КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ТЕМА: «ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЛА ИЗ СУММЫ»
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме
Основная цель: сформировать у учащихся умение вычитать число из суммы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ
ТЕМА: «ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЛА ИЗ СУММЫ»
(8 октября 2009 г.)
Класс: 2 «Г»
Основная цель: сформировать у учащихся умение вычитать число из суммы.
Задачи
- Образовательные задачи:
1) Сформулировать правило о вычитании числа из суммы.
2) Продолжать формирование представлений о рационализации вычислений.
3) Учить читать и записывать выражения со скобками и без скобок.
- Развивающие задачи:
- Развивать умение решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение для проверки решения.
- Продолжить развивать вычислительные умения и формировать навыки.
- Продолжать знакомить детей с задачами на разрезание и составление фигуры.
- Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
- Воспитательные задачи:
- Развивать организационные умения.
- Развивать общеучебные умения: умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Учебное пособие:
Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика: Учебник для 2-го класса в 3- х частях. М.: Издательский Дом РАО, Баласс, 2005.
Оборудование для учащихся: зеленые и красные карточки.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Задача № 7-б (учебник, с. 41)
Учитель: Прочитаем задачу.
Ученик: Около реки Нил отдыхало стадо из нескольких бегемотов. Пять больших бегемотов зашли в воду, а 4 больших и столько же маленьких бегемотов остались на берегу. Сколько бегемотов было в этом стаде?
Учитель: Как поняли выражение «4 больших и столько же маленьких бегемотов»?
Ученики: Четыре больших бегемота и четыре маленьких бегемотов.
Учитель: Какое выражение составили к задаче?
Ученики: 5 + (4 + 4)
Проверка: появляется на ИД изображение выражения 5 + (4 + 4).
Учитель: Что обозначает в данной записи сумма чисел 4+4?
Ученики: К 4 большим бегемотам, оставшихся на берегу, прибавили 4 маленьких бегемотов, которые тоже остались на берегу.
Учитель: Можно ли составить другое выражение? У кого получилось другое выражение?
Ученики: (5 + 4) + 4
Проверка: появляется на ИД изображение выражения (5 + 4) + 4.
Учитель: Что обозначает в данной записи сумма чисел 5+4?
Ученики: К пяти большим бегемотам, которые вошли в воду, прибавили четырех больших бегемотов, оставшихся на берегу.
Учитель: Почему возможно к данной задаче записать два выражения: 5 + (4 + 4) и (5 + 4) + 4? Одинаково ли значение выражений? Почему?
Ученики: Значение выражений одинаково. В стаде было 13 бегемотов. Переместительное и сочетательное свойства сложения показывают, что сумма не зависит от порядка слагаемых и порядка действий.
Учитель: Сколько больших бегемотов было в стаде?
Ученики: 9 бегемотов.
Индивидуальные задания.
5 учащихся получают карточки с табличными случаями сложения и вычитания:
Карточка. 1
9 + 3 = 8 + 5 = 6 + 6 =
14 - 5 = 13 - 6 = 8 + 8 =
Карточка. 2
10 + 3 = 18 - 9 = 7 + 6 =
8 + 6 = 14 - 3 = 9 + 9 =
Карточка. 3
19 - 9 = 9 + 7 = 8 + 8 =
7 + 3 = 15 – 6 = 18 - 6 =
Карточка. 4
6 + 6 = 15 - 3 = 8 + 8 =
9 + 8 = 10 - 7 = 13 - 3 =
Карточка. 5
8 + 6 = 9 + 9 = 15 - 3 =
19 - 6 = 7 + 6 = 6 + 5 =
Фронтальная работа.
Учитель: Замените некоторые числа суммой одинаковых слагаемых.
Изображение на ИД:
10 = …+… по аналогии: 12, 14, 16, 18, 20.
Ученики: 10 = 5 + 5; 12 = 6 + 6; 14 = 7 + 7; 16 = 8 + 8; 18 = 9 + 9; 20 = 10 + 10.
Учитель: А теперь игра «Светофор». Если высказывание истинное - поднимаем зелёную карточку, если ложное - красную.
1. Отрезок - это часть прямой, ограниченная с обеих сторон точками -концами отрезка.
2. Результат вычитания называют суммой.
3. У прямоугольника все углы прямые.
4. 14 - это 5 плюс 5.
5. Самое глубокое озеро - это Байкал.
6. Приставка стоит после корня.
7. Первым в выражении выполняется действие в скобках.
8. Компоненты действия сложения называются слагаемыми.
Изучение нового материала.
Фронтальная работа.
Учитель: Прочитайте тексты задач в задании № 1 в учебнике на странице 42. Сравните тексты задач.
Ученики: Во всех задачах говорится о посадке саженцев. Одинаковы во всех трех задачах данные (саженцы берез и лип).
Учитель: Подбери к каждой задаче нужное выражение, указанное внизу задания № 1. Расскажи, как решал каждую задачу.
Ученики: Первое выражение (7+5) – 4 относится к первой задаче. Сначала находим общее количество саженцев берез и лип: 7+5=12. Из общего количества саженцев вычитаем 4 – это саженцы, которые посадили: 12 – 4 = 8 . Находим, что осталось 8 саженцев.
Ученики: Второе выражение (7 - 4) + 5 относится ко второй задаче. Приготовили 7 саженцев березы и из них посадили 4 саженца: 7 – 4 = 3. К оставшимся саженцам березы добавили 5 саженцев липы: 3+5=8. Узнали, что осталось посадить 8 саженцев.
Ученики: Третье выражение 7 + (5 - 4) относится к третьей задаче. Приготовили для посадки 5 саженцев липы и из них посадили 4 саженца липы: 5 – 4 = 1. К оставшемуся саженцу липы добавили 7 саженцев березы: 1 + 7 = 8. Осталось посадить 8 саженцев.
Учитель: Мы нашли значение каждого из трех выражений, а теперь сравним эти значения.
Ученики: Значения одинаковы.
Учитель: Рассмотрим выражение. На ИД изображено следующее выражение: (7+5) – 4. Прочитайте еще раз это выражение.
Ученики: Из суммы чисел 7 и 5 вычесть 4.
Учитель: Как мы нашли значение этого выражения?
Ученики: Нашли сумму 5 и 4 и вычли 4.
Учитель: Как называется число 7 в сумме 7+5.
Ученики: 7 – это первое слагаемое суммы чисел 7 + 5
Учитель: Как называется число 5 в сумме 7+5.
Ученики: 5 – это второе слагаемое суммы чисел 7 + 5
Учитель: Рассмотрим второе выражение. На ИД изображено следующее выражение: (7 - 4) + 5. Прочитайте данное выражение.
Ученики: К разности чисел 7 и 4 прибавить 5.
Учитель: Как мы нашли значение этого выражения?
Ученики: Нашли разность чисел 7 и 4 прибавили 5.
Учитель: Что заметили?
Ученики: Из разности первого слагаемого вычли 4 и прибавили второе слагаемое.
Учитель: Рассмотрим третье выражение. На ИД изображение следующее выражение: 7 + (5 - 4). Прочитайте его.
Ученики: К 7 прибавить разность чисел 5 и 4.
Учитель: Как мы нашли значение этого выражения?
Ученики: Из 7 вычли 4 и прибавили 5.
Учитель: Что заметили?
Ученики: Из разности первого слагаемого вычли 4 и прибавили второе слагаемое.
Учитель: Прочитаем задание № 2 в учебнике на странице 42. Сравните значения выражений и сделайте вывод.
Ученики: Левая и правая части всех трех выражений равны: 10=10.
Учитель: Как называется выражение (9 + 8) – 7 (выражение на ИД).
Ученики: Вычитание числа из суммы.
Учитель: Поработаем с текстом учебника со знаками «?» и «!» (учебник, с. 42). Как можно вычесть число из суммы?
Ученики: (ученики зачитывают три способа, представленных на ИД). 1) Найти значение суммы и вычесть из нее число. 2) Вычесть, если возможно, число из первого слагаемого и прибавить к полученному результату второе слагаемое. 3) Вычесть, если возможно, число из второго слагаемого и полученный результат прибавить к первому слагаемому.
Учитель: Обратите внимание на ИД, пример (2 + 6) – 4. Все ли три способа подходят для нахождения значения этого выражения?
Ученики: Нет. Второй способ не подходит. Из первого слагаемого вычесть нельзя: 2 – 4. Так как первое слагаемое меньше, чем число, которое нужно вычесть.
Учитель: Рассмотрите второй пример на ИД (8 + 3) – 6. Все ли три способа подходят для нахождения значения данного выражения?
Ученики: Нет. Третий способ не подходит. Из второго слагаемого нельзя вычесть число: 3 – 6. Так как слагаемое меньше числа, которое нужно вычесть.
Формулирование темы и цели урока.
Учитель: Как вы думаете, чем мы с вами занимались в начале урока и чем будем заниматься в дальнейшем?
Ученики: Будем учиться вычитать из суммы тремя способами.
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Вычитание числа из суммы»
Физкультминутка
Первичное закрепление пройденного материала.
Фронтальная работа
Учитель: Рассмотрим задание № 3 в учебнике на странице 42. Прочтите и объясните записи.
Ученики: Из 15 вычесть 8. Представим 15 в виде суммы двух слагаемых: 8 и 7. Из этой суммы вычтем 8. Из суммы слагаемых 8 и 7 вычтем 8. Удобно из первого слагаемого вычесть 8, к полученному результату прибавить 7. К разности чисел 8 и 8 прибавим 7. При нахождении разности получим 7. Результат – 7.
Учитель: Какое правило при нахождении данного значения мы вспомнили?
Ученики: В результате прибавления числа к нулю получаем то же число.
Учитель: Рассмотрим следующий пример в задании № 3 (учебник, с. 42). Прочтите и объясните запись примера.
Ученики: Из 15 вычесть 8. 8 представим в виде суммы чисел 5 и 3, получим выражение: 15 - (5 + 3). Удобно из 15 вычесть первое слагаемое 5: 15 – 5 = 10. Из полученного результата вычесть второе слагаемое 3: 10 – 3 = 7. Из 15 вычесть 8 получаем 7 (15 – 8 = 7).
Учитель: Какое правило использовали для нахождения первого результата?
Ученики: Вычитание числа из суммы.
Учитель: Какое правило использовали для нахождения второго результата?
Ученики: Вычитание суммы из числа.
Учитель: Раньше мы вычитали «по частям», не зная правил вычитания числа из суммы и суммы из числа, а теперь будем вычитать с помощью этих правил.
Систематизация и повторение
Самостоятельная работа в парах.
Задание № 4 (учебник, с. 43)
Учитель: Во время проговаривания решения обязательно проговаривайте правила, на основании которых сделаны вычисления.
Задание № 5, (учебник, с. 43).
Учитель: Составь задачу по схеме. Запиши полученные выражения (приглашаются один ученик для записи на доске полученных выражений).
Ученик: (записывает полученные выражения и их комментирует) Нахожу значение суммы чисел 6 и 5 и вычитаю из нее число 3: (6 + 5) – 3. Результат – 8. Вычитаю число 3 из первого слагаемого 6 и прибавляю к результату второе слагаемое 5: (6 - 3) + 5. Результат - 8. Вычитаю число 3 из второго слагаемого 5 и прибавляю к первому слагаемому 6: 6 + (5 - 3). Результат – 8.
Задание № 7 (учебник, с. 43).
Учитель: выполните задание и начертите длину каждого полученного отрезка в тетради. Проверьте в парах.
Итог урока.
Учитель: Как можно вычесть число из суммы?
Ученики: 1) Найти значение суммы и вычесть из нее число. 2) Вычесть, если возможно, число из первого слагаемого и прибавить к полученному результату второе слагаемое. 3) Вычесть, если возможно, число из второго слагаемого и полученный результат прибавить к первому слагаемому.
Домашнее задание: задания № 6 и № 8 (учебник, с. 43).
Литература:
- Козлова С.А., Рубин А.Г. Контрольные работы к учебнику «Математика» («Моя Математика»), 2-й класс. М.: Баласс, 2008.- 32 с.
- Козлова С.А., Кремлева И.И., Рубин А.Г. Моя математика. 2-й класс: Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, перераб. М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2006. – 288 с.
- Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 2 класс. К учебному комплекту М.И. Моро. М.: ВАКО, 2004. – 400 с.
125
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока математики Тема: «Написание числа 1 и соотнесение его с предметами.
Тема: «Написание числа 1 и соотнесение его с предметами. Цель: Закрепить знания о числе и цифре 1....
Конспект урока математики. Тема " Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд"
План-конспект урока по математике во 2 классе, на тему: "Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд" УМК "Школа 2100"...
урок математики тема "Вычитание числа 7" Начальная школа 21 век
Конспект урока математики по теме "Вычитание числа 7"...
конспект урока математики тема: "Вычитание однозначных чисел"
Конспект урока по математики 1 класс...
Урок математики тема: Вычитание числа 3
Урок математики в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века".Цели: 1)Предметные: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с приёмами вычитания числа 3, содей...
Конспект урока математики. Тема "Трехзначное число больше двузначного" (УМК "ПНШ", 2 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения сравнивать трехзначные и двузначные числаПланируемые результатыПредметные: строить логическое рассуждение, включающее установление п...
Конспект урока математики, тема: "Многозначные числа".
Конспект урока математики, тема: "Многозначные числа". 3 класс. УМК Л.Г. Петерсон....