не менее 3 двузначных чисел, при сложении которых получится 100.

- С заданием Буратино справились. Повесим ключик к сундучку.

Слушают задания учителя.

Концентрируют своё внимание.

Выполняют устные вычисления на сложение и вычитание в пределах 100 самостоятельно в тетрадях.

Проверяют ответы. Исправляют ошибки.

Отгадывают героя.

Слушают задания учителя.

Концентрируют своё внимание на задании. Выполняют задания в группах.

Корректируют и вносят изменения в выполненные задания.

40+5+10=55 (О)

98-8-20=70 (Б)

19+30+1=50 (У)

13-10+60=63 (Т)

90-1=89 (Р)

50-1=49 (А)

25-5=20 (И)

10+70=80 (Н)

70-1=69 (Л)

15-5=10 (Ч)

40+3=43 (Ю)

26-20=6 (К)

14-5=9 (И)

Карточки-числа 1 группе:

47,30.68,90,88,100, 20,16, 26,12,62, 63,94,66,22

Карточки-числа 2 группе:

37,50,78,40,77,60,15,100, 72,11,17, 83,91,33,55

Выполнять устные вычисления в пределах 100

Концентрировать своё внимание.

Проявлять способности к организации собственной деятельности

Формировать умения работать самостоятельно

Вносить изменения в результат своей деятельности

Учиться взаимодействию с одноклассниками

Строить высказывания в устной форме

Корректировать и вносить изменения в результат своей деятельности

3)Работа с текстовой задачей

10мин

Учитель ставит учебную задачу на этом этапе.

- Буратино нам принёс задачку от Мальвины и просит помочь в решении задачи.

Учитель читает задачу. Организует работу над задачей.

- Кто повторит задачу?

- Что известно в задаче?

- Что неизвестно в задаче?

 - Составляем схему задачи.

- Решаем задачу.

- Какой это тип задачи?

- Но ещё Буратино просит придумать новую задачу.

На доске схема.

 Мальвине хотелось задачу про блинчики или про пончики.

- Какой это тип задачи?

Анализирует выполнение задания. Ставит отметки.

Заработали  ключа, повесим к сундучку.

Слушают задания учителя.

Концентрируют своё внимание на задаче.

У доски объясняют решение задачи. Определяют тип задачи.( на нахождение неизвестного вычитаемого)

Ученики составляют аналогичную задачу, решают её. Определяют тип задачи.

Расширяют словарный запас.

Задача:

Утром на тарелку Мальвина положила 38 конфет для Буратино и друзей. К вечеру осталось 16 конфет.

Сколько конфет съели?

            - ?

 38               16

  1. _38

16

  22 (к)

 Ответ: 22конфеты.

           - ?

75               43

  1. _75

   43

   32 (б)

Ответ: 32 блинчика.

Объяснять алгоритмы сложения и вычитания чиселстолбиком в пределах 100

Строить высказывания в устной форме

Извлекать информацию из схемы задачи

Аргументировать свою точку зрения

Оценивать самого себя

Расширять словарный запас

4)Физкультминутка

1 мин

«Осень»

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Организуют отдых(смена деятельности)

Самостоятельно проводятфизкультминутку

Организовывать собственную деятельность и отдых

5) Работа с текстовой задачей другого типа (работа с учебником)

6 мин

Учитель ставит учебную задачуна этапе работы с учебником.

- А теперь следующий этап работы.

-Когда Буратино шёл лесом, ему встретился мальчик Петя из задачки №18 на стр. 63. Он помог Пете выйти из леса. Решим задачку.

- Повторите задачу без учебника.

- Определите тип задачи.

Анализирует выполнение задания. Ставит отметки.

Заработали  ключ. Повесим к сундучку.

Ученики принимают  учебную задачу.

Ученики читают задачу самостоятельно.а затем вслух.

Повторяют текст задачи.

Составляют схему задачии решают на доске и в тетрадях. Определяют тип задачи.( на нахождение неизвестного слагаемого)

С.63 № 18

           +3

   ?                25

      1) _ 25

     3

  22 (г)

Ответ:22 гриба.

Объяснять алгоритмы сложения и вычитания чисел столбиком в пределах 100

Составлять схему задачи

Аргументировать свою точку зрения

6) Закрепление решения примеров сложения и вычитания двузначных чисел столбиком в пределах 100

8 мин

Учитель ставит учебную задачуна этом этапе.

- Буратино просит помочь и объяснить  решение примеров.

- У доски (3 человека) Дима Т, Дима Л., Юля Т  остальные самостоятельно.

Заработали ещё  ключ. Повесим к сундучку.

Ученики принимают  учебную задачу.

Концентрируют своё внимание на задании.

Ученики решают примеры на доске и в тетрадях.Самостоятельная работа.

