Методическая разработка урока математики. Тема: «УМНОЖЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ НА ОДНОЗНАЧНОЕ» (развивающая система Школа 2100)
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Задачина Елена Александровна

Методическая разработка урока математики. 4 класс. Тема:  «УМНОЖЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ НА ОДНОЗНАЧНОЕ» (развивающая система Школа 2100)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Умножение многозначных чисел на однозначное»

(развивающая система Школа 2100)

  1. Дидактическая цель: Создать условия для объяснения нового материала.
  2. Тип урока: урок открытия новых знаний.
  3. Задачи урока:

образовательные: формирование представлений о способах умножения многозначного числа на однозначное;

развивающие: развивать творческое мышление, внимание, память;

воспитательные: воспитывать умение работать в группе, воспитывать любовь к математике.

  1. Методы обучения:  наглядный, словесный, проблемно-поисковый.
  2. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.
  3. Средства обучения: мультимедийная доска, разноуровневые карточки, опорные карточки, учебник.

                         Ход урока.

I. Орг. момент.

 «Кто с детских лет занимается математикой,
 тот развивает внимание, тренирует свой мозг,
 волю, воспитывает настойчивость
 и упорство в достижении цели…»
А. Маркушевич
-Прочитайте эпиграф 
 к нашему уроку. Вы согласны с автором этих слов?

( на доске слова: внимание, воля, настойчивость, упорство в достижении цели).

- Сегодня на уроке мы постараемся развивать эти качества и в конце урока постараемся вырастить «дерево достижений». Задания нашего урока помогут нам в этом.

- Итак в путь!

I. Актуализация опорных знаний.

Самая короткая река в мире находится в Америке. Её длина – 134 метра. Сколько это см?
Самое глубокое озеро Байкал – 1940 метров. Выразите это в км и м.
Самый толстый лёд – 4776 м. Выразите в км и м.
Самый высокий водяной смерч – 1 км 528 м. Сколько это метров?                                      Вечная мерзлота в Сибири – 1 км 282 м. Сколько это метров?

- Не всегда необходимо точно знать величину объекта, тогда что используют в математике? (Приближённые данные.  Их округляют).

- Округли до тысяч;

 - Округли до сотен;

- Округли до десятков; 1280 уменьшите в 10 раз.

- Увеличьте число 128 в 3 раза.

128 * 3 = 384

- Как нашли результат?

Создание проблемной ситуации 

128 *3 = (100 + 20 + 8)* 3 = 100 * 3 + 20 * 3 + 8 * 3 = 300 + 60 + 24 =384

–  Удобна ли такая запись для вычисления? (Что отрицательного на ваш взгляд в данных способах записи решения?).
(Затрачиваем много времени.)
– Что делать? Какой выход можете предложить?

Расширение нового знания

– Есть ли  другой способ записи, чтобы было легко, просто вычислить, да к тому же быстро и удобно? (Запись в столбик.)
- Над какой темой мы будем сегодня работать? («Умножение в столбик», «Письменный приём умножения).

- Объясните, как выполнены вычисления?  (учебник с. 32 №1)

- Как выполняется умножение в столбик любых многозначных чисел на однозначное число?

- Отличается ли алгоритм выполнения действий от того, которым мы пользовались, когда умножали двузначные и трёхзначные числа?

- Сравним вывод, который вы сделали с выводом в учебнике.

III. Определение целей урока.                                                                                                  

-  Какую цель поставите перед собой на сегодняшнем уроке?                                                   ( Научиться умножать многозначное число на однозначное по заданному ранее алгоритму).

- Запишите дату и вид работы.

IV. Применение открытого способа действий

Первичное закрепление нового знания.     Самостоятельная работа

(Предлагается материал разной степени сложности в зависимости от уровня подготовленности учащихся.)

- Возьмите карточку с заданием, прочитайте задание.    
- Выберите для себя то задание, с которым вы сможете справиться.         
 
- Приступайте к решению. Кто сомневается и не знает, как решать? (индивидуальная помощь учителя).

Карточка зелёного цвета.

Карточка синего цвета.

Карточка красного цвета.

Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

- Исправьте ошибки зелёным цветом. (Ответы на экране).

- Кто выполнил без ошибок? Кому было трудно выполнять задание? В чём было затруднение?

– Чем удобна запись в столбик? (Удобно, быстро, легко.)
– Умножение в столбик – это действительно удобно, легко, просто при условии, что мы четко знаем алгоритм и действуем в соответствии с ним.

V. Объяснение нового материала.
- В математике нам встречаются не только числа натурального ряда, но и именованные числа. Умножение этих чисел выполняется точно также. Смотрим на доску.
 

2 т 425 кг х 8 = 19 т 400 кг

2 т 425 кг выражаем в кг  = 2425 кг

умножаем в столбик 2425 кг х 8

19400 кг = 19 т 400 кг  (записываем ответ)

- Выполним подобное задание из учебника №2 (б).

3 км 4 м х 3 =

3 км 4 м = 3004 м

умножаем в столбик 3004 м  х 8

24 032 м = 24 км 32 м

Физминутка

«Гимнастика для глаз»

V. Закрепление пройденного материала.

1.  Работа в парах.

№ 7  с. 31.          1 ряд – задание А       2 ряд – задание Б         3 ряд – задание В

- Подберите уравнение к задаче. Объясните свой выбор.

3 ряд.  Принтер печатает с производительностью 70 стр./ч. Сколько страниц он напечатает за 5 часов?

а)      Х : 5 = 70              Х : 70 = 5

 2 ряд. За 5 одинаковых учебников заплатили 350 руб. Сколько стоил один такой учебник?

б)    Х * 5 = 350                       д)   350 : Х = 5

     1 ряд.  Скорость движения автомобиля 70 км/ч.  За какое время он пройдёт расстояние в 350 км?

в)    350 : Х = 70                            е)    Х* 70 = 350

-  Ребята, вам нравится решать задачи на движение?

-  Предлагаю продолжить эту работу.

2.  Работа над задачей.

1) Анализ задачи, краткая запись условия.

№5(а), с. 32.

Скорость

Время

Расстояние

Теплоход

? км/ч

8 ч

144 км

Катер

? км/ч

144 км

- Как удобнее записать условие данной задачи?    ( В таблицу).

- Какие величины обозначить в таблице?    (Скорость, время, расстояние).

- Какие виды транспорта являются участниками движения?   (Теплоход и катер).

- Что известно о теплоходе? Занесите в таблицу.

- Что известно о катере? Занесите в таблицу.

- Прочитайте вопрос задачи. Занесите в таблицу.

- Кто может решить задачу самостоятельно? Решайте.

- Кому нужны карточки-консультанты.  (Учитель раздаёт карточки двух уровней помощи).

2) Самостоятельная запись решения.

(Проверка: первый на закрытой доске).

3.  Работа с геометрическим материалом.

- Назовите лишнюю фигуру. (Прямоугольник. Потому что остальные фигуры объёмные).

- Найдите площадь прямоугольника.  (Длина 125 мм, ширина 9 мм)

VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Вспомним цель нашего урока. Чему учились? Достигли данной цели?

-Посмотрите ещё раз на эпиграф.
-Можно ли сказать, что мы были настойчивы и упорны при достижении цели?

- Составляем дерево достижений и успеха.

Зеленый листок – не допустил ни одной ошибки, доволен собой;

Желтый листок – понял, но допустил неточность;

Красный листок – надо постараться и успех будет!  (На листиках имена).

VII. Домашнее задание (по выбору)

 – Если вам нужно потренироваться выполнять вычисления в «столбик», выполните задание А.

Если вы хотите потренироваться в решении задач на движение, выполните задание Б.

А –  с. 32,  № 2  (3 и 4 столбики).

Б -   с. 32,  №5 (б).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе "Связь слов в предложении" ("Школа 2100")

Тип урока: изучение нового материала. Данный урок направлен на формирование у обучающихся умения устанавливать связь слов в предложении, развитие орфографической зоркости, словарного запаса обучающися...

Урок математики "Плоские и объемные фигуры" (2 класс). Образовательная система "Школа 2100".

Урок  был проведен на областном семинаре "Получение нового образовательного результата в рамках преемственности между начальной и основной школой" (на примере ОС "Школа 2100") , который проходил ...

Методическая разработка урока математики "Решение задач в два действия". 1 класс. УМК Школа России.

конспект, технологическая карта по математике, 1 класс. "Решение задач в два действия"...

Урок математики "Письменное умножение многозначных чисел на однозначное" 4 класс Школа Россс

Урок математики в 4 классе по теме "Письменное умножение многозначных чисел на однозначное" Школа Росси...

Методическая разработка урока математики. Тема: «Закрепление состава чисел от 1 до 10».

Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема: «Закрепление состава чисел от 1 до 10»....