Урок-исследование. Имя существительное. 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
«Урок - исследование. 4 класс. Русский язык. Имя существительное. Исследование слова «мороз». Обобщение знаний. Закрепить умение работать со словарями, производить грамматический разбор».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – исследование. 4 класс.
Учитель начальных классов МОБУСОШ №4
г. Новокубанска Краснодарского края
« Имя существительное. Исследование слова «мороз». Обобщение знаний».
Цель: развитие системного мышления, развитие творческого мышления; формирование таких личностных качеств как ответственность, коммуникабельность.
Задачи: закрепить знания по теме «Имя существительное»; закрепить умение производить виды грамматического анализа; закрепить навыки самостоятельного использования дополнительной литературы и словарей русского языка.
Оборудование: «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова; «Словарь синонимов русского языка» З.Е. Александровой; «Словарь антонимов русского языка» М.В. Львова; «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова; «Словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова; книги о морозе.
Ход урока: Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, урок – исследование. А вы будете исследователями. Предметом нашего исследования будет слово «мороз». Мы посмотрим на это слово с разных сторон науки о русском языке.
Учитель: Что изучает лексика?
Ответы детей (лексика изучает значение слова, антонимы, синонимы, многозначность)
Учитель: Объясните значение слова «мороз» (Ученики дают объяснение слова). Посмотрим, как объясняет это слово С.И.Ожегов в словаре (Зачитывает ученик объяснение из словаря).
Как вы думаете, есть ли у слова «мороз» синоним? (Ответы детей). Давайте уточним в словаре синонимов (Работа детей со словарем).
Есть ли у слова «мороз» антонимы? (Ответы детей). Уточним в словаре антонимов (Работа со словарем).
Учитель: Какие части слова участвуют в образовании новых слов?
Ученики: Приставки, суффиксы.
Учитель: Какой раздел русского языка это изучает? (Ответы детей).
Образуйте новые слова от слова мороз. (Дети зачитывают слова).
Посмотрим в словообразовательный словарь. Какие еще слова могут быть образованы? (Работа со словарем).
Учитель: Что изучает фонетика? (Ответы детей).
Из каких звуков состоит слово «мороз». Выполните фонетический анализ слова. (Работа учеников в тетрадке).
Учитель: Сделаем вывод:
Сколько в слове гласных? (2)
Сколько согласных? (3)
Что можно сказать о количестве букв и звуков? (Оно одинаково)
Какие звуки в слове не соответствуют написанию? (А, С)
Какой раздел поможет правильно написать слово? (Орфография)
Учитель: Что изучает орфография? Какие орфограммы есть в слове мороз? (Ответы детей).
Перед вами текст, в котором пропущены орфограммы. Какое задание можно задать? ( Дети проговаривают задание. Затем задание уточняется: списать, вставить пропущенные буквы, доказать написанное. Самостоятельная работа. Проверка написанного).
Учитель: Что исследует морфология?
Ученики: Слово как часть речи.
Учитель: Слово «мороз» какой частью речи является? Докажите. Произведите морфологический разбор – исследование. (Ответы детей, разбор слова у доски).
Учитель: Какой раздел науки о языке изучает предложение и словосочетание? (Ответы детей)
Придумайте словосочетание со словом «мороз». Составьте предложение с самым красивым словосочетанием. (Ответы детей)
Запишите предложение, разберите по членам предложения и частям речи.
(Работа в тетрадях и у доски)
Учитель: Исследуем слово «мороз» с позиции раздела науки о языке – фразеология.
Давайте вспомним, что изучает фразеология. (Ответы детей) Какие вы знаете устойчивые сочетания со словом «мороз», что они означают и почему появились эти выражения. (Ответы детей) Можно воспользоваться словарем.
Учитель: Пословицы и поговорки – это тоже крылатые слова. Давайте вспомним пословицы и поговорки, есть слово «мороз». (Ответы детей)
Учитель: Русский народ всегда любил зиму, мороз. Поэты посвящали свои стихи морозу, зиме. Послушайте отрывки из стихотворений.
С.А.Маршак.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз….
А.С.Пушкин.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный,
Пора, красавица, проснись….
Н.А. Некрасов.
Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
А еще о морозе слагали сказки: «Мороз Иванович», «Старый Мороз и молодой Морозец» (Можно прочитать отрывки из книг)
Учитель: Вот мы и провели исследование слова «мороз», изучили это слово с точки зрения разных разделов. Какие задания вызвали трудности? Что было интересным? Что нового узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок- исследование по ООМ 4 класс "Жизнь древних славян"
Цели: воспитывать интерес к истории своего народа, уважительное отношение к нашим предкам;сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;развивать устную речь, воображе...
Урок - исследование русский язык 4 класс
Тема "Наречие"...
Урок - исследование. Доли. математика 2 класс
Знакомство с понятием доля. Находить долю от числа. Знакомство с записью дробных чисел....
урок исследования, русский язык, 2 класс, тема:"Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"
разработка урока с презентацией, русский язык, тема:«Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»,2 класс...
Урок - исследование по чтению 4 класс
Технологическая карта урока чтения в 4 классе. Тема: Знакомство с новым разделом. Ф.И. Тютчев " Как неожиданно и ярко..."...
Сценарий урока-исследования предмет музыка 4 класс "Скрипка.Виолончель.Ноктюрн"
В данном сценарии урока-исследования можно проследить деятельность учащихся с самовыведения темы, цели, гипотезы урока, до ее подтверждения в конце. По ходу урока используется поисковая де...
Урок-исследование по природоведению 5 класс Тема: «Исследование свойств глины и песка»
Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения....