Технологическая карта урока математики "Алгоритм письменного сложения" 3 Класс.(УМК Школа России)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Вишнякова Анастасия Александровна

Тема урока «Алгоритм письменного сложения»

 

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: повторение поразрядного способа сложения чисел; формулирование алгоритма сложения трехзначных чисел, формирование умения применять его в различных случаях; формирование умения чётко и правильно формулировать ответы, находить и обосновывать своё решение.

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. учить применять алгоритм письменного сложения
  2. учить решать и составлять задачи

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление при составлении алгоритма
  2. развивать концентрацию внимания в процессе устного счёта
  3. развивать зрительную память при решении примеров

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство коллективизма при совместной работе
  2. воспитывать бережное отношение к учебнику

Оборудование: УМК Школа России – учебник М. И. Моро, 3кл., 2 часть, презентация, раздаточный материал

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата:

Школа: ОЦ №5

Класс: 3-7

Кабинет: 3-49

Студент:  Вишнякова А.А.

Учитель: Седых Е.Ю.

Тема урока «Алгоритм письменного сложения»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: повторение поразрядного способа сложения чисел; формулирование алгоритма сложения трехзначных чисел, формирование умения применять его в различных случаях; формирование умения чётко и правильно формулировать ответы, находить и обосновывать своё решение.

Задачи урока

Дидактические:

  1. учить применять алгоритм письменного сложения
  2. учить решать и составлять задачи

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление при составлении алгоритма
  2. развивать концентрацию внимания в процессе устного счёта
  3. развивать зрительную память при решении примеров

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство коллективизма при совместной работе
  2. воспитывать бережное отношение к учебнику

Оборудование: УМК Школа России – учебник М. И. Моро, 3кл., 2 часть, презентация, раздаточный материал

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: беседа.

Практический: работа у доски

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте тетради, ручки, учебника. Присаживайтесь.

Создаёт эмоциональный настрой.

-Меня зовут –Анастасия Александровна и сегодня я проведу у вас урок математики.

Ребята, прочитайте, что же написано на слайде?

Пусть суровые ветры нам дуют в лицо,

Все пути нам, ребята, открыты,

Мы поднимемся к звездам, проплывем по морям,

Мы – искатели, мы – следопыты.

-Подумайте над словами этого стихотворения. Чем мы будем заниматься на уроке?

-Действительно, мы многое узнаем, сделаем открытие и совершим сказочное путешествие по морю математики на корабле алгоритмов. Мы будем с вами спасательным экипажем, и в путешествии нам нужно будет не пропустить ни одного сигнала бедствия. Мы будем помогать всем, кто в этом нуждается.

Надеюсь, сегодня, вы преодолеете все трудности на пути к знаниям. Желаю вам удачи, у вас всё обязательно получится. А теперь откройте свои тетради, положите тетрадь правильно, запишите число, классная работа.

Показывают готовность к уроку.

Отвечают на вопросы:

- Будем преодолевать трудности, выполнять сложные задания, узнавать новое.

П: знать правила русского языка при оформлении записи в тетради.

М: К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться.

Л:проявляют мотивы к учебной деятельности

Экран. Презентация.

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Повторение разрядов.

Посмотрите на доску

109, 901, 910, 190,

-О чем говорит цифра «0»в этих числах?

-Назовите наибольшее число. Что обозначает цифра 0 в этом числе?

 -Назовите предыдущее для него число. Последующее.

-Назовите самое маленькое число. Что обозначает цифра 0 в этом числе?

-Назовите разрядный состав этого числа. 

 -Назовите предыдущее для него число?

Создаёт готовность учащихся к актуализации знаний при помощи проблемной ситуации.

- Я вижу, что вы хорошо умеете работать с трехзначными числами. Как думаете, все ли о них знаете и все ли действия умеете выполнять?

- К нашему кораблю прибилась бутылка с сигналом о помощи. Стало известно, что к ближайшему от нас острову приближаются пираты.

Чтобы запутать пиратов, нам нужно решить примеры

505+200=

420+70=

340+230=

345+452=?

-С какой проблемой мы встретились?

-Да, не известен алгоритм сложения трехзначных чисел.

-Какова тема нашего урока?

Показывают знания, полученные на уроке математики, отвечают по поднятой руке

-об отсутствии какого-то разряда

-910, отсутствие разряда единиц

-909,911

-109, отсутствие разряда десятков

-1 сотня, 0 десятков, 9единиц.

-108

-нет

-не знаем, как их решать

-алгоритм письменного сложения

М: Р: выработать учебную мотивацию, целеполагание

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Задание для самостоятельной работы на обратной стороне доски.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма: фронт. Словесный метод: беседа

Практический метод: работа в группах

Формулирует цель урока:

-Чему мы будем учиться сегодня на уроке? Верно, мы будем учиться строить алгоритм сложения трехзначных чисел или уточним этот алгоритм.

Организует работу в группах:

-Чтобы узнать план нашей работы, посмотрите на экран. На ней вы видите карту с какими-то интересными островами. Названия этих островов соответствует этапам плана нашего урока. Сейчас вы будете работать в группах, чтобы разгадать последовательность наших действий.

1)Остров разрядов = повторение разрядов

2)Остров алгоритмов = алгоритм сложения трёхзначных чисел

3)Остров примеров = решение примеров,

4)Остров задач 1 = решение задачи

5)Остров самостоятельности = самостоятельная работа

6)Остров задач 2 = решение задачи 

Теперь проверим, что у нас получилось. Какой этап урока у нас будет первым? Вторым?

- Будем учиться строить алгоритм сложения трехзначных чисел

Составляют план урока в группах.

М: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств

Проектор. Слайд с картой, слайд с готовым планом работы.

Карточки с названиями этапов.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа, объяснение

Практический метод: показ способа действия

Предлагает рассмотреть запись на доске:

+456

329

785

- Рассмотрите внимательно запись.

- Вы заметили, что в ней записана сумма чисел 456 и 329?

- Расскажите, как это сделано.

- Как расположены единицы?

- Как расположены десятки и сотни?

- Где стоит знак действия?

- Что в записи заменяет знак равенства?

- Как располагается значение суммы?

Объясняет новый материал:

Алгоритм сложения трехзначных чисел на примере 356+272=628: (открывается первый пункт)

1. Записываю первое слагаемое, записываю второе слагаемое под первым слагаемым, так чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

(Дальше предлагается способ рассуждения.

Открывается 2 и 3 шаг алгоритма.)

2. Складываю единицы: 6 + 2 = 8. Пишу под единицами 8.

3. Складываю десятки: 5 + 7 = 12. 12 десятков – это 1 сотня и 2 десятка. Пишу 2 десятка под десятками, а 1 сотню запоминаем.

4. Складываем сотни: 3 + 2 = 5, да ещё 1 сотня, которую запоминали, получается 6. Пишу под сотнями 6.

Читаю ответ: сумма равна 628.

А сейчас давайте отдохнем. Отдых у нас будет активным и полезным.

-Раз, два, три, четыре-
В море мы уплыть решили!

Чтобы в море нам уплыть,
Нужно много изучить!

Вправо, влево наклонись
И нисколько не ленись!

Руки вверх, вперед и вниз.
Моряком становись!

Разрабатывают алгоритм вместе с учителем.

-Единицы расположены под единицами

-десятки под десятками, сотни под сотнями

-слева от слагаемых

-черта

-под чертой; единицы расположены под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями

М:Р: выработать учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план,

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки

Предметные: знать алгоритм объяснения нахождения частного способом подбора

Доска.

Карточки с действиями решения примера.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа            Взаимопроверка

Практический метод: работа у доски, работа в тетрадях, упражнение

Организует решение примеров на закрепление первичных знаний:

Откройте страницу 71 в учебнике и посмотрите на первое задание. Итак, кто желает выйти и объяснить первый пример (437+95=532) у доски?

Хорошо.

