КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ТЕМА: «ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЛА ИЗ СУММЫ»
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

 

 

Основная цель:  сформировать у учащихся умение вычитать число из суммы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

ТЕМА: «ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЛА ИЗ СУММЫ»

(8 октября 2009 г.)

Класс: 2 «Г»

Основная цель:  сформировать у учащихся умение вычитать число из суммы.

Задачи

  1. Образовательные задачи:

1) Сформулировать правило о вычитании числа из суммы.

2) Продолжать формирование представлений о рационализации вычислений.  

3) Учить читать и записывать выражения со скобками и без скобок.

  1. Развивающие задачи:
  1. Развивать умение решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение для проверки решения.
  2. Продолжить развивать вычислительные умения и формировать навыки.
  3. Продолжать знакомить детей с задачами на разрезание и составление фигуры.
  4. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
  1. Воспитательные задачи:
  1. Развивать организационные умения.
  2. Развивать общеучебные умения: умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Учебное пособие:

Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика: Учебник для 2-го класса в 3-   х     частях. М.: Издательский Дом РАО, Баласс, 2005.

Оборудование для учащихся: зеленые и красные карточки.

Ход урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Задача № 7-б (учебник, с. 41)

Учитель: Прочитаем задачу.

Ученик: Около реки Нил отдыхало стадо из нескольких бегемотов. Пять больших бегемотов зашли в воду, а 4 больших и столько же маленьких бегемотов остались на берегу. Сколько бегемотов было в этом стаде?

Учитель: Как поняли выражение «4 больших и столько же маленьких бегемотов»?

Ученики: Четыре больших бегемота и четыре маленьких бегемотов.

Учитель: Какое выражение составили к задаче?

Ученики: 5 + (4 + 4)

Проверка: появляется на ИД изображение выражения 5 + (4 + 4).

Учитель: Что обозначает в данной записи сумма чисел 4+4?

Ученики: К 4 большим бегемотам, оставшихся на берегу, прибавили 4 маленьких бегемотов, которые тоже остались на берегу.

Учитель: Можно ли составить другое выражение? У кого получилось другое выражение?

Ученики: (5 + 4) + 4

Проверка: появляется на ИД изображение выражения (5 + 4) + 4.

Учитель: Что обозначает в данной записи сумма чисел 5+4?

Ученики: К пяти большим бегемотам, которые вошли в воду, прибавили четырех больших бегемотов, оставшихся на берегу.

Учитель: Почему возможно к данной задаче записать два выражения: 5 + (4 + 4)   и   (5 + 4) + 4? Одинаково ли значение выражений? Почему?

Ученики: Значение выражений одинаково. В стаде было 13 бегемотов. Переместительное и сочетательное свойства сложения показывают, что сумма не зависит от порядка слагаемых и порядка действий.

Учитель: Сколько больших бегемотов было в стаде?  

Ученики: 9 бегемотов.

Индивидуальные задания.

5 учащихся получают карточки с табличными случаями сложения и вычитания:

Карточка. 1        

9 + 3 =                     8 + 5 =                     6 + 6 =

14 - 5 =                    13 - 6 =                    8 + 8 =

Карточка. 2        

10 + 3 =                    18 - 9 =                     7 + 6 =

 8 + 6 =                     14 - 3 =                     9 + 9 =

Карточка. 3        

19 - 9 =                    9 + 7 =                     8 + 8 =

7 + 3 =                     15 – 6 =                   18 - 6 =

Карточка. 4        

6 + 6 =                     15 - 3 =                     8 + 8 =

9 + 8 =                     10 - 7 =                     13 - 3 =

Карточка. 5        

8 + 6 =                     9 + 9 =                     15 - 3 =

19 - 6 =                    7 + 6 =                      6 + 5 =

Фронтальная работа.

Учитель: Замените некоторые числа суммой одинаковых слагаемых.

Изображение на ИД:

10 = …+… по аналогии: 12, 14, 16, 18, 20.

Ученики: 10 = 5 + 5; 12 = 6 + 6; 14 = 7 + 7; 16 = 8 + 8; 18 = 9 + 9; 20 = 10 + 10.

Учитель: А теперь игра «Светофор». Если высказывание истинное - поднимаем зелёную карточку, если ложное - красную.

1. Отрезок - это часть прямой, ограниченная с обеих сторон точками -концами отрезка.

2. Результат вычитания называют суммой.

3. У прямоугольника все углы прямые.

4. 14 - это 5 плюс 5.

5. Самое глубокое озеро - это Байкал.

6. Приставка стоит после корня.

7. Первым в выражении выполняется действие в скобках.

8. Компоненты действия сложения называются слагаемыми.

Изучение нового материала.

Фронтальная работа.

Учитель: Прочитайте тексты задач в задании № 1 в учебнике на странице 42. Сравните тексты задач.

Ученики: Во всех задачах говорится о посадке саженцев. Одинаковы во всех трех задачах данные (саженцы берез и лип).

Учитель: Подбери к каждой задаче нужное выражение, указанное внизу задания № 1. Расскажи, как решал каждую задачу.

Ученики: Первое выражение (7+5) – 4 относится к первой задаче. Сначала находим общее количество саженцев берез и лип: 7+5=12. Из общего количества саженцев вычитаем 4 – это саженцы, которые посадили: 12 – 4 = 8 . Находим, что осталось 8 саженцев.

Ученики: Второе выражение (7 - 4) + 5 относится ко второй задаче. Приготовили 7 саженцев березы и из них посадили 4 саженца: 7 – 4 = 3. К оставшимся саженцам березы добавили 5 саженцев липы: 3+5=8. Узнали, что осталось посадить 8 саженцев.

Ученики: Третье выражение 7 + (5 - 4) относится к третьей задаче. Приготовили для посадки 5 саженцев липы и из них посадили 4 саженца липы: 5 – 4 = 1. К оставшемуся саженцу липы добавили 7 саженцев березы: 1 + 7 = 8. Осталось посадить 8 саженцев.

Учитель: Мы нашли значение каждого из трех выражений, а теперь сравним эти значения.

Ученики: Значения одинаковы.

Учитель: Рассмотрим выражение. На ИД изображено следующее выражение: (7+5) – 4. Прочитайте еще раз это выражение.

Ученики: Из суммы чисел 7 и 5 вычесть 4.

Учитель: Как мы нашли значение этого выражения?

Ученики: Нашли сумму 5 и 4 и вычли 4.

Учитель: Как называется число 7 в сумме 7+5.

Ученики: 7 – это первое слагаемое суммы чисел 7 + 5

Учитель: Как называется число 5 в сумме 7+5.

Ученики: 5 – это второе слагаемое суммы чисел 7 + 5

Учитель: Рассмотрим второе выражение. На ИД изображено следующее выражение: (7 - 4) + 5. Прочитайте данное выражение.

Ученики: К разности чисел 7 и 4 прибавить 5.

Учитель: Как мы нашли значение этого выражения?

Ученики: Нашли разность чисел 7 и 4 прибавили 5.

Учитель: Что заметили?

Ученики: Из разности первого слагаемого вычли 4 и прибавили второе слагаемое.

Учитель: Рассмотрим третье выражение. На ИД изображение следующее выражение: 7 + (5 - 4). Прочитайте его.

Ученики: К 7 прибавить разность чисел 5 и 4.

Учитель: Как мы нашли значение этого выражения?

Ученики: Из 7 вычли 4 и прибавили 5.

Учитель: Что заметили?

Ученики: Из разности первого слагаемого вычли 4 и прибавили второе слагаемое.

Учитель: Прочитаем задание № 2 в учебнике на странице 42. Сравните значения выражений и сделайте вывод.

Ученики: Левая и правая части всех трех выражений равны: 10=10.

Учитель: Как называется выражение (9 + 8) – 7 (выражение на ИД).

Ученики: Вычитание числа из суммы.

Учитель: Поработаем с текстом учебника со знаками «?» и «!» (учебник, с. 42). Как можно вычесть число из суммы?

Ученики: (ученики зачитывают три способа, представленных на ИД). 1) Найти значение суммы и вычесть из нее число. 2) Вычесть, если возможно, число из первого слагаемого и прибавить к полученному результату второе слагаемое. 3) Вычесть, если возможно, число из второго слагаемого и полученный результат прибавить к первому слагаемому.

Учитель: Обратите внимание на ИД, пример (2 + 6) – 4. Все ли три способа подходят для нахождения значения этого выражения?

Ученики: Нет. Второй способ не подходит. Из первого слагаемого вычесть нельзя: 2 – 4. Так как первое слагаемое меньше, чем число, которое нужно вычесть.

Учитель: Рассмотрите второй пример на ИД (8 + 3) – 6. Все ли три способа подходят для нахождения значения данного выражения?

Ученики: Нет. Третий способ не подходит. Из второго слагаемого нельзя вычесть число: 3 – 6. Так как слагаемое меньше числа, которое нужно вычесть.

Формулирование темы и цели урока.

Учитель: Как вы думаете, чем мы с вами занимались в начале урока и чем будем заниматься в дальнейшем?

Ученики: Будем учиться вычитать из суммы тремя способами.

Учитель: Тема сегодняшнего урока «Вычитание числа из суммы»

Физкультминутка

Первичное закрепление пройденного материала.

Фронтальная работа

Учитель: Рассмотрим задание № 3 в учебнике на странице 42. Прочтите и объясните записи.

Ученики: Из 15 вычесть 8. Представим 15 в виде суммы двух слагаемых: 8 и 7. Из этой суммы вычтем 8. Из суммы слагаемых 8 и 7 вычтем 8. Удобно из первого слагаемого вычесть 8, к полученному результату прибавить 7. К разности чисел 8 и 8 прибавим 7. При нахождении разности получим 7. Результат – 7.

Учитель: Какое правило при нахождении данного значения мы вспомнили?

Ученики: В результате прибавления числа к нулю получаем то же число.

Учитель: Рассмотрим следующий пример в задании № 3 (учебник, с. 42). Прочтите и объясните запись примера.

Ученики: Из 15 вычесть 8. 8 представим в виде суммы чисел 5 и 3, получим выражение: 15 - (5 + 3). Удобно из 15 вычесть первое слагаемое 5: 15 – 5 = 10. Из полученного результата вычесть второе слагаемое 3:  10 – 3 = 7. Из 15 вычесть 8 получаем 7  (15 – 8 = 7).  

Учитель: Какое правило использовали для нахождения первого результата?

Ученики: Вычитание числа из суммы.

Учитель: Какое правило использовали для нахождения второго результата?

Ученики: Вычитание суммы из числа.

Учитель: Раньше мы вычитали «по частям», не зная правил вычитания числа из суммы и суммы из числа, а теперь будем вычитать с помощью этих правил.

Систематизация и повторение

Самостоятельная работа в парах.

Задание № 4 (учебник, с. 43)

Учитель: Во время проговаривания решения обязательно проговаривайте правила, на основании которых сделаны вычисления.

Задание № 5, (учебник, с. 43).

Учитель: Составь задачу по схеме. Запиши полученные выражения (приглашаются один ученик для записи на доске полученных выражений).

Ученик: (записывает полученные выражения и их комментирует) Нахожу значение суммы чисел 6 и 5 и вычитаю из нее число 3:  (6 + 5) – 3. Результат – 8. Вычитаю число 3 из первого слагаемого 6 и прибавляю к результату второе слагаемое 5:   (6 - 3) + 5. Результат  - 8. Вычитаю число 3 из второго слагаемого 5 и прибавляю к первому слагаемому 6:  6 + (5 - 3). Результат – 8.

Задание № 7 (учебник, с. 43).

Учитель: выполните задание и начертите длину каждого полученного отрезка в тетради. Проверьте в парах.

Итог урока.

Учитель: Как можно вычесть число из суммы?

Ученики: 1) Найти значение суммы и вычесть из нее число. 2) Вычесть, если возможно, число из первого слагаемого и прибавить к полученному результату второе слагаемое. 3) Вычесть, если возможно, число из второго слагаемого и полученный результат прибавить к первому слагаемому.

Домашнее задание: задания № 6 и № 8 (учебник, с. 43).

Литература:

  1. Козлова С.А., Рубин А.Г. Контрольные работы к учебнику «Математика» («Моя Математика»), 2-й класс. М.: Баласс, 2008.- 32 с.
  2. Козлова С.А., Кремлева И.И., Рубин А.Г. Моя математика. 2-й класс: Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, перераб. М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2006. – 288 с.
  3. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 2 класс. К учебному комплекту М.И. Моро. М.: ВАКО, 2004. – 400 с.

125


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики Тема: «Написание числа 1 и соотнесение его с предметами.

Тема: «Написание числа 1 и соотнесение его с предметами. Цель: Закрепить знания о числе и цифре 1....

Конспект урока математики. Тема " Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд"

План-конспект урока по математике во 2 классе, на тему: "Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд"  УМК "Школа 2100"...

урок математики тема "Вычитание числа 7" Начальная школа 21 век

Конспект урока математики по теме "Вычитание числа 7"...

Урок математики тема: Вычитание числа 3

Урок математики в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века".Цели: 1)Предметные:  организовать деятельность учащихся  по ознакомлению с приёмами вычитания  числа 3, содей...

Конспект урока математики. Тема "Трехзначное число больше двузначного" (УМК "ПНШ", 2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения сравнивать трехзначные и двузначные числаПланируемые результатыПредметные: строить логическое рассуждение, включающее установление п...

Конспект урока математики, тема: "Многозначные числа".

Конспект урока математики, тема: "Многозначные числа". 3 класс. УМК Л.Г. Петерсон....