урок исследования, русский язык, 2 класс, тема:"Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Тушнолобова Светлана Владимировна

разработка урока с презентацией, русский язык, тема:«Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»,2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока с презентацией527.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка   2 «Г»  класс, тема: «Правописание буквосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу», раздел «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

Цели

Образовательные: -

-.Закреплять знания о правилах правописания изученных буквосочетаний; 

-Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся; воспитывать познавательный интерес к предмету;

            -Способствовать развитию правильной  речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной ,  коллективной и индивидуальной работе.

Формировать УУД:

 Личностные: - проявляет интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов.

  Регулятивные УУД: -определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;- сопоставляет свою работу  с образцом; оценивает ее по критериям , выработанный в классе; -оценивает действия, ориентируясь на его содержательные основания

- Коммуникативные УУД:- оформляет свою мысль в устной и письменной речи;- обосновывает высказанное суждение;- старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;- умеет задавать уточняющие вопросы.

- Познавательные УУД: - сравнивает  и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;- находит  необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может  пригодиться для решения проблемы.

Планируемый результат

Предметные: в результате освоения данной темы ученик овладеет умениями писать слова с изученными буквосочетаниями, приводить примеры слов с данными сочетаниями.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, группе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основные понятия

Правописание буквосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

-  учебник

- презентация «Правописание буквосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу».

- тетрадь

- карточки

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах

По типу урока-это урок открытия нового знания, при использовании технологии исследования.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ι. Актуализация знаний.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

- Мы работаем под девизом: интересно всё то, что неизвестно. Русский язык богат тайнами, в том числе есть тайны у орфограмм. Сегодня на уроке каждый из вас должен провести своё исследование и сделать своё открытие.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде кластера, схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

а) Орфографическая работа.

Загадка №1:

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Носит обувь из резины,
Называется… (машина)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Подберите к слову машина однокоренные слова. На доску вывешивается карточка с однокоренными словами:

  • машинка
  • машинное (масло)
  • машинист
  • машинистка
  • машиностроение

Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково. В современном мире машины облегчают труд человека.

Загадка №2:

Очень мирные мы змеи.
Любим жить в лесах у рек
Яда вовсе не имеем
И не знались с ним во век (ужи)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Как вы догадались, что это ужи? Что вы знаете о них?

Вывод: ужи - это не ядовитые змеи, они занесены  в Красную Книгу Природы.

Загадка № 3:

На огне ворчу-бурчу,

А потом чихаю: пар я выпускаю (чайник)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Вывод: если чайник электрический, необходимо соблюдать правила обращения с электроприборами. Будьте осторожны с кипятком и паром.

Загадка № 4:

Он хорошо для кислых щей
Помимо прочих овощей (щавель)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. В словаре Ожегова находим лексическое значение. Щавель - это травянистое растение с кислыми съедобными листьями.

Вывод: Щавель - это однозначное слово. Перед едой листья необходимо тщательно промыть в воде. Листья щавеля богаты витамином С.

Загадка № 5:

Урод стоит на палке

С бородой из мочалки (чучело)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. В словаре Ожегова находим лексическое значение.

Вывод: слово чучело имеет 3 лексических значения. Значит слово многозначное. Учитель показывает чучело птиц.

Загадка № 6:

Полосатая злодейка
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку
Не проглотит лишь ерша (щука)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Вывод: С уроков окружающего мира мы узнали, что щука - это пресноводная рыба, хищница, мясо очень вкусное, желчь щуки берут на лекарство. Щука питается не только мелкой рыбёшкой, она хватает уток, утят, поэтому в народе её прозвали утятницей.

б) Определение темы урока

Ребята, прочитайте все слова и назовите тему урока.

- Определите цель.

-Что вы знаете про звуки [ж], [ш]?

 -Что вы знаете про звуки [ч], [щ]?

в) - Сейчас работаем по учебнику – знакомимся с правилом.

- А я вам предлагаю правило в стихах.

В сочетаниях жи - ши

Только и всегда пиши!

В сочетаниях ча – ща

Пишем только букву а.

В сочетаниях чу – щу

Пишут только букву у.

-  Начинаем исследование  по упражнению 14, стр. 11

Записывают слова, ставят ударение, выделяют орфограмму. Подбирают однокоренные слова.

Находят слово в словаре Ожегова.

 «Правописание буквосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу».

- Научиться правильно писать буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

(Эти звуки всегда твердые).

(Эти звуки всегда мягкие).

6. Находить ответы на вопросы учителя.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом на слайде.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

  1. - Продолжаем наше исследование.

Представьте, что мы рыбаки (приняли позу рыбака). Проговаривается чистоговорка:

Щуку я тащу-тащу
Щуку я не упущу.

Обобщение силами учащихся

а) Письмо по памяти:

Записать чистоговорку в тетрадь, выделить орфограмму.

Вывод: чу-щу пишу с буквой у.

б) Составление деформированного предложения:

Ловить рыбу нам помогали Наташа и Серёжа. А для кого? Составьте предложение и запишите его в тетрадь, выделите орфограммы.

На доске записаны слова: у / Наташи / кошка / и пушистая / Серёжи / Пушинка / рыбу / ест.

Проверка: Назовите слова, написанные с заглавной буквы, почему? Найдите грамматическую основу в предложении.

Вывод: жи-ши пиши с буквой и.

в) Игра "Фотогрф"

Накормили Пушинку, отдохнём и поиграем.

Описание игры: на доске 20 слов с буквосочетаниями ча-ща: чашка, чаща, роща, початок, щавель, площадка, частый, чайка, пощада, круча, туча, свеча, пища, каланча, чай, чайник, часы, часовщик, чащоба, кричать, чашечка и др. Дети в течение двух минут читают слова, а потом записывают в тетрадь по памяти. Обозначают орфограммы.

Проверка: кто больше запомнил и написал слов?

Вывод: ча-ща пишу с буквой а.

  1. Физминутка

Рано утром в парк ходили,

Там снеговика лепили,

А потом с горы катились,

Веселились и резвились.

В Таню кинули снежком,

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой -

Побежим скорей домой!

  1. Самостоятельная работа учащихся

Каждый ученик получает карточку с заданием вставить пропущенные буквы и выделить орфограммы. Для сильных учащихся - 5 предложений. Для слабых учащихся - 3 предложения.

В ч...ще щебеч...т стриж... и чиж... .

Мама купила ч...йные ч...ашки и блюдца.

У Маш... и Миш... цветные карандаш... .

У Серёж... ч...десный новый рюкзак.

Бабушка сварила щ...велевый суп.

Вывод: какие правила вы применяли при выполнение этого задания?

  1. Музыкальная пауза:

Дети прослушивают фрагменты детских песенок и записывают слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

"Песенка крокодила Гены" (прохожим, непогожий)

"Чунга-Чанга" (чунга-чанга, чудо, счастье, жить)

"Два весёлых гуся" (жили)

"Голубой вагон" (бежит, качается. Кончается)

"Крейсер Аврора" (притихший)

"Песенка Красной шапочки" (вышины, ширины)

"Шире круг" (шире)

"Добрый жук" (жил)

"Катюша" (груши)

"Если с другом вышел в путь" (чуть-чуть)

и другие

Проверка.

Вывод: хоровое проговаривание каждого правила жи-ши пиши с буквой и, ча-ща пиши с буквой а, чу-щу пиши с буквой у. На доске появляются карточки с правилами.

Проговорили 2-3 раза.

Учащиеся самостоятельно делают выводы.

(ходьба на месте)

(махи руками)

(волнообразные движения руками)

(прыжки)

(киваем головой)

(возвращаемся на места)

Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями и оценивают работу одноклассника, высказывают своё мнение.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, группе.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать делать выводы.

2. Оценивать соседа.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Установка на здоровый образ жизни

ΙV. Итог урока.

  1. Кластер:

                                     ОРФОГРАММА

ЖИ-ШИ                              ЧА-ЩА                             ЧУ-ЩУ

     И                                       А                                       У

  1. Рефлексия:

- Какова была тема нашего урока?

- Какие правила мы повторили?

- Кому понравился урок?

- Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения?

 - Какой праздник приближается к нам?

-Дедушка Мороз прислал нам приглашение.

- Давайте нарядим нашу елочку.

V. Домашнее задание.

С. 12, упр. 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему : " Буквосочетания чк,чн и щн"

Конспект урока  по русскому языку на тему:  «Буквосочетания чк, чн, щн». 1 класс, УМК  Л. В. Занков, учебник:  « Русский язык» Полякова А.В.Подготовила: Григорьева Е.С. учитель нач...

Открытый урок по русскому языку по теме:"Буквосочетания ЧК, ЧН."

Данный урок был разработан для городского конкурса "Педагог года-2015", в котором я принимала участие.Предназначен для 1 класса,работающего по программе "Школа России"....

Урок русского языка по теме "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу" 2 класс

Овладевают умениями писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, приводить примеры; первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфогра...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ» 2 класс

Цель: повторить с правописанием буквосочетаний; развитие орфографической зоркости; воспитание уважительного отношения к языку....

Конспект урока по русскому языку на тему "Буквосочетания жи-ши" (1 класс)

Тип урока: ОНЗЦель: выработать навык правописания гласной буквы И после шипящих Ж и Ш.Задачи:- формировать орфографическую зоркость, умение оформлять предложения на письме;- развивать коммуникативные ...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Буквосочетания жи-ши" (1 класс)

Тип урока: ОНЗЦель: выработать навык правописания гласной буквы И после шипящих Ж и Ш.Задачи:- формировать орфографическую зоркость, умение оформлять предложения на письме;- развивать коммуникативные ...

Открытый урок по русскому языку по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу", 2 класс, УМК "Школа России".

Материал может быть полезен при подготовке конспекта урока  по расскому языку....