Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа по окружающему миру составлена по учебнику "Окружающий мир. 2 класс" Плешакова А. А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_2_kl.doc | 244 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Инсарская средняя общеобразовательная школа № 1»
ИНСАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов МБОУ «Инсарская СОШ №1» ____________________ протокол № ________ «______» августа 2019 г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР МБОУ «Инсарская СОШ №1» ____________ «_______» августа 2019 г. | «Утверждаю» директор МБОУ «Инсарская СОШ №1» ___________ «____» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Окружающий мир»
на 2019-2020 учебный год
Класс: 2"б"
Разработчик программы:
Байчурина Екатерина Васильевна, учитель начальных классов
г. Инсар
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение предмета «Окружающий мир» представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся.
Рабочая учебная программа по окружающему миру для 2 «Б» класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Окружающему миру» (автор: Плешаков А.А., М.: Просвещение, 2014 г)
Предмет «Окружающий мир» изучается во 2 «Б» классе в объеме 68 часов, из расчета 2 часа в неделю. Преподавание ведется по учебнику: Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014 и последующие издания.
Цель и задачи учебного предмета «Окружающий мир»
Цели:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
В основе содержания обучения по предмету «Окружающий мир» лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетенций выделены главные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Окружающий мир».
Предметная компетенция. Под предметной компетенцией понимается осведомлённость школьников о системе основных природоведческих представлений и овладение ими необходимыми предметными умениями. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления:
- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Коммуникативная компетенция. Под коммуникативной компетенцией понимается сформированность умения ясно и чётко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая её критическому анализу, отстаивать (при необходимости) свою точку зрения, выстраивая систему аргументации. Формируются образующие эту компетенцию умения, а также умения извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая её при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы и т.д.).
Организационная компетенция. Под организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать её на составные части, на которых будет основываться процесс её решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей.
Общекультурная компетенция. Под общекультурной компетенцией понимается осведомленность школьников об окружающем мире как элементе общечеловеческой культуры, его месте в системе других наук, а также его роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира.
Формируются следующие представления:
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных 155 традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
- представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
- овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
- понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
- познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
- представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
- этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
- составлять небольшие рассказы на заданную тему.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
- находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
- называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
- различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
- приводить примеры народов России;
- сравнивать город и село, городской и сельский дома;
- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
- оценивать отношение людей к окружающему миру;
- различать объекты и явления неживой и живой природы;
- находить связи в природе, между природой и человеком;
- проводить наблюдения и ставить опыты;
- измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
- определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
- сравнивать объекты природы, делить их на группы;
- ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
- находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
- соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
- различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
- прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
- узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
- различать виды транспорта;
- приводить примеры учреждений культуры и образования;
- определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
- различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
- правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
- различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
- соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
- правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
- приводить примеры семейных традиций;
- соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
- ориентироваться на местности разными способами;
- различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
- различать водные объекты, узнавать их по описанию;
- читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
- находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
- различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Проект «Родной город (село)»
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсия «В гости к осени. Наблюдение осенних изменений в природе»
Практические работы:
1. Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.
2. Свойства горных пород и минералов.
3. Распознавание листьев деревьев, кустарников и трав.
4. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.
5. Приемы ухода за комнатными растениями
6. Приемы ухода за животными живого уголка
Проект «Красная книга, или возьмем под защиту»
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Проект «Профессии»
Экскурсия «В гости к зиме. Наблюдение зимних явлений в природе»
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа:
1. Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Проект «Родословная»
Практическая работа:
1. Отработка правил этикета
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Проект «Города России»
Проект «Страны мира»
Экскурсия «В гости к весне. Наблюдение весенних изменений в природе»
Практические работы:
1. Определение сторон горизонта по компасу.
2. Освоение основных приёмов чтения карты
Технологии обучения (или их элементы):
- ИКТ
- игровая технология
- проектная технология
- учебно-исследовательская технология
- проблемно-диалоговая технология
- обучение в сотрудничестве
Типы уроков
- Урок усвоения новых знаний
- Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
- Урок применения метапредметных и предметных знаний
- Урок обобщения и систематизации предметных знаний
- Урок повторения предметных знаний (Урок-практикум)
- Комбинированный урок
- Учебная экскурсия
- Урок решения практических, проектных задач
Формы обучения: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.
Формы контроля:
- Итоговый контроль;
- Текущий тематический;
- Индивидуальный и фронтальный опросы;
- Устный и письменный опросы;
- Самостоятельная работа;
- Тестовый контроль.
Работа с одаренными детьми (дифференциация и индивидуализация обучения на уроках):
- разноуровневые задания (обучающие и контролирующие),
- обучение самостоятельной работе (работа самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой),
- творческие задания (составить кроссворд, ребус, анаграмму и т. д.).
Региональные особенности находят своё отражение в проектных работах, подборке заданий краеведческого характера и др.
Распределение учебных часов по четвертям
Курс рассчитан на 68 ч - 2 ч в неделю (34 учебные недели).
Количество часов в 1-й четверти – 16 ч. Количество часов в 3-й четверти – 20 ч.
Количество часов во 2-й четверти – 16 ч. Количество часов в 4-й четверти – 16 ч.
Отличительные особенности рабочей программы
В авторскую учебную программу по окружающему миру автора Плешаков А.А. внесены следующие изменения и дополнения:
- в последовательность изучения тем: изменений нет
- в содержание учебного предмета:
- содержание тем дополнено вопросами, связанными с региональным компонентом образовательной области, углубляющими и расширяющими базовые знания (национальные традиции, растения, животные Мордовии, реки Мордовии и т.д.)
- в структуру и содержание разделов: изменений нет
Разделы | Наименование разделов и тем | Часы учебного времени | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Где мы живём? | 4 | 4 |
2 | Природа | 20 | 20 |
3 | Жизнь города и села | 10 | 10 |
4 | Здоровье и безопасность | 9 | 9 |
5 | Общение | 7 | 7 |
6 | Путешествия | 18 | 18 |
Итого | 68 | 68 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
Практическая работа/Экскурсия | № урока | |
1 четверть | 1. Проект «Родной город (село)» | 2 |
2. Практическая работа № 1 «Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека» | 6 | |
3. Экскурсия «В гости к осени. Наблюдение осенних изменений в природе» | 8 | |
4. Практическая работа № 2 «Свойства горных пород и минералов» | 11 | |
5. Практическая работа № 3 «Распознавание листьев деревьев, кустарников и трав» | 14 | |
6. Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений» | 17 | |
2 четверть | 1. Практическая работа № 5 «Приемы ухода за комнатными растениями» | 19 |
2. Практическая работа № 6 «Приемы ухода за животными живого уголка» | 20 | |
3. Проект «Красная книга, или возьмем под защиту» | 23 | |
4. Проект «Профессии» | 30 | |
3 четверть | 1. Экскурсия «В гости к зиме. Наблюдение зимних явлений в природе» | 31 |
2. Практическая работа № 8 «Отработка правил перехода улицы» | 37 | |
3. Проект «Родословная» | 45 | |
4. Практическая работа № 8: «Отработка правил этикета» | 47 | |
4 четверть | 1. Практическая работа № 9: «Определение сторон горизонта по компасу» | 53 |
2. Экскурсия «В гости к весне. Наблюдение весенних изменений в природе» | 56 | |
3. Практическая работа № 10: «Освоение основных приемов чтения карты» | 58 | |
4. Проект «Города России» | 59 | |
5. Проект «Страны мира» | 65 |
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | ||
По плану | По факту | ||||
РАЗДЕЛ «ГДЕ МЫ ЖИВЁМ» (4 ч) | |||||
Знать: родную страну и ее столицу; государственную символику России, регион, где живут уч-ся, предметы живой природы и неживой. Уметь: понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации; анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими; работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов; работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради; работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, | |||||
1 | 1. Родная страна. РНК - символы РМ | 1 | 06.09.19 | ||
2 | 2. Город и село. Проект «Родной город (село)» | 1 | 07.09.19 | ||
3 | 3. Природа и рукотворный мир. | 1 | 13.09.19 | ||
4 | 4. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | 1 | 14.09.19 | ||
РАЗДЕЛ «ПРИРОДА» (20 ч) | |||||
Знать: названия времен года; основные свойства воздуха и воды; общие условия, необходимые для жизни растений и животных, понятия «явления природы», «сезонные явления»; понятие «погода», правила поведения на экскурсии; об изменениях в неживой природе осенью, об изменениях в неживой природе осенью, понятия «звездное небо», «созвездие» понятия «горная порода» и «минералы»; названия и отличия горных пород от минералов (3 минерала); состав гранита основные свойства воздуха и воды; общие условия необходимые для жизни растений и животных; о загрязнении и защите воздуха, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; лиственные и хвойные деревья; 2-3 вида растений, занесенных в Красную книгу особенности внешнего вида животных и растений; особенности ухода за домашними животными; меры безопасности при общении с животными; 2-3 вида животных, занесенных в Красную книгу общие условия, необходимые для жизни животных; особенности внешнего вида животных и растений; особенности ухода за домашними животными; меры безопасности при общении с животными Уметь: обозначать объекты природы цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию; приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять таблицу в рабочих тетрадях; работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку; устанавливать связи между живой и неживой природой; анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям; рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева; знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений; наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.); сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения, полученные из учебника и экскурсии, своими наблюдениями над осенним трудом человека; исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; различать горные породы и минералы; работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них; называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; определять растения с помощью атласа- определителя; оценивать эстетическое воздействие растений на человека | |||||
5 | 1. Неживая и живая природа | 1 | 20.09.19 | ||
6 | 2. Явления природы. Практическая работа №1. «Измерение температуры» | 1 | 21.09.19 | ||
7 | 3. Что такое погода? | 1 | 27.09.19 | ||
8 | 4. В гости к осени (экскурсия) | 1 | 28.09.19 | ||
9 | 5. В гости к осени (урок) | 1 | 04.10.19 | ||
10 | 6. Звёздное небо | 1 | 05.10.19 | ||
11 | 7. Заглянем в кладовые земли. Практическая работа №2. «Знакомство с горными породами и минералами». | 1 | 11.10.19 | ||
12 | 8. Про воздух | 1 | 12.10.19 | ||
13 | 9. … И про воду | 1 | 18.10.19 | ||
14 | 10. Какие бывают растения? Практическая работа №3. «Распознавание деревьев, кустарников и трав» | 1 | 19.10.19 | ||
15 | 11. Какие бывают животные? РНК - растения и животные Мордовии | 1 | 25.10.19 | ||
16 | 12. Невидимые нити | 1 | 26.10.19 | ||
17 | 13. Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа №4. «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений». | 1 | 08.11.19 | ||
18 | 14. Дикие и домашние животные | 1 | 09.11.19 | ||
19 | 15. Комнатные растения. Практическая работа №5. «Отработка приёмов за комнатными растениями». | 1 | 15.11.19 | ||
20 | 16. Животные живого уголка. Практическая работа №6. «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка». | 1 | 16.11.19 | ||
21 | 17. Про кошек и собак | 1 | 22.11.19 | ||
22 | 18. Красная книга. РНК - Красная книга Мордовии | 1 | 23.11.19 | ||
23 | 19. Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту» | 1 | 29.11.19 | ||
24 | 20. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | 30.11.19 | ||
РАЗДЕЛ «ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА» (10 ч) | |||||
Знать: понятие «экономика»; об экономике города и села, об отдельных производственных процессах; составные части экономики; названия товаров, материалы и объекты труда; составные части экономики; названия товаров; названия профессий, названия строительных машин; этапы строительства дома; названия профессий, понятие «транспорт»; виды транспорта, понятия «культура», «образование», «культурное учреждение», «образовательное учреждение»; названия профессий, названия профессий; особенности труда родного края, признаки сезонных изменений в природе зимой; названия зимующих птиц, как растения и животные готовятся к зиме Уметь: определять части экономики; составляет схему, определять материалы, из которых изготовлены товары, рассказывать о строительстве домов в городе и селе, приводить примеры различных видов транспорта, называть профессии в сфере образования и культуры, называть профессии своих родителей; характеризовать 2-3 профессии, проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе, называть особенности ели и жизни животных, связанных с этим деревом, устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе, выступать с подготовленным сообщением, расширят, углубят знания по выбранной теме. | |||||
25 | 1. Что такое экономика | 1 | 06.12.19 | ||
26 | 2. Из чего что сделано | 1 | 07.12.19 | ||
27 | 3. Как построить дом | 1 | 13.12.19 | ||
28 | 4. Какой бывает транспорт | 14.12.19 | |||
29 | 5. Культура и образование. РНК - центры культуры РМ | 1 | 20.12.19 | ||
30 | 6. Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | 21.12.19 | ||
31 | 7. В гости к зиме (экскурсия) | 1 | 27.12.19 | ||
32 | 8. В гости к зиме (урок) | 1 | 28.12.19 | ||
33 | 9. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 | 17.01.20 | ||
34 | 10. Презентация проекта «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии» | 1 | 18.01.20 | ||
РАЗДЕЛ «ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ» (9 ч) | |||||
Знать: основные системы органов человека, их роль в организме; правила сохранения и укрепления здоровья; понятие «здоровый образ жизни», правила сохранения и укрепления здоровья; понятие «здоровый образ жизни»; режим дня, режим питания, профилактику болезней, правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД, правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД, правила обращения с электро- и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами, правила безопасности, которые надо соблюдать дома; правила противопожарной безопасности; правила поведения в социальной среде: подъезде, лифте, квартире, лесные опасности; съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения; правила экологической безопасности, правила поведения у водоемов, правила поведения в социальной среде, как вести себя с незнакомыми людьми. Уметь: определять органы человека; рассказывать о функции основных систем органов строения человека, выполнять режим дня, режим питания; вести здоровый образ жизни, выполнять правила дорожного движения, выполнять правила дорожного движения, выполнять правила безопасного поведения дома, выполнять правила безопасного поведения дома, правильно вести себя на природе, выполнять правила поведения у водоемов, выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми, оценивать свои достижения. | |||||
35 | 1. Строение тела человека | 1 | 24.01.20 | ||
36 | 2. Если хочешь быть здоров | 1 | 25.01.20 | ||
37 | 3. Берегись автомобиля! Практическая работа №7. «Отработка правил перехода улиц» | 1 | 31.01.20 | ||
38 | 4. Школа пешехода | 1 | 01.02.20 | ||
39 | 5. Домашние опасности | 07.02.20 | |||
40 | 6. Пожар | 1 | 08.02.20 | ||
41 | 7. На воде и в лесу | 1 | 14.02.20 | ||
42 | 8. Опасные незнакомцы | 1 | 15.02.20 | ||
43 | 9. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | 21.02.20 | ||
РАЗДЕЛ «ОБЩЕНИЕ» (7 ч) | |||||
Знать: понятия «культура общения», «семья», элементарные нормы общения в школе, правила вежливости, правила поведения в гостях, понятия «зрители», «пассажиры». Уметь: выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе, обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя членами классного коллектива, применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах, выполнять элементарные нормы общения в семье, школе; выполнять основные правила поведения в гостях, выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре. Оценивать свои достижения. | |||||
44 | 1. Наша дружная семья | 1 | 22.02.20 | ||
45 | 2. Проект «Родословная» | 1 | 28.02.20 | ||
46 | 3. В школе | 1 | 29.02.20 | ||
47 | 4. Правила вежливости. Практическая работа №8. «Отработка правил этикета». | 1 | 06.03.20 | ||
48 | 5. Ты и твои друзья | 1 | 07.03.20 | ||
49 | 6. Мы – зрители и пассажиры. | 1 | 13.03.20 | ||
50 | 7. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 | 14.03.20 | ||
РАЗДЕЛ «ПУТЕШЕСТВИЯ» (18 ч) | |||||
Знать: понятие «горизонт»; условные обозначения сторон горизонта, строение компаса; правила определения сторон горизонта с помощью компаса; условные обозначения сторон горизонта, формы земной поверхности; строение холмов и гор, понятие «водоем»; части реки; правила поведения у водоемов, названия весенних месяцев, весенние явления; три названия раннецветущих растений, условные обозначения на карте. Уметь: определять линию горизонта, пользоваться компасом; ориентироваться на местности с помощью компаса, различать и показывать различные формы земной поверхности; различать по карте и показывать различные водоемы, перечислять названия весенних месяцев, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; различать по карте и показывать различные формы земной поверхности, показывать на карте границы России, родной город. сравнивать глобус и карту мира, показывать на карте 1-3 страны, столицы | |||||
51 | 1. Посмотри вокруг | 1 | |||
52 | 2. Ориентирование на местности. | 1 | |||
53 | 3. Ориентирование на местности. Практическая работа №9. «Определение сторон горизонта по компасу». | 1 | |||
54 | 4. Формы земной поверхности | 1 | |||
55 | 5. Водные богатства. РНК - водоемы Мордовии | 1 | |||
56 | 6. В гости к весне (экскурсия) | 1 | |||
57 | 7. В гости к весне | 1 | |||
58 | 8. Россия на карте. Практическая работа №10. «Освоение основных приёмов чтения карты». | 1 | |||
59 | 9. Проект «Города России» | 1 | |||
60 | 10. Путешествие по Москве | 1 | |||
61 | 11. Московский Кремль | 1 | |||
62 | 12. Город на Неве | 1 | |||
63 | 13. Путешествие по планете | 1 | |||
64 | 14. Путешествие по материкам | 1 | |||
65 | 15. Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | |||
66 | 16. Впереди лето | 1 | |||
67 | 17. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 | |||
68 | 18. Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 1 |
Список литературы
- Плешаков А.А. Окружающий мир/ 2 класс, М.: Просвещение, 2014 и т.д..
- Рабочая тетрадь к учебнику Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс, М.: Просвещение, 2018.
- От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. А. А. Плешаков – М.: Просвещение, 2011.
- Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков - М.: Просвещение, 2010.
- Великан на поляне: Книга для учащихся начальных классов/ А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2011.
- Левитан Е.П. Путешествие по Вселенной. Книга для чтения.
- Интернет-ресурсы:
- http://standart.edu.ru[Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
- http://school-collection.edu.ru[Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
- http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
- http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
- http://bibliofond.ru[Электронная библиотека «Библиофонд»];
- http://videouroki.net[Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
- www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
- http://www.uchportal.ru[Учительский портал];
- http://www.pandia.ru[Портал «Энциклопедия знаний»];
- http://window.edu.ru[Единое окно доступа к образовательным ресурсам];
- http://nachalka.info/[Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...