Урок-исследование. Имя существительное. 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Чернова Светлана Михайловна

«Урок - исследование. 4 класс. Русский язык. Имя существительное. Исследование слова «мороз». Обобщение знаний. Закрепить умение работать со словарями, производить грамматический разбор».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – исследование. 4 класс.

Учитель начальных классов МОБУСОШ №4

  г. Новокубанска Краснодарского края

« Имя существительное. Исследование слова «мороз». Обобщение знаний».

Цель: развитие системного мышления, развитие творческого мышления; формирование таких личностных качеств как ответственность, коммуникабельность.

Задачи: закрепить знания по теме «Имя существительное»; закрепить умение производить виды грамматического анализа; закрепить навыки самостоятельного использования дополнительной литературы и словарей русского языка.

Оборудование: «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова; «Словарь синонимов русского языка» З.Е. Александровой; «Словарь антонимов русского языка» М.В. Львова; «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова; «Словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова; книги о морозе.

Ход урока: Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, урок – исследование. А вы будете исследователями. Предметом нашего исследования будет слово «мороз». Мы посмотрим на это слово с разных сторон науки о русском языке.

Учитель: Что изучает лексика?

Ответы детей (лексика изучает значение слова, антонимы, синонимы, многозначность)

Учитель: Объясните значение слова «мороз» (Ученики дают объяснение слова). Посмотрим, как объясняет это слово С.И.Ожегов в словаре (Зачитывает ученик объяснение из словаря).

Как вы думаете, есть ли у слова «мороз» синоним?  (Ответы детей). Давайте уточним в словаре синонимов  (Работа детей со словарем).

Есть ли у слова «мороз» антонимы?  (Ответы детей). Уточним в словаре антонимов (Работа со словарем).

Учитель: Какие части слова участвуют в образовании новых слов?

Ученики: Приставки, суффиксы.

Учитель: Какой раздел русского языка это изучает?  (Ответы детей).

Образуйте новые слова от слова мороз.  (Дети зачитывают слова).

Посмотрим в словообразовательный словарь. Какие еще слова могут быть образованы?   (Работа со словарем).

Учитель: Что изучает фонетика?   (Ответы детей).

Из каких звуков состоит слово «мороз». Выполните фонетический анализ слова.  (Работа учеников в тетрадке).

Учитель: Сделаем вывод:

Сколько в слове гласных?   (2)

Сколько согласных?   (3)

Что можно сказать о количестве букв и звуков?    (Оно одинаково)

Какие звуки в слове не соответствуют написанию?      (А, С)

Какой раздел поможет правильно написать слово?      (Орфография)

Учитель: Что изучает орфография? Какие  орфограммы есть в слове мороз?    (Ответы детей).

Перед вами текст, в котором  пропущены орфограммы. Какое задание можно задать?    ( Дети проговаривают  задание.  Затем  задание уточняется: списать, вставить пропущенные буквы, доказать написанное. Самостоятельная работа. Проверка написанного).

Учитель: Что исследует морфология?

Ученики: Слово как часть речи.

Учитель: Слово «мороз»  какой частью речи является? Докажите. Произведите морфологический разбор – исследование.    (Ответы детей, разбор слова у доски).

Учитель:   Какой раздел науки о языке изучает предложение и словосочетание?  (Ответы детей)

Придумайте словосочетание со словом «мороз». Составьте предложение с самым красивым словосочетанием.    (Ответы детей)

Запишите предложение, разберите по членам предложения и частям речи.

(Работа в тетрадях и у доски)

Учитель: Исследуем слово «мороз» с позиции раздела науки о языке – фразеология.

Давайте вспомним, что изучает фразеология.    (Ответы детей) Какие вы знаете устойчивые сочетания со словом «мороз», что они означают и почему появились эти выражения.     (Ответы детей)    Можно воспользоваться словарем.

Учитель: Пословицы и поговорки – это тоже крылатые слова. Давайте вспомним пословицы и поговорки, есть слово «мороз».         (Ответы детей)

Учитель: Русский народ всегда любил зиму,  мороз. Поэты посвящали свои стихи морозу, зиме. Послушайте отрывки из стихотворений.

С.А.Маршак.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз….

А.С.Пушкин.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,

Пора, красавица, проснись….

Н.А. Некрасов.

Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел, был сильный мороз.

А еще о морозе слагали сказки: «Мороз Иванович», «Старый Мороз и молодой Морозец»         (Можно прочитать отрывки из книг)

Учитель: Вот мы и провели исследование слова «мороз», изучили это слово с точки зрения разных разделов. Какие задания вызвали трудности? Что было интересным? Что нового узнали?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок- исследование по ООМ 4 класс "Жизнь древних славян"

Цели: воспитывать интерес к истории своего  народа, уважительное отношение к нашим предкам;сформировать у учащихся представление  о жизни древних славян;развивать  устную речь, воображе...

Урок - исследование. Доли. математика 2 класс

Знакомство с понятием доля. Находить долю от числа. Знакомство с записью дробных чисел....

урок исследования, русский язык, 2 класс, тема:"Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"

разработка урока с презентацией, русский язык, тема:«Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»,2 класс...

Урок - исследование по чтению 4 класс

Технологическая карта урока чтения в 4 классе. Тема: Знакомство с новым разделом. Ф.И. Тютчев " Как неожиданно и ярко..."...

Сценарий урока-исследования предмет музыка 4 класс "Скрипка.Виолончель.Ноктюрн"

В данном сценарии урока-исследования  можно проследить деятельность учащихся с самовыведения темы, цели, гипотезы урока, до ее подтверждения  в конце. По ходу урока используется поисковая де...

Урок-исследование по природоведению 5 класс Тема: «Исследование свойств глины и песка»

Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения....