Методическая разработка интегрированного урока по предмету "Математические представления и конструирование". Тема: "Представления о величине: большой, маленький, средний"
методическая разработка по математике (3 класс) по теме
Материал будет интересен специалистам, работающим с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
интегрированного урока
«Математические представления и конструирование»
для 3 класса «Особый ребенок» по теме:
«Представления о величине: большой, средний, маленький».
Л.М.Мулкахайнен, учитель класса «Особый ребенок» ГБОУ С(К)ОШ VIII вида №25 Петроградского р-на Санкт-Петербурга.
1.Пояснительная записка
Методическая разработка данного урока будет интересна для учителей коррекционных школ восьмого вида, прежде всего, для учителей классов «Особый ребенок». Очень часто при изучении математических представлений (временные представления, представления о форме, пространственные представления и представления о величине) возникает множество трудностей у детей с тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития. На решение некоторых проблем направлено проведение уроков в рамках Проекта «Особый театр обыкновенной сказки»[1]. Данный урок проходит в рамках подготовки спектакля «Теремок».
Приведем краткую характеристику класса: все пять учащихся 3 «Г» класса «Особый ребенок» являются воспитанниками ДДИ №4 г.Павловска. В классе две девочки и три мальчика в возрасте от 9 до 16 лет. Учащиеся имеют множественные нарушения как двигательной, так и интеллектуальной сферы. Никто из детей не разговаривает, одна девочка ходит. Все дети имеют диагноз тяжелая умственная отсталость.
Обучение проходит по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой (Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б.Баряевой 2011)
Данный урок по типу является интегрированным (межпредметные связи: альтернативное чтение)
Целью урока является освоение учащимися представлений о величине (большой, маленький, средний).
Задачи:
Образовательная: повторять и закреплять знания учеников о таких математических представлениях как: величина («большой», «маленький»), форма («квадрат», «треугольник»); знакомить учащихся с новым математическим представлением о величине – «средний»; закреплять знания учеников о сюжете сказки «Теремок»; продолжать закреплять умения использования средств альтернативной коммуникации (жесты, картинки)
Коррекционная: развивать и корректировать мелкую моторику рук и общую моторику, долговременную память.
Воспитательная: поддерживать и развивать мотивацию к обучению, воспитывать эстетическое восприятие творческого процесса и его результата.
Для реализации цели и задач урока были использованы следующие педагогические технологии:
- Личностно-ориентированные технологии, в частности, индивидуализация обучения в условиях одного класса.
- Здоровьесберегающие технологии, включающие в себя не только физкультминутки, но и соблюдение оптимальной эргономичной посадки (в индивидуальных креслах) в течение урока.
- Психолого-педагогические технологии использовались для создания доброжелательного психологического микроклимата в классе.
Материалы и оборудование к уроку: колокольчик; «плоскостной театр» на фланелеграфе: изображения героев сказки «Теремок» (ламинированные изображения животных), настенный фланелеграф, декорации (очень важным атрибутом является дверь «Теремка» из фанеры, по которой получается звонко стучать); ламинированные фигуры: большие, средние и маленькие квадраты и треугольники (пропорциональные изображениям героев), переносной фланелеграф; большой поднос.
2. Ход урока
- Организационная часть. Приветствие.
Учитель: «Здравствуйте ребята! Начинаем наш урок! (Звонит в колокольчик) Вот звенит у нас звонок, начинается урок! Кто хочет позвонить в колокольчик?» Кто из детей поднял руку, тот и звонит в колокольчик.
- Основная часть. Теремок для друзей.
Учитель: «Ребята, сегодня мы посмотрим сказку «Теремок» на нашем настенном театре. А поможет мне сегодня Даша. Даша, открывай занавес нашего театра (фланедеграф имеет шторки на липучках). Итак, ребята, мы начинаем!
Стоит в поле Теремок-Теремок, он не низок (ученики повторяют действия за учителем: опускают руки вниз), не высок (ученики поднимают руки вверх).
Кто-кто в Теремочке живет, кто-кто в невысоком живет? Бежит Мышка-норушка: увидала Теремок и постучала. (Даша стучит по двери Теремка. Все ученики помогают Даше: стучат по своим индивидуальным столам – кто самостоятельно, кто в рамках сопряженных действий. Это действие повторяется по ходу действия сказки). Спрашивает Мышка: «Кто-кто в Теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?» Увидела Мышка, что никого нет, и стала жить в Теремке.
Действия повторяются с Зайкой-попрыгайкой. Третьим приходит Медведь и разрушает Теремок.
Учитель: «Вот так, ребята, разрушился Теремок, и все звери остались без дома. А давайте мы с вами построим каждому герою свой дом. Маленькой Мышке (учитель показывает руками маленький размер – ладони почти соприкасаются) – маленький домик, большому Медведю (ученики повторяют действия учителя и разводят руки в стороны) – большой дом. А Зайка среднего размера (руки учителя показывают расстояние в 20-30 см), ему мы построим дом среднего размера. Давайте вспомним стихотворение про дом:
Физкультминутка (См. Приложение)
Учитель: «Молодцы! Посмотрите, как я построю дом (учитель на переносном фланелеграфе составляет из квадрата и треугольника дом). Сейчас каждый из вас построит дом для какого-нибудь животного – героя нашей сказки.
На подносе у учителя сначала лежат три квадрата разного размера и фигура одного из героев сказки. Учащиеся будут по очереди на переносном фланелеграфе составлять дом.
Учитель: «Посмотри, (имя ребенка), у нас здесь маленькая Мышка (большой Медведь, Зайка средних размеров). Покажи, какая Мышка (ученик сводит руки по средней линии). Ей нужен маленький дом. Выбери маленький квадрат, прикрепи его на доску. Теперь выбери маленький треугольник. Прикрепи его на доску над квадратом – это крыша дома. Посади Мышку в домик (можно делать квадраты с большим отверстием – окном, или можно крепить изображения зверей на домик при помощи липучки).
Получившуюся работу учитель показывает всем ученикам.
Аналогично каждый из учеников выполняет свое задание.
- Заключительная часть. Подведение итогов.
Учитель: «Ребята, вы все молодцы. Отлично поработали! Давайте повторим, что мы делали на уроке. (Учитель показывает на настенном фланелеграфе основные моменты сказки «Теремок», на переносном фланелеграфе показывает три домика разного размера и проговаривает их характеристики (большой, маленький, средний). Итак, ребята, нам с вами стало жалко зверей, что Теремок у них разрушился, и мы сделали каждому герою свой дом: маленькой Мышке – маленький дом, среднему по размеру Зайке – средний дом, а большому Медведю – большой дом.
А наш урок закончился (звонит в колокольчик): вот звенит у нас звонок, и закончился урок!»
3.Приложение
Логоритмика «Дом»
Слова стихотворения | Действия учеников |
Молоточком я стучу, Дом построить я хочу. | Ученики сжимают руки в кулаки и стучат ими друг о друга |
Строю я высокий дом! | Ученики поднимают руки высоко над головой |
Буду жить я в доме том! | Поднятые над головой руки соединяются вместе, образуя «крышу» |
- Библиография
Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
Кондратьева С.Ю. Познаем математику в игре. СПб, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
Ларечина Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Дитятко» 1-2 года. СПб.: Речь, 2012.
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
[1] Проект «Особый театр обыкновенной сказки» реализуется в рамках основных учебных предметов начальных классов. В проекте участвуют: ученики 3 «Г» класса «Особый ребенок», учитель класса, учитель музыки и движения, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель класса. Учащиеся в рамках проекта готовят по два спектакля в год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка интегрированного урока "Мы волшебники" 3 класс
Данную разработку можно использовать как открытый урок для родителей. Совмещены фрагменты уроков математики, русскогоязыка, литературного чтения, окр. мира, информатики....
Методическая разработка интегрированного урока технологии и информатики и ИКТ
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации в рамках реализации ФГОС, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе. Представляю вашему вниманию разработку и...
Методическая разработка интегрированного урока по предметам математика и окружающий мир во 2 классе
Описание методической разработки.Название – методическая разработка интегрированного урока по предметам математика и окружающий мир во 2 классе. По типу – урок закрепление изученного материала.М...
План-конспект методической разработки интегрированного урока с пояснениями по использованию материала в практической деятельности учителя
КОНСПЕКТ УРОКА В 1 КЛАССЕ...
Методическая разработка интегрированного урока математики и окружающего мира во 2 классе с презентацией. Урок-экскурсия в волшебный зоопарк
Экскурсия в волшебный зоопаркПрезентация прилагается...
Методическая разработка интегрированного урока по математическим представлениям и конструированию и нашему городу
Данный урок является обобщающим в серии уроков-экскурсий по предмету "Математические представления и конструирование"....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ ФИЗЛАНДИЯ».
Аннотация Именно игра позволяет сделать учебный процесс в первом классе необычным, сказочным и заманчивым. В данной разработке урока игра рассматривается кА основное средство формирования двигате...