Методическая разработка урока математики Тема: Величины. Уравнивание величин.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика» (авт. Александрова Э.И., компьютерная презентация, схемы построения и уравнивания величин, раздаточный материал для построения величин ,рабочая тетрадь, учебник.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАТЕМАТИКА. 1 класс.
Тема: Величины. Уравнивание величин.
Цели:
- Формировать у учащихся умение выполнять действия с величинами, провести исследовательскую работу на уроке по построению и уравниванию величин с применением математических способов уравнивания, и на основании полученных результатов подвести учащихся к выведению алгоритма поэтапного уравнивания величин и его применения на практике;
- Развитие творческих способностей у учащихся, мышления, познавательных умений,
интереса к процессу познания.
- Воспитание позитивного отношения к урокам математики, культуры учебного труда, мотивов труда, интереса к математическим исследованиям, бережное отношение к здоровью.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика» (авт. Александрова Э.И., компьютерная презентация, схемы построения и уравнивания величин, раздаточный материал для построения величин ,рабочая тетрадь, учебник.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент: подготовка к работе в группах, нацеливание на урок.
(Всем добрый день !Садитесь, ребята, посмотрите на свою готовность к уроку, все ли у вас готово для работы на уроке математике?!) – А начнем мы сегодня урок с прослушивания стихотворений о математике!
Учитель: В наше время, чтобы строить и машиной управлять,
Помните, что надо срочно математику познать!
Дети: Математика повсюду, глазом только поведешь
И примеров сразу уйму ты вокруг себя найдешь.
Каждый день, вставая бодро, начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро, чтобы в класс не опоздать.
Вот строительство большое. Прежде, чем его начать,
Нужно все еще подробно начертить и рассчитать.
А иначе рамы будут с перекосом, потолок провалится
А кому, друзья, скажите, это может нравиться?
- Скажите, почему математику называют – царицей наук? (ответы детей – она повсюду)
- А какой еще наукой ее называют? (точной наукой). А где нужна эта точность?
- Совершенно верно, и мы с вами могли сейчас в этом убедиться, прослушав стихотворение.
- А чтобы у нас не получилось окно с перекосом и не провалился потолок, как вы думаете, какие « инструменты» нам для этого понадобятся на уроке? (Внимание, л/ мышление, дружная работа и бережное отношение к своему здоровью).
- Я согласна с вами и желаю удачи!
- А чтобы все это применить на практике, нам прежде всего нужно определить цели и задачи урока, которые всегда сопровождают нас при выполнении любой работы, так как мы должны знать, для чего мы выполняем ту или иную работу.
- Но прежде, чем мы с вами определим цели, сначала прочитаем тему нашего урока.
«Величины. Уравнивание величин»
- Какое бы дополнение, ребята, вы могли бы добавить и продолжить тему урока:
(Действия с величинами и числовыми выражениями с применением способов уравнивания).
- А вот какие действия мы будем выполнять, это вы узнаете в ходе исследовательской работы.
- Цели и задачи урока:
- Провести исследовательскую работу по построению и уравниванию величин;
- Показать на практике знания и умения выполнения действий с величинами;
- Вывести алгоритм поэтапного уравнивания величин;
- Цели мы с вами определили, а теперь поэтапно будем двигаться к их достижению.
3. Актуализация опорных знаний. Устный счет:
- Ребята, я сейчас прочитаю вам несколько сказочных задач, а чтобы у вас получились верные ответы, нужно быть внимательными и хорошо уметь считать.
-Шесть веселых медвежат за малиной в лес спешат
Но один малыш устал, от товарищей отстал, А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди? (5)
-Семь веселых поросят у корытца в ряд стоят
Два ушли в кровать ложиться, сколько свинок у корытца? (5)
-В снег упал Сережка, а за ним Алешка
А за ним Иринка, а за ней Маринка, а потом упал Игнат
Сколько было всех ребят? (5)
-Три ромашки-желтоглазки, два веселых василька подарили маме дети,
Сколько же цветов в букете?
- Ребята, а что интересного вы заметили в ответах этих «сказочных» задач?
(верно, выполняя устные вычисления, вы получали каждый раз ответ – 5!)
- А сейчас я попрошу вас открыть рабочую тетрадь по математике и посмотреть, какую цифру я вам приготовила для минутки чистописания?
-А теперь вспомним как графически строим цифру – 5. (показ графического построения на доске учителем в квадрате)
-Посмотрите на образец написания этой цифры и постарайтесь также прописать у себя в тетради.
- А прежде чем вы начнете прописывать цифру 5 – вспомним правила посадки при письме и положение тетради. (прописывают в тетради)
4.Вводная рефлексия: (цель – помочь ученикам снять психологическое напряжение)
( на доске –« лесенка» знаний) __________ Я все знаю, все умею
________
_______
________ ( у каждого ученика листочки с «лесенкой»
- Попробуйте оценить себя, свои знания в математике. Подумайте, на какой ступеньке вы находитесь в данной ситуации и поставьте знак + на определенной ступеньке
5.Формирование новых знаний.
1).Постановка проблемы.
- Ребята, вспомните, как называется глава, с заданиями которой мы с вами работаем? «Как уравнивать величины. Сложение и вычитание величин».
- При знакомстве с данной главой, вы выполняли следующие действия: ( на слайде )
________________________ _________________________
___________ _________________________
А В А = В+С
- О чем вам говорят эти модели схем? Какие действия вы с ними выполняли?
( Уравнивали величины путем увеличения одной (меньшей) величины до ее равенства с другой (большей), т.е. с помощью сложения (+)) – 1-й способ уравнивания.
________________________ _________________________
____________ ______________
А В А – С =В
- А эти модели схем о чем вам говорят? Какие действия с ними вы выполняли?
(Уравнивали величины путем уменьшения одной (большей) до ее равенства с другой (меньшей), т.е. с помощью вычитания (-)). - 2-й способ уравнивания.
- А есть ли еще какой-то способ уравнивания и, если есть, то какой? (3-й способ уравнивания )
(путем уменьшения одной и увеличения другой на одну и ту же величину).
- Как вы, ребята, считаете, на основе уже полученных знаний по уравниванию величин, вы сможете, глядя на схему, описать способ уравнивания с помощью формулы и подобрать по схеме подходящие числа? (предположения учащихся, выдвижение гипотезы)
- Вы высказывали свои предположения, а предположение – это что есть? (гипотеза)
Гипотеза: Можно ли, глядя на схему, описать способ уравнивания с помощью формулы и подобрать по схеме подходящие числа?
- Мы с вами выдвинули гипотезу. – А что дальше? ( Нужно ее доказать через исследовательскую работу – дети)
- Я предлагаю вам задания на построение и уравнивание величин с помощью формулы и подбора подходящих чисел по схеме, т.е. по выдвинутой гипотезе, а перед вами стоит задача – провести исследовательскую работу и придти к доказательству гипотезы (раздать задания, открыть на компьютере – слайд – на увеличение и уменьшение уравнивания величин).
Задание: Закончи схему с помощью формулы и подбери подходящие числа.
________________________ __________________________
_______________ _________________
А = В + К С – К = Р
- О чем вы должны помнить, работая в группах? (ответы детей).
- Прежде, чем вы приступите к исследовательской работе, я предлагаю вам выполнить двигательную гимнастику.
Физминутка: (двигательная гимнастика)
Раз – подняться, потянуться, два – согнуться, разогнуться, три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка, пять – руками помахать, шесть – за парты тихо сесть.
2). Исследовательская работа в группах.
- Моделирование способа построения и уравнивания величин с помощью формулы и путем подбора подходящих чисел по схеме, (выполнение работы в группе на основе предложенных заданий)
- Защита моделей построения и уравнивания величин каждой группой с помощью формулы и подбора подходящих чисел ( разные способы: увеличение, уменьшение)
- Проверка на компьютере
________________________ _________________________
________________________ _________________________
А = В + К 10 = 7 + 3 С – К = Р 10 – 3 = 7
-Ребята, у вас возникли какие либо трудности при подборе подходящих чисел по схеме?
- А как вы определяли, какое из трех чисел нужно подбирать первым?
- В каком порядке удобнее подбирать числа? Обсудите это в своих группах.
- Вы подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что глядя на схему можно описать способ уравнивания величин с помощью формулы и подобрать по схеме подходящие числа?
(да, подтвердили…, а какую работу вам пришлось выполнить, чтобы выдвинутая гипотеза была доказана? – (исследовательскую)).
Учитель: Великий математик 19 века Д.Пойа сказал: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому» - Вы согласны с его утверждением?
- Молодцы, вы продуктивно поработали, сделали интересные выводы, а теперь отдохнем.
- Мы считали и устали, дружно все мы тихо встали.
6. Физминутка. ( физминутка для глаз – на компьютере цветик-семицветик)
7. Решение учебной задачи. Построение алгоритма поэтапного выравнивания величин.
- Мы сейчас с вами говорили о подтверждении выдвинутой ранее гипотезы. А теперь я предлагаю вам составить алгоритм пошагового выполнения уравнивания величин для тех, кто желает научиться узнавать по схеме способ уравнивания величин с помощью формулы и подбора по схеме подходящих чисел. Поможем им? Но прежде вспомним, что такое алгоритм? (ответы детей). Помимо уроков, где мы применяем алгоритм? ( в повседневной жизни), (дети зачитывают составленные алгоритмы и сравнивают с алгоритмом на доске)
Алгоритм
пошагового выполнения уравнивания величин.
- По схеме и формуле определить способ уравнивания величин (1-й или 2-й способ).
- Записать формулу уравнивания.
- Подобрать по схеме подходящие числа.
- Записать числовое выражение.
8. Контроль и оценка знаний.
(самостоятельный выбор и решение учебной задачи с учетом индивидуальных особенностей)
- Я предлагаю проверить, насколько самостоятельно вы можете по схеме составлять формулы для уравнивания величин и подбирать подходящие числа, используя алгоритм.
Учебник математики, с.38, задание №1. – Если у кого-то возникнут трудности в подборе чисел, вы можете только составить формулы по схеме (задания разной степени трудности).
(Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму)
- Возникали трудности у кого-то при подборе подходящих чисел?
9. Итоговая рефлексия.
- А сейчас возьмите листочки с лесенкой знаний. Поднялся ли кто-нибудь на ступеньку выше?
- А кто еще остался на том же месте? Что нужно, чтобы подняться выше? Кому было сложно?
- А кому было интересно? Мне тоже было интересно с вами сегодня работать. Молодцы. Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики.Тема: «Площадь фигуры. Единицы площади»
Тема: «Площадь фигуры. Единицы площади» Цели:· продолжить формирование умений определять площадь фигуры приемом пересчитывания квадратов,на которые разде...
Методическая разработка урока математики. Тема: «УМНОЖЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ НА ОДНОЗНАЧНОЕ» (развивающая система Школа 2100)
Методическая разработка урока математики. 4 класс. Тема: «УМНОЖЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ НА ОДНОЗНАЧНОЕ» (развивающая система Школа 2100)...
Методическая разработка урока математики Тема: Решение задач "Будем мы всегда здоровы"
Урок математики по теме:Решение задач "Будем мы всегда здоровы" направлен на формирвание у обучающихся умение реализовывать способы действий при решении разных видов задач....
Методическая разработка урока математики. Тема: "Отрезок и луч".
пространственное мышление...
Методическая разработка урока .Математика Тема: Сложение и вычитание вида +2, -2"
Математика 1 класс. Тема: "Сложение и вычитание вида +2, -2"...
Методическая разработка урока математики . Тема:«Величины. Килограмм».
Технологическая карта урока по введению новой величины "Величины. Килограмм"....
Методическая разработка урока математики в 4 классе "Величины и их измерение"
Цель урока:способствовать осознанию учениками практической значимости приобретенных знаний по данной теме.Задачи:- обобщить занаия по теме "Величины и их измерение" и придать им практическую...