Рабочая программа по коррекционному обучению (VIII вид) по письму и развитию речи 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Предлагаю вашему вниманию Рабочую программу по коррекционному обучению (VIII вид) по письму и развитию речи 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_i_razvitie_rechi_2_kl_2013-2014g_8_vid.docx | 40.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа специальных коррекционных
общеобразовательных учреждений VIII вида
по письму и развитию речи
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования лиц с особыми образовательными потребностями и составлена на основании следующих нормативных документов:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с изменениями от 29.12.2004 г.);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312»;
- Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».
- Приказа министерства образования и науки Челябинской области «Об утверждении областного базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений видов на 2013-2014 учебный год» от 29.08.2013г. №01/3110
- «Методическими рекомендациями об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания с задержкой психического развития» (письмо МО РФ от30.06.1989№17-154-6).
В младших классах школьникам с ОВЗ даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
II. Содержание учебного предмета « Письмо и развитие речи»
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
По всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы.
Фонетико-фонематические нарушения школьников с ОВЗ затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Школьники с ОВЗ овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово.
В процессе практических грамматических упражнений во 2 классе изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков.
Предложение.
Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
Связная речь. Уже во 2 классе особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
III. Тематическое планирование. Содержание предмета.
ПОВТОРЕНИЕ ( 7 ч. )
Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.
Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.
ЗВУКИ И БУКВЫ ( 43 ч. )
Звуки гласные и согласные, их различение.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.
Слова с гласной э.
Слова с буквами и и й, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
СЛОВО (12 ч. )
Изучение слов, обозначающих предметы:
называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);
различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);
сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?
группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);
различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( 2 ч. )
Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
заканчивание начатого предложения (Собака громко...);
составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).
Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
Совершенствование техники письма.
Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.
Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.
Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.
Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.
Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
УСТНАЯ РЕЧЬ (4 ч. )
Повторение пройденного за год.
Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.
Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий.
Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта).
IV. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Письмо и развитие речи» 2 класс
Авторы: В. В. Воронкова 2 часа в неделю – 68 часов
№ | Название раздела, темы урока | Кол-во час | Тип урока | Форма урока | Информационное сопровождение | Дата проведения |
1 четверть | ||||||
Повторение (7ч.) | ||||||
1 | Гласные звуки и буквы а, о, у, э, ы, я, ё, ю, е, и. Письмо строчных и прописных букв | 1 | комбинированный | упражнение | кассы, наборное полотно | |
2 | Согласные звуки и буквы п, с, к, в, р, н. | 1 | комбинированный | упражнение | предметные картинки, учебник | |
3 | Согласные звуки и буквы з, м, д, т, б, г | 1 | комбинированный | упражнение | кассы, наборное полотно | |
4 | Согласные звуки л,ш,ч,ф,х,ж | 1 | комбинированный | упражнение | кассы, наборное полотно | |
5 | Согласные звуки ц, щ, й | 1 | комбинированный | упражнение | предметные картинки, учебник | |
6 | Алфавит. Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слово | 1 | комбинированный | практическая работа | кассы, наборное полотно, учебник | |
7 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 | проверка и оценка знаний | проверочная работа | ||
Звуки и буквы (43ч.) | ||||||
8 | Гласные звуки и буквы, их обозначающие | 1 | обобщения и систематизации знаний | практическая работа | кассы, наборное полотно | |
9 | Согласные звуки, и буквы их обозначающие | 1 | комбинированный | упражнение | образцы написания букв, [10], [8], [2] | |
10 | Слово. Схема слова. Выделение гласных в слове. | 1 | комбинированный | практическая работа | кассы, наборное полотно, учебник | |
11 | Составление слов, отличающихся одним звуком | 1 | комбинированный | упражнение | кассы, наборное полотно, учебник, [10] | |
12 | Образование новых слов с добавлением одного звука | 1 | обобщения и систематизации знаний | самостоятельная работа | предметные картинки, учебник | |
13 | Слова со стечением согласных | 1 | комбинированный | упражнение | кассы, наборное полотно | |
14 | Слог, как часть слова | 1 | комбинированный | упражнение | кассы, наборное полотно, учебник, [10] | |
15 | Составление слов из слогов | 1 | комбинированный | упражнение | кассы, наборное полотно, учебник, [10] | |
16 | Деление слов на слоги | 1 | комбинированный | упражнение | предметные картинки, учебник | |
17 | Контрольный диктант за 1 четверть | 1 | проверка и оценка знаний | проверочная работа | ||
2 четверть | ||||||
18 | Работа над ошибками | 1 | комбинированный | практическая работа | предметные картинки, учебник | |
19 | Составление предложений из двух- трёх слов | 1 | комбинированный | практическая работа | наборное полотно | |
20 | Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце | 1 | обобщения и систематизация знаний | упражнение | учебник | |
21 | Составление предложений по вопросу и картинке | 1 | комбинированный | самостоятельная работа | учебник | |
22 | Что такое текст? Составление текста из предложений | 1 | комбинированный | упражнение | учебник | |
23 | Составление и озаглавливание текста | 1 | комбинированный | упражнение | карточки с предложениями | |
24 | Ударный слог. Постановка ударения | 1 | изучения нового материала | объяснение, упражнение | учебник, карточки со словами | |
25 | Ударные и безударные гласные | 1 | комбинированный | объяснение, упражнение | учебник | |
26 | Ударение в двусложных словах | 1 | комбинированный | упражнение | учебник, карточки со словами | |
27 | Ударные и безударные гласные, их различение в двусложных словах | 1 | комбинированный | упражнение | учебник | |
28 | Слова с гласной буквой Ё | 1 | комбинированный | упражнение | предметные картинки, учебник | |
29 | Деление слова по слогам. Перенос слова с одной строки на другую | 1 | комбинированный | упражнение | учебник | |
30 | Слова с буквами И и Й, их различение | 1 | комбинированный | упражнение | таблица гласных и согласных, учебник | |
31 | Контрольный диктант | 1 | проверка и оценка знаний | проверочная работа | ||
32 | Работа над ошибками | 1 | комбинированный | практическая работа | учебник, карточки со словами |
3 четверть
33 | Слова с гласной буквой Э | 1 | комбинированный | упражнение | предметные картинки, учебник | |
34 | Слова с гласными и, е, ё, ю, я в начале слова и после гласных | 1 | изучения нового материала | упражнение | таблица гласных, учебник | |
35 | Согласные звонкие и глухие Звонкие и глухие согласные Б-П | 1 | комбинированный | объяснение, упражнение | таблица согласных, учебник предметные картинки, | |
36 | Звонкие и глухие согласные Д-Т | 1 | изучения нового материала | объяснение, упражнение | предметные картинки, учебник таблица согласных | |
37 | Звонкие и глухие согласные Г-К | 1 | комбинированный | объяснение, упражнение | предметные картинки, учебник таблица согласных | |
38 | Звонкие и глухие согласные В-Ф | 1 | комбинированный | объяснение, упражнение | предметные картинки, учебник таблица согласных | |
39 | Звонкие и глухие согласные З-С | 1 | комбинированный | объяснение, упражнение | предметные картинки, учебник таблица согласных | |
40 | Звонкие и глухие согласные Ж-Ш | 1 | комбинированный | объяснение, упражнение | предметные картинки, учебник таблица согласных | |
41 | Различай звонкие и глухие согласные | 1 | комбинированный | объяснение, упражнение | учебник таблица согласных | |
42 | Согласные Р-Л, различение | 1 | комбинированный | упражнение | учебник таблица согласных | |
43 | Шипящие и свистящие согласные звуки | 1 | изучения нового материала | объяснение, упражнение | предметные картинки, учебник | |
44 | Нахождение в словах шипящих и свистящих согласных | 1 | комбинированный | практическая работа | учебник, таблица согласных, кассы букв | |
45 | Твердые и мягкие согласные, их различение на слух и в произношении. | 1 | изучения нового материала | упражнение | учебник, таблица согласных и гласных | |
46 | Обозначение мягкости согласных буквами и,е,ё,ю,я | 1 | комбинированный | упражнение | учебник, таблица согласных и гласных | |
47 | Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. | 1 | комбинированный | упражнение | учебник, таблица согласных и гласных |
48 | Написание слов с ь на конце слова | 1 | комбинированный | упражнение | учебник | |
49 | Контрольный диктант за 3 четверть | 1 | проверка и оценка знаний | проверочная работа | ||
50 | Работа над ошибками | 1 | комбинированный | упражнение | учебник | |
Слово (12ч.) | ||||||
51 | Слова, обозначающие названия предметов и отвечающие на вопрос что это? | 1 | изучения нового материала | объяснение, упражнение | учебник, предметные картинки | |
52 | Слова, обозначающие названия предметов и отвечающие на вопрос кто это? | 1 | комбинированный | объяснение, упражнение | учебник, предметные картинки | |
4 четверть | ||||||
53 | Слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов | 1 | комбинированный | упражнение | учебник, предметные картинки | |
54 | Большая буква в именах и фамилиях | 1 | закрепление | упражнение | учебник | |
55 | Работа с деформированным текстом | 1 | закрепление | упражнение | учебник | |
56 | Большая буква в кличках животных | 1 | изучения нового материала | упражнение | учебник, иллюстрации животных | |
57 | Написание большой буквы в именах, фамилиях людей и кличках животных | 1 | закрепление | практическая работа | учебник | |
58 | Слова, обозначающие действия предметов | 1 | изучения нового материала | объяснение, упражнение | учебник, предметные картинки | |
59 | Определение в предложении слов, обозначающих предмет, действие предмета | 1 | обобщения и систематизации знаний | практическая работа, упражнение | учебник, предметные картинки | |
60 | Знакомство с предлогом, как с отдельным словом | 1 | изучения нового материала | объяснение, упражнение | учебник, предметные картинки | |
61 | Раздельное написание предлога со словом, к которому оно относится | 1 | обобщения и систематизации знаний | практическая работа | перфокарты, учебник | |
62 | Связь предлога со словом | 1 | изучения нового материала | объяснение, упражнение | учебник | |
Предложение (2ч.) | ||||||
63 | Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения | 1 | комбинированный | упражнение | учебник | |
64 | Выделение предложений из текста | 1 | обобщения и систематизации знаний | упражнение | карточки, учебник | |
Повторение пройденного (4ч.) | ||||||
65 | Гласные и согласные звуки в словах | 1 | обобщения и систематизации знаний | упражнение | таблица согласных и гласных учебник | |
66 | Выделение предложений из текста | 1 | обобщения и систематизации знаний | упражнение | карточки, учебник | |
67 | Итоговый контрольный диктант | 1 | проверки и оценки знаний | проверочная работа | [4] | |
68 | Работа над ошибками | 1 | закрепление | упражнение | карточки, учебник |
Литература
- Агеев, И.Д. Трудные слова. Обучающий словарик.- СПб.: СОЮЗ, 1999.- 160с.
- Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя/ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 1991.- 176с.
- Аксенова, А.К., Якубовская Э.В. Сборник диктантов для вспомогательной школы: (1- 4 кл.). Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1980.-160с.
- Воронкова, В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы- М.: Школа- Пресс, 1995.- 128с.
- Воронкова, В.В., Русский язык: Учебник для 2 класса. специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 128с.
- Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе/ Сост. Н.А.Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2003.- 128с.
- Игра для детей: Поиграем со словами/ разработчики: Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.- КОГУП «Кировская областная типография», 2003г.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа специального (коррекционного) обучения VIII вид "Чтение и развитие речи" 2 класс
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой к учебнику Ильиной С.Ю....
Реализация программы "Разговор о правильном питании"через уроки письма и развития речи во 2-3 классе –комплекте коррекционной школы.
Модульный характер программы «Разговор о правильном питании» позволяет говорить о том, что её реализация возможна не только в рамках факультативной, внеклассной работы, но и пу...
Рабочая программа по коррекционному обучению (VIII вид) по математике 2 класс
Предлагаю вашему вниманию программу по коррекционному обучению (VIII вид) по математике 2 класс...
Рабочая программа по коррекционному обучению (VIII вид) по трудовому обучению 2 класс
Предлагаю вашему вниманию Рабочую программу по коррекционному обучению (VIII вид) по трудовому обучению 2 класс...
Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)
Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...
Рабочая программа ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ к учебному предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» Учителя начальных классов Осиповой Ольги Александровны
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверс...
Рабочая программа (6 класс) по коррекционному обучению (8 вид) по письму и развитию речи
Предлагаю Рабочую программу по письму и развитию речи (6класс) для учителей, работающих с детьми с ОВЗ (8 вид). Программа составлена в соответствии с программой В.В.Воронковой....