урок исследования, русский язык, 2 класс, тема:"Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
разработка урока с презентацией, русский язык, тема:«Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»,2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока с презентацией | 527.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 2 «Г» класс, тема: «Правописание буквосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу».
Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу», раздел «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».
Цели | Образовательные: - -.Закреплять знания о правилах правописания изученных буквосочетаний; -Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся; воспитывать познавательный интерес к предмету; -Способствовать развитию правильной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной , коллективной и индивидуальной работе. Формировать УУД: Личностные: - проявляет интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов. Регулятивные УУД: -определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;- сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям , выработанный в классе; -оценивает действия, ориентируясь на его содержательные основания - Коммуникативные УУД:- оформляет свою мысль в устной и письменной речи;- обосновывает высказанное суждение;- старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;- умеет задавать уточняющие вопросы. - Познавательные УУД: - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;- находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. |
Планируемый результат | Предметные: в результате освоения данной темы ученик овладеет умениями писать слова с изученными буквосочетаниями, приводить примеры слов с данными сочетаниями. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, группе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Основные понятия | Правописание буквосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
Межпредметные связи | Русский язык, окружающий мир. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - учебник - презентация «Правописание буквосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу». - тетрадь - карточки |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах |
По типу урока-это урок открытия нового знания, при использовании технологии исследования.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Ι. Актуализация знаний. | Будем отвечать активно, - Мы работаем под девизом: интересно всё то, что неизвестно. Русский язык богат тайнами, в том числе есть тайны у орфограмм. Сегодня на уроке каждый из вас должен провести своё исследование и сделать своё открытие. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа.
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде кластера, схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. | |
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. | а) Орфографическая работа. Загадка №1: Пьёт бензин, как молоко, Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Подберите к слову машина однокоренные слова. На доску вывешивается карточка с однокоренными словами:
Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково. В современном мире машины облегчают труд человека. Загадка №2: Очень мирные мы змеи. Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Как вы догадались, что это ужи? Что вы знаете о них? Вывод: ужи - это не ядовитые змеи, они занесены в Красную Книгу Природы. Загадка № 3: На огне ворчу-бурчу, А потом чихаю: пар я выпускаю (чайник) Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Вывод: если чайник электрический, необходимо соблюдать правила обращения с электроприборами. Будьте осторожны с кипятком и паром. Загадка № 4: Он хорошо для кислых щей Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. В словаре Ожегова находим лексическое значение. Щавель - это травянистое растение с кислыми съедобными листьями. Вывод: Щавель - это однозначное слово. Перед едой листья необходимо тщательно промыть в воде. Листья щавеля богаты витамином С. Загадка № 5: Урод стоит на палке С бородой из мочалки (чучело) Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. В словаре Ожегова находим лексическое значение. Вывод: слово чучело имеет 3 лексических значения. Значит слово многозначное. Учитель показывает чучело птиц. Загадка № 6: Полосатая злодейка Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Вывод: С уроков окружающего мира мы узнали, что щука - это пресноводная рыба, хищница, мясо очень вкусное, желчь щуки берут на лекарство. Щука питается не только мелкой рыбёшкой, она хватает уток, утят, поэтому в народе её прозвали утятницей. б) Определение темы урока Ребята, прочитайте все слова и назовите тему урока. - Определите цель. -Что вы знаете про звуки [ж], [ш]? -Что вы знаете про звуки [ч], [щ]? в) - Сейчас работаем по учебнику – знакомимся с правилом. - А я вам предлагаю правило в стихах. В сочетаниях жи - ши Только и всегда пиши! В сочетаниях ча – ща Пишем только букву а. В сочетаниях чу – щу Пишут только букву у. - Начинаем исследование по упражнению 14, стр. 11 | Записывают слова, ставят ударение, выделяют орфограмму. Подбирают однокоренные слова. Находят слово в словаре Ожегова. «Правописание буквосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу». - Научиться правильно писать буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. (Эти звуки всегда твердые). (Эти звуки всегда мягкие). | 6. Находить ответы на вопросы учителя. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом на слайде. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. |
Представьте, что мы рыбаки (приняли позу рыбака). Проговаривается чистоговорка: Щуку я тащу-тащу Обобщение силами учащихся а) Письмо по памяти: Записать чистоговорку в тетрадь, выделить орфограмму. Вывод: чу-щу пишу с буквой у. б) Составление деформированного предложения: Ловить рыбу нам помогали Наташа и Серёжа. А для кого? Составьте предложение и запишите его в тетрадь, выделите орфограммы. На доске записаны слова: у / Наташи / кошка / и пушистая / Серёжи / Пушинка / рыбу / ест. Проверка: Назовите слова, написанные с заглавной буквы, почему? Найдите грамматическую основу в предложении. Вывод: жи-ши пиши с буквой и. в) Игра "Фотогрф" Накормили Пушинку, отдохнём и поиграем. Описание игры: на доске 20 слов с буквосочетаниями ча-ща: чашка, чаща, роща, початок, щавель, площадка, частый, чайка, пощада, круча, туча, свеча, пища, каланча, чай, чайник, часы, часовщик, чащоба, кричать, чашечка и др. Дети в течение двух минут читают слова, а потом записывают в тетрадь по памяти. Обозначают орфограммы. Проверка: кто больше запомнил и написал слов? Вывод: ча-ща пишу с буквой а.
