Проект урока по теме: «Вычитание числа 5»
проект по математике (1 класс) на тему

Новожилова Светлана Константиновна

Проект урока

1)                    Общие сведения о проекте:

- Математика;

- 1 класс;

- УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой;

- Программа по математике авторов  В.Н. Рудницкой,  Е.Э. Кочуровой, О.А. Рыдзе.:  

- В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2011.

- Кочурова Е.Э. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: № 1, № 2, № 3. М.: Вентана-Граф, 2011.

- Фрагмент календарно-тематического планирования по изучаемой теме: название раздела «Арифметические действия и их свойства», тема урока «Вычитание числа 5», урок № 92. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.docx175.7 КБ
Файл prezentatsiya_po_kursam.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

  1. Общие сведения о проекте:

- Математика;

- 1 класс;

- УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой;

- Программа по математике авторов  В.Н. Рудницкой,  Е.Э. Кочуровой, О.А. Рыдзе.:  

- В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2011.

- Кочурова Е.Э. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: № 1, № 2, № 3. М.: Вентана-Граф, 2011.

- Фрагмент календарно-тематического планирования по изучаемой теме: название раздела «Арифметические действия и их свойства», тема урока «Вычитание числа 5», урок № 92.

Поурочное планирование

Номер урока

Тема

Цели, задачи (для учителя)

Деятельность учащихся

1

2

3

4

91-93

Прибавление и вычитание числа 5.

Рассмотреть табличные случаи прибавления числа 5 без перехода и с переходом через десяток (6+5, 7+5, 8+5, 9+5) и соответствующие случаи вычитания (11-5, 12-5, 13-5, 14-5).

Выполнять прибавление и вычитание числа 5 по частям, объяснять свои действия. Осуществлять проверку правильности вычислений. Использовать при выполнении вычислений изученные свойства действий.

Тип урока: «Введение новых знаний».

  1. Тема урока: «Вычитание числа 5».
  2. Задачи урока:
  1. Познакомить со свойствами вычитания: рассмотреть табличные случаи вычитания (11-5, 12-5, 13-5, 14-5)
  2. Развитие познавательных логических УУД анализа и обобщения на основе самостоятельного открытия учащимися нового вычислительного приема вычитания с переходом через десяток.
  3. Развитие регулятивного УУД итогового самоконтроля.
  4. Формирование математически грамотной речи через построение правильных ответов на вопросы с математическим содержанием, проговаривание математических предложений, терминов, чтение равенств и математических записей.
  1. Развитие внимания и арифметической наблюдательности.
  2. Развитие чувства формы, размера, пространственной ориентировки при работе у доски и работе со шкалой линейки.
  3. Развитие навыков контроля и самоконтроля при решении выражений.

4) Ожидаемые результаты:

Предметные:

Обучающиеся познакомятся с приёмом вычитания числа 5 с переходом через десяток и свойствами вычитания; научатся вычитать по частям, использовать состав чисел.


Метапредметные:

Познавательные:

  1. Развитие познавательного интереса к предмету.
  2. Формирование коммуникативно-речевых умений, математической речи в форме построения простых математических высказываний и предложений.
  3. Развитие логических познавательных УУД: операций  анализа, сопоставления, сравнения, актуализировать в памяти ранее усвоенные знания и умения.

Регулятивные: 

  1. Формирование умений принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию, формировать навыки контроля и самоконтроля.
  2. Выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме по алгоритму.

Коммуникативные: 

  1. Формирование умения работать в парах, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  2. Развивать коммуникативные навыки при работе в парах, умения договариваться и слушать друг друга.
  3. Формирование навыков самостоятельной работы и при работе с доской.

Личностные: 

  1. Приобретение опыта проявления гражданской активности.
  2. Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

5) Оборудование урока:

1. Приложение № 1 – презентация.

2. Приложение № 2 – «Как будем развивать адекватную самооценку?»

6) План урока с хронометражем

п/п

Этап

Содержание

Время

1.

Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Эмоциональная рефлексия. Задание на внимание.

2 мин.

2.

Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.

Самостоятельное открытие учащимися нового вычислительного приема вычитания с переходом через десяток: 12 – 5 .

5 мин.

3.

Выдвижение версий.

Открытие нового способа вычитания числа 5 по частям.

2-3 мин.

4.

Актуализация знаний.

Закрепление знаний состава числа 5 , способа вычитания из круглого числа любое число.

2-3 мин.

5.

Физкультминутка.

1 мин.

6.

Планирование деятельности.

Составления плана действий по вычитанию числа 5 с переходом через десяток:

1. Разложить число 5 на части.

2. Уменьшить число до 10 (вычесть 1 часть).

3.Затем вычесть вторую часть.

2-4 мин.

7.

Поиск решения проблемы или  открытие нового знания.

Самостоятельная работа в парах с использованием нового вычислительного приема.

10-13 мин.

8.

Физкультминутка.

1 мин.

9.

Применение нового знания на практике.

Самостоятельная работа. Оценивание работы по алгоритму.

5-6 мин.

10.

Рефлексия. Итог урока.

Рефлексия. Проговаривание алгоритма вычитания числа 5 с переходом через десяток.

2-3 мин.

7) Ход урока:

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование

1.

Самоопределение к деятельности (организационный момент). Задание на внимание. (2минуты)

У. – Прозвенел уже звонок?

У. – Хотите учиться?

У. – Значит можно всем садиться!

На уроке наши глаза внимательно 

Уши внимательно слушают 

Голова хорошо …

У. – Математика - наука!

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! 

Посмотрите на доску

(слайд № 1) и скажите, кто в каком домике живёт?

Соотнесите решение и предметные картинки.

Д.- Да! 

Д. – Да!

Д. – ДА!

Смотрят и все … (видят). 

И всё …(слышат). 

(думает). 

Д. – Ей хотим мы научиться.

И сегодня на уроке обещаем не лениться!

Отвечают.

Цапля живёт в домике №7.

Лиса живёт в домике №5

Заяц живёт в домике №9.

Эмоциональная рефлексия.

Развитие внимания и арифметической наблюдательности.

Познавательное УУД. Логическое УУД. (Моделирование, знаково-символическое действие)

2.

Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.

(5 минут)

Прочитайте выражения разными способами.  

На доске записаны примеры.

10-5               8-5

12-2               12-5

(Слайд № 2).

Решим примеры.

Что вас удивило?

Решение какого примера вызвало затруднение?

Какая возникла проблема?

Кто может выразить мысль точнее?

Какова будет тема урока?

Кто сформулирует тему урока?

Слайд  № 3

(тема урока).

Читают, называя компоненты и результаты действий.

Решение последнего примера вызвало затруднение.

Мы не знаем как вычесть число 5.

Формулируют вопрос (проблему) в разных вариантах.

Вычитание числа 5.

Познавательные УУД (умение читать). Коммуникативные УУД (формирование математической речи).

Познавательные логические УУД анализа и обобщения на основе самостоятельного открытия учащимися нового вычислительного приема вычитания с переходом через десяток.

3.

Выдвижение версий.

(2-3 минуты)

Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Предлагают свои версии, любая принимается с одобрением без выяснения верная или неверная.

13-5=13-1-1-1-1-1

13-5=(10+3)-5=(10-5)+3

13-5=13-(3+2)=(13-3)-2

Число 5 будем вычитать по частям.

Коммуникативные УУД (формирование математической речи).

4.

Актуализация знаний.

(2-3 минуты)

Что мы уже знаем по этой проблеме?

(Слайд №4)

1).

2). 13 -         =10

3). 10 -         = 7

Откроем тетрадь на печатной основе. Выполним задание в тетради.

Прочитайте задание.

(Тетрадь с.49 № 7):

Выполни вычитание.

10-4=             10-1=

10-2=             10-3=

Кто сам справился?

Молодцы.

Проверьте результаты и сравните с доской.

А теперь откроем учебник с.70 № 12, прочитайте задание.

Сколько нужно вычесть из чисел 11, 12, 13, 14, чтобы получить 10?

(работа со шкалой линейки).

Вспоминают изученный ранее материал, связанный с формулировкой проблемы:

1.Мы знаем состав числа 5.

2.Мы  умеем уменьшать числа до 10.

3.Мы  умеем вычитать из круглого числа любое однозначное число.

Открывают. Читают задание. Выполняют письменно.

Читают задание.

Выполняют в тетради и на доске

Отвечают:

Из 10 вычесть 4 получится 6;

Уменьшаемое 10, вычитаемое 2, разность 8;

10 уменьшили на 1 и получили 9;

Разность чисел 10 и 3 равна 7.

Отвечают: из 14 вычесть 4, сделать 4 шага влево.

Формирование познавательных  УУД (умение читать, строить математические высказывания и предложения).

Актуализирование имеющихся знаний: состав числа 5 и 10, умение вычитать из круглого числа любое число.

Метапредметные УУД (работа с доской и мелом, умение соотносить размер и форму цифр, математических знаков, ориентация на доске при записи и решении примеров).

Развитие внимания, навыков контроля и самоконтроля.

Закрепляют вычислительный приём вычитания из любого двузначного до круглого.

Использование шкалы линейки для порядкового счёта. Коммуникативные УУД (составление предложений с использованием слов «вправо». «влево» при работе со шкалой линейки).

5.

6.

Физкультминутка

Планирование деятельности. (2-5 минут)

Я хочу построить дом:
Чтоб окошко было в нём,

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла,

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял.

Чтоб на травке жил жучок,

Бегал быстрый паучок.
Солнце было, 
дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвёл.
 

Давайте вернёмся к нашей работе. Проговорим план действий, как вычесть число 5.

Что нам нужно узнать, чтобы найти решение данной проблемы?

Какую проблему решаем?

Движения руками:

Руки над головой – крыша.

Сомкнули пальцы рук в квадрат.

Соединяем ладони перед собой и показываем, как открывается и закрывается дверь.

Соединяем руки и открываем ладони вверх.

Руки смыкаем в квадрат перед собой.

Смыкаем кисти рук и изображаем мордочку собаки.

Наклон вниз.

Массируем руки.

Рисуем в воздухе солнце.

Сомкнув руки, раскрываем пальцы в распустившийся цветок.

Рассказывают друг другу план .

(Слайд № 5, 6 «Правила работы в парах)

1. Разложить число 5 на части.

2. Уменьшить число до 10 (вычесть 1 часть).

3.Затем вычесть вторую часть.

Как вычесть число 5.

Формирование коммуникативно-речевых умений – метапредметные УУД (выражение собственных мыслей и чувств в соответствии с речевой ситуацией, развитие мелкой моторики руки).

Формирование регулятивных УУД (план выполнения действий в соотнесении с определёнными условиями).

7.

8.

Поиск решения проблемы или  открытие нового знания (по предыдущим этапам содержания урока). (10 - 15 минут)

Физкультминутка.

Что мы узнали?

Будем применять открытое  знание на практике. Открываем учебник с.70, читаем и выполняем задание № 13: 

Объясни, как выполнено вычитание числа 5.

12-5=?                14-5=?

12-2-3=7          14-4-1=9

11-5=?                13-5=?

11-1-4= 6         13-3-2=8

Приветствие “Здравствуйте!”

 

Используя новые знания, выполняем в тетради задание на с.50 № 8

Запиши результаты работы машины

Работа в парах

Повторим правила работы в парах.

Слайды № 5, 6

(правила работы в парах).

12-5=?             11-5=?

14-5=?             13-5=?

Кто выполнил?

Проверка выполненного задания.

Как вычесть из заданного числа число 5.

Выполняют практическое задание устно проговаривая каждый пример по цепочке.

 

Проговаривают вслух каждый пример: чтобы из 12 вычесть 5 нужно разложить вычитаемое на 2 части 2 и 3; уменьшить 12 сначала на 2 до 10, а потом 10 уменьшить на 3. Получится 7.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с большого пальца, и говорят:

  • Я  
  • желаю
  • тебе
  • успеха
  • если  
  • будет  
  • трудно
  • я
  • помогу. 

Поднимают  в парах соединенные вверх руки.

(Выполняют задание в парах.)

  1. Говорим шёпотом
  2. Не перебиваем друг друга.
  3. Даём каждому высказать свою точку зрения.

Называют только результат.

Формирование коммуникативно-речевых умений.

Формирование регулятивных УУД (контроль и коррекция-сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение исправлений).

Коммуникативные УУД (умение сохранять доброжелательное отношение друг к другу).

Формирование коммуникативных УУД (умение вступать в сотрудничество, соотносить собственную позицию с позицией партнёра).

9.

Применение нового знания на практике. (5-7 минут)

Повторим, что мы узнали, решив эти задания?

Используя новые знания, выполним в тетради с.50 № 9:

Прочитайте задание. 

Сделай записи.

Приложение № 2.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг у друга.

Даша, оцени работу Феди.

Какое было задание?

Смог Федя выполнить задание?

Правильно или с ошибкой?

Сам или с помощью?

Как ты оценила работу Феди?

Федя, оцени работу Даши по алгоритму.

Как вычесть число 5.

Хором повторяют план действий.

Оценивают работу

Правильно.

Сам.

Я нарисовала кружок и закрасила его полностью в красный цвет.

(Федя оценивает работу Даши.).

Формирование регулятивных УУД (итоговый самоконтроль)

Познавательное УУД, Логическое УУД (моделирование)

Формирование регулятивных УУД (развиваем у учащихся адекватную самооценку).

10.

Рефлексия. Итог урока.

(2-3 минуты)

Заканчивается урок.

Подведём итог.

Какая перед нами стояла проблема?

Удалось нам решить эту проблему?

Кто научился вычитать число 5?

Кто может рассказать, как из заданного числа вычесть 5?

Как оцениваете свою работу?

На доске нарисована «Лесенка успеха»

(Слайд №7)

Прикрепи человечка на ступеньку:

  • Нуждаюсь в помощи.
  • Нужно ещё повторить.
  • В основном уверен.
  • Уверен в своих знаниях.

Молодцы, ребята!

Вы справились с заданьями

И блеснули знаниями.

Не знали, как вычитать число 5.

Проговаривают план действий:

1. Разложить число 5 на части.

2. Уменьшить число до 10 (вычесть 1 часть).

3.Затем вычесть вторую часть.

Оценивают свою работу фразой: «Цель достигнута, ошибок не было» или «Решение я получил, но с помощью класса».

Прикрепляют человечка.

Формирование регулятивных УУД (действие по алгоритму).

Познавательное УУД (обобщение)

Формирование регулятивных УУД (развитие адекватной самооценки).


Приложение № 2

Как будем развивать адекватную самооценку?

Устанавливаем порядок самооценки.  

Плакат со шкалой эмоциональной самооценки меняем на плакат:  «Как оценить свою работу?»

1. Какое было задание?

 Карандаш и лист с пустым кружком.

2. Смог выполнить?

 Карандаш и лист с закрашенным кружком.

3.Правильно или с ошибкой?

 Карандаш и лист, где закрашено с выходом за границы.

4.Сам или с помощью?

 Два карандаша и лист с правильно закрашенным кружком.

Первыми должны быть успешные ученики, готовые к тому, что класс начнёт оценивать и разбирать их работу.

Задание сравнивается по алгоритму:

Учитель

Ученик

1.Какое было задание?

 Вспоминает.

2. Смог выполнить? Все согласны?

 Сравнивает.

3. Правильно или с ошибкой?

  Без ошибок?

4. Сам или с  чьей-то помощью?

  Сам.

Нарисуй в тетради кружок и закрась его.

Рисует в тетради кружок и закрашивает его.

Классу: «Так мы будем оценивать наши задания!


Учимся признавать свои ошибки.

Учитель

Ученик

1.Как мы награждаем себя за правильно выполненное  задание?

Рисуем в тетради кружок и закрашиваем его.

2.  Ты с ошибкой выполнил задание. Нарисовать кружок можешь, а закрасить?

 Не полностью, а только его часть.

3. Правильно! Так ты будешь помнить, где была ошибка, чтобы её не допустить.  

   

Используем развитое умение самооценки!

1.Когда все ученики хотя бы раз оценивали своё задание, то вопросы алгоритма задают себе ученики без помощи учителя.

2. Самооценивание может происходить после написания письменной работы, и каждый ученик оценивает своё решение самостоятельно в тетради в виде кружочков.

3. Алгоритм оценивания сворачивается после слов учителя: «Оцени свой ответ».

Ученик: «Цель достигнута, ошибок не было» или «Решение я получил, но с помощью класса».

4. Вывод:

- если мнение всех совпадает, то урок продолжается;

- если мнение учителя и ученика отличаются (завысил или занизил), то необходимо пройтись по алгоритму ещё раз.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

11-4 12-3 10-5

Слайд 2

10-5 = 12-2 = 8-5= 12-5= 5 10 3 ?

Слайд 3

Тема урока: вычитание числа 5

Слайд 4

13 - = 10- = 10 7

Слайд 5

Говори шепотом Не перебивай друг друга

Слайд 6

Говори только по делу Дай каждому высказать свою точку зрения

Слайд 7

«Лесенка успеха» Нуждаюсь в помощи Нужно ещё повторить В основном уверен Уверен в своих знаниях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ТЕМА: «ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЛА ИЗ СУММЫ»

Основная цель:  сформировать у учащихся умение вычитать число из суммы....

Проект урока по теме: «Вычитание из двузначного числа однозначного с переходом через десяток»

Проект урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по теме "Вычитание из двузначного числа однозначного с переходом через десяток"....

Проект урока по теме: « Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд» Учебный предмет - математика

Проект урока математики по теме "Вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд" (УМК "Гармония") - это зачетная работа по прохождении курсов НИРО "Теория и методика преподавания в начальной ш...

урок математики тема "Вычитание числа 7" Начальная школа 21 век

Конспект урока математики по теме "Вычитание числа 7"...

Урок математики тема: Вычитание числа 3

Урок математики в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века".Цели: 1)Предметные:  организовать деятельность учащихся  по ознакомлению с приёмами вычитания  числа 3, содей...