46-35=   30+59=

68-48=   13+66=

54+24=  99-46=

Объяснять алгоритмы сложения и вычитания чисел столбиком в пределах 100

Концентрировать своё внимание на задании

Учитель ставит учебную задачуна  этапе работы в парах.

- Буратино принёс примеры и просит ребят помочь проверить.

Анализирует выполнение задания. Ставит отметки.

Заработали  ключа.

Ученики принимают  учебную задачу.

Концентрируют своё внимание на задании.

Проверка примеров, которые решил Буратино.

Работают в парах.

Корректируют и вносят изменения в выполненные задания.

У детей на партах карточки с примерами

_ 78   _ 69    _98

  58        30     27

   28       89    71

  _57     _20    _86

    47       59       35

    17       89      51

Умения сотрудничать в паре  при решении учебных задач

Умения проявлять способности к организации собственной деятельностиКорректировать и вносить изменения в выполненные задания

7)Работа с величинами

4 мин

Учитель ставит учебную задачу на этапе работы с величинами.

1) - Папа Карло просил Буратино вернуться с прогулки в 17 часов.

- Покажите на часах время. Но Буратино пришёл пораньше на 30 минут.

- Во сколько пришёл Буратино?

Анализирует выполнение задания.

 Заработали  ключ.

2)  - Коварные Кот Базилио и Лиса Алиса пытались заманить Буратино в страну Дураков. И по пути Кот потерял очки. Мы сможем найти их и выполнить задание на стр. 64 № 20.

Заработали  ключ.

3)Учитель демонстрирует     презентацию.

- Закончите фразы на слайдах: (слайд №1)

КАМОРКА – это маленькая комната, кладовка.

(слайд №2)

Заработали  ключ.

Слушают задания учителя.

Концентрируют своё внимание на задании.

Ученики показывают время на демонстрационных часах.

Ученики читают задачу самостоятельно.а затем вслух. Сравнивают длины отрезков визуально и с помощью измерений.

Дети объясняют порядок измерения с помощью линейки.

Дети высказывают свои предположения.

№20

Подойдёт ли по длине футляр к очкам? ( на рисунке очки и футляр)

слайд №1

Закончи фразы:

Толщина золотой монеты  7  …(мм)C:\Users\admin\Desktop\getimg.jpeg

Высота каморки папы Карло 2 …(м)

слайд №2

Длина носа Буратино 18 …(см)

C:\Users\admin\Desktop\911e7.jpg

Длина бороды

Карабаса Барабаса 6 …(м)

C:\Users\admin\Desktop\0_5f0d6_b8584d46_XL.jpg

Корректировать и вносить изменения в результат своей деятельности

Различать единицы длины

Выбирать единицу длины при выполнении измерений

Сравнивать длины отрезков визуально и с помощью измерений

Высказывать предположения на основе собственного опыта

Сравнивать длины, выраженные в одинаковых или разных единицах

8) Подведение итогов урока.

Рефлексияучебной деятельности на уроке.

3 мин

Организует подведение итогов урока.

-Ребята, чем мы занимались на уроке математики?

Домашнее задание: изобразить на клеточках в тетрадях ключик и раскрасить. C:\Users\admin\Desktop\ключик.png

Организует рефлексию.

Поднимите жёлтый ключик,

если со всем справились и всё получилось, положите в сундучок.C:\Users\admin\Desktop\ж кл.png

Поднимите синий ключик, если не всё на уроке получилось, положите в сундучок.

Благодарит учащихся за работу на уроке.

- Спасибо за работу на уроке!

Урок закончен.

Считают ключи, открывают сундучок с подарком.

Дают оценку результатам своей работы.

Анализируют вопросы учителя.

Выражают свою точку зрения. Взаимодействуют с учителем.

Давать оценку результатам своей работы.

Аргументировать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики «Закрепление приемов сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100».

Урок проведен с использованием игровой технологии, приурочен к празднованию Дня защитника Отечества....

методическая разработка урока математики по теме:"Сложение и вычитание чисел в пределах 20" (УМК "Школа России, 1 класс))

Урок составлен на основе требований ФГОС начального общего образования второго поколения в образовательном процессе начальной школы...

Методическая разработка урока математики по теме " Сложение и вычитание в пределах 20". 3 класс

Развернутый конспект урока математики с  использованием регионального компонента для обучающихся с ОВЗ  по программе для специальных (коррекционных) школ 8...

Методическая разработка урока математики на тему "Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток"

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса коррекционной школы (VIII вид  1вариант)...

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 20" 2 класс коррекционной школы VIII вида

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 20" 2 класс коррекционной школы VIII вида...

Конспект урока по математике по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100"

Это урок рефлексии в форме сказки. На уроке использовались различные методы обучения : словесные, наглядные, практические. На этапе повторения и закрепления изученного материала использовала репродукт...