Рабочая программа по коррекционному обучению (VIII вид) по математике 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Скурляева Зинаида Владимировна

Предлагаю вашему вниманию программу по коррекционному обучению (VIII вид) по математике 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_2_kl.2013-2014g_8_vid.docx42.71 КБ

Предварительный просмотр:

        Рабочая программа специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII  вида по  математике

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана  в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования лиц с особыми образовательными потребностями и составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Конституция Российской Федерации;
  •  Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1              (с изменениями от 29.12.2004 г.);
  •  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  •  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312»;
  •  Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений     I-VIII видов».
  • Приказа министерства образования и науки Челябинской области «Об утверждении областного базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений  видов на 2013-2014 учебный год» от 29.08.2013г. №01/3110
  • «Методическими рекомендациями об индивидуальных  и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания с задержкой психического развития» (письмо МО РФ от30.06.1989№17-154-6).

      Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ОВЗ к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
      Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
      Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
      Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
      Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
      Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
      В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
      Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
      Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

 

  1. Организация обучения математике

     Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.
      Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
      Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.
      Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.
      В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом классе, а начиная со 2 класса — количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач.
      Решения всех видов задач записываются с наименованиями.
      Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.
      В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20. При заучивании таблиц, учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.
      Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками.
      Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.
      Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике учитель проводит 2—3 раза в четверти контрольные работы.
      Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся во вспомогательной школе.
      Однако есть в каждом классе часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи). Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий.
      Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.
      Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс.
      Встречаются ученики, которые удовлетворительно усваивают программу вспомогательной школы по всем предметам, кроме математики. Эти учащиеся (с так называемым локальным поражением или грубой акалькулией) не могут быть задержаны в том или ином классе только из-за отсутствия знаний по одному предмету.
      Такие ученики должны заниматься по индивидуальной программе, они обучаются в пределах своих возможностей, соответственно аттестуются и переводятся из класса в класс.
      Решение о  обучении учащихся по индивидуальной программе по данному предмету принимается педагогическим советом школы.

 III.   Содержание учебного предмета «Математика»

                                                       

      Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно (=). Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
      Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа.
      Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа.
      Таблицы состава двузначных чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы.
      Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся.
      Число 0 как компонент сложения.
      Единица (мера) длины — дециметр. Обозначение: 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.
      Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени.
      Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».
      Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия.
      Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков.
      Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение углов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертежного треугольника.
      Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Свойства углов, сторон. Треугольник: вершины, углы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам.
      Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единица (мера) времени — час. Обозначение: 1 ч. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса).
      Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну).

  1. Основные требования к знаниям и умениям учащихся

 

   Учащиеся должны знать:
      счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;
      таблицу состава чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;
      названия компонента и результатов сложения и вычитания;
      математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»;
      различие между прямой, лучом, отрезком;
      элементы угла, виды углов;
      элементы четырехугольников — прямоугольника, квадрата, их свойства;
      элементы треугольника.
      Учащиеся должны
уметь:
      выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;
      решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;
      узнавать, называть, чертить отрезки, углы — прямой, тупой, острый — на нелинованной бумаге;
      чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;
      определять время по часам с точностью до 1 часа.
      
Примечания.
      1. Решаются только простые арифметические задачи.
      2. Прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя.
      3. Знание состава однозначных чисел обязательно.
      4. Решение примеров на нахождение суммы, остатка с переходом через десяток (сопровождается подробной записью решения).

                                         


 Календарно- тематическое планирование  по учебному предмету « Математика» 2 класс

             Авторы: В.В.Эк        2 часа в неделю – 68 часов                                                                                                              

               

Название раздела, темы урока

Кол-во час

Тип урока

Форма урока

Информационное сопровождение

Дата

проведения

1 четверть – 18ч.

1

Первый десяток. Ориентирование в пространстве и во времени

1

комбинированный

практическая работа

числовая линейка, палочки, карточки

2

Прибавление и вычитание по одному

1

комбинированный

объяснение, упражнение

учебник, счетный материал

3

Состав числа 10, 9, 8

1

комбинированный

практическая работа

таблицы «Состав числа 8,9,10»

4

Название компонентов при сложении

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

таблица «Название чисел при сложении»

5

Название компонентов при вычитании

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

таблица «Название чисел при вычитании»

6

Решение задач и примеров на сложение и вычитание

1

комбинированный

практическая работа

учебник

7

Контрольная работа №1 по теме: «Повторение»

1

проверки и оценки знаний

проверочная работа

8

Единица времени – сутки, неделя

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

таблицы «Меры времени», «Режим дня"

9

Увеличение числа на несколько единиц.

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

предметные картинки, учебник

10

Решение задач на увеличение на несколько единиц

1

комбинированный

упражнение

предметные картинки, учебник

11

Уменьшение числа на несколько единиц.

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

учебник

12

Решение задач на уменьшение на несколько единиц

1

комбинированный

практическая работа

предметные картинки, учебник

13

Контрольная работа №2 по теме: «Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц»

1

проверки и оценки знаний

проверочная работа

14

Второй десяток. Число 11. Состав числа 11

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

пучки палочек, счетный материал

15

Число 12. Состав числа 12

1

комбинированный

практическая работа

числовая линейка, учебник

16

Число 13. Состав числа 13

1

комбинированный

объяснение, упражнение

пучки палочек, счетный материал

17

Число 14. Состав числа 14

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

пучки палочек, счетный материал

18

Сравнение чисел

1

комбинированный

практическая работа

счетный материал

2 четверть -14ч.

19

Число 15. Состав числа 15

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

пучки палочек, счетный материал

20

Решение примеров  в пределах 15

1

обобщения и систематизации знаний

самостоятельная работа

учебник

21

Число 16. Состав числа 16.

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

пучки палочек, счетный материал

22

Число 17. Состав числа 17.

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

пучки палочек, счетный материал

23

Число 18. Получение числа 18.

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

пучки палочек, счетный материал

24

Число 19. Состав числа 19.

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

пучки палочек, счетный материал

25

Число 20. Состав числа 20

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

пучки палочек, счетный материал

26

Решение примеров и задач в пределах 20

1

обобщения и систематизации знаний

практическая работа

счетный материал,  учебник

27

Контрольная работа № 3 по теме: «Числа второго десятка»

1

проверки и оценки знаний

проверочная работа

28

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

1

комбинированный

практическая работа

таблица «Состав чисел», учебник

29

Решение задач, используя краткую запись

1

комбинированный

объяснение, упражнение

таблицы с краткой записью, учебник

30

Решение простых арифметических задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц

1

комбинированный

практическая работа

счетный материал,  учебник

31

Решение примеров в пределах 20, путем разложения слагаемого

1

комбинированный

объяснение, упражнение

счетный материал,  учебник

32

Решение примеров в пределах 20, путем разложения уменьшаемого

1

комбинированный

объяснение, упражнение

счетный материал,  учебник

3 четверть- 20ч.

33

Переместительное свойство сложения

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

таблица «Свойства сложения»

34

Решение примеров в пределах 20, путем разложения вычитаемого

1

комбинированный

объяснение, упражнение

счетный материал,  учебник

35

Сложение и вычитание  чисел, полученных при измерении

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

таблицы « Меры длины»,  «Меры времени»

36

Сложение и вычитание именованных чисел.

1

комбинированный

практическая работа

таблица « Меры  стоимости»,  монеты

37

Часы, циферблат, стрелки.

1

изучения нового материала

«Экскурсия в прошлое»

часы, загадки

38

Мера  времени – час.

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

таблица «Режим дня школьника»

39

Решение примеров и задач с мерой времени  - час

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

учебник, карточки

40

Контрольная работа № 4 по теме: «Сложение и вычитание  чисел, полученных при измерении»

1

проверки и оценки знаний

проверочная работа

41

Сложение однозначных чисел  с переходом через десяток. Прибавление к числу 9

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

Карточки, счетный материал, счеты

42

Сложение однозначных чисел  с переходом через десяток. Прибавление к числу 8

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

Счеты, кубики

43

Решение примеров путем   прибавления к 8

1

комбинированный

практическая работа

Счетный материал, таблица сложения

44

Решение простых и составных арифметических задач на сложение с числом 8, 9

1

комбинированный

практическая работа

Счетный материал, таблица сложения

45

Прибавление к числу 7. Переместительное свойство сложения

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

Счеты, кубики

46

Решение простых и составных арифметических задач на сложение с числом 7

1

комбинированный

практическая работа

Счетный материал, таблица сложения

47

Прибавление к числу 6. Таблица сложения

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

Счеты, кубики

48

Контрольная работа № 5 по теме: «Сложение однозначных чисел  с переходом через десяток»

1

проверки и оценки знаний

проверочная работа

Счетный материал, таблица сложения

49

Вычитание однозначных чисел  из двузначных с переходом через десяток. Вычитание из числа 11

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

Тетради, учебники

50

Решение примеров на вычитание с переходом через десяток

1

обобщения и систематизации знаний

Урок- консультация

Счеты, кубики

51

Вычитание из числа 11 чисел 6, 7, 8, 9

1

комбинированный

объяснение, упражнение

счетный материал, абак

52

Вычитание из числа 12

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

Счетный материал, таблица вычитания

4 четверть – 16ч.

53

Составление и решение примеров на нахождение остатка

1

комбинированный

практическая работа

Счеты, кубики

54

Вычитание из числа 13

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

счетный материал

55

Вычитание из числа 14

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

счетный материал

56

Вычитание из числа 15

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

счетный материал

57

Вычитание из чисел 16, 17, 18

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

таблица состава двузначных чисел

58

Вычитание чисел с переходом через десяток

1

комбинированный

самостоятельная работа

Счеты, счетный материал, таблицы

59

Контрольная работа № 6 по теме: «Вычитание однозначных чисел  из двузначных с переходом через десяток»

1

проверки и оценки знаний

проверочная работа

60

Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну)

1

комбинированный

объяснение, упражнение

Тетради, учебники, счетный материал

61

Деление на 2 равные части

1

комбинированный

практическая работа

Предметные картинки, счетный материал

62

Прямая линия. Луч. Отрезок.

1

комбинированный

упражнение

линейка, карандаш

63

Меры длины: сантиметр

1

изучения нового материала

демонстрация, объяснение

таблица « Меры длины»

64

Меры длины: дециметр

1

изучения нового материала

демонстрация, объяснение

таблица « Меры длины»

                               

65

Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток

1

обобщения и систематизации знаний

практическая работа

счетный материал

66

Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток

1

обобщения и систематизации знаний

самостоятельная работа

счетный материал

67

Годовая контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток

1

проверки и оценки знаний

проверочная работа

68

Повторение по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток»

1

закрепление

Урок- соревнование

счетный материал, карандаши, линейка

                               

   

                                   


                                                              Литература

  1. Игра для детей: Думай, считай, решай/ разработчики:  Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.- КОГУП «Кировская областная типография», 2004г
  2. Игра для детей: Счет до 20/ разработчики:  Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.- КОГУП «Кировская областная типография», 2005г.
  3. Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы. Коррекционное обучение\ Автор-составитель Шабанова А.А. Волгоград. Издательство «Учитель». 2007.
  4. Устный счет на уроках математики. Методические рекомендации для учителей начальных классов/ Сост. Мальцева Е.В.- Йошкар- Ола: Педагогическая инициатива, 2004.- 52с.
  5. Хилько, А.А., Математика:  Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 8 вида.- 5-е издание.- СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006.- 182с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа специального (коррекционного) обучения VIII вид "Чтение и развитие речи" 2 класс

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида под ред. В.В. Воронковой к учебнику Ильиной С.Ю....

Рабочая программа по коррекционному обучению (VIII вид) по письму и развитию речи 2 класс

Предлагаю вашему вниманию Рабочую программу по коррекционному обучению (VIII вид) по письму и развитию речи 2 класс...

Рабочая программа по коррекционному обучению (VIII вид) по трудовому обучению 2 класс

Предлагаю вашему вниманию Рабочую программу по коррекционному обучению (VIII вид) по трудовому обучению 2 класс...