Рано утром в парк ходили, Там снеговика лепили, А потом с горы катились, Веселились и резвились. В Таню кинули снежком, В Вову кинули снежком, В Мишу кинули снежком - Получился снежный ком! Холодно гулять зимой - Побежим скорей домой!
Каждый ученик получает карточку с заданием вставить пропущенные буквы и выделить орфограммы. Для сильных учащихся - 5 предложений. Для слабых учащихся - 3 предложения. В ч...ще щебеч...т стриж... и чиж... . Мама купила ч...йные ч...ашки и блюдца. У Маш... и Миш... цветные карандаш... . У Серёж... ч...десный новый рюкзак. Бабушка сварила щ...велевый суп. Вывод: какие правила вы применяли при выполнение этого задания?
Дети прослушивают фрагменты детских песенок и записывают слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. "Песенка крокодила Гены" (прохожим, непогожий) "Чунга-Чанга" (чунга-чанга, чудо, счастье, жить) "Два весёлых гуся" (жили) "Голубой вагон" (бежит, качается. Кончается) "Крейсер Аврора" (притихший) "Песенка Красной шапочки" (вышины, ширины) "Шире круг" (шире) "Добрый жук" (жил) "Катюша" (груши) "Если с другом вышел в путь" (чуть-чуть) и другие Проверка. Вывод: хоровое проговаривание каждого правила жи-ши пиши с буквой и, ча-ща пиши с буквой а, чу-щу пиши с буквой у. На доске появляются карточки с правилами. | Проговорили 2-3 раза. Учащиеся самостоятельно делают выводы. (ходьба на месте) (махи руками) (волнообразные движения руками) (прыжки) (киваем головой) (возвращаемся на места) Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями и оценивают работу одноклассника, высказывают своё мнение. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре, группе. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать делать выводы. 2. Оценивать соседа. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 4. Установка на здоровый образ жизни |
ΙV. Итог урока. |
ОРФОГРАММА ЖИ-ШИ ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ И А У
- Какова была тема нашего урока? - Какие правила мы повторили? - Кому понравился урок? - Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения? - Какой праздник приближается к нам? -Дедушка Мороз прислал нам приглашение. - Давайте нарядим нашу елочку. | ||
V. Домашнее задание. | С. 12, упр. 16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему : " Буквосочетания чк,чн и щн"
Конспект урока по русскому языку на тему: «Буквосочетания чк, чн, щн». 1 класс, УМК Л. В. Занков, учебник: « Русский язык» Полякова А.В.Подготовила: Григорьева Е.С. учитель нач...
Открытый урок по русскому языку по теме:"Буквосочетания ЧК, ЧН."
Данный урок был разработан для городского конкурса "Педагог года-2015", в котором я принимала участие.Предназначен для 1 класса,работающего по программе "Школа России"....
Урок русского языка по теме "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу" 2 класс
Овладевают умениями писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, приводить примеры; первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфогра...
Конспект урока по русскому языку на тему: «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ» 2 класс
Цель: повторить с правописанием буквосочетаний; развитие орфографической зоркости; воспитание уважительного отношения к языку....
Конспект урока по русскому языку на тему "Буквосочетания жи-ши" (1 класс)
Тип урока: ОНЗЦель: выработать навык правописания гласной буквы И после шипящих Ж и Ш.Задачи:- формировать орфографическую зоркость, умение оформлять предложения на письме;- развивать коммуникативные ...
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Буквосочетания жи-ши" (1 класс)
Тип урока: ОНЗЦель: выработать навык правописания гласной буквы И после шипящих Ж и Ш.Задачи:- формировать орфографическую зоркость, умение оформлять предложения на письме;- развивать коммуникативные ...
Открытый урок по русскому языку по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу", 2 класс, УМК "Школа России".
Материал может быть полезен при подготовке конспекта урока по расскому языку....