Урок по математике для 2 класса по теме "Вычитание вида 30-6".
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Урок по математике для 2 класса по теме "Вычитание вида 30-6".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_30-6.doc | 889.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Конспект открытого урока
математики по теме:
«Вычитание однозначного числа из круглого: 30 – 6»
во 2 «А» классе
Провела:
Белова О.
Февраль, 2015г.
Учитель: Белова Ольга Васильевна
Класс: 2 «А»
Тема: «Вычитание однозначного числа из круглого: 30 – 6».
Учебная цель: усвоить математическое действие «вычитание из круглого числа»;
Педагогическая цель: формировать у учащихся умения выполнять письменно действие вычитания из круглого числа однозначного числа с использованием алгоритма.
Обучающая цель: сформировать у учащихся умение использовать алгоритм вычитания из круглого числа однозначного числа столбиком;
Развивающая цель: развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение; Воспитательная цель: формировать общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Тип урока: урок формирования новых знаний .
Форма урока: урок-путешествие.
Используемые методы, технологии обучения: словесный, наглядный методы, проблемное обучение, ИКТ.
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Используемые УУД:
- познавательные учебные действия: устанавливать аналогии, использовать модели, алгоритмы, осуществлять поиск информации в учебнике, строить речевые высказывания в устной форме.
- коммуникативные учебные действия: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций, формулировать собственное мнение.
- регулятивные учебные действия: принимать, планировать и реализовывать учебную задачу.
Оборудование: учебник «Математика» 2 класс М. И. Моро, М.А. Бантова и др.
Необходимое техническое оборудование: электронная презентация, раздаточный материал, проектор.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.
Дидактический материал:
1) карточки с шагами алгоритма:
2) опорный сигнал вычитания однозначного числа из круглого:
Раздаточный материал:
1) карточки с изображением планет с написанными на них примерами:
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения учащихся в деятельность путём вовлечения их в игру-путешествие;
2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
2) установить тематические рамки учебной деятельности: круглые числа и новый приём вычислений, связанный с круглыми числами.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Открыть на доске карточку с высказыванием:
– Прочитайте слова, написанные на доске. Как вы их понимаете? (…)
– И вы, как всегда, отправитесь в добрый путь за знаниями.
Открыть на слайде записанный ряд чисел: 10, 20, 30, …
– Что общего у этих чисел? (Они двузначные, во всех числах одинаковое количество единиц – это круглые числа, …)
– Чем отличаются числа? (Количеством десятков.)
– Сегодня на уроке вы продолжите работу с двузначными, и в частности, с круглыми числами. Но я вдруг подумала, а не засиделись ли мы в классе? Может, стоит нам немного попутешествовать? Давайте отправимся не в простое путешествие, а в космическое математическое путешествие! Готовы? Хотите?
– А по дороге вы узнаете новый вычислительный приём, связанный с круглыми числами.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
Цель:
1) актуализировать умение распознавать круглые числа;
2) повторить состав числа 10, нумерацию двузначных чисел, приём вычитания чисел по общему правилу;
3) активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
4) актуализировать норму пробного учебного действия;
5) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
6) организовать фиксацию учащимися затруднения в выполнении пробного действия или обосновании полученного результата.
Организация учебного процесса на этапе 2:
– С чего начнёте путешествие? (С повторения.)
– Для начала вам надо попасть на космодром. Это не так просто сделать, ведь это секретный объект. Но я думаю, что вы разгадаете все секреты и добьётесь успеха.
1) Круглые числа.
Открыть на слайде изображение ворот.
– Но на воротах – кодовый замок. Чтобы добраться до ракет, надо открыть ворота.
– Прочитайте числа, которыми закодированы ворота. (44, 26, 80.)
– Назовите количество десятков и единиц в каждом числе. (44 = 4 д 4 е, 26 = 2 д 6 е, 80 = 8 д 0 е.)
– Что общего в этих числах? (Все числа двузначные, сумма цифр равна 8.)
– Какое число можно назвать «лишним»? (44, так как записано одинаковыми цифрами, а остальные – нет; 80, так как оно круглое, а остальные – нет.)
– Вы успешно справились с заданием, и вас не только пропускают на космодром, но и дают право пилотировать космические корабли.
«Раскрыть» ворота (развести в стороны, как двери лифта). За воротами (или на крыле доски) открывается изображение пяти космических кораблей.
2) Состав числа 10.
– Ваша задача – правильно разместить пассажиров в космических кораблях. В каждый может поместиться только 10 человек. Часть пассажиров уже нашли свои места. Помогите разместиться остальным пассажирам. (10 – это 7 и 3; 10 – это 2 и 8, и т.д.)
3) Тренировка вычислительных навыков.
– Осталось каждому пилоту получить маршрутный лист.
Раздать листки с изображением зелёной и оранжевой планет с написанными на них примерами (часть с оранжевой планетой пока загнута – дети её не видят):
– Необходимо вычислить кодовый номер зелёной планеты. На выполнение задания дано 15 секунд.
