Урок-исследование по математике, 1 класс " Многоугольники. квадрат".
план-конспект урока по математике (1 класс)
Цель: Создание условий для формирования у учащихся понятия квадрат как с частный случай четырехугольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kvadrat.docx | 118.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Многоугольники.Квадрат.
Цель: Создание условий для формирования у учащихся понятия квадрат как с частный случай четырехугольника.
Задачи:
- Формировать понятия: вершина, угол, сторона, квадрат, свойства
- Корректировать умения ориентироваться на бумаге в клетку при выполнении чертежа.
- Развивать положительную учебную мотивацию через исследовательскую, практическую деятельность и оценку своей деятельности и товарища, работу в парах.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, простые карандаши, ручки, линейки, геометрический материал для исследования, ладошка, план исследования, словарь
Ход урока
- Орг. Момент
Посмотрите на слайд № 1. Подумайте. Назовите тему урока.
- Постановка темы и задач урока.
–Какая тема урока? («Квадрат»)
- Именно по этой теме «Квадрат». сегодня мы будем проводить исследовательскую работу. Класс – это наша лаборатория . Вы исследователи, я – научный руководитель.
- что такое лаборатория? (Помещение, специально приспособленное для исследований или опытов)
- А кто такие исследователи? (Исследователь – это специалист, проводящий различные опыты)
А кто такой научный руководитель? (Научный руководитель - осуществляет руководство научной работой исследователей)
Наша лаборатория разделена на 3 части.1 часть – теоретическая, где мы повторим материал, 2 – практическая, будем проводить исследования, 3 - информационная, где в различных источниках будем находить материал, касающийся нашей темы.
За один правильный ответ – 5 баллов. За нарушение безопасности исследований балл снижается. Ели вы задание выполнили без ошибок, работа в тетради выполнена аккуратно – это 5 баллов, допустили 1-2 ошибки – это 4 балла, 3 ошибки и исправления – 3 балла, 4 и более ошибок – 2 балла. Баллы складываются и выставляется оценка. И в течение урока, если вы на все вопросы ответите правильно, наберете 20 баллов – это отметка «5», 19 -15 баллов – это отметка «4», 14 –11 баллов - отметка «3» .
слайд № 2
- Исходя из темы и плана сформулируйте задачи урока.
- Используя опорные слова сформулируйте задачи урока
Повторим свойства квадрата
Будем учиться проводить исследования, оценивать работу свою и товарищей, продолжать учиться строить фигуру и добывать информацию в разных источниках .
Узнаем, где нам пригодятся эти знания.
При выполнении заданий в каждой части мы будем оценивать свою работу в баллах по нашей обычной шкале, заполняя оценочные листы. Некоторые задания будем выполнять в парах, поэтому оценка зависит от вашего сплочения, единого соглашения
III Работа в 1 сектора (теоретической)
- Повторение свойства квадрата (выполнение задания в рабочей тетради стр. 68 № 1)
- Сколько квадратов изображено на рисунке. (3).
- читаем первое задание. (Нарисовать красным карандашом вершины первого квадрата).
Читаем 2 задание (Обвести карандашом стороны первого квадрата)
- Второй квадрат заштриховали справа налево, третий - сверху вниз)
И так, сделаем вывод: и запишем нужные числа в тетради
У квадрата есть: вершины - ______
углы - _______
стороны - _______
Взаимопроверка: поменялись тетрадями, проверили, выставили баллы в оценочный лист.
Оценили работу в листах оценивания
Переходим во 2 сектор класса.
I V Работа в 3 секторе:
Работа этой кафедры предполагает деятельность в 2-х направлениях: исследовательской и практической.
- Исследовательская деятельность (работа в исследовательской зоне)
-Любая исследовательская деятельность должна строится по плану
(на доске вывешивается план исследования)
– Для того чтобы что-то исследовать необходимо определить предмет исследования
- Что исследуем?
