Урок - исследование по чтению 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Технологическая карта урока чтения в 4 классе. Тема: Знакомство с новым разделом. Ф.И. Тютчев " Как неожиданно и ярко..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 36.66 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока - исследования
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4Б
Учитель: Михайлова Н. Д.
Тема: Знакомство с названием раздела. Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: познакомить с названием нового раздела; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов; сравнивать художественный стиль речи от разговорного; расширить знания о творчестве Ф.И. Тютчева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, наблюдательность.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
- прогнозировать содержание раздела;
- отличать разговорный стиль речи от художественного стиля;
2. Метапредметные:
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других;
- развивать навыки выразительного чтения;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,
- развивать память, внимание, речь, творческие способности.
3. Личностные:
- привлекать учеников к прочтению и изучению лирических произведений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;
-воспитывать любовь и уважение к родной природе;
-утвердить значимость и ценность каждого слова;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- развивать творческие способности каждого ученика.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, учебник, маршрутные листы, краски, ватман, словари.
ХОД УРОКА Учитель заранее делит класс на 5 групп (по уровню знаний), но название группы не называет.
Для проведения урока-исследования требуется два урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей |
| -Ребята, я рада встрече с вами на этом уроке. Думаю, что он станет уроком настроений, раздумий, доброты и красоты. Помогать нам в этом будут музыка и живопись. | Дети проверяют свою готовность к уроку. |
Постановка проблемы. | -За окном царствует зима, заставляет нас кутаться в шубы. Зима покрыла снегом всю землю, добралась до птиц, затем до рыб. А вот как пишет один из известных поэтов о зиме. Всюду снег; кругом всё тихо; Зимним сном природа спит, И сквозь туч – седых и хмурых - Тускло солнышко глядит. ( Иван Белоусов) А сейчас я скажу вам предложение, а вы, ребята, вспомните строки Ивана Сурикова. -Белый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю. -Что вам больше понравилось, мои высказывания или высказывания известных поэтов. -Я использовала какой стиль речи? А поэты? ( разговорный и художественный) -Сегодня мы с вами отправимся в другое время года. Исследуем поэтический мир, нарисуем для себя неповторимые пейзажи. А раз мы будем исследовать, а значит, мы будем кем? - А кто такие исследователи? Давайте найдём значение этого слова в словаре современного русского литературного языка. Исследователи сначала ставят проблему, а потом ищут доказательства. А какую проблему поставим мы перед собой? Как поэтам удаётся так красиво, плавно, ритмично передавать свои чувства, чем отличается художественный стиль речи от разговорной. Как мы будем решать проблему? | Дети вспоминают известные строки: Белый снег, пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится. Ответы детей. Дети предлагают ответы. Ответы детей. Предположения детей. Находят значение слова в словаре. Предположения детей. |
| -Для начала проведём разминку, чтобы правильно и внятно выговаривать слова. ( Слайд ) | Дети читают шёпотом . 3 -4 ученика читают вслух. |
| А чьё же стихотворение мы будем рассматривать в ходе доказательства? Назовите авторов данных произведений и вы узнаете автора стихотворения. ( Слайд ) Дары Терека Л. Н. Толстой Детство М. Ю. Лермонтов Мальчики Ф. И. Тютчев А. П. Чехов -Итак, автор: Ф. И. Тютчев, который открывает перед нами новый раздел « Поэтическая тетрадь» Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова Л. Н. Толстого. «Без Тютчева нам жить нельзя» ( на доску) | Стараются правильно соотнести название произведений с автором. Ответы детей. |
Знакомство с жизнью писателя. | - Но сначала давайте послушаем краткую биографию поэта. ( Можно взять информацию на стр.138 планы конспекты уроков литературного чтения 4 класс «Школа России»). -Ответьте на вопросы: 1. В каком году родился писатель? 2. В какой семье родился поэт? 3. Где получил первоначальное образование? 4. Какой университет закончил? 5. Сколько лет провел за границей? 6. В каком году умер? 7. Сколько лет прожил поэт? Откройте учебник на стр.139 -140 и прочитайте название стихотворения, которое мы будем исследовать. - Прослушайте аудиозапись стихотворения. | 2 заранее подготовленные ученика рассказывают интересные факты из жизни поэта. Остальные ученики прослушивают биографию и отвечают на вопросы. Открывают учебник и прочитывают название стиха. Дети следят по тексту за чтением актера. |
| -Итак, для начала мы разобьёмся на группы. У кого на партах 1.красные полоски –« языковеды» (узнать значение незнакомых слов), в помощь словари; 2.оранжевые полоски – « наблюдатели» ( наблюдают какие части речи использовал поэт); 3.жёлтые полоски – « рифмооткрыватели» ( записать слова – рифмы и придумать свои слова – рифмы) 4.голубые – «мыслители» ( повышенной сложности, найти средства выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворение); 5. фиолетовые – «художники» (получают краски, ватман, определить тему и нарисовать картину, обращая внимание на слова, которые помогают представить эту картину) -Для начала задание общее для всех групп. - Прочитайте высказывания известных поэтов, писателей о Ф.И. Тютчеве и скажите, как его характеризуют. Приложение 1 | Дети рассаживаются по группам. Каждая группа получает свой значок, маршрутный лист и всё необходимое для работы. Дети читают высказывания о поэте, высказывают свои предположения, вывешивают на доске. |
7.Физминутка « Здравствуй, радуга –дуга» | - Повторяйте движения за мной. | Дети повторяют движения за учителем. |
Работа над стихотворением | Учитель в роли консультанта - Представляется слово каждой группе. Учитель по мере выступления показывает слайды. А вот как изобразил радугу А. К. Саврасов. (слайд) Может ли эта картина проиллюстрировать стихотворение? | Каждая команда самостоятельно выполняет своё задание. Каждая команда выходит к доске, высказывают свои предположения и вывешивают на доску. (приложение 2) Предположения детей. |
| - Как же поэтам удаётся так красиво, плавно и ритмично передавать свои мысли? -Какая же тема этого стихотворения? - Всё живое едино. Поняв, это мы можем разобраться в своих проблемах. - Чем же отличается художественный стиль от разговорного стиля? | Ответы учеников. Предположения детей. |
| -А сейчас общее задание: приготовиться выразительно читать. Но сначала повторим правила выразительного чтения (слайд) | Подготовка детей к выразительному чтению. Художественное чтение (под музыку) |
10.Итог урока. | -С каким произведением познакомились? Понравилось быть исследователями? Добились цели? Было трудно? | Ответы детей. |
| Выучить любое стихотворение, стр. 138 -140. | Ученики записывают д/з в дневник. |
Приложение 1
1.«Он блистал, как сын природы, играя взглядом и умом,
Блистал, как летом блещут воды, как месяц блещет над холмом.»
Н. М. Рубцов
2."Главное достоинство стихотворений Ф. Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы”. Некрасов Н.А.
3.«Во всех этих стихотворениях есть или удачная мысль, или чувство, или картина, и все они выражены поэтически, как умеют выражаться только люди даровитые». Некрасов Н.А.
4.«Он умён и мил; он один умеет расшевелить меня и дёргать за язык». П.А. Вяземский
5.«Скажу по секрету, по большому секрету: Тютчев очень замечателен… Впрочем, многие из его стихов превосходны...».
Ф.М. Достоевский
6. «Когда я прочел Тютчева, то просто обмер от величины его творческого таланта. Без Тютчева нам жить нельзя.» Л. Н. Толстой
Приложение 2
Языковеды : воздвиглась – построилась, арка –криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами, изнемогла – потеряла силы, нега –блаженство.
Наблюдатели: почему так много глаголов? ( лучше помогают представить и внушают восторг, трепе перед красотой)
Мыслители: эпитеты- воздушная, влажная, радужна; олицетворения: воздвиглась, вонзила, ушла, обхватила, изнемогла; олицетворение: арка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кто хочет разговаривать? Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
Подумай! Название произведения «Дары Терека» «Детство» «Мальчики» Автор произведения Л. Н. Толстой М. Ю. Лермонтов Ф. И. Тютчев А . П. Чехов
«Без Тютчева нам жить нельзя» Л. Н. Толстой
Ф . И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»
1 .«Он блистал, как сын природы, и грая взглядом и умом, Блистал, как летом блещут воды, как месяц блещет над холмом.» Н. М. Рубцов 2." Главное достоинство стихотворений Ф. Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы ”. Некрасов Н.А. 3.«Во всех этих стихотворениях есть или удачная мысль, или чувство, или картина, и все они выражены поэтически, как умеют выражаться только люди даровитые ». Некрасов Н.А. 4 .«Он умён и мил; он один умеет расшевелить меня и дёргать за язык ». П.А . Вяземский 5 .«Скажу по секрету, по большому секрету: Тютчев очень замечателен… Впрочем, многие из его стихов превосходны ...». Ф.М . Достоевский 6 . «Когда я прочел Тютчева, то просто обмер от величины его творческого таланта . Без Тютчева нам жить нельзя.» Л. Н. Толстой
Языковеды Воздвиглась -построилась Арка – криволинейное перекрытие п роёма в стене или простванстве Изнемогла –потеряла силы Нега - блаженство
Наблюдатели с уществительные п рилагательные глаголы наречия местоимения предлоги числительные союзы
Рифмооткрыватели я рко -арка с иневе- торжестве в онзила -обхватила у шла - изнемогла в иденье -мгновенье п обледнело - всецело И что ж - живёшь о чей -скорей
Мыслители 1.Эпитет - влажной, воздушная, радужном 2.Олицетворение – воздвиглась, изнемогла, обхватила, вонзила 3.Метафора – воздушная воздвиглась арка
Домашнее задание Стр. 138-140 наизусть по выбору
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование в 4 классе по теме: "Делать хорошее людям - хорошеть самому"
Главными новообразованиями детей младшего школьного возраста является внутренний план действий, позволяющий осуществлять умственную деятельность про себя, без опоры на внешние объекты. Дети этог...
Урок-исследование в 1 классе "Зимующие птицы"
Открытый урок окружающего мира в 1 классе. Урок построен в игровой форме, прилагается сценка из жизни птиц "Доживем до весны"...
Окружающий мир. Урок-исследование в 4 классе по теме: "Микроклимат классного помещения"
Урок – исследование: «Микроклимат классного помещения» Учитель: Леонова Елена Александровна (МБОУ СОШ №4 г. Асино, первая квалификационная категория, стаж работы 29 лет) Данный урок ра...
Урок - исследование в 4 классе "Когда дом становится опасным"
Обучающиеся на уроке из проблемной ситуации выводят гипотезы:- дом опасен;- дом не опасен.Делятся (по личным мнениям) на две группы и исследуют данную проблему,делают вывод, информируют участник...
Открытый урок-исследование во 2 классе "Фразеологизмы"
Урок-исследование по русскому языку во 2 классе на тему "Фразеологизмы". Знакомство с новым материалом....
Урок-исследование в 4 классе по окружающему миру на тему "Куликовская битва"
Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, п...