Решение примеров на закрепление первичных знаний:

Обратите внимание на задание №2. Мне нужно 5 добровольцев, которые решат по одному примеру у доски, комментируя свои действия, остальные решают эти примеры в тетради.(+2 примера: 327+292=619, 21+134=155)

Итак, теперь проверим, как ребята решили примеры.

Решение примеров:

Объясняет решение примера у доски

Выполняют решение примеров у доски.

Проверяют решение на доске.

П: знать алгоритм объяснения нахождения частного способом подбора, уметь решать примеры на деление

М: Р: выработать учебную  мотивацию

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план,

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки

Учебник.

Доска.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная

Практический метод: самостоятельная работа, упражнение

Проводит самостоятельную работу:

Теперь выполним самостоятельную работу. На странице 71 под красной чертой есть 3 примера, которые вы должны решить самостоятельно. Затем я выберу несколько ребят, у которых проверю выполнение самостоятельной работы и поставлю оценки.

Примеры: 528+190, 246+85, 84+276

Закончили выполнение, сверьте своё решение с решением на слайде.

Выполняют самостоятельную работу по вариантам.

П: знать таблицу умножения, уметь выполнять деление, сложение, вычитание

М:Р: выработать учебную мотивацию, контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности,

Карточки с примерами.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Форма: фронтальная, в парах

Практический метод: работа у доски

Решают задачу:

Итак, ребята, обратите внимание на задачу под номером 3. Прочитайте задачу. Можно ее решить сразу? Почему? Дополните условие! Сколько у нас сейчас стоит одна тетрадь? А сколько стоит альбом? Можно сразу ответить на вопрос задачи? Что сначала узнаете? Потом? Сколько действий в задаче? Хорошо, а теперь решите задачу самостоятельно. Закончили выполнение задания, проверяем.

№ 4 с. 71.

- Прочитайте.

1 раз - по себя.

2 раз - вслух.

3 раз - условие, вопрос.

- Что известно?

- Что значит на 5 спектаклей по 16 билетов?

- Что неизвестно?

– Составим краткую запись.

Было- 480 б.

Продал - ? по 16 б. на 5 с.

Осталось - ? б.

Решение:

  1. 16 * 5 = 80 (б.) – продано на 5 спектаклей.
  2. 480 – 80 = 400 (б.) – осталось.

Ответ: 400 билетов.

А теперь вам нужно поработать в парах и составить задачу, обратную данной, а затем решить её.

Б.- ? б.

П.- ? по 16 б. на 5 с.

О. – 400 б.

Решение:

  1. 16 * 5 = 80 (б.) – продано на 5 спектаклей.
  2. 400 + 80 = 480 (б.)- было.

Ответ: 480 билетов.

Разбирают задачу вместе с учителем.

-Не хватает цифр в условии задачи.

-7 рублей, 25 рублей

-Нельзя

-Сколько стоили 3 тетради

-Сколько стоили 2 альбома

-3

Предметные: знать таблицу умножения, уметь выполнять деление, сложение, вычитание, уметь решать задачи и составлять краткую запись

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

Доска. Учебник.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная

Словесный метод: беседе

Проводит рефлексию деятельности:

- Что мы сегодня составили на уроке?

- Расскажите алгоритм сложения трехзначных чисел.

- Отличается ли этот алгоритм от алгоритма сложения двузначных чисел?

- Какие задания показались легкими? Какие сложными?

- Был ли понятен материал урока?

-Спасибо за урок, вы большие молодцы, можете быть свободны!

Отвечают на вопросы:

-алгоритм сложения трёхзначных чисел

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 1 классе программа "Школа России"

Технологическая карта урока математики в 1 классе программа "Школа России". Тема: «Таблица сложения и вычитания с числом 2»...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского рода

Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского родаЦель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода в И.п. и  В.п....

Технологическая карта урока математики "Повторение" 4 класс УМК "Школа России"

Тема урока: Повторение. "Что узнали?, Чему научились"Цель: Проверка и закрепление знаний...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...