Тема: "Вычитание вида 10-" (1 класс)
план-конспект урока по математике (1 класс)

Иванова Екатерина Витальевна

Конспект по математике. Тема: "Вычитание вида 10-" (1 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vychitanie_vida_10-_1_klass.docx390.97 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 11.02.2021

УМК: «Школа России» (Моро М.И.)

Класс: 1

Тип урока: урок открытия новых знаний                                                                                                                            

Тема: Вычитание вида 10-                                                                                                                                                                                       

Цели:                                                                                                                                                                                                             Деятельностная: формировать умение выполнять вычисления вида 10-                                                                     

Содержательная: познакомить с приёмом вычислений вида 10-

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с приёмом вычитания вида 10-;

2. Формировать умение выполнять вычисления вида 10-;

3. Развивать вычислительные навыки;

4. Формировать умение решать простые задачи.

Развивающие:

1. Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2. Развивать умение выделять необходимую информацию;

3. Развивать умение создавать алгоритм деятельности;

4. Развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

5. Развивать умение формировать учебную задачу урока в диалоге с учителем;

6. Развивать умение планируют свои учебные действия  и находят под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала;

7. Развивать умение проводить самооценку полученных результатов;

8. Развивать умение контролировать собственную деятельность и деятельность одноклассников;

9. Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;

10. Развивать умение слушать, слышать и понимать речь других;

11. Развивать умение выступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах.

Воспитательные:

1. Формировать мотивацию к учебной деятельности;

2. Формировать стремление развивать память, внимание, логическое мышление;

3. Формировать умение аргументировать свою точку зрения;

4. Формировать умение проявлять самостоятельность.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Знание способа вычитания из числа 10;

2. Умение выполнять вычисления вида 10-;

3. Усовершенствованные вычислительные навыки;

4. Умение решать простые задачи.

Метапредметные:

Личностные:

1. Имеют мотивацию к учебной деятельности;

2. Стремятся  развивать память, внимание, логическое мышление;

3. Умеют аргументировать свою точку зрения;

4. Проявляют самостоятельность.

Коммуникативные:

1. Умение оформлять свои мысли в устной форме;

2. Умение слушать, слышать и понимать речь других;

3. Умение выступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах.

Регулятивные:

1. Умение формировать учебную задачу урока в диалоге с учителем;

2. Умение планируют свои учебные действия  и находят под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала;

3. Умение проводить самооценку полученных результатов;

4. Умение контролировать собственную деятельность и деятельность одноклассников.

Познавательные:

1. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2. Умение выделять необходимую информацию;

3. Умение создавать алгоритм деятельности;

4. Умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Оборудование: демонстративный материал

Образовательный ресурс: Математика 1 класс: система уроков по учебнику М.И Моро, М.А Бантовой, Г.В Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой/ авт.-сост. С.В. Савинова.- Волгоград: учитель , 2012

План урока

1. Мотивационный этап

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Этический заряд

2. Актуализация знаний и осуществление пробного учебного действия

2.1. Расшифруй слова

2.2. Математический диктант

3. Выявление места и причины затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Реализация выбранного проекта

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

6.1. Выполнение задания №1

6.2. Физкультминутка

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7.1. Решение задачи №4

7.2. Самостоятельное решение задания №2 на стр.20 в рабочей тетради

8. Этап включения в систему знаний и повторения

8.1. Решение задачи №2

8.2. Выполнение задания №3 устно с комментированием

8.3. Решение задания №1 на стр.20 в рабочей тетради

8.4. Решение примеров из рубрики «Проверь себя»

9. Этап рефлексии учебной деятельности

9.1. Подведение итогов

9.2. Рефлексия «смайлики»

Ход урока

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формы контроля

Планируемые результаты

1

Мотивационный этап

1.1.  Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики проведу у вас я. Меня зовут Екатерина Витальевна.

1.2. Проверка готовности к уроку                                                                    - Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. У вас на партах должен быть учебник по математике, тетрадь, пенал, дневник, цветные карандаши.

1.3. Этический заряд  

- Дорогие ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, подарите частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок сразу стало светлее в классе.                                                                                

Приветствуют учителя

Проверяют, всё ли у них готово к уроку

Дети садятся на свои места

Визуальный внешний контроль  за готовностью детей к уроку

Л1

2

Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Расшифруй слова

- Перед вами выражения, определив значение которых, мы разгадаем зашифрованное слово.

- Сначала найдём значения всех выражений.

- Запишите под каждым числом соответствующую ему букву.

- Какое слово получилось? (лимоны)

2.2. Математический диктант

- Откройте свои рабочие тетради, запишите сегодняшнее число, 11 февраля, и классная работа.

- Запишите в тетради под диктовку ряд чисел: 6, 1, 3, 5, 4, 2.

- Обведите синим карандашом число, которое предшествует при счёте числу 4.

- Обведите зеленым карандашом два числа, между которыми в ряду чисел находится число 3.

- Обведите желтым карандашом число, которое следует при счёте за числом 4.

- Сколько надо прибавить к 5, чтобы получилось 6? Обведите ответ красным карандашом.

- Посмотрите на доску. (Открыть разворот доски с образцом выполнения задания.)

- Проверьте, так ли вы выполнили задание. Кто справился с заданием, тот может нарисовать на полях тетрадей солнышко.

- Что мы делали на данном этапе урока?

- Что мы повторили?

Дети решают примеры и составляют слово

Выполняют указания учителя в тетрадях, проверяют работу с эталоном на доске

Фронтальный и индивидуальный опрос

Самоконтроль, самоанализ

Л2

П4

3

Этап выявления места и причины затруднения

- Рассмотрите внимательно геометрические фигуры, которые находятся на доске:

- По каким признакам их можно разделить на две группы? (по цвету: синие и красные)

- Подберите к этому способу распределения геометрических фигур три равенства и объясните, как они составлены (1+7=8, 8-1=7, 8-7=1)

- Прочитайте первое выражение, используя названия компонентов при сложении.

- Рассмотрите второе выражение. Чем является число 8 в примере на сложение?

- Чем является число 1?

- Чем является число 7?

- Значит, какой мы можем сделать вывод? (если из суммы вычесть одно слагаемое, то мы получим второе слагаемое)

- Как ещё можно распределить эти фигуры? (по размеру: маленькие и большие)

- Подберите три равенства к этому способу и объясните, как они составлены (2+6=8, 8-6=2, 8-2=6)

- Можно ли ещё как-то распределить эти фигуры на две группы? (по форме: треугольники и квадраты)

- Составьте три равенства к этому способу распределения и объясните их (3+5=8, 8-5=3, 8-3=5)

- Какое правило вам помогло составить равенства и выполнить вычисления? (если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое)

Рассуждают вместе с учителем, отвечают на вопросы

Фронтальный устный опрос

4

Этап построения проекта выхода из затруднения

- Сегодня это правило поможет нам разобраться в новом вычислительном приёме. Откройте учебник на стр.34 и прочитайте задачи урока.

- Тема нашего урока: «Вычитание вида 10-»

Ставят задачи урока и определят тему урока

Фронтальный устный опрос

Р1

5

Этап реализации построенного проекта

Работа по учебнику на стр.34

- Посмотрите на верхние рисунки в учебнике на стр.34. Дети делали на уроке четыре красивые закладки для книг.

- Сколько геометрических фигур должно быть наклеено на каждой закладке? (10)

- Сколько кружков уже наклеено на верхнюю закладку? (8)

- Сколько кругов ещё осталось наклеить? (2)

- Значит, 10 – это 8 и сколько? (10 – это 8 и 2)

- Сколько получится, если из 10 вычесть 8? (2)

- Посмотрите, как это записано математически (запись справа)

- Сколько ромбиков уже наклеено на следующую наклейку? (7)

- Сколько ромбиков ещё осталось наклеить? (3)

- Значит, 10 – это 7 и сколько? (10 – это 7 и 3)

- Сколько получится, если из 10 вычесть 7? (3)

- Посмотрите, как это записано математически.

- Сколько треугольников наклеено на третью закладку? (6)

- Сколько треугольников ещё осталось наклеить? (4)

- Значит, 10 – это 6 и сколько? (10 – это 6 и 4)

- Сколько получится, если из 10 вычесть 6? (4)

- Посмотрите, как это записано математически.

- Сколько наклеено зелёных треугольников на последней закладке? (5)

- Сколько треугольников ещё осталось наклеить? (5)

- Значит, 10 – это 5 и сколько? (10 – это 5 и 5)

- Сколько получится, если из 10 вычесть 5? (5)

- Посмотрите, как это записано математически.

- Рассмотрите равенства под рисунком. Какое правило нам поможет узнать, какие числа должны быть записаны в окошках?

- Примеры на вычитание из 10- необходимо запомнить. В этом нам помогут задания, которые мы будем выполнять на этом и на следующих уроках.

Дети работают по учебнику, отвечают на вопросы учителя, рассуждают

Фронтальный устный опрос

 

П1

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1. Выполнение задания №1

- Ребята, найдите в учебнике задание №1. Что нужно сделать?

- Выполним задание с комментированием (с места по цепочке)

9-6=3     10-9=1     10-7=3     3+6-7=2

8-6=2     10-3=7     10-4=6     8-5+4=7

6.2. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.  

Решают примеры из задания №1 по цепочке

Л4

К1, К2

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7.1.  Решение задачи №4

- Найдите в учебнике задачу №4. Поставьте пальчик на начало задания, я вам его прочитаю, а вы следите.

- О чём говорится в задаче? (о домах)

- О каких именно домах идёт речь в задаче? (о деревянных и о каменных)

- Каких кол-во домов нам известно? (каменных и общее кол-во домов)

- Сколько каменных домов? (3)

- Сколько и каменных, и деревянных домов вместе? (10)

- Как узнать, сколько деревянных домов? (из 10 вычесть 3)

- Сколько получим? (7)

- Запишите решение и ответ задачи самостоятельно.

- К доске выйдет и запишет решение задачи…

- Остальные записывают в своих тетрадях номер задания, решение и ответ.

7.2. Самостоятельное решение задания №2 на стр.20 в рабочей тетради

- Откройте свои рабочие тетради на печатной основе, найдите задание №2, выполните его самостоятельно.

- Вам необходимо поставить правильный знак: «+» или «-».

- Давайте проверим задание по цепочке.

Решают задачу №4, записывают решение и ответ задачи в рабочих тетрадях

Самостоятельно решают задание №2 в рабочей тетради

8

Этап включения в систему знаний и повторения

8.1. Решение задачи №2

- Откройте учебник на стр.34, найдите задачу №2.

- Поставьте пальчик на начало задачи, я вам её прочитаю, а вы внимательно следите.

- О чём говорится в задаче? (о домах)

- Сколько в нашем доме этажей? (5)

- А в соседнем доме? (на 3 этажа больше)

- Что нам нужно узнать? (сколько этажей в соседнем дома)

- Что значит «на 3 больше»? (столько же да ещё 3)

- Каким действием будем решать задачу? (сложением)

- Как мы это узнаем? (мы должны к пяти прибавить 3)

- Запишите номер задания, решение и ответ.

- У доски запишет решение задачи…

8.2. Выполнение задания №3 устно с комментированием

- Найдите задание №3. Поставьте пальчик, я вам прочитаю задание, следите внимательно.

- Какая длина синего отрезка? (8 см.)

- Какая длина зелёного отрезка? (6 см.)

- Что нужно узнать? (на сколько сантиметров длина синего отрезка больше длины зелёного)

- Как узнать, на сколько одно число больше другого? (из большего вычесть меньшее)

- На сколько сантиметров длина синего отрезка больше длины зелёного? (на 2 см.)

- Как вы это узнали? (из 8 см. вычли 6 см.)

- Почему? (чтобы узнать, на сколько одно число больше другого числа, надо из большего вычесть меньшее)

- На сколько сантиметров длина зелёного отрезка меньше длины синего отрезка? (тоже на 2 см.)

8.3. Решение задания №1 на стр.20 в рабочей тетради

- Прочитает задание вслух…

- Какой вопрос мы можем с вами сами составить? (на сколько лет Саша старше Вадима?)

- Как мы это можем узнать? (10-6=4)

- Что мы узнали? Что означает цифра 4? (на 4 года Саша старше Вадима)

- Запишите решение и ответ задачи в тетрадях.

8.4. Решение примеров из рубрики «Проверь себя»

- Найдите примеры под красной чертой, давайте их решим.

- К доске выйдет…

- Остальные решают примеры в своих тетрадях.

10-5+4=9

2+8-6=4

3+7-8=2

- Правильно ли ваш одноклассник решил примеры?

- Если правильно – хлопните один раз в ладоши (учитель читает по очереди пример и ответ, ребята хлопают)

Решают задачу №2, записывают решение и ответ задачи в тетрадях

Выполняют задание №3, рассуждая вместе с учителем

Решают задание №1 в рабочих тетрадях

Решают примеры из рубрики «Проверь себя»

9

Этап рефлексии учебной деятельности

9.1. Подведение итогов

- Ребята, какая была тема нашего урока? (Вычитание вида 10-)

- С каким вычислительным приёмом мы сегодня познакомились на уроке?

- Какими способами можно выполнить вычитание из числа 10?

9.2. Рефлексия «смайлики»

- Мне очень интересно узнать, как вы поняли тему сегодняшнего урока. У вас на столах лежат 2 смайлика. Если вы всё поняли на уроке, и вам было интересно, то поднимите тот смайлик, который улыбается. А если у вас были какие-либо затруднения, то поднимите грустный смайлик.

- Кто испытывал затруднения? Какие?

- Кому было трудно считать? Какие задачи надо поставить перед собой на следующие уроки, чтобы считать быстро и без ошибок?

- Какое задание вам показалось самым интересным?

- Какое чувство вы испытывали, когда разобрались в новом материале?

- Мне очень приятно было с вами работать. Спасибо за работу на уроке, до свидания!

Отвечают на вопросы учителя

Высказывают своё мнение

Фронтальный устный опрос

П4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе по теме "Вычитание вида 8 - [], 9 - [].

Конспект урока математики в 1 классе по теме "Вычитание вида 8-[], 9-[] " знакомит с примерами вычитания, основанными на знании состава чисел;  знакомит с терминологией, которая употребляется в м...

Разработка открытого урока по математике для 2 класса на тему «Вычитание вида 50-24»

Разработка открытого урока  по математике для 2 класса  на тему «Вычитание вида 50-24». Данный урок разработан автором. урок был использован на школьном конкурсе "Учитель года 2008г"...

Конспект урока по математике в 1 классе по теме:" Вычитание вида 42 - 5".

Данный конспект урока может быть использован при работе с детьми 6-7 лет....

урок математики в 1 классе Тема: Вычитание вида 16 - □.

умение вычитать число по частям; закреплять знание состава числа, названий компонентов при сложении и вычитании, формировать умение решать задачи в два действия; способствовать развитию умения сравнив...

Урок по математике для 2 класса по теме "Вычитание вида 30-6".

Урок по математике для 2 класса по теме "Вычитание вида 30-6"....