Сложение дробей с одинаковыми знаменателями
план-конспект урока по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Основные этапы организации учебной деятельности. | Время | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1.Организационный момент | 1 мин | Мотивация к учебной деятельности | -Здравствуйте ребята. -Садитесь. -Проверьте свою готовность к уроку. | -Здравствуйте. Садятся. Проверяют готовность к уроку. | КУУД ЛУУД |
2. Актуализация знаний | 7 мин | Повторение изученного ранее | - Записываем в тетради число «28 сентября. Классная работа». (На доске выписаны дроби) - Прочитайте дроби: 5/4 и 5/8, 2/5 и 3/5. - Как называются числа: 5, 2, 3? - Как называется числа 4, 8, 5? - Что показывает знаменатель? - Что показывает числитель? - Сравните эти дроби. - Расположите дроби в порядке возрастания. Ребята, что значит в порядке возрастания Прочитайте дроби: а) 3/7, 3/5, 3/4, 3/2; б) 4/5, 3/5, 8/5, 1/5. - Проверим, так ли вы расположили дроби? - У кого иной ответ? Почему? - Когда вы расставляли дроби в порядке возрастания, на что вы обращали внимание в первом и во втором случае? | Читает кто-то один - Числитель. - Знаменатель. - Показывает количество частей, на которое разделили целое. - Показывает количество взятых частей. - 5/4 больше чем 5/8, если у дробей одинаковые числители, но разные знаменатели, то меньше та дробь, у которой знаменатель больше; 2/5 больше чем 3/5, если у дробей одинаковые знаменатели, значит меньше та дробь, у которой числитель меньше. - От большего к меньшему. а) 3/7, 3/5, 3/4, 3/2; б) 1/5, 3/5, 4/5, 8/5. Один ученик выходит выполнять задание к доске. - В первом случае на знаменатель, т.к. у дробей одинаковые числители, а во втором – наоборот. | ПУУД, МУУД |
3. Постановка учебных задач 4. Открытие новых знаний | 3 мин 10 мин | Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий. Знакомство с новым материалом | - Ребята, прочитайте задачу (на доске): Миша разделил шоколадку на четыре равные части. Если 2/4 шоколадки съел друг, а Миша съел ¼, то какая часть оказалась съеденной? - О чём говорится в задаче? - На сколько частей разделили шоколадку?
- Что нужно найти? Каким действием найдем ответ? - Можем ли мы выполнить сложение? Почему? - Назовите тему урока. - Какие учебные задачи вы поставите перед собой? - Какая часть досталась другу? А Мише? (записываю дроби 1/4 и 2/4) - Что можно сказать о знаменателе этих дробей? Представьте, что полоска – это шоколадка (раздаю полоски из бумаги). - Разделите ее на 4 равные части, путём перегибания бумаги. Покажите ту часть, которую съел Миша. - Что означает число 1? - Заштрихуйте эту часть. - А теперь, покажите ту часть, которую съел друг Миши. Что означает число 2? Заштрихуйте эту часть. - Как узнать какую часть они съели вместе? Сколько они съели таких кусочков? Посмотрите, сколько частей они съели. Какая это часть? Как записать решение задачи? - Ответили ли мы на вопрос задачи? Что нужно было найти по условию задачи? Что мы для этого сделали? - Как вы получили дробь 3/4? Значит, чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, что нужно сделать? | Читают задачу. - О Мише и его друге, о том, как они разделили между собой шоколадку (на 4 равных части). - Сколько часть шоколадки съели мальчики. Сложением. - Не умеем складывать дроби. - Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. - Научиться складывать дроби с одинаковыми знаменателями, научиться применять правило в решении задач и примеров. - 2/4 шоколадки, Миша съел ¼ шоколадки. - Они одинаковые. Показывают и объясняют. - Миша съел 1 часть от всей шоколадки (один кусочек). Показывают и объясняют. - Означает, что друг съел 2 части от всей шоколадки (два кусочка). - Сложить части, которые съели по отдельности Миша и его друг. - 3 части (три кусочка). - Четвертая, 2/4+1/4=3/4 части они съели. - Сколько часть шоколадки съели мальчики. - Сложили числители, а знаменатели не складывали (знаменатель остается прежним). | МУУД, РУУД |
4. Первичное закрепление | 10 мин | Применение правила в решении задач и примеров | - Откройте учебники на странице 36, прочитайте правило. Давайте все вместе проговорим правило. Прочитайте задание №2. - О чем говорится в задаче? - Что нужно найти? - Что нужно для этого сделать? - Чтобы проверить, верно, ли мы решили задачу, расчертите у себя в тетрадях отрезок. Сколько клеток нужно прочертить и почему? - Как отметить на отрезке 3/17 и 7/17? Сколько всего клеток получилось? - Сходится с ответом? Значит, мы правильно решили задачу. Физкультминутка -Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнем мы на привале… Вправо, влево повернись! Руки вверх и руки вбок И на месте прыг да скок! А теперь бежим в припрыжку, молодцы, вы ребятишки! - Прочитайте вторую задачу. Вы решите ее самостоятельно. - Ребята, о чем говорится в задаче? - Что нужно найти? - Какой ответ у вас получился? Как вы его нашли? У кого получился другой ответ? - Молодцы, ребята. - Прочитайте задание №3. Что нужно сделать? Запишите ответы, какое слово получилось? - Выполним следующее задание. Нужно подобрать рисунок к каждому выражению. Объясните почему. - Что вы заметили? Что обозначает дробь 5/5? Что особенного в записи этой дроби? - Повторим все вместе. | Читают правило. Читают задачу. - Кондитер украшает торт вишенками и малиной. Малина должна занимать 7/17 торта, вишней – 3/17. - Найти, ту часть торта, которая будет украшена ягодами. - Сложить 3/17 и 7/17, 3/17+7/17=10/17 (ч.) - 17 клеток, так как знаменатель дробей равен 17. - 3 клетки и еще 7 клеток. - 10 клеток. Читают задачу. - О вышивке салфетки, которую нужно украсить стебельчатым швом (1/7 салфетки) и гладью (5/7 салфетки). - Какая часть салфетки должна быть украшена. 1/7 + 5/7 = 6/7 часть салфетки. Читают задание. Нужно сложить дроби. - 14/15 – Б; 50/60 – Р; 61/78 – Е; 270/300 – Т; 120/150 – А; 295/300 – Н; 132/150 – Ь. - 1/5+1/5=2/5 – Б) 1/5+2/5=3/5 – В) 2/5+2/5=4/5 – А) 2/5+2/5+1/5=5/5 – Г) - Дробь, числитель и знаменатель которой равны между собой, обозначает число 1 (целое). | ПУУД, КУУД, ЛУУД |
Самостоятельная работа | 5 мин | Закрепление материала | - Бабушка разделила пирог на 6 равных частей. Если 3/6 от всего пирога съел Петя, а Катя – 2/6 пирога, то какая часть оказалась съеденной? - Маша купила в магазине воздушные шары. Сестре она отдала 4/10 шаров, а брату 2/10 шаров. Какую часть шаров Маша отдала брату и сестре? Проверим решение задачи. | Выполняют решение: 1) 3/6+2/6=5/6(ч.) пирога съели. Ответ: 5/6 часть. 2) 4/10+2/10=6/10(ч.) шаров отдала сестре и брату. Ответ: 6/10 часть. | ПУУД |
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | 4 мин | Формирование умений оценивать себя | - Назовите тему урока. Какие учебные задачи вы ставили перед собой в начале урока? - Кто сможет сказать, как находят сумму дробей с одинаковыми знаменателями? - Что вы еще сегодня узнали? -Оцените свою работу на уроке. Продолжите фразы, которые вы видите на доске: «На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…» «Сегодня мне удалось…» «Теперь я могу…» «Было трудно…» - Ребята, запишите домашнее задание. - Сегодня вы хорошо работали, спасибо за урок. Урок окончен. - До свидания. | - Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. -Научиться складывать дроби с одинаковыми знаменателями, научиться применять правило в решении задач и примеров. - Складывая дроби, с одинаковыми знаменателями, мы складываем только их числители. - Дробь, числитель и знаменатель которой равны между собой, обозначает число 1 (целое). Продолжают фразы - До свидания. | ЛУУД, ПУУД |
Технологическая карта урока
Предмет: Математика
Класс: 4
Тема урока: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель урока: ознакомить с алгоритмом сложения дробей с одинаковыми знаменателями; закрепить понятие дроби; продолжать закреплять навыки счёта; решать текстовые задачи ранее изученных видов.
Познавательные УУД
1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;
5. делать выводы на основе обобщения умозаключений;
6. преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Регулятивные УУД:
1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом
2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3. работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;
4. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
4. читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного, выделять главное, составлять план;
5. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные результаты:
1. придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Ресурсы: Учебник, презентация, оценочные листы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 3 классе(система Л.В.Занкова) "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"
Урок математики в 3 классе (по учебнику Аргинской И.И.)...
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями
Урок составлен по ОС "Школа 2100" по учебнику Л.Г.Петерсон...
"Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"
Открытый урок по математике с использованием интерактивной доски для 4 класса по учебнику Петерсон...
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями
Схема- конспект урока математике в 4 классе по программе " Школа 2100"...
Открытый урок по математике 4 класс «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»
Систематизация теоретических знаний по изучаемой теме и проверка умения применять эти знания при решении практических заданий. Изучение правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинако...
Урок математики учителя начальных классов МОУ «СОШ № 13» Пилягиной Ирины Вячеславовны Тема: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями», 4 класс (по учебнику Л.Г.Петерсон)
Цель: вывести правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями; обогатить знания о дробях, полученные на предыдущих уроках; совершенствовать навык счёта; поддерживать интерес к математике; ра...
Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))
Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....