- Предположения
- Методы исследования
- Ход исследования (подтвердить или опровергнуть предположения)
- Вывод
Работа по плану
- Исходя из темы урока, определите , что будем исследовать (квадрат). Эти предметы у вас на столах. Покажите их.
- Какие предположения можно выдвинуть?
(-являются эти фигуры квадратами,
-не являются фигуры квадратами)
- Как же мы будем доказывать, что эти предметы являются квадратами? (измерять).
- Если мы докажем, что один предмет является квадратом, каким способом можно доказать, что и второй является квадратом? (наложением)
(На доске появляется такой план)
- Что исследуем?
- Предположения (являются эти предметы квадратами
не являются квадратами)
- Способы доказательства? измерение
наложение
- Ход исследования
- Вывод
И так. Перед вами журнал, в который вы будете записывать данные нашего исследования, работая по плану парами.
- Проведение первого исследования
П.1 - Вспомните тему урока и скажите, какой предмет будем исследовать? (четырехугольник)
П.2 Выдвигаем предположения
- (данный четырехугольник является квадратом,
данный четырех угольник не является квадратом)
П.3 Какими способами можно доказать, что данная геометрическая фигура является квадратом? (измерить все стороны)
Действия выполняем парами по алгоритму, записанному в журнале, и заполняем таблицу.
- Для измерения, какие понадобятся инструменты? (карандаш, линейка)
Выполнение исследования самостоятельно и под комментирование по алгоритму, записанному в журнале.
Общий вывод данный четырехугольник является квадратом, так как имеет 4 вершины, 4 прямых угла, 4 равные стороны.
Вернемся к предположениям:
- Предположение: данный четырехугольник является квадратом – верна.
- предположение: данный четырехугольник не является квадратом – не верна
Вывод: данный четырехугольник является квадратом.
Проверили еще раз журнал, правильно ли сделаны записи. Оценили свою работу.
- Мы трудились, мы устали, немного отдохнем.
Физминутка
Много нам, ребята, надо
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом еще кружочек,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачек.
Проведение второго исследования
Доказываем по тому же плану
- Что исследуем?
- Предположения (являются эти предметы квадратами
не являются квадратами)
- Способы доказательства измерение
наложение
- Ход исследования
- Вывод
Вывод: данный четырехугольник является квадратом , т.к. все стороны и углы совпадают
Самопроверка. Проверили правильно ли занесены данные в исследовательский журнал и в оценочный лист поставили баллы
Продолжаем работу во 2 секторе по практическому направлению
Работа по учебнику.
- Откройте учебники стр. 59 № 5 (Построение четырехугольника)
- Прочитайте задание.
- Выполняем чертеж с комментированием первого четырехугольника. (Простым карандашом в уголке клеточки ставлю точку, отсчитываю 5 клеточек вправо, ставлю точку, отсчитываю от второй точки вниз 5 клеточек, ставлю точку, отсчитываю от 3 точки влево 5 клеточек, ставлю точку. Соединяю точки по линейке. Сначала соединяю нижние точки, верхние, правые, левые)
И так, сделайте вывод: какие свойства квадрата мы отразили на чертеже? (4 прямых угла, 4 вершины, 4 равные стороны)
Самооценка. Запись баллов в оценочный лист.
III Работа 3 сетора (информационной):
Работа с информационными источниками
1 пара – в компьютере найти определение квадрата.
2 пара – найти в словаре определение квадрата
- сравним эти определения.
3 пара – работа по учебникам – определение свойств квадрата.
(сравнение с определением) стр. 57 часть 2
Взаимопроверка. Оценили работу в листах оценивания
Домашнее задание.
- Ребята как вы думаете, для чего нужны знания о квадрате (чтобы что-то строить, чертить)
Слайд № 3
- Какие предметы квадратной формы вы знаете? (часы, подушка, салфетка, коврик)
- Где эти знания можно применить? (на уроках труда – аппликации, рисования – узор в квадрате, в строительстве)
- На уроке труда мы с вами изготавливать подушечку-игольницу квадратной формы.
- Люди каких профессий часто используют изделия геометрических форм? (столяр, плотник, строитель)
- Я хочу вам предложить продолжить исследование дома. На листах у вас изображены архитектурные сооружения. Найти в них квадратные элементы строения и закрасить.
Итог
- Изучение какой геометрической фигуре был посвящен наш урок? (квадрату)
- Какие задачи мы ставили на начало урока (на слайде первоначальные задачи). Посмотрим, все ли задачи мы выполнили?
Слайд № 4 (сравнение первоначальных задач с действиями на уроке)
Учились находить квадрат, измерять стороны, углы, выполнять чертеж квадрата, учились оценивать результат своей работы, обобщали, повторяли знания о геометрической фигуре – квадрат, конкретизировали свойства квадрата.
Рефлексия
Давайте подсчитаем, сколько баллов вы заработали в течение урока.
В оценочный лист поставьте оценку.
Ребята, оцените урок по цветной ладошке, где каждый пальчик отражает отношение к уроку. (Мне на уроке было интересно, трудно, мне понравилось, я узнал новое, у меня получилось).
Группа № ____
Исследовательский журнал
Методы исследования | |||
| |||
1. Считаю вершины | |||
2. Считаю углы | |||
3.Проверяю, все ли углы прямые | |||
Вывод: данный 4-хугольник имеет __ вершины, ___ угла, углы все __________ | |||
Считаю стороны | |||
Измеряю стороны | |||
Длина 1 стороны | |||
Длина 2 стороны | |||
Длина 3 стороны | |||
Длина 4 стороны | |||
Вывод: все стороны одинаковой длины не все стороны одинаковой длины | |||
Общий вывод: данный четырехугольник является квадратом, так как имеет ____ вершины, _____ угла, углы _______, стороны __________. | |||
2 метод- наложение | |||
Положу одну фигуру на другую | |||
Вывод: все стороны и углы совпадают не все строны и углы совпадают. | |||
Общий вывод: являются ли данные четырехугольники квадратом
не являются данные четырехугольники квадратом
Оценочный лист Оценочный лист
____________________ ______________________
Этап урока | Количество балов |
1 кафедра | |
| |
Исследования | |
Практика | |
| |
Итого баллов | |
Оценка за урок |
Этап урока | Количество балов |
1 кафедра | |
| |
Исследования | |
Практика | |
| |
Итого баллов | |
Оценка за урок |
Оценочный лист Оценочный лист
____________________ ______________________
Этап урока | Количество балов |
1 кафедра | |
| |
Исследования | |
Практика | |
| |
Итого баллов | |
Оценка за урок |
Этап урока | Количество балов |
1 кафедра | |
| |
Исследования | |
Практика | |
| |
Итого баллов | |
Оценка за урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок- исследование по ООМ 4 класс "Жизнь древних славян"
Цели: воспитывать интерес к истории своего народа, уважительное отношение к нашим предкам;сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;развивать устную речь, воображе...
Урок - исследование русский язык 4 класс
Тема "Наречие"...
Урок-исследование "Недостающие данные" Математика 3 класс ПНШ "Недостающие данные"
Формирование исследовательских способностей ребенка можно рассматривать как важнейший образовательный ресурс здоровьесбережения. Главные задачи исследовательского обучения: активизировать учебную рабо...
Урок-исследование. Имя существительное. 4 класс
«Урок - исследование. 4 класс. Русский язык. Имя существительное. Исследование слова «мороз». Обобщение знаний. Закрепить умение работать со словарями, производить грамматический разбор»....
урок исследования, русский язык, 2 класс, тема:"Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"
разработка урока с презентацией, русский язык, тема:«Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»,2 класс...
Урок - исследование по чтению 4 класс
Технологическая карта урока чтения в 4 классе. Тема: Знакомство с новым разделом. Ф.И. Тютчев " Как неожиданно и ярко..."...
Урок-исследование по природоведению 5 класс Тема: «Исследование свойств глины и песка»
Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения....