Урок-занятие по предмету: математические представления и конструирование. Тема:"Формирование представлений о геометрической форме".
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Тип урока: Комбинированный урок

Форма урока: урок-занятие 

Цели: Обучающая цель: Формировать представления о квадрате, круге, треугольнике и умение отличать друг от друга эти геометрические фигуры.

Развивающая цель: Создать условия для развития умения сравнивать квадрат, круг, треугольник.

Воспитательная цель: Способствовать формированию интереса к математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Лапина Виктория Францевна

Класс: 3-в  (VIII вид, 2 вариант)

Предмет: Математические представления и конструирование

Тема: Формирование представлений о геометрической форме

Тип урока: Комбинированный урок

Форма урока: урок-занятие  

Цели: Обучающая цель: Формировать представления о квадрате, круге, треугольнике и умение отличать друг от друга эти геометрические фигуры.

Развивающая цель: Создать условия для развития умения сравнивать квадрат, круг, треугольник.

Воспитательная цель: Способствовать формированию интереса к математике.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: формировать умение слушать. Побуждать детей к общению. Закреплять знания по темам: «Форма», «Цвет», «Счет в пределах пяти». Учить выполнять действия вместе с учителем по подражанию, по словесной инструкции, по образцу, по контурному изображению.                                                                                                                                                                                                                                   Коррекционно-развивающие: корригировать и развивать зрительно-двигательную координацию, пространственную ориентировку в процессе предметно-практической деятельности с предметами, имеющими математическое содержание. Развивать внимание, двигательную и эмоциональную память.                                                                                                                                                                                                                                                       Коррекционно-воспитательные: воспитывать у учащихся уверенность в себе, формировать навыки работы в коллективе - вызвать удовлетворение от собственной работы.                                                                                                                                                                                                                Планируемые результаты: умение определить форму, цвет, величину предмета; пересчитать предметы,  выполнить задания учителя по подражанию, по образцу, по словесной инструкции.                                                                                                                                                                   Средства обучения: геометрические фигуры из фанеры (круг, квадрат, треугольник),  наборы с геометрическими фигурами,  дидактическое пособие «Черепаха»,  дидактическое пособие «Дом», игра «Найди предмет, похожий по форме», презентация,.                                                                             Техническое обеспечение: компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой; СПб.; ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Ознакомление с окружающим миром». Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2007                                                                                                                    3. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л.А.Нисневич «Как помочь “Особому ребенку”». –СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.

4. Л.Б.Баряева, А.Зарин «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГРУ А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2001.                                                                                                              

  5. А.С.Гаврилова, С.А.Шанина, С.Ю.Ращупкина «Логопедические игры». М.:ООО» ИКТЦ «ЛАДА», 2000.    

                                                                                                                                                                       

Название этапа

Содержание этапа.Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

БУД

I. Мотивационно-целевой.

Орг.момент

0,5 мин.

- Здравствуйте!

 Давайте улыбнемся друг другу и гостям.

Начнем заниматься.     (стук в дверь )

 - Ребята, вы слышите? Кто-то стучит в дверь? Нам прислали посылку.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Дети с интересом прислушиваются.

Регулятивные:  

волевая саморегуляция.

Личностные:

выражение положительного отношения к процессу познания;

проявление внимания; положительных эмоций.

II. Актуализация

знаний учащихся.

Словарная работа

5 мин.

Слайд № 1

Слайд № 2

  Слайд № 3

-   Узнаем, что там?  А помогут нам в этом загадки. Догадайтесь, о чем в них  говорится:

Нет углов у меня.

И похож на блюдце я, 
На тарелку и на крышку, 
На кольцо, на колесо. 
Кто же я такой, друзья? 
Назовите вы меня!

- Правильно, это круг (Какой круг, из чего? Назовите цвет, материал.)

Три моих стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются – 
Угол получается.
Что же вышло? Посмотрите!
Мое имя назовите.

Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. – Квадрат

Молодцы! Отгадали все загадки.

Ученики вместе с учителем называют отгадку.

Круг.

Треугольник.

Квадрат

Регулятивные:

выполнение задания в соответствии с поставленной целью; умение сделать правильный выбор.

Личностные:

расширение активного и потенциального словарного запаса.

III. Формулирование темы урока и его цели. Этап планирования деятельности.

Объявление темы урока.

Дидактическое пособие «Черепаха»

3 мин.

- Сегодня на уроке мы с вами вспомним и закрепим знания о геометрических фигурах. Будем трудиться и играть!

- Что это?

Учащиеся работают с

Дидактическим  пособием «Черепаха»

(называют геометрические фигуры, пристегивают, называют цвет, материал, считают)

Личностные:

проявление нравственных переживаний (чувства гордости), интеллектуальных чувств («радость познания»).

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли; слушать и понимать других.

Познавательные:

контроль, оценка процесса и результатов деятельности.

IV.  Операционно-содержательный.

Игра «Чудесный мешочек».

Игра «Что бывает … круглым, квадратным, треугольным…» 

5 мин.

Слайд № 5

- Перед вами домик. А где же жильцы? Поможем им занять свои квартирки.

- Какие фигуры, из чего сделаны? Сколько кругов, треугольников, квадратов? Сколько  всего фигур, посчитайте.

- Нас окружают предметы, которые похожи на геометрические фигуры. Назовите.

- Теперь посмотрите вокруг. Найдите эти предметы.

Каждый ребенок по очереди опускает руку в мешочек, нащупывает нужную геометрическую фигуру.  Затем вынимает фигуру из мешочка, подтверждая правильность или неправильность своего предположения, и вставляет ее в окошечко домика такой же формы.

Дети считают, подбирают нужную цифру.

К геометрическим фигурам подбирают предметы определенной геометрической формы. 

Регулятивные:

выполнение задания в соответствии с поставленной целью; умение сделать правильный выбор.

Личностные:

проявление положительных эмоций.

V.  Динамическая пауза 

«Сосчитай и сделай»

         5 мин.

  Слайд № 7

  Слайд № 8

Слайд № 9

Сколько треугольников в елочке зеленой, 
Столько ты немедленно выполни наклонов. (2)

Сколько перед вами круглых пирожков,
Столько же немедленно выполни прыжков. (3)

Сколько здесь салфеток квадратных для гостей,
Столько приседаний выполни скорей.                            (1)

Учащиеся рассматривают геометрические фигуры, пересчитывают, называют, показывают цифру.

Регулятивные:

развивается умение детей устанавливать границу своего знания, работать с информацией.

Личностные:

проявление положительных эмоций.

Коммуникативные:

умение сотрудничать.

VI. Физ. минутка

1 мин.

Встали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок,

Над головкою хлопок.

А сейчас идем по кругу,

Улыбаемся друг другу.

Встают в круг

Приседают.

Подпрыгивают.

Хлопают в ладоши.

Идут по кругу,

Улыбаются друг другу.

Познавательные:

 умение воспринимать текст на слух.

Коммуникативные:

сотрудничество с другими людьми.

Личностные:

проявление положительных эмоций.

VII.

Самостоятельная работа при организующей помощи учителя.

Составление фигуры

5 мин.

 Игра «Выложи геометрическую фигуру из палочек».


В мире есть предмет такой, 
Каждый угол в нем – прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его … (квадрат).


-Сложите   квадрат.  Сколько у него сторон? Сколько палочек вам понадобилось?


На меня ты посмотри, 
У меня всего по три.
Три угла, три стороны
И вершины тоже три.
Каждый должен знать меня, 

Треугольник – это я


- Теперь возьмите палочки и выложите треугольник. Сколько палочек вам понадобилось?


Нет углов у меня 
И похож на блюдце я, 
На тарелку и на крышку, 
На кольцо, на колесо. 
Ты узнал меня дружок
А зовут меня … (кружок)


-Можно ли ребятки выложить круг из палочек? Почему? 

(Учащиеся составляют геометрические фигуры из палочек, считают, называют материал, из которого палочки сделаны)

Познавательные:

умение слушать и слышать.

Коммуникативные:

осуществление продуктивного взаимодействия с детьми и взрослыми.

Рисование. Выполнение словесной инструкции.

 5 мин.

Слуховой диктант «Выложим картинку из геометрических фигур». 

5 мин

- Порисуем? Аня, возьми задание и дай Сереже.

- Сергей, возьми рисунок и отдай Диме.

- Дима, дай Егору. Егор, возьми для Анны.

- Посмотрите, какого цвета ваша фигура. Закрасьте фигуру.

Прикрепите свои рисунки на доску.

- Следующее задание.

 Положите красный треугольник на середину листа. Под красный треугольник положить  синий квадрат. 
 - Ч то у нас получилось? (дом).
- Положите в верхний правый угол желтый кружок – это солнышко. Справа от домика положите три зеленых треугольника друг над другом (елочка). Ребята, а смогли бы вы выложить такую картинку из фигурок одной формы? Я согласна, все окружающие нас предметы имеют разную форму. 

Учащиеся раздают контурные изображения геометрических фигур (разных цветов и различной  сложности) друг другу.

Дети раскрашивают контурные изображения в соответствующий цвет, называют фигуры, пересчитывают, записывают цифру.

Прикрепляют свои рисунки на доску.

Регулятивные:

способность к волевому усилию.

VIII. Рефлексивно-

оценочный

0,5 мин.

- Ваши картинки чудесны!  

Позже наклеим их на лист бумаги, чтобы порадовать мам.

- Вы сегодня - молодцы! Мы радовали друг друга. Вы дружно работали.

Учащиеся рассматривают изображения на экране.

Отвечают на вопрос учителя.

Личностные:

проявление  нравственных переживаний (чувства гордости), интеллектуальных чувств («радость познания»), эстетических чувств (чувства прекрасного), проявление положительных эмоций.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КРУГ

Слайд 2

ТРЕУГОЛЬНИК

Слайд 3

КВАДРАТ

Слайд 10

Встали дети ровно в круг, А затем присели вдруг. Дружно сделали прыжок, Над головкою хлопок. А сейчас идем по кругу, Улыбаемся друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока по предмету "Математические представления и конструирование". Тема: "Представления о величине: большой, маленький, средний"

Материал будет интересен специалистам, работающим с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития....

Статья на тему:"Формирование представлений о толерантности у учащихся 3 и 4 классов"

В данной статье даётся представление о необходимости формирования толерантности у детей в начальных классах...

Конспект урока. Предмет: Математические представления и конструирование. Тема: Рисование фигур.

Урок разработан для обучающихся с ТМНР. Из-за специфики мыслительной деятельности применение многих технологий в сжатых рамках одного урока становится затруднительным. Поэтому была разработана серия у...

Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России». Тема: Формирование представлений о профессиях и людях труда. Составление письменных ответов на вопросы.

Урок для проведения во вторых  классах. Целью данного урока является обогатить знания учащихся о профессиях людей, работающих на производстве, в области культуры, науки, образования, медицины. Уч...

Конспект открытого урока в 8-е классе по предмету « Математические представления и конструирование» тема: «Упражнения в узнавании цифр от 1 до 9, в правильном и перевернутом расположении». Составила и провела учитель 1 категории Казачек И.А. Дата проведен

Конспект открытого урока в 8-е классепо предмету « Математические представления и конструирование»тема: «Упражнения в узнавании цифр от 1 до 9, в правильном и перевернутом расположен...

КОНСПЕКТ УРОКА «Математические представления и конструирование» ТЕМА УРОКА: Различие монет: 1, 5 копеек; 1, 2, 5 рублей

КОНСПЕКТ УРОКА «Математические представления и конструирование» ТЕМА УРОКА: Различие монет: 1, 5 копеек; 1, 2, 5 рублейКласс: 6 (VIII вид 2 вариант)Тема урока: Различие монет: 1, 5 ко...

План конспект к уроку по предмету "Коррекционно-развивающие занятия". 1 класс коррекционной школы. Тема: "Формирование представлений: «больше», «меньше», размер предмета".

Основными целями проведения коррекционно-развивающих занятий являются: 1.развитие познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти); 2.коррекция и развитие эмоцио...