урок математики в 1 классе Тема: Вычитание вида 16 - □.
материал по математике (1 класс) по теме

умение вычитать число по частям; закреплять знание состава числа, названий компонентов при сложении и вычитании, формировать умение решать задачи в два действия; способствовать развитию умения сравнивать, доказывать и делать выводы; содействовать воспитанию культуры поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе.

Тема: Вычитание вида 16 - □.

Цели: Совершенствовать умение вычитать число по частям; закреплять знание состава числа, названий компонентов при сложении и вычитании, формировать умение решать задачи в два действия; способствовать развитию умения сравнивать, доказывать и делать выводы; содействовать воспитанию культуры поведения.

Оборудование: Рисунки с изображением солнца и туч, совы, волка, ежика, зайца, белки, Красной Шапочки, домика с бабушкой, паутинки с божьей коровкой, речки с мостом, цветов и бабочек; карточки на которых написаны числовые выражения, цифры, тексты задач.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

Наступила весна, поют птицы, светит солнышко. На ваших партах лежат рисунки солнца и тучи. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

Актуализация опорных знаний.

-  Сегодня мы будем путешествовать с героиней одной сказки. Послушайте загадку, и скажите, как ее зовут.

Бабушка внученьку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите, как звали ее?

(учитель прикрепляет к доске рисунок с изображением Красной Шапочки)

- Вместе с Красной Шапочкой вы пойдете к бабушке. Нужно быть дружными, находчивыми, так как в пути вам встретится много преград.

Игра «День и ночь»

- Первой мы встретили сову.

(учитель прикрепляет к доске рисунок с изображением совы и записывает выражение 9 + 4 – 7 + 5 – 3 + 8)

- Она предлагает вам вычислить значение выражения, записанного на доске. Когда я говорю слово день, вы запоминаете два первых числа и знак арифметического действия, записанный между ними. На слове ночь вы закрываете глаза и вычисляете. (ученики выполняют вычисления в уме, вслух произносят конечный результат: 16).

- Что можете рассказать о числе 16?

(оно следует за числом 15, предшествует числу 17, оно меньше 17 на 1, больше 15 на 1, оно двузначное, в нем один десяток и 6 единиц. Число 16 можно представить в виде суммы чисел 9 и 7, 8 и 8,)

  1. Минутка чистописания.

- Пропишите число 16 в тетради, но сначала разомнем пальчики.

Идет разминка пальцев.

Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания.

- Мы вышли на солнечную полянку. Какие числа пропущены?

(учитель прикрепляет к доске рисунок)

- Как найти неизвестное слагаемое?

(чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое)

Как найти неизвестное уменьшаемое, вычитаемое?

(чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность)

  1. Танцевальная физминутка.

  1. Работа над новой темой.

- Мы уже отдохнули и можем двигаться дальше, но кто – то зовет нас на помощь. Посмотрите, божья коровка застряла в паутинке. Поможем ей?

(Учитель прикрепляет к доске рисунок. Ученики выходят к доске и вычисляют значения выражений, записывая равенства в следующем порядке: 16 – 7 = 9, 16 – 8 =8, 16 – 9 = 7)

- Как выполняли вычисления?

(Вычитали по частям или вспоминали состав числа)

- Что интересного заметили?

(Уменьшаемое одинаковое, вычитаемое увеличивается на 1, значение разности уменьшается на 1)

Приготовьте цифры. Я буду показывать выражение, а вы его значение.

(Учитель показывает карточку с примерами на табличное вычитание в пределах 20)

- Молодцы. Божья коровка свободна. Пошли дальше. Но кто это нам встретился?

(Учитель прикрепляет на доску рисунок ежа, белки, зайца)

- Звери хотят сообщить что – то интересное, но сначала нужно выполнить их задание.

(Ученики выполняют задание в учебнике стр. 79 номер 1)

После решения сверяют ответы с учителем.

Звери хотели предупредить нас об опасности: нас подстерегает волк.

На доске появляется рисунок волка и отрезки разного цвета.

- Сколько отрезков вы видите? (три)

Покажите. Как узнать, на сколько один отрезок длиннее другого? (надо измерить отрезки и из длины большего отрезка вычесть длину меньшего)

Хорошо. По какому пути отправить волка, чтобы он не успел раньше нас добраться до бабушки? (по длинному)

Пока он идет, мы отдохнем.

  1. Физкультминутка.

На раз потянуться, подтянуться,

На два согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши 3 хлопка,

Головою 3 кивка,

На четыре ручки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты тихо сесть.

  1. За крепление изученного.

- Мы все ближе подходим к дому бабушки, но нам преградила дорогу речка.

Мы можем перейти мостик, если выполним следующие задание.

(Учитель прикрепляет к доске рисунок и записывает условие задачи: « в реке плавало 9 карасей, а щук на 2 меньше»)

- Что записано на доске? (предложение)

- Что нужно сделать, чтобы получилась задача? (задать вопрос)

- Какой вопрос можно задать? (сколько в речке плавало щук)

- Как решить задачу? (ответы детей)

Что нужно изменить в задаче, чтобы она решалась в два действия? (нужно изменить вопрос задачи)

- Будем записывать по действиям с пояснениями.

Ученикам, которые раньше справились с задачей, учитель предлагает карточки с задачами.

(Решение задачи в учебнике стр. 79 номер 2.)

- Вот и подошли к дому, но сначала надо подняться по лесенке, чтобы дверь открылась.

(Два ученика выходят к доске и выполняют вычисления)

- Вот и бабушка. Она рада вас видеть, и приготовила вам загадку:

Кто – то утром не спеша

Надувает красный шар.

А как выпустит из рук –

Станет вдруг светло вокруг. (солнце )

(Учитель прикрепляет к доске рисунок с изображением солнца)

- Кто может прочитать, что написано на солнце? (молодцы)

7. Итог урока.

- Вот и закончилось наше путешествие. Мы опередили волка, помогли Красной Шапочке дойти до бабушки. Что вам понравилось на уроке? Чему вы научились?

Какое у вас настроение? Дети поднимают рисунок с нужным изображением. (тучка или солнышко)

Составила: Степеева Т. В.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 3 класс. Тема: вычисления вида 26*3, 72:3.

Урок расчинан на учащихся 3 класса. К уроку прилагается презентация. Это урок - путешествие по русской народной сказке "Гуси - лебеди". Данная презентация поможет систематизировать этапы вычисления, а...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока математики 2 класс Тема «Угол. Виды углов»

Урок «открытия» новых знаний.Цели:обучающие: формировать представления о видах углов, умения различать и строить углы разных видов;развивающие: создать условия для развития логического мышления ианали...

Урок математики 3 класс. Тема: "Деление вида а:1, а:а" Тип урока: "Первичное предъявление знаний"

Перед учителями, работающими по ФГОС НОО стоит важнейшая задача - это формирование совокупности "универсальных учебных действий", а не только освоение учащимися конкретных предметных з...

Технологическая карта урока Математика 1 класс. Тема: «Вычитание»

Технологическая карта урока УМК "Перспектива". Математика 1 класс. Тема:  «Вычитание»...

презентация к уроку математики 1 класс. Тема "Вычитание числа 3"

Данная презентация к уроку математики в 1 классе по теме "Вычитание числа 3"Состав числа 3. Знакомство с приёмами вычитания для случав вида    - - 3 .Решение задач. Работа над...

Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Вычитание чисел". УМК "Перспективная начальная школа 21 века".

Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Вычитание чисел". УМК "Перспективная начальная школа 21 века"....

Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Вычитание двухзначного числа". УМК "Перспективная начальная школа 21 века".

Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Вычитание двухзначного числа". УМК "Перспективная начальная школа 21 века"....