Урок - исследование по чтению 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Технологическая карта урока чтения в 4 классе. Тема: Знакомство с новым разделом. Ф.И. Тютчев " Как неожиданно и ярко..." 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx36.66 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока - исследования

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4Б

Учитель: Михайлова Н. Д.

Тема: Знакомство с названием раздела. Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: познакомить с названием нового раздела; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов; сравнивать художественный стиль речи от разговорного; расширить знания о творчестве Ф.И. Тютчева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, наблюдательность.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

- прогнозировать содержание раздела;

- отличать разговорный стиль речи от художественного стиля;

2. Метапредметные:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других;

- развивать навыки выразительного чтения;

- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,  

- развивать память, внимание, речь, творческие способности.

3. Личностные:

- привлекать  учеников к прочтению и изучению лирических произведений русских  писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;

-воспитывать любовь и уважение к родной природе;

-утвердить значимость и ценность каждого слова;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- развивать творческие способности каждого ученика.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, учебник, маршрутные листы, краски, ватман, словари.

ХОД УРОКА            Учитель заранее делит класс на 5 групп (по уровню знаний), но название группы не называет.

                   Для проведения урока-исследования требуется два урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

  1. Организационный момент

-Ребята, я рада встрече с вами на этом уроке. Думаю, что он станет уроком настроений, раздумий, доброты и красоты.  Помогать нам в этом будут музыка и живопись.

Дети проверяют свою готовность к уроку.

  1. Актуализация знаний.

Постановка проблемы.

 -За окном царствует зима, заставляет нас кутаться в шубы. Зима покрыла снегом всю землю, добралась до птиц, затем до рыб. А вот как пишет один из известных поэтов о зиме.

Всюду снег; кругом всё тихо; Зимним сном природа спит,

И сквозь туч – седых и хмурых - Тускло солнышко  глядит. ( Иван Белоусов) А сейчас я скажу вам  предложение, а вы, ребята, вспомните строки Ивана Сурикова.

 -Белый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.  

-Что вам больше понравилось, мои высказывания или высказывания  известных поэтов.

-Я использовала какой стиль речи? А поэты? ( разговорный и художественный)

-Сегодня мы с вами отправимся в другое время года. Исследуем поэтический мир, нарисуем для себя неповторимые пейзажи. А раз мы будем исследовать, а значит, мы будем кем?

- А кто такие исследователи?  

Давайте найдём значение этого слова в словаре современного русского  литературного языка.

Исследователи сначала ставят проблему, а потом ищут доказательства.

А какую проблему поставим мы перед собой?

 Как поэтам удаётся так красиво, плавно, ритмично передавать свои чувства, чем отличается художественный стиль речи от разговорной.

Как мы будем решать проблему?

Дети вспоминают известные строки: Белый снег, пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится.

Ответы детей.

Дети предлагают ответы.

Ответы детей.

Предположения детей.

Находят значение слова в словаре.

Предположения детей.

  1. Речевая разминка. «Кто хочет разговаривать»

-Для начала проведём разминку, чтобы правильно и внятно выговаривать слова. ( Слайд )

Дети читают шёпотом . 3 -4 ученика читают вслух.

  1. Самоопределение к деятельности.

А чьё же стихотворение мы будем рассматривать в ходе доказательства? Назовите авторов данных произведений и вы узнаете автора стихотворения. ( Слайд )

Дары Терека                                  Л. Н. Толстой

Детство                                           М. Ю. Лермонтов

Мальчики                                      Ф. И. Тютчев

                                                          А. П. Чехов

-Итак, автор: Ф. И. Тютчев, который открывает перед нами новый раздел « Поэтическая тетрадь» Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова Л. Н. Толстого.

«Без Тютчева нам жить нельзя» ( на доску)

Стараются правильно соотнести название произведений с автором.

Ответы детей.

  1. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью писателя.

- Но сначала давайте послушаем краткую биографию поэта. (  Можно взять информацию на стр.138 планы конспекты уроков литературного чтения 4 класс «Школа России»).

-Ответьте на вопросы:

1. В каком году родился писатель?

2. В какой семье родился поэт?

3. Где получил первоначальное образование?

4. Какой университет закончил?

5. Сколько лет провел за границей?

6. В каком году умер?

7. Сколько лет прожил поэт?

Откройте учебник на стр.139 -140 и прочитайте название  стихотворения, которое мы будем исследовать.

- Прослушайте аудиозапись стихотворения.

2 заранее подготовленные ученика рассказывают интересные факты из жизни поэта.

Остальные ученики прослушивают биографию и отвечают на вопросы.

Открывают учебник и прочитывают название стиха.

Дети следят по тексту за чтением актера.

  1. Продолжение работы с темой урока.

-Итак, для начала мы разобьёмся на группы. У кого на партах

1.красные полоски –« языковеды» (узнать значение незнакомых слов), в помощь словари;

2.оранжевые полоски – « наблюдатели»

( наблюдают какие части речи использовал поэт);

3.жёлтые полоски – « рифмооткрыватели»

( записать слова – рифмы и придумать свои слова – рифмы)

4.голубые – «мыслители»  ( повышенной сложности, найти средства выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворение);

5. фиолетовые – «художники» (получают краски, ватман, определить тему и нарисовать картину, обращая внимание на слова, которые помогают представить эту картину)

-Для начала задание общее для всех групп.

- Прочитайте высказывания известных поэтов, писателей о Ф.И. Тютчеве и скажите, как его характеризуют.  Приложение 1

Дети рассаживаются по группам. Каждая группа получает свой значок, маршрутный лист и всё необходимое для работы.

Дети читают высказывания о поэте,  высказывают свои предположения, вывешивают на доске.

7.Физминутка « Здравствуй, радуга –дуга»

 - Повторяйте движения за мной.

Дети повторяют движения за учителем.

Работа над стихотворением

Учитель в роли консультанта

- Представляется  слово каждой группе.

Учитель по мере выступления показывает слайды.

А вот как изобразил радугу А. К. Саврасов. (слайд)

Может ли эта картина проиллюстрировать стихотворение?

Каждая команда самостоятельно выполняет своё задание. Каждая команда выходит к доске, высказывают свои предположения и вывешивают на доску. (приложение 2)

Предположения детей.

  1. Рефлексия.

- Как же поэтам удаётся так красиво, плавно и ритмично передавать свои мысли?

-Какая же тема этого стихотворения?

- Всё живое едино. Поняв, это мы можем разобраться в своих проблемах.

- Чем же отличается художественный стиль от разговорного стиля?

Ответы учеников.

Предположения детей.

  1. Работа над выразительностью.

-А сейчас общее задание: приготовиться выразительно читать. Но сначала повторим правила выразительного чтения (слайд)

Подготовка детей к выразительному чтению.

Художественное чтение (под музыку)

10.Итог урока.

-С каким произведением познакомились? Понравилось быть исследователями? Добились цели? Было трудно?

Ответы детей.

  1.  Домашнее задание.

Выучить любое стихотворение, стр. 138 -140.

Ученики записывают д/з в дневник.

Приложение 1

1.«Он блистал, как сын природы, играя взглядом и умом,

Блистал, как летом блещут воды, как месяц блещет над холмом.»

 Н. М. Рубцов

2."Главное достоинство стихотворений Ф. Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы”.  Некрасов Н.А.

3.«Во всех этих стихотворениях есть или удачная мысль, или чувство, или картина, и все они выражены поэтически, как умеют выражаться только люди даровитые». Некрасов Н.А.

4.«Он умён и мил; он один умеет расшевелить меня и дёргать за язык». П.А. Вяземский

5.«Скажу по секрету, по большому секрету: Тютчев очень замечателен… Впрочем, многие из его стихов превосходны...».

Ф.М. Достоевский

6. «Когда я прочел Тютчева, то просто обмер от величины его творческого таланта. Без Тютчева нам жить нельзя.» Л. Н. Толстой

Приложение 2

Языковеды : воздвиглась – построилась, арка –криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами, изнемогла – потеряла силы, нега –блаженство.

Наблюдатели:  почему так много глаголов? ( лучше помогают представить и внушают восторг, трепе перед красотой)

Мыслители: эпитеты- воздушная, влажная, радужна; олицетворения: воздвиглась, вонзила, ушла, обхватила, изнемогла; олицетворение: арка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Знакомство с названием раздела. Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко …».

Слайд 2

Кто хочет разговаривать? Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.

Слайд 3

Подумай! Название произведения «Дары Терека» «Детство» «Мальчики» Автор произведения Л. Н. Толстой М. Ю. Лермонтов Ф. И. Тютчев А . П. Чехов

Слайд 4

«Без Тютчева нам жить нельзя» Л. Н. Толстой

Слайд 5

Ф . И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»

Слайд 6

1 .«Он блистал, как сын природы, и грая взглядом и умом, Блистал, как летом блещут воды, как месяц блещет над холмом.» Н. М. Рубцов 2." Главное достоинство стихотворений Ф. Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы ”. Некрасов Н.А. 3.«Во всех этих стихотворениях есть или удачная мысль, или чувство, или картина, и все они выражены поэтически, как умеют выражаться только люди даровитые ». Некрасов Н.А. 4 .«Он умён и мил; он один умеет расшевелить меня и дёргать за язык ». П.А . Вяземский 5 .«Скажу по секрету, по большому секрету: Тютчев очень замечателен… Впрочем, многие из его стихов превосходны ...». Ф.М . Достоевский 6 . «Когда я прочел Тютчева, то просто обмер от величины его творческого таланта . Без Тютчева нам жить нельзя.» Л. Н. Толстой

Слайд 7

Языковеды Воздвиглась -построилась Арка – криволинейное перекрытие п роёма в стене или простванстве Изнемогла –потеряла силы Нега - блаженство

Слайд 8

Наблюдатели с уществительные п рилагательные глаголы наречия местоимения предлоги числительные союзы

Слайд 9

Рифмооткрыватели я рко -арка с иневе- торжестве в онзила -обхватила у шла - изнемогла в иденье -мгновенье п обледнело - всецело И что ж - живёшь о чей -скорей

Слайд 10

Мыслители 1.Эпитет - влажной, воздушная, радужном 2.Олицетворение – воздвиглась, изнемогла, обхватила, вонзила 3.Метафора – воздушная воздвиглась арка

Слайд 13

Домашнее задание Стр. 138-140 наизусть по выбору


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование в 4 классе по теме: "Делать хорошее людям - хорошеть самому"

Главными новообразованиями детей младшего школьного возраста является внутренний план действий, позволяющий осуществлять умственную деятельность про себя, без опоры на внешние объекты. Дети этог...

Урок-исследование в 1 классе "Зимующие птицы"

Открытый урок окружающего мира в 1 классе. Урок построен в игровой форме, прилагается сценка из жизни птиц "Доживем до весны"...

Окружающий мир. Урок-исследование в 4 классе по теме: "Микроклимат классного помещения"

Урок – исследование: «Микроклимат классного помещения» Учитель: Леонова Елена Александровна (МБОУ СОШ №4 г. Асино, первая квалификационная категория, стаж работы 29 лет)  Данный урок ра...

Урок - исследование в 4 классе "Когда дом становится опасным"

Обучающиеся на уроке из проблемной ситуации выводят гипотезы:- дом опасен;- дом не опасен.Делятся (по личным мнениям)  на две группы и исследуют данную проблему,делают вывод, информируют участник...

Открытый урок-исследование во 2 классе "Фразеологизмы"

Урок-исследование по русскому языку во 2 классе на тему "Фразеологизмы". Знакомство с новым материалом....

Урок-исследование в 4 классе по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, п...