Включить таймер.
– Проверим.
– Что объединяет примеры на зелёной планете? (Вычислительный приём: вычитание по общему правилу.)
– Назовите ответы примеров на зелёной планете. (25, 33.)
Записать ответы на доске внутри зелёного круга, а ниже вывесить соответствующие эталоны:
Если у детей есть неверные ответы, то вычислительный приём повторяется. При необходимости разобрать ошибки.
– Всё, что вам необходимо для продолжения математического путешествия, вы повторили.
4) Задание для пробного действия.
– Что дальше? (Будет новое задание .)
– Верно! Оранжевая планета – наша конечная цель. Разверните маршрутный лист.
– Чем похожи примеры на оранжевой планете с примерами на зелёной планете? (Все примеры на вычитание из двузначного числа.)
– Чем отличаются? (На оранжевой планете надо вычесть однозначное число.)
– Пробуйте. Время выполнения – 15 секунд.
– Проверим. Назовите ответ первого примера на оранжевой планете. (24; …)
– Назовите ответ второго примера. (33; …)
Учитель фиксирует на доске все варианты ответов детей.
– Что же получилось? (В классе несколько мнений. Все решили примеры одинаково.)
– Как докажете, чей ответ верен (что вы решили примеры верно)? (Мы не можем доказать, у нас нет такого эталона.)
– Чего же вы не смогли сделать? (Мы не смогли решить примеры: 30 – 6; 40 – 7. Мы не можем доказать, что решили примеры верно.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) создать условия для проведения учащимися анализа своих действий с опорой на знаковую фиксацию;
2) организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
– На нашем пути встретилось препятствие. Что же вы предпримете? (Остановимся и подумаем.)
– Над чем будете думать? (Где и почему возникло затруднение.)
– Давайте думать вместе. Какое действие вы выполняли, решая примеры на оранжевой планете? (Вычитание.)
– Какие числа вычитали? (Из двузначного вычитали однозначное.)
– Почему (по какой причине) возникла трудность? (У нас нет способа вычитания однозначного числа из круглого.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) сформулировать цель будущих действий;
2) согласовать тему урока;
3) создать условия для планирования дальнейших действий, для выбора учащимися способа и средств для построения нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 4:
– Какова же цель урока? (Построить способ вычитания однозначного числа из двузначного круглого.)
– Подумайте, как назвать урок. (Вычитание из двузначного круглого числа однозначное.)
– Название темы очень длинное, поэтому я заменю ее карточкой с примером.
– Итак, каков план ваших действий? (Решить пример с помощью графических моделей, потом решить этот же пример в столбик, вывести правило.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) создать условия для построения нового способа решения примеров на вычитание однозначного числа из круглого, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в речи и в виде алгоритма и опорного сигнала;
3) применить новый способ действий для решения примера, вызвавшего затруднение;
4) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 5:
– С чего начнёте? (Выясним способ решения этих примеров с помощью графических моделей.)
– Изобразите графическую модель примера 30 – 6.
Один ученик у доски, остальные – на партах:
– Как вычитают двузначные числа? (По общему правилу: из десятков вычитаем десятки, из единиц – единицы.)
– Что мешает вам действовать уже известным способом? (Отсутствие единиц в уменьшаемом.)
– Откуда же вам взять единицы, чтобы вычесть 6 единиц? (Надо взять один десяток из уменьшаемого и «раздробить» его на 10 единиц. – Открытие!)
– Отлично, (например, Кирилл)! Выручил нас. Покажем это с помощью графических моделей – что надо сделать? (Десяток заменить 10 единицами.)
– А дальше? (Действуем по общему правилу: вычитаем единицы: 10 – 6 = 4. Значит, остается 2 десятка и 4 единицы, или 24.)
– А теперь запишем этот пример в строчку и решим его подробно с объяснением.
Один у доски, остальные – в тетради.
– Что дальше по плану? (Запишем решение этого примера в столбик.)
Один учащийся у доски с объяснением, остальные работают в тетрадях. Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению нового способа действий при решении примеров в столбик.
(Пишу единицы под единицами. Вычитаю единицы: в уменьшаемом 0 единиц, поэтому занимаю 1 десяток и дроблю его на 10 единиц: 10 – 6 = 4. Пишу под единицами. Десятков стало на 1 меньше, поэтому пишу под десятками 2. Ответ: 24.)
По ходу рассуждений учащихся учитель вывешивает шаги алгоритма, фиксируя на каждом шаге внимание детей.
В итоге алгоритм должен принять такой вид:
– Молодцы! Посмотрите, по созданному вами алгоритму я нарисовала опорный сигнал (эталон), который короче, чем алгоритм.
Открыть на доске эталон.
Физминутка.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на изученный способ действия с проговариванием во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Решение второго примера с «оранжевой планеты».
– Какой способ для вас наиболее удобный? (…)
– Решите выбранным вами способом второй пример с оранжевой планеты.
Каждый использует наиболее удобный для него способ. В результате учащиеся согласовывают ответ: 40 – 7 = 33.
2)
– Давайте задержимся на оранжевой планете и получше ее изучим. Откройте наш бортовой журнал.
Стр.18 №1
– Посмотрите, вас встречает инопланетянин. Поприветствуйте его и расскажите о цели вашего прилёта на его планету. (Мы должны научиться хорошо решать примеры на вычитание однозначного числа из круглого.)
– Посмотрите на запись в ваших бортовых журналах.
Один ученик комментирует решение примеров с места.
Сначала решим примеры на новый вычислительный прием .
73+7 80-7 56+4 90-9
– Решим остальные примеры этого номера. Для выполнения задания даю 2 минуты космического времени.
– Всем ли удалось выполнить задание? (Да.)
– Молодцы! Я вижу, вы готовы к самостоятельным полётам.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий;
2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки;
3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.
Организация учебного процесса на этапе 7:
– Какой приём был для вас новым на сегодняшнем уроке? (Вычитание однозначного числа из круглого.)
– Выполните
– Прочитайте задание. (Выбери и реши примеры на новый вычислительный приём.)
1) – Задание состоит из двух частей. Что надо сделать сначала? (Выбрать примеры на новый вычислительный приём.)
– Выполните эту часть задания самостоятельно, поставив галочки рядом с выбранными вами примерами.
– Проверьте.
Открыть на доске эталон к этой части задания.
– Какие трудности возникли при выполнении?
– Исправьте, у кого неверно были найдены примеры нового типа.
– У кого всё получилось? Нарисуйте на полях листочка улыбку.
2) – Прочитайте вторую часть задания. (Решить примеры на новый вычислительный приём.)
– Выберите любые два примера и решите их в тетради, записывая столбиком, самостоятельно.
– Проверьте.
Открыть на доске эталон решения примеров.
– Какие трудности возникли при решении примеров?
– У кого всё получилось? Нарисуйте на полях тетради еще одну улыбку.
– Вы замечательно поработали.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
повторить решение составных задач на нахождение целого.
Организация учебного процесса на этапе 8:
1)
- Ну что ж, в конце нашего путешествия хочется выяснить, чем увлекаются члены космического экипажа? Прочитайте об этом на слайде
– Сейчас мы разберём эту задачу, заполняя по ходу схему.
Учитель по ходу анализа задачи со слов детей вводит данные в обе схемы.
– Что известно в задаче? (Из всего класса в кружке пения занимаются 17 учеников, а в кружке рисования – на 5 учеников меньше.)
– Что надо узнать? (Сколько всего учеников в этом классе?)
– Расскажите план решения задачи. (Первым действием мы узнаем, сколько учеников занимаются в кружке рисования, затем ответим на вопрос задачи.)
– Запишите решение задачи в тетради. Поработайте в парах.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке;
2) соотнести цель и результат своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;
3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: вычитание однозначного числа из круглого;
4) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
5) определить и согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
-Вы замечательно поработали. Пора возвращаться домой.
– Во время нашего путешествия был момент, когда у многих возникло затруднение. Вспомните этот момент. (На оранжевой планете, когда вычитали однозначное число из круглого.)
– Какова была цель вашего путешествия? (Построить способ вычитания однозначного числа из круглого.)
- Какое открытие сделали на уроке?
– Достигли ли вы цели? Докажите. (…)
– Что помогло выйти из затруднения? (Графические модели.)
– У кого остались вопросы, неясность?
– У кого всё получилось?
– Удалось ли каждому из вас в ходе нашего математического путешествия учиться? Обоснуйте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по математике 2 класс тема урока Сложение вида 37+53
Конспект урока по математике...
Урок математики 3 класс. Тема: "Деление вида а:1, а:а" Тип урока: "Первичное предъявление знаний"
Перед учителями, работающими по ФГОС НОО стоит важнейшая задача - это формирование совокупности "универсальных учебных действий", а не только освоение учащимися конкретных предметных з...
Конспект урока по математике. 3 класс СКОУ VIII вида
Данный конспект занятия разработан для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Занятие построено на практической деятельности обучающихся....
Конспект урока по математике (3 класс). Тема: Виды треугольников по видам углов. УМК "Школа России".
Цель деятельности учителя:- знакомство с разными видами треугольников по видам углов;- закрепление вычислительных навыков, умений решать задачи изученных видов;Планируемые результаты:Предметные:- знат...
Конспект урока по математике 3 класс на тему: "Виды треугольников" (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Виды треугольников» Цели деятельности учителя: знакомство с разными видами треугольников; закрепление вычислительных навыков, умения решать задачи и...
Конспект урока по математике 3 класс на тему: "Виды треугольников" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: знакомство с разными видами треугольников; закрепление вычислительных навыков, умения решать задачи изученных видов.Планируемые результаты:Предметные:уметь складывать треуго...
Урок по математике 2 класс "Приёмы вычислений вида 60-24"
Познакомить с приёмом вычислений вида 60-24, совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления. Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи....