Рабочая программа по коррекционному обучению (VIII вид) по письму и развитию речи 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Скурляева Зинаида Владимировна

Предлагаю вашему вниманию Рабочую программу по коррекционному обучению (VIII вид) по письму и развитию речи 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_i_razvitie_rechi_2_kl_2013-2014g_8_vid.docx40.31 КБ

Предварительный просмотр:

               Рабочая программа специальных коррекционных

                  общеобразовательных учреждений VIII вида

                                  по письму и развитию речи

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по письму и развитию речи разработана   в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования лиц с особыми образовательными потребностями и составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Конституция Российской Федерации;
  •  Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1              (с изменениями от 29.12.2004 г.);
  •  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  •  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312»;
  •  Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений     I-VIII видов».
  • Приказа министерства образования и науки Челябинской области «Об утверждении областного базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений  видов на 2013-2014 учебный год» от 29.08.2013г. №01/3110
  • «Методическими рекомендациями об индивидуальных  и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания с задержкой психического развития» (письмо МО РФ от30.06.1989№17-154-6).

      В младших классах школьникам с ОВЗ даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
      Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
      Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
    

II.   Содержание учебного предмета « Письмо и развитие речи»

  Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
      По всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
      
Звуки и буквы.

 Фонетико-фонематические нарушения школьников с ОВЗ затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
      Во 2 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
      Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
      Школьники с ОВЗ овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
      
Слово.

 В процессе практических грамматических упражнений во 2 классе изучаются различные разряды слов  — названия предметов, действий, признаков.
      
Предложение.

 Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
      Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
      
Связная речь. Уже во 2 классе особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
      Проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
      Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
      
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

                                                                                         

  III.  Тематическое планирование.  Содержание предмета.

                                                                 

                                                                ПОВТОРЕНИЕ ( 7 ч. )                    

Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.
      Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.
      Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.

                                                             ЗВУКИ И БУКВЫ ( 43 ч. )

 Звуки гласные и согласные, их различение.
      Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.
      Слова с гласной
э.
      Слова с буквами
и и й, их различение.
      Слова с гласными
и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
      Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (
р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
      Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами
и, е, ю, я.
      Буква
ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
      Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными
ь и ъ.

                                                                      СЛОВО (12 ч. )

      Изучение слов, обозначающих предметы:
      называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
      называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (
стол — столы; рама — рамы);
      различение основных частей хорошо знакомых предметов (
стул — спинка, сиденье, ножки);
      сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (
стакан — кружка, кушетка — диван).
      Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (
игрушка, одежда, обувь и др.).
      Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
      Изучение слов, обозначающих действия:
      называние действий предметов по вопросам  что делает?  что делают?
      группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);
      различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
      умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
      Знакомство с предлогом как отдельным словом (
в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
      Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.

                                                                    ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( 2 ч. )

      Практическое знакомство с построением простого предложения:
      составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
      заканчивание начатого предложения (
Собака громко...);
      составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
      выделение предложения из текста.
      Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

      Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).
      Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.
      Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.

ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ

      Совершенствование техники письма.
      Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
      Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
      Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.
      Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.
      Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.
      Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.
      Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.
      Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.

                                                                      УСТНАЯ РЕЧЬ (4 ч. )

      Повторение пройденного за год.
      Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.
      Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов
у, к, с и некоторых наречий.
      Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта).

IV. Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:
      анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие,
р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
      списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
      писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
      писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
      составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.


        Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Письмо и развитие речи» 2 класс

                Авторы: В. В. Воронкова   2 часа в неделю – 68 часов                                                                                          

Название раздела, темы урока

Кол-во час

Тип урока

Форма урока

Информационное сопровождение

Дата проведения

                                        1 четверть

Повторение (7ч.)

1

Гласные звуки и буквы а, о, у, э, ы, я, ё, ю, е, и. Письмо строчных и прописных букв

1

комбинированный

упражнение

кассы, наборное полотно

2

Согласные звуки и буквы п, с, к, в, р, н.

1

комбинированный

упражнение

предметные картинки, учебник

3

Согласные звуки и буквы з, м, д, т, б, г

1

комбинированный

упражнение

кассы, наборное полотно

4

Согласные звуки  л,ш,ч,ф,х,ж

1

комбинированный

упражнение

кассы, наборное полотно

5

Согласные звуки  ц, щ, й

1

комбинированный

упражнение

предметные картинки, учебник

6

Алфавит. Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слово

1

комбинированный

практическая работа

кассы, наборное полотно, учебник

7

Контрольный диктант по теме  «Повторение»

1

проверка и оценка знаний

проверочная  работа

Звуки и буквы (43ч.)

8

Гласные звуки и буквы,  их обозначающие

1

обобщения и систематизации знаний

практическая работа

кассы, наборное полотно

9

Согласные звуки, и буквы их обозначающие

1

комбинированный

упражнение

образцы написания букв, [10], [8], [2]

10

Слово. Схема слова. Выделение гласных в слове.

1

комбинированный

практическая работа

кассы, наборное полотно, учебник

11

Составление слов, отличающихся одним звуком

1

комбинированный

упражнение

кассы, наборное полотно, учебник,  [10]

12

Образование новых слов с добавлением одного звука

1

обобщения и систематизации знаний

самостоятельная работа

предметные картинки, учебник

13

Слова со стечением согласных

1

комбинированный

упражнение

кассы, наборное полотно

14

Слог, как часть слова

1

комбинированный

упражнение

кассы, наборное полотно, учебник,  [10]

15

Составление слов из слогов

1

комбинированный

упражнение

кассы, наборное полотно, учебник,  [10]

16

Деление слов на слоги

1

комбинированный

упражнение

предметные картинки, учебник

17

Контрольный диктант за 1 четверть

1

проверка и оценка знаний

проверочная  работа

                                   2 четверть

18

Работа над ошибками

1

комбинированный

практическая работа

предметные картинки, учебник

19

Составление предложений из двух- трёх слов

1

комбинированный

практическая работа

 наборное полотно

20

Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце

1

обобщения и систематизация знаний

упражнение

учебник

21

Составление предложений по вопросу и картинке

1

комбинированный

самостоятельная работа

учебник

22

Что такое текст? Составление текста из предложений

1

комбинированный

упражнение

учебник

23

 Составление и озаглавливание текста

1

комбинированный

упражнение

карточки с предложениями

24

Ударный слог. Постановка ударения

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

учебник, карточки со словами

25

Ударные и безударные гласные

1

комбинированный

объяснение, упражнение

учебник

26

Ударение в двусложных словах

1

комбинированный

упражнение

учебник, карточки со словами

27

Ударные и безударные гласные, их различение в двусложных словах

1

комбинированный

упражнение

учебник

28

Слова с гласной буквой Ё

1

комбинированный

упражнение

предметные картинки, учебник

29

Деление слова по слогам. Перенос слова с одной строки на другую

1

комбинированный

упражнение

учебник

30

Слова с буквами И и Й, их различение

1

комбинированный

упражнение

таблица гласных и согласных, учебник

31

Контрольный диктант

1

проверка и оценка знаний

проверочная  работа

32

Работа над ошибками

1

комбинированный

практическая работа

учебник, карточки со словами

                                             3 четверть

33

Слова с гласной буквой Э

1

комбинированный

упражнение

предметные картинки, учебник

34

Слова с гласными и, е, ё, ю, я в начале слова  и после  гласных

1

изучения нового материала

упражнение

таблица гласных, учебник

35

Согласные звонкие и глухие

Звонкие и глухие согласные  Б-П

1

комбинированный

объяснение, упражнение

таблица согласных, учебник

предметные картинки,

36

Звонкие и глухие согласные  Д-Т

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

предметные картинки, учебник таблица согласных

37

Звонкие и глухие согласные  Г-К

1

комбинированный

объяснение, упражнение

предметные картинки, учебник таблица согласных

38

Звонкие и глухие согласные  В-Ф

1

комбинированный

объяснение, упражнение

предметные картинки, учебник таблица согласных

39

Звонкие и глухие согласные  З-С

1

комбинированный

объяснение, упражнение

предметные картинки, учебник таблица согласных

40

Звонкие и глухие согласные  Ж-Ш

1

комбинированный

объяснение, упражнение

предметные картинки, учебник таблица согласных

41

Различай звонкие и глухие согласные

1

комбинированный

объяснение, упражнение

учебник таблица согласных

42

Согласные Р-Л, различение

1

комбинированный

упражнение

учебник таблица согласных

43

Шипящие и свистящие согласные звуки

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

предметные картинки, учебник

44

Нахождение в словах шипящих и свистящих согласных

1

комбинированный

практическая работа

учебник, таблица согласных, кассы букв

45

Твердые и мягкие согласные, их различение на слух и в произношении.

1

изучения нового материала

упражнение

учебник, таблица согласных и гласных

46

Обозначение мягкости согласных буквами и,е,ё,ю,я

1

комбинированный

упражнение

учебник, таблица согласных и гласных

47

Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

1

комбинированный

упражнение

учебник, таблица согласных и гласных

48

Написание слов с ь на конце слова

1

комбинированный

упражнение

учебник

49

Контрольный диктант за 3 четверть

1

проверка и оценка знаний

проверочная  работа

50

Работа над ошибками

1

комбинированный

упражнение

учебник

                   Слово (12ч.)

51

Слова, обозначающие названия предметов и отвечающие на вопрос что это?

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

учебник, предметные картинки

52

Слова, обозначающие названия предметов и отвечающие на вопрос кто это?

1

комбинированный

объяснение, упражнение

учебник, предметные картинки

                                         4 четверть

53

Слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов

1

комбинированный

упражнение

учебник, предметные картинки

54

Большая буква в именах и фамилиях

1

закрепление

упражнение

учебник

55

Работа с деформированным текстом

1

закрепление

упражнение

учебник

56

Большая буква в кличках животных

1

изучения нового материала

упражнение

учебник, иллюстрации животных

57

Написание большой буквы в именах,  фамилиях людей и кличках животных

1

закрепление

практическая работа

учебник

58

Слова, обозначающие действия предметов

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

учебник, предметные картинки

59

Определение в предложении слов, обозначающих предмет, действие предмета

1

обобщения и систематизации знаний

практическая работа, упражнение

учебник, предметные картинки

60

Знакомство с предлогом, как с отдельным словом

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

учебник, предметные картинки

61

Раздельное написание предлога со словом, к которому оно относится

1

обобщения и систематизации знаний

практическая работа

перфокарты, учебник

 62

Связь предлога со словом

1

изучения нового материала

объяснение, упражнение

учебник

Предложение (2ч.)

63

Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения

1

комбинированный

упражнение

учебник

64

Выделение предложений из текста

1

обобщения и систематизации знаний

упражнение

карточки, учебник

Повторение пройденного (4ч.)

65

Гласные и согласные звуки в словах

1

обобщения и систематизации знаний

упражнение

таблица согласных и гласных учебник

66

Выделение предложений из текста

1

обобщения и систематизации знаний

упражнение

карточки, учебник

67

Итоговый  контрольный диктант  

1

проверки и оценки знаний

проверочная работа

[4]

68

Работа над ошибками

1

закрепление

упражнение

карточки, учебник


                                                                      Литература

  1. Агеев, И.Д. Трудные слова. Обучающий словарик.- СПб.: СОЮЗ, 1999.- 160с.
  2. Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах  вспомогательной школы: Кн. для учителя/ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 1991.- 176с.
  3. Аксенова, А.К., Якубовская Э.В. Сборник диктантов для вспомогательной школы: (1- 4 кл.). Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1980.-160с.
  4. Воронкова, В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы- М.: Школа- Пресс, 1995.- 128с.
  5. Воронкова, В.В., Русский язык:  Учебник для 2 класса. специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 128с.
  6. Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе/ Сост. Н.А.Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2003.- 128с.
  7. Игра для детей: Поиграем со словами/ разработчики:  Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.- КОГУП «Кировская областная типография», 2003г.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа специального (коррекционного) обучения VIII вид "Чтение и развитие речи" 2 класс

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида под ред. В.В. Воронковой к учебнику Ильиной С.Ю....

Реализация программы "Разговор о правильном питании"через уроки письма и развития речи во 2-3 классе –комплекте коррекционной школы.

Модульный характер программы «Разговор о правильном питании» позволяет говорить о том, что её реализация    возможна не только в рамках факультативной, внеклассной работы,  но и пу...

Рабочая программа по коррекционному обучению (VIII вид) по математике 2 класс

Предлагаю вашему вниманию программу по коррекционному обучению (VIII вид) по математике 2 класс...

Рабочая программа по коррекционному обучению (VIII вид) по трудовому обучению 2 класс

Предлагаю вашему вниманию Рабочую программу по коррекционному обучению (VIII вид) по трