Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК Школа России по теме: Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Использование технологических карт для организации и проведения учебных занятий в начальной школе по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 35.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК Школа России
(Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.)
Выполнила: учитель начальных классов Любовь Николаевна Спиридонова ГБОУ СОШ с. Владимировка
Тема урока: Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, , о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Тип урока: «открытие» нового знания (изучение нового материала).
Образовательная технология : технология продуктивного чтения.
Цель урока: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.
Задачи:
- пробудить интерес к чтению художественных произведений;
- развивать умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся;
- учить учащихся наблюдать, думать, выразительно и осмысленно читать, передавать мысль словом.
Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина; выставка книг А.С. Пушкина; рисунки учащихся к любимым героям сказок А.С. Пушкина.
Список использованных источников:
- Литературное чтение. 3 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
- Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс
-Библиотека русского фольклора.// Москва. «Советская Россия» ,1989.
-Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. – Ярославль, 2012.
Этапы урока | Методы, реализуемые на этапе | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент (3 мин) Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки; | Метод стимулирования отношений долга и ответственности | - Ребята! Встали красиво, выровнялись. Тихо садитесь. Прозвенел уже звонок. -Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом. -Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: . А теперь, вот такое: . А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются) | Проговаривают стихотворение– правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. | Личностные:Самоопределение (мотивация учения) |
2. Актуализация знаний (5 мин) Цель: - актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии; | Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в УД | Игра «Собери сказку» Задание по группам: Из отдельных слов сложить полное название сказки(слова написаны на отдельных карточках) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». - Выразительное чтение отрывка несколькими учениками. Оценивают члены жюри (с каждого ряда). - Докажите, что прочитанное произведение – сказка. - Назовите (прочитайте) повторы. *** Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. *** А сама-то величава, Выступает, будто пава, А как речь- то говорит, Словно реченька журчи *** Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна В царство славного Салтана… | Задание по группам Выразительное чтение отрывка несколькими учениками | КоммуникативныеУУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
3. Постановка учебной задачи (4 мин) Цель: - постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения; - уточнение и согласование темы урока; - определение средства (алгоритм); - формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели; | Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися. | - Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки? - Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди”. - Я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и что я ещё могу рассказать и показать вам. - В каком городе родился А.С. Пушкин? (А.С. Пушкин родился в Москве.) - К какому роду принадлежала семья Пушкиных? (Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.) - Чем больше всего интересовались в этой семье? (В этой семье интересовались литературой и театром.) - На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе? (В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.) - Какую литературу любил Сергей Львович – отец Саши? (Сергей Львович любил французскую литературу.) - Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче? (Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.) - Кем был дядя А.С. Пушкина – Василий Львович? (Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.) - Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей? (Воспитанием и образованием занимались иностранцы – гувернёры.) - Что вы знаете о маленьком Саше? (Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием. Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.) - Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа? (Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.) - Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет? (В Царскосельский лицей.) -Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика. -Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти. - Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина. | Фронтальная беседа (интервью) | Регулятивные УУД: Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей). Прогнозирование. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
4.«Открытие» нового знания» (10 мин) Цель: - реализация построенного проекта в соответствии с планом; - фиксация нового способа действия в речи; - фиксация преодоления затруднения; - уточнение общего характера нового знания; | Беседа с учащимися | - В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи. - Как они называются? (Устаревшие) - На какие две группы, можно разделить эти слова? (Историзмы и архаизмы) - В чём их различие? Приведите примеры слов. - Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари. (Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших слов, на доске карточки со словами.) - Слова из первого отрывка сказки. *Молвить - (говорить) *Крещёный мир- (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения) *Позадь забора - (за забором) *К исходу сентября (к концу сентября) *Светлица (см. словарь Ожегова) *Сени (см. словарь Ожегова) *Красная девица (красивая) - Почему слово “красный” обозначало “красивый”? На этот вопрос нам поможет ответить этимологический словарь. Слова из второго отрывка сказки. *Аршин (см. учебник) *Гонец (см. словарь Ожегова) Слова из третьего отрывка. *Сума (см. словарь устаревших слов) *Бояре (см. учебник) - Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам? (Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина). - Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации. Беседа по содержанию сказки - Как относится царь к жене, сыну? Почему вы так считаете? - Что заставило Гвидона превратиться в комары? - Как наказал свою тетку Гвидон? - Осуждает ли автор своего героя? - Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку? - В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? - О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз? - Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз? - О каком чуде рассказала повариха? - О каком чуде рассказала ткачиха? | Работа с устаревшими словами. Работа со словарями. Чтение первого отрывка. Чтение второго отрывка. Чтение третьего отрывка. Ответы на вопросы и рассматривание иллюстраций к сказке. | Регулятивные УУД: Целеполагание. Планирование. Прогнозирование. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
5. Физ. минутка. (2 мин) | Тихо играет музыка. Под музыку спокойным голосом учитель говорит: Корабли по морю плыли, Морской ветер гладит вам щеки и волосы. Ласковое солнышко улыбается и посылает свои яркие лучи. Галдят летящие над кормой чайки, указывают путь к острову. Им тихонько вторят дельфины. Морская прохлада помогла нам восстановить силы. Мы подплыли к острову сказок. | |||
6. Первичное закрепление (5 мин) Цель: - организовать закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы; | Самостоятельная работа с самопроверкой | 1. Какие выражения встречаются в сказке? 2. Кто и как был наказан в этой сказке? Прочтите строки. 3. Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки? Характеристика основных героев сказки * Царь Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется. * Царь Салтан сидит в палатеНа престоле и в венцеС грустной думой на лице. - Как относится автор к царю? * Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. (Отношение автора) *Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (Отношение автора) *Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение автора) | Характеристика основных героев сказки | Регулятивные УУД: Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе (9 мин) Цель: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; -организовать фронтальную проверку и исправление ошибок; | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Игра «Сказки перепутались» Задание: Найти строчки к подходящей сказке. А. Князь Гвидон ей отвечает: 1) «Грусть-тоска меня съедает…» 2) «Пуще прежнего старуха вздурилась, Не дает старику мне покою» 3) Князю Лебедь отвечает:«Не печалься, ступай себе с богом…» Б. В ноги он к старухе поклонился, молвил:.. 1) «Государыня родная!Выбрал я жену себе» 2) Старуха сидит под окошком , На чем свет стоит мужа ругает: 3) «Распроклятая ты, мошка!» В. Видит: весь сияя в злате, 1) Царь Салтан сидит в палате 2) В дорогой собольей душегрейке, Жемчуги огрузили шею, На руках золотне перстни, На ногах красные сапожки, 3)На престоле и в венце, С грустной думой на лице. Г. Князь Гвидон тогда вскочил, Громогласно возопил: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь, Насмешишь ты целое царство» | Каждая команда получает карточку | Регулятивные УУД: Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном) Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона) |
8. Итог (рефлексия учебной деятельности) (6 мин) Цель: - фиксация нового содержания, изученного на уроке;- оценивание учащимися собственной деятельности на уроке; 9.Домашнее задание: (1 мин) | 1. Какой эпизод из сказки вам особенно понравился? 2. Есть ли у вас любимый герой? 3. Кто он? Почему он понравился? (Дети получили домашнее задание: сделать аппликацию к сказке/любимый герой, понравившийся эпизод. Показывают и рассказывают). Вспомни сказку А.С. Пушкина: - Из трех девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья? - Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона? - Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы? - Чему учит сказка? - Какие чувства остались у вас после чтения сказки? - За работу на уроке оценки получают: - Вы очень хорошо поработали, все молодцы! – Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах. - Домашнее задание: Продолжить чтение сказки до стр. 266. Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари. | Организация фиксирования нового знания Выставление оценок. Продолжают фразы: • Я почувствовал, что… • Было интересно… • Меня удивило… • Своей работой на уроке я… • Материал урока мне был… • Мне захотелось… • Мне больше всего удалось… • Мое настроение… • Заставил задуматься… • Навел на размышления… • Могу похвалить своих одноклассников… Запись домашнего задания | РегулятивныеУУД: Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном). Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению для 4 класса по теме А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"
Открытый урок по литературному чтению для 4 класса по теме А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"...
Конспект коррекционного занятия в 3 классе по закреплению изученной темы А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Этот материял предназначен для учащихся 3 класса с задержкой психического развития. Поможет детям лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова, видеть в ней литературных героев, их...
Урок литературного чтения для 3 класса по теме "А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди». Язык народной и литературной сказки. Характеристика героев"
Урок литературного чтения для 3 класса по УМК "Перспектива"...
Конспект урока по литературному чтению на тему "А. С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебедь" 3 класс "ПНШ"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: научить детей давать характеристику героям произведения, оценивать их поступки с точки зрения моральных ценностейПланируемые результаты:·...
Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Характеристика героев произведения.
Технологическая карта урока литературногочтения в 3 классе. УМК "Начальная школа ХХI века"....
урок литературного чтения 3 класс Тема : А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Урок чтения в 3 классе по программе "Школа России" с технологической картой...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме \'\'А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди\'\' (УМК "Перспектива", 3 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе изучения сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном...