Урок-исследование по природоведению 5 класс Тема: «Исследование свойств глины и песка»
план-конспект урока по окружающему миру
Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зарубинская общеобразовательная школа-интернат психолого- педагогической поддержки»
Урок-исследование по природоведению
5 класс
Тема: «Исследование свойств глины и песка»
Учитель: Ершова О.А.
2016 год
Тема урока: «Исследование свойств глины и песка»
Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения.
Задачи
Образовательная: развивать познавательный интерес к предмету, через вовлечения в исследовательскую деятельность; формировать умения наблюдать, делать выводы и сравнивать
Коррекционно – развивающая: способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления. Развивать способность концентрировать внимание на воспринимаемом на слух материале путём постановки вопроса.
Воспитательная: развивать коммуникативные навыки при работе в группах.
Тип урока: урок – исследования.
Методы: практический, исследовательский, частично- поисковый, проблемный.
Форма работы: фронтальная, групповая.
Ход урока
- Организационный момент
Психологический настрой.
- Актуализация знаний.
- дети, а сейчас с помощью загадок вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
- На кухн у мамы
Помощник отличный
Он синим цветком
Расцветает от спички (газ)
- Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом тепло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (уголь)
- Это мастер белый – белый.
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске. (мел)
- Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (глина)
- Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (песок)
(записывают на доске)
- Назовите эти предметы одним словом?
- Полезные ископаемые.
- Что такое полезные ископаемые?
- «П. и.» это природное богатство, которое люди добывают из глубины земли или с поверхности и используют в хозяйстве.
- Разделите на две группы, данные «П. и.».
- Горючие п.и. – газ, уголь. Нерудные п.и.- мел, песок, глина.
- А как называют людей, которые ищут п.и.?
- Геологи.
- А ы сегодня с вами будем «исследователями»
- Их работа заключается в следующем: (открываю доску с лева записаны слова) рассмотреть, проделать опыт, наблюдать, сравнивать, сделать вывод.
- Прочитайте тему урока «Исследование свойств ---------- и ------».
- Исследовать свойства «п.и.».
- А каких?
- Для этого я предлагаю разделиться на две группы (тянут жребий).
- Теперь попробуйте объединиться в группы.
- По какому принципу вы это сделали? (одна команда под буквой «П», а другая – «Г»).
- Что обозначают эти буквы?
- Полезные ископаемые: песок и глина.
- Займите свои места (на одном столе стоит - керамическая ваза, на другом – прозрачный стакан).
- Вернёмся к теме урока, какие слова пропущены? (глина и песок).
- Группы готовы?
- Да.
- Перед вами лежит таблица:
Полезное ископаемое | Состояние в природе | Цвет | Запах | Водопроницаемость | Другие свойства |
Песок | 1.газооразное 2.жидкое 3.твёрдое 4.плотный 5.сыпучий | 1.одного цвета 2.разного цвета 3. бесцветный | 1.есть 2.нет 3.не знаю | 1.хорошая 2.плохая 3.да | 1.вязкий 2.рассыпчатый 3.пластичный 4.легко мнётся 5.сохраняет форму 6.не сохраняет форму |
Глина | 1.газооразное 2.жидкое 3.твёрдое 4.плотный 5.сыпучий | 1.одного цвета 2.разного цвета 3. бесцветный | 1.есть 2.нет 3.не знаю | 1.хорошая 2.плохая 3.да | 1.вязкий 2.рассыпчатый 3.пластичный 4.легко мнётся 5.сохраняет форму 6.не сохраняет форму |
- выберите в группе хорошо читающего; он будет читать вам и с вашей помощью заполнять таблицу. А остальные будут «наблюдатели», они (обращаемся к записи на доске) – рассматривают образцы песка и глины и помогают заполнять таблицу «чтецу».
- У вас на столах материал для исследования (песок, глина, стаканы, ватные диски, розетки, вода).
- Правило «исследователя»; исследуемый предмет нельзя брать в рот, пробовать на вкус.
Постановка проблемы: изучить свойства песка и глины.
- Для чего это нам нужно?
- Это пригодится нам в жизни, применять знания на практике.
- Чья команда заполнила таблицу, поднимают руки вверх. Затем один ребенок выходит и заполняет на доске таблицу. (как только заполнили таблицу переходим к следующей роли). Все ли графы заполнили?
- Нет, только три.
- Правильно, чтобы заполнить ещё две нужно провести опыты.
- Теперь мы с вами «экспериментаторы» (обращаемся к записи на доске) их роль: проделать опыт, пронаблюдать, сравнить и сделать вывод. Работа усложняется, но тем самым становится интереснее.
Опыт 1.
- Выбирайте, кто будет проводить опыт в каждой команде. (выполняют опыт по устной инструкции учителя).
1. Берём стаканы.
2. Вставляем воронки.
3. Кладём на дно воронки ватный диск.
4.Насыпаем влажный песок и глину.
5. Наливаем равное кол-во воды в стаканы.
6. Медленно вливаем в воронку.
7. Наблюдаем, что происходит.
8. Вывод: песок – хорошо пропускает воду, а глина – нет. Отмечаем в таблице в графе – водопроницаемость.
- Дети, почему после дождя на песчаных дорожках влаги нет, а на глиняных – вода долго остаётся?
Опыт 2.
- Выбираем следующего «э».
1.Берём розетки.
2.Наливаем немного воды.
3.Кладём глину и песок.
4.Наблюдаем, что происходит.
Вывод: глина хорошо впитывает влагу и если подливать воду и размешать её она становится вязкой и пластичной, а песок – рассыпчатый и не сохраняет форму. Отмечаем в таблице – другие свойства.
- Где можно применять эти свойства?
- В строительстве и тд.
Опыт 3.
- Выбираем «э».
1.Берём сырой песок и глину.
2.Формируем шарик.
3.Придавливаем сверху рукой.
4.Наблюдаем, что произошло с песком и глиной.
Вывод: сырая глина эластичная при высыхании сохраняет форму, а сырой песок - сохраняет форму, но при высыхании рассыпается.
- Ребята, чей домик будет прочнее Ниф-Нифа из песка, или Наф-Нафа из глины?
3. Закрепление.
- Проверим ваши знания с помощью «Викторины»
- Я, по очереди задаю вопросы каждой команде: команде «Г» про свойства – песка, а команде «П» про- глину.
1.Почему стены домов из глиняных кирпичей не размываются дождями?
2.Почему железнодорожные насыпи делают из песка, а не из глины?
3.Горная порода, которой можно придать форму?
4.Горная порода, из которой дети лепят «куличики»?
4. Рефлексия.
(раздать карточки)
Загадки | |
Опыты | |
Викторина | |
Работа в группе |
- Возле каждого задания нарисовать свое настроение.
5. Домашняя работа.
Команде «Песок» - Как образовались горные породы песок и глина?
Команде «Глина» - При изготовлении каких предметов используют глину и песок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики.2 класс.Тема:Прямоугольник. Свойство сторон прямоугольника.
Закрепить и углубить знания о геометрических фигурах в игровой форме; развивать мышление, внимание, творческое воображение....
Конспект урока по математике. 4 класс. Тема урока: свойства диагоналей прямоугольника.
Тип урока: изучение нового материала. конспект урока разработан по учебнику "Математика", 4 класс, М.И. Моро....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-335678-1383840357.jpg)
Открытый урок математики в 4 классе. Тема: Повторение. Свойства умножения и деления числа на произведение.
Урок - КВН, групповая форма работы на уроке.Всё подчинено теме: "Здоровый образ жизни". Класс поделён на 3 группы(команды) , каждая команда выполняет задания на протяжении урока: расшифровать название...
Конспект урока по математике 2 класс.Тема: "Переместительное свойство умножения"
Предмет:математикаКласс:2гТема урока: Переместительное свойство умножения. Цели урока: Познакомить с переместительным свойством умножения.Начать подводить детей к выведению формулы площади прямоугольн...
Урок математики. 2 класс. Тема: Переместительное свойство умножения.
Тема: Переместительное свойство умножения.Класс: 2Тип: открытие новых знаний.Технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ-технология....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/23/picture-274991-1569246742.jpg)
Презентация к уроку математика 2 класс. Тема Переместительное свойство умножения"
урок по математике 2 класс.Тема Закрепление изученного по теме «Переместительное свойство умножения"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/22/picture-650204-1437591684.jpg)
Технологическая карта урока математики в 3 классе. Тема урока : Свойства арифметических действий. Текущая проверка применения распределительного свойства умножения относительно сложения и вычитания. Анализ и решение текстовых арифметических задач разных
Предмет, класс математика 4 «б» класс Учитель Гарина Светлана Павловна, МОУ СОШ № 44 г.РыбинскаАвторы программы: В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва УМК ...