Урок математики учителя начальных классов МОУ «СОШ № 13» Пилягиной Ирины Вячеславовны Тема: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями», 4 класс (по учебнику Л.Г.Петерсон)
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Пилягина Ирина Вячеславовна

 

Цель: вывести правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями; обогатить знания о дробях, полученные на предыдущих уроках; совершенствовать навык счёта; поддерживать интерес к математике; развивать логическое  мышление, устную речь учащихся.                 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики

учителя начальных классов

МОУ «СОШ № 13» Пилягиной Ирины Вячеславовны

Тема: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями», 4 класс

(по учебнику Л.Г.Петерсон)

Цель: вывести правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями; обогатить знания о дробях, полученные на предыдущих уроках; совершенствовать навык счёта; поддерживать интерес к математике; развивать логическое  мышление, устную речь учащихся.                  

Ход урока:

  1. Организационный момент

  1. Актуализация знаний

- Наш урок начнём с того, что вспомним, какую тему мы изучаем в течении нескольких уроков?

- Какие числа мы называем дробными?

 

- Как называется число, записанное  над чертой? Под чертой?

 - Что обозначает знаменатель? числитель?

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее  число. Какое сегодня число? А какой по счёту месяц?

- Запишите в тетради дробь, числитель которой – сегодняшнее число, а знаменатель – порядковый номер текущего месяца. Какую дробь записали?

- Что обозначает  число 12 в дроби? число 3?

- Запишите ещё 3 дроби со знаменателем 12.

(Учитель записывает их на доску.)

- Какая их этих дробей самая большая? А самая маленькая? О чём нужно помнить, чтобы правильно ответить на эти вопросы?

(В дробях с одинаковым числителем больше та дробь, у которой знаменатель меньше.)

- Назовите дроби с числителем 3.

 (Учитель записывает их на доску.)

-Какая их этих дробей самая большая? А самая маленькая? Как определили?

 (Если в дробях одинаковый знаменатель, то больше та дробь, в которой числитель больше.)

- Какие задания с дробями умеете выполнять?

(Сравнение, нахождение части от числа, целого по известной части, часть, которую одно число составляет от другого.)

- Как найти часть от числа?

 Чтобы найти часть числа, выраженного дробью, надо это число разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби

 Как находится целое по известной части?

Чтобы найти число по его части, выраженной дробью,

надо разделить эту часть на числитель и умножить на знаменатель

 Как узнать, какую часть одно число составляет от другого?

Чтоб найти часть, которую одно число составляет от другого, надо первое число разделить на второе

(На доску вывешиваются соответствующие формулы.)

- Где используем эти правила? (При решении задач.)

(решение задач в презентации)

- А я для вас придумала вот такую задачу:

Винни-Пух пошёл в гости к ослику Иа-Иа. Сначала он прошёл 2/6 всего пути, а потом 3/6 пути. Какую часть пути прошёл Винни-Пух всего?

Учащиеся записывает на доске варианты решений и ответов.

3. Постановка учебной задачи

- Что нам надо было найти в задаче? (Какую часть пути прошёл Винни-Пух за это время.)

- Что другими словами неизвестно? (Целое.) А что известно? (Части.) Напомните правило нахождения целого? (Чтобы найти целое надо части сложить.)

- Значит, всё-таки действие сложение вами было выбрано правильно?

- А почему же получились разные ответы? (Не знаем правило сложения дробей.)

- Обратите на дроби, что замечаете? (У этих дробей одинаковые знаменатели.) Значит, не знаем какое правило? (Правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.)

 - И тогда, какова будет цель урока? (Узнать, как складываются дроби с одинаковыми знаменателями. Учитель вывешивает карточку с целью урока.)

 - Сформулируйте тему урока. (Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.)

4. «Открытие» детьми нового знания

- Каким образом вы предлагаете выяснить, как же складываются такие дроби? (На числовом луче, с помощью геометрических фигур.)

- Поработайте в группах. На моделях отметьте указанные дроби, определите результат сложения. (Каждая группа на листе фломастером отмечает на моделях дроби и определяет результат.)

Озвучивание результатов работы каждой группы.

- А теперь попробуйте сформулировать правило о сложении дробей с одинаковыми знаменателями.

- Мы должны вывести правило не только для этого случая, а для всех. Попробуйте продолжить запись. (У детей листики с началом формулы. а/п + в/п = …)

- Объясните запись. (Числители складываем – это части одного целого, а знаменатель оставим прежним.)

Учитель на доске вывешивает табличку с формулой.

- Расскажите по формуле правило о сложении дробей с одинаковыми знаменателями. (Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить их числители, а знаменатель оставить тот же. )

     - Сравним ваши выводы с выводом учебника стр.7.

- Что скажете? (Выводы получились одинаковыми.) Молодцы!

- Какой из предложенных вами вариантов решений был правильным? Какую же часть пути прошёл Винни-Пух? (5/6 пути.)

5. Физическая пауза

Чтобы в форме быть всегда

Двигаться нужно, друзья,

Приседаем раз и два,

Наклоняемся раз-два,

Поскакали, побежали,

Руки вверх, вы не устали?

А теперь все улыбнитесь,

Настроеньем зарядитесь.

- Встаём на носочки, руки вверх, видим там удачу, успех и хорошее настроение и пытаемся хоть немножко поймать их себе… Получилось?

5. Первичное закрепление

- Соберём своё внимание, чтобы продолжить урок, назовите слово, которое спряталось в ребусе.

На доске ребус:

- Случайно ли именно это слово получилось? (Нет, т.к. при сложении дробей с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители.)

- Что теперь будем делать? (Потренируемся в сложении дробей, будем решать задачи, где надо складывать дроби с одинаковыми знаменателями.)

Стр. 7 № 4 (с комментированием)

Стр. 8 № 7 (1 таблица) (сам. раб.)

- Проверяем по цепочке.

- Кто допустил ошибки? В чём был не внимателен?

- Новое знание поможет нам и при решении задач. Давайте попробуем. Прочитайте задачу на стр.8 № 6 (а).

Решение задачи №6(а).

- Давайте составим схему к этой задаче.

- На сколько частей нужно разделить целое?(На 10.) Что является целым? (кг) Что известно? Что требуется найти?

После разбора самостоятельно решают, 1 ученик за доской.

Проверка и объяснение.

- Кто решал так же? У кого другое решение?

- Воспользовались новым правилом?

- В конце урока я вам приготовила много выражений, а вы решите только те, что сможете. (Даётся 1-2 минуты. Задание у каждого ученика на листике.)

На доске: 7/12 + 3/12

                    9/14 – 6/14

                   18/75 + 30/75

                   6/12 + 5/8

                   3/7 + 3/5

                   7/30 х 3

                    + Δ

                *    *

- Зачитайте те выражения, которые связаны с темой сегодняшнего урока.

- Кто решил и другие? Как?

- Следующее задание выберите сами.

Дополнительно (по выбору)

1) ( х*6 + 4056) * (10/15 + 5/15) = 4176

2) Стр.8 №9.

7. Итог урока

- Заканчивая урок, продолжите предложения: (на доске лист с началом предложений)

Теперь я знаю …

Теперь я умею …

- А теперь определите, на какой ступеньке математических знаний каждый из вас находится? Туда и поместите магнит.

                                                           Хочу знать больше

               Хорошо, но могу лучше

        Пока испытываю трудности

- Каждому из вас, ребята, я говорю спасибо за добросовестную и активную работу!

8. Домашнее задание



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложение дробей с одинаковым знаменателем

Слайд 2

Какая часть квадрата закрашена на рисунках?

Слайд 3

28 365 В году 365 дней. В феврале – 28 дней, а в июле 31 день. Какую часть года составляет февраль, а какую – июль? 31 365

Слайд 4

9 24 24 5 Воронёнок спит 9 часов в сутки, а учится 5 часов. Какую часть суток он спит, а какую – учится?

Слайд 5

60 100 Длина пойманной воронятами змеи 60 см. Какую часть метра составляет длина змеи?

Слайд 6

200 1000 Вес одного яблока 200 граммов. Какую часть килограмма весит это яблоко?

Слайд 7

15 60 45 60 Воронёнок гулял один час. 15 минут он ловил бабочек, а остальные 45 минут учился летать. Какую часть часа воронёнок ловил бабочек, а какую – учился летать?

Слайд 14

2 7 3 7

Слайд 17

3 8

Слайд 18

2 8

Слайд 19

+ 3 8 2 8 5 8 Чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить числители, а знаменатель оставить тот же.

Слайд 20

Физкультминутка

Слайд 21

Задания из учебника № 4, 5, стр.7 (дополнительно: № 1005, 1006)

Слайд 22

Итак, Как складывают дроби с одинаковыми знаменателями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике 4 класс «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»

Систематизация теоретических знаний по изучаемой теме и проверка умения применять эти знания при решении практических заданий. Изучение правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинако...

Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))

Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....

Конспект урока математики в 4 классе. Тема: Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

Конспект урока математики в 4 классе.Тема: Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.Технология: развивающее обучение....

Презентация к уроку по математике 4 класс на тему "Сложение дробей с одинаковым знаменателем" программа "Школа 2100"

На уроке математики учащиеся 4 класса  знакомятся с темой "Сложение дробей с одинаковым знаменателем"...

Урок математики «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями», 4 класс (по учебнику Л.Г.Петерсон)

Цель: вывести правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями; обогатить знания о дробях, полученные на предыдущих уроках; совершенствовать навык счёта; поддерживать интерес к математике; ра...