Урок - исследование русский язык 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тема "Наречие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_issledovanie.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока – исследования на тему «Наречие»

4 класс Учебник «Русский язык» В.В. Репкин.

Технология: исследовательская

Цели  урока:

Обучающая: формирование общего представления о наречии как части речи.

Воспитывающие:

Развивающие:
 Оборудование: ИКТ, набор карточек, словари иТД

Этап урока

Действия учителя

Действия ученика

Организационный момент

-Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач! - Наш урок – урок–исследование. Что значит исследовать?

 - Чтобы исследование прошло результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.

(Дети находят ответ в словаре).

Актуализация знаний

Распределить слова в таблицу по частям речи: февраль, хорошо,   тетрадь,  пенал,  русский,  аккуратно, обедать,
лёгкий, морозный, медленно, рисовать

Имя существительное:  февраль, тетрадь,  пенал.
Имя прилагательное: лёгкий,  русский,  морозный.
Глагол: рисовать, обедать.
? -  аккуратно,  хорошо,  медленно.

Создание проблемной ситуации

постановка проблемы исследования

- С какими трудностями вы столкнулись? Как вы думаете, почему возникли трудности?

- Не смогли определить у всех слов части речи.

- Трудные слова относятся к незнакомой части речи.

Определение темы исследования

- Как называется новая для нас часть речи, вы узнаете, если откроете карточку.. 

Формулирование цели исследования

- Как вы думаете, какова будет цель нашего исследования?

- Познакомиться с новой частью речи «Наречие»  и узнать её особенности.

Выдвижение гипотезы

- Как вы думаете, что же такое «наречие»? Может быть кто-то из вас знает об этой части речи, либо попробуйте предположить.

- Может это самостоятельная часть речи, которая имеет свой вопрос, изменяется, имеет синтаксическую роль.

Вопросы исследования

- Что бы вы хотели узнать о наречии?

Что такое наречие?
На какие вопросы отвечает?
Как изменяется?
Каким членом предложения является?

Проверка гипотезы (проведение эксперимента)

Задания:
Первая группа – на какие вопросы отвечает наречие?
БЛИЗКО, СЛЕВА, СПРАВА
НАПРАВО, НАЛЕВО, ВВЕРХ
СЕГОДНЯ, ВЧЕРА, УТРОМ
ИЗДАЛЕКА, СВЕРХУ, СПРАВА
ЧЕСТНО, ДРУЖНО, ИНТЕРЕСНО
НАРОЧНО, СПЕЦИАЛЬНО 
ПОНЕВОЛЕ, СПРОСОНОК 
Вторая группа – как изменяется?
РАНО
Третья группа – какова синтаксическая роль наречия? Работа с предложениями:

Мы гуляли  долго и весело.  Работа была выполнена быстро и качественно.

Четвёртая группа – зачем нужны в речи?

Определите роль наречий в тексте.

Текст №1

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

( А.Пушкин.)

Текст №2

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей.

(И.Никитин)

Текст №3

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу! За тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

(Ф.Тютчев)

.

Дети проводят исследования по группам.

Интерпретация выводы по результатам исследовательской работы полученных данных

Презентация результатов работ. Выступают организаторы групп.

1 группа-  как, каким образом, где, когда?

2 группа –  не изменяется

3 группа – обстоятельство

4 группа – поясняет признак действия

Применение новых знаний в учебной деятельности

- Если слово не изменяется, то какая часть слова у него отсутствует?

- Придумайте наречия и выполните их морфемный разбор.

- Окончание.

Самост. работа, коллективное обсуждение результатов.

Подведение итогов урока

- Расскажите о наречии всё, что вы узнали.

Формулирование определения части речи детьми.

Работа с учебником

-Откройте учебник на с.110  и прочитайте правило. Все ли выводы мы с вами сделали?

Самоконтроль и самооценка

-Вы довольны уроком? Как бы вы закончили наш урок?

Наречие – часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы как?  каким образом?, в предложении выражено обстоятельством.

-1 уч. Да, но мы узнали о наречии еще больше, чем в учебнике.

- 1уч. Я сегодня неожиданно для себя на уроке сделал открытие. Я знаю, что такое наречие!

- 2 уч. Сегодня я не напрасно был на уроке, потому что я умею находить наречие в предложении.

-3 уч. Я непременно расскажу маме об уроке , о наречии и о том, как у меня все получалось и о том, что у меня остались вопросы.

Домашнее задание

-Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведений .Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – исследование Русский язык УМК «Гармония» 2 класс (1-4)

Урок – исследованиеРусский языкУМК «Гармония»2 класс (1-4)...

Урок – исследование. Русский язык, 2класс. Род имён существительных. Система Л.В. Занкова.

Урок построен в форме исследования. Формы организации учебной деятельности на уроке способствуют развитию умений у учащихся вести исследовательскую деятельно...

Урок-исследование русского языка "Соединительные гласные -О-, -Е- в сложных словах" (3 класс)

Урок проведен в рамках месячника учителей начальных классов...

презентация к уроку-исследованию русского языка "Наречие"

В данной презентации ярко и доступно раскрывавется тема "Наречие"....

урок исследования, русский язык, 2 класс, тема:"Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"

разработка урока с презентацией, русский язык, тема:«Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»,2 класс...

Урок-исследование русского языка во 2-ом классе по теме: « Приставка как часть слова»

Урок русского языка для 2-го класса рассчитан на использование УМК "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Преподавание ведется по учебнику «Русский язык», под редакцией  С.В....

Урок - исследование , русский язык, 3 класс. Тема: «Род имён существительных»

Урок - исследование , русский язык, 3 класс.Тема: «Род имён существительных»...