Урок по предмету "Математические представления и конструирование" на тему: Величина (большой – маленький) (2 класс "особый ребёнок")
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Чеченкова Екатерина Владимировна

Предмет: Математические представления и конструирование.

Тема: Величина (большой – маленький).

Класс: 2 «Г» «особый ребёнок» (F -72).

Тип урока: комбинированный.

Цель:  1. Продолжать учить детей различать предметы по величине (большой – маленький) с помощью практических действий (выбирать, сравнивать, группировать);

             2. Развивать зрительно – двигательную координацию, моторику рук;

             3. Воспитывать мотивацию к учению.

Задачи:

1)    Учить учащихся понимать словесные инструкции;

2)    Закреплять представление о цвете (красный, зелёный);

3)    Продолжать учить  учащихся правильно держать карандаш, пользоваться магнитами;

4)    Продолжать учить рисовать карандашом округлые формы круговыми движениями в ограниченном пространстве;

5)    Учить различать мимические изображения (радость – грусть).

Оборудование:

демонстрационный материал:  2 коробки разной величины, игрушка – кот, аудиозапись, колокольчик, мольберт, учебная доска, набор кубиков разной величины, 2 подноса – синий и жёлтый, мел, указка, смайлик – эмоции (радость - грусть);

раздаточный материал:  набор кубиков разной величины, замочки бумажные по количеству  учеников, рабочая тетрадь (листы белой бумаги формата А4), 2 карандаша (красный, зелёный), фитбол - 2 шт.

 

Предварительная работа:

 

-  знакомство с понятием «большой – маленький»;

-  пальчиковая гимнастика;

-  конструирование: сооружение построек из кубиков «Башня», «Дом»;

-  описывание предметов разной величины пальцем в ёмкости с крупой;

-  игры со сборно – разборными игрушками: стаканчики, матрёшки, пирамидки;

-  Д/И «Найди такой же», «Узнай и покажи», «Собери грибочки в корзину».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_-_matem.docx36.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение  школа № 439

Петродворцового района Санкт-Петербурга

 

 

 

Конспект урока

по предмету: «Математические представления и конструирование»

Тема: Величина (большой – маленький)

2 «Г» класс «Особый ребёнок»

Подготовил учитель высшей категории:

Чеченкова Е.В.

Дата проведения: 13.05.2016

Петергоф

Предмет: Математические представления и конструирование.

Тема: Величина (большой – маленький).

Класс: 2 «Г» «особый ребёнок» (F -72).

Тип урока: комбинированный.

Цель:  1. Продолжать учить детей различать предметы по величине (большой – маленький) с помощью практических действий (выбирать, сравнивать, группировать);

             2. Развивать зрительно – двигательную координацию, моторику рук;

             3. Воспитывать мотивацию к учению.

Задачи:

  1. Учить учащихся понимать словесные инструкции;
  2. Закреплять представление о цвете (красный, зелёный);
  3. Продолжать учить  учащихся правильно держать карандаш, пользоваться магнитами;
  4. Продолжать учить рисовать карандашом округлые формы круговыми движениями в ограниченном пространстве;
  5. Учить различать мимические изображения (радость – грусть).

Оборудование:

демонстрационный материал:  2 коробки разной величины, игрушка – кот, аудиозапись, колокольчик, мольберт, учебная доска, набор кубиков разной величины, 2 подноса – синий и жёлтый, мел, указка, смайлик – эмоции (радость - грусть);

раздаточный материал:  набор кубиков разной величины, замочки бумажные по количеству  учеников, рабочая тетрадь (листы белой бумаги формата А4), 2 карандаша (красный, зелёный), фитбол - 2 шт.

Предварительная работа:

-  знакомство с понятием «большой – маленький»;

-  пальчиковая гимнастика;

-  конструирование: сооружение построек из кубиков «Башня», «Дом»;

-  описывание предметов разной величины пальцем в ёмкости с крупой;

-  игры со сборно – разборными игрушками: стаканчики, матрёшки, пирамидки;

-  Д/И «Найди такой же», «Узнай и покажи», «Собери грибочки в корзину».

 

Ход:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

I. Вступительная часть.

Организационный момент

Цель: мотивировать учащихся на учебный процесс

Ритуал  «Приветствие!»

Цель: Установление положительного эмоционального контакта

Повторение пройденного материала

Цель: Закреплять умение зрительно и по слову производить выбор  предмета по величине

 

Сообщение темы

II.Основная часть.

Упражнение «Разложи кубики по величине»

Цель: Учить группировать предметы по величине

 

Пальчиковая гимнастика «Молоточки»

Цель: Учить выполнять действия по подражанию

Конструирование «Дом»

Цель: Закреплять умение сооружать постройки из кубиков по подражанию

Создание игровой ситуации

Цель: Учить выполнять игровые действия с элементарным сюжетом

Пальчиковая гимнастика «Замок»

Цель: Учить выполнять действия по подражанию

Игровое упражнение «Мяч для кошки»

Цель: Учить  сравнивать  предмет (мяч)  по величине

Пальчиковая гимнастика

Комплекс «Разминка»

Цель: Учить выполнять действия по подражанию

 

Игровое упражнение «Попрыгушки»

Цель: Учить детей держать равновесие и укреплять правильную осанку

Практическая деятельность детей

Цель: Учить понимать словесные инструкции.

 

Работа в тетрадях

Цель: Продолжать учить детей рисовать большим карандашом в ограниченном пространстве округлые формы круговыми движениями

III.Заключительная часть

Подведение итогов урока

Цель: Учить детей радоваться результату своего труда

Закрепление пройденного материала

Рефлексия

 Ритуал «Прощание!»

Звенит звонок

Прозвенел звонок,

Начинается  урок.

Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться…

- Поздороваемся!

«Приветствие!»

- Кто здесь? Кто с нами?

- Это, Катя!

- Катя! Катя! (учитель обозначает жестом «Я»)

- Катя говорит вам, привет!

(затем обращение идёт к каждому  ученику)

- Кто здесь? Кто с нами?

- Это  Оля! (поглаживание рук ребёнка)

- Оля! (обозначение жестом «Я» с помощью учителя)

- Оля, привет! (рукопожатие)

.....

-  Сейчас урок математики (учитель показывает указкой надпись на доске).

- Вспомним понятия: большой – маленький

-  Посмотрите, у меня на столе стоят две коробки (учитель обращает внимание учеников на коробки).

- Оля С., покажи большую коробку.

- Молодец.

- Ваня К., покажи маленькую коробку.

- Молодец.

- А как  показываем величину жестом?

Учитель предъявляет ученикам коробки по очереди.

- Это …. (показ жестом - большая) коробка!

- Это …. (показ жестом – маленькая) коробка!

- Молодцы.

- Посмотрим, что там.

- Это кубик! (учитель достаёт первый кубик и показывает ученикам).

- Еще кубик.

- Достанем кубики из коробок.

- Ваня Н., найди большую коробку и достань кубики.

- Оля А., достань кубики из маленькой коробки.

- Молодцы.

- Сегодня мы  будем играть с предметами,  и измерять их.

- Соберём кубики  на подносы (учитель раздаёт каждому ученику на парту набор кубиков)

Инструкция:

Большие кубики разложим на синий поднос, а маленькие кубики на жёлтый поднос.

- Молодцы.

- Из маленьких кубиков построим дом.

Тук, да тук,

молоточки стучат,

молоточки стучат,

строим домик для зверят!

- Кубик на кубик,

  Кубик на кубик,

  Ставим крышу.

- Молодцы.

Учитель на каждый домик ученику вешает замок.

Стук по столу.

- Кто, кто в домике живёт?

- Дверь никто не открывает.

- На дверях весит замок.

На дверях весит замок,

Кто его откроет?

Мы замочек постучали,

Мы замочек покрутили,

Мы замочек потянули

И замочек мы открыли.

- Постучим.

- Кто, кто в домике живёт?

Учитель нажимает на кнопку и раздаётся подражательный звук: мяу – мяу.

- Это кошка.

- Оля А.,  покажи, какой дом  у кошки.

Учитель спрашивает каждого ученика.

- Правильно, это маленький дом.

Учитель показывает кошку.

- Подойдите и поздоровайтесь с кошкой.

- Покажите, какая кошка?  

- Правильно, это маленькая кошка.

- Давайте с кошкой поиграем. Она любит играть в мяч.

- Маленькой кошке нужен маленький мяч.

(учитель предлагает ученику набор разнородных по величине игрушек)

- Я взяла мяч!

Инструкция: 

- Ваня Н., возьми такой же мяч!

- Молодец.

- Оля А. (Оля С., Ваня К.), возьми маленький мяч.

-  У Оли А. (Вани Н., Оли С., Вани К.)  мяч!

- У всех мячи!

- Спрячьте мяч ладошкой.

- Это маленький мяч, его можно спрятать.

Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю,

Я круги мячом катаю,

Из – под  рук не выпускаю.

Поиграю я в футбол

И забью в ворота гол.

- А теперь, покажем кошке, как мы играем с большим мячом.

- Покажите, где они? (учитель обращает внимание детей на  мячи, лежащие на ковре).

- Оля С., возьми  большой мяч.

- У Оли С. большой мяч.

- Оля С., покажи, какой у тебя мяч.

- Молодец. Большой.

Каждый ребёнок берёт по мячу.

Инструкция:

- Берём мяч,

- садимся на мяч, держась за ручку,

- продвигаемся по классу под музыку,

- встаём с мяча.

Звучит весёлая музыка.

- Молодцы, пора немножко отдохнуть.

- Садитесь на места.

- Мы играли с двумя мячами: с маленьким мячом, с большим мячом.

- Нарисуем мячи для кошки.

- На листе бумаги нарисованы контуры круга. Вам надо их разукрасить.

- Для этого нам нужно два карандаша: красный и зелёный.

- Большой круг  разукрашиваем красным карандашом.

- Маленький круг  – зелёным.

- Посмотрите, как я буду делать (показ учителя).

Инструкция:

- Нахожу контур большого круга,

- Беру красный карандаш,

- разукрашиваю контур круга  круговыми движениями.

- Получился большой круг.

- Круг, как мяч.

- Нахожу контур маленького  круга,

- Беру зелёный карандаш,

- разукрашиваю круговыми движениями контур маленького круга.

- Получился маленький круг

- Круг, как мяч.

Учитель раздаёт листы бумаги ученикам.

- А теперь рисуем (каждый ученик работает со своим изображением, а учитель индивидуально помогает)

Инструкция:

- Оля С., покажи контур большого круга,

- Возьми красный карандаш (выбор из двух).

- Молодец.

Инструкция повторяется с каждым учеником по двум величинам.

- разукрашивай контур круга  круговыми движениями.

- Получился большой круг.

- Круг, как мяч.

- Находим контур маленького  круга,

- Берём зелёный карандаш,

- разукрашиваем круговыми движениями контур маленького круга.

- Получился маленький круг.

- Круг, как мяч.

- Возьмите свои работы и повесьте на доску.

- Кошка радуется, ей понравились ваши работы.

- Скажем кошке, до свиданье!

- Сегодня мы с вами вспомнили понятия: большой – маленький.

- Выбирали, сравнивали, сортировали  предметы по величине.

- Играли с кошкой, рисовали.

- С заданиями все справились.

- Оля А., правильно измеряла предметы, разукрашивала мячи.

- Оля С., все выполнила упражнения самостоятельно.

- Ваня Н., легко находил и показывал маленькие предметы.

- Ваня К., ловко прыгал на мяче и измерял предметы.

Учитель предъявляет ученикам  предметы разной формы и величины.

- Кубик большой или маленький, покажи.

- Спрячь его.

- Мяч большой или маленький, покажи.

- Молодцы.

- Какое у вас сегодня было настроение на  уроке?

- Ваня К. (Оля А, Оля С., Ваня Н.), подойди!

- Покажи!

- Прозвенел звонок

  И закончен наш урок.

«Прощание!»

- До свиданье, Ваня Н. (Оля С., Оля А., Ваня К.)!

- Пока, пока, пока!

Ученики  заходят в класс

 

 

Ученики эмоционально реагируют на приветствие  учителя

Обозначение  жестом «Я»

Рукопожатие учителя и ученика

 

Ученики поочерёдно выходят и показывают коробку по заданной инструкции

Ученики  вместе добавляют слово жестом

Ученики  достают кубики из большой и  маленькой коробки

Ученики садятся за парты

Ученик группирует предметы (кубики) по величине

 

Выполняют движения по подражанию

Ученики сооружают постройку из кубиков

   

Ученики стучат по столу кулаком

Выполнение движений по подражанию или с помощью

Ученики стучат по столу кулаком

Ученики показывают величину (маленький) жестом

Ученики выходят из-за парт, подходят к учительскому столу и  гладят кошку

Ученики показывают величину жестом

Ученик выбирает  мяч по образцу

 

Выполнение действий по подражанию

Ученики проходят на ковёр

Ученики направляются в  сторону больших мячей

Ученик берёт мяч и показывает жестом величину мяча

Ученики прыгают  на мячах

Ученики садятся за парты

 

 

Ученики наблюдают за действиями педагога

Выполнение действий по инструкции с помощью педагога

Каждый ученик поочерёдно прикрепляет  рисунок  магнитом на доску  

Ученики машут рукой

 

Ученики показывают величину движением рук

Ученики поочерёдно показывают смайлик – эмоции (радость – грусть) на доске

Помахивание рукой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Предметно-практической деятельности и конструирования. Тема: Величина. Определение величины предмета

Конспект урока предметно-практической деятельности и конструирования  по теме  "Величина. Определение величины предмета". Данный конспект урока поможет педагогам работающим с детьми с тяжело...

Методическая разработка интегрированного урока по предмету "Математические представления и конструирование". Тема: "Представления о величине: большой, маленький, средний"

Материал будет интересен специалистам, работающим с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития....

Урок-занятие по предмету: математические представления и конструирование. Тема:"Формирование представлений о геометрической форме".

Тип урока: Комбинированный урокФорма урока: урок-занятие  Цели: Обучающая цель: Формировать представления о квадрате, круге, треугольнике и умение отличать друг от друга эти геометрические фигуры...

Конспект урока. Предмет: Математические представления и конструирование. Тема: Рисование фигур.

Урок разработан для обучающихся с ТМНР. Из-за специфики мыслительной деятельности применение многих технологий в сжатых рамках одного урока становится затруднительным. Поэтому была разработана серия у...

Конспект открытого урока в 8-е классе по предмету « Математические представления и конструирование» тема: «Упражнения в узнавании цифр от 1 до 9, в правильном и перевернутом расположении». Составила и провела учитель 1 категории Казачек И.А. Дата проведен

Конспект открытого урока в 8-е классепо предмету « Математические представления и конструирование»тема: «Упражнения в узнавании цифр от 1 до 9, в правильном и перевернутом расположен...

КОНСПЕКТ УРОКА «Математические представления и конструирование» ТЕМА УРОКА: Различие монет: 1, 5 копеек; 1, 2, 5 рублей

КОНСПЕКТ УРОКА «Математические представления и конструирование» ТЕМА УРОКА: Различие монет: 1, 5 копеек; 1, 2, 5 рублейКласс: 6 (VIII вид 2 вариант)Тема урока: Различие монет: 1, 5 ко...

Конспект урока по математике для детей с РАС 1 класс. Тема: Понятие о величине «большой – маленький».

Конспект урока по математическим представлениям для детей с РАС 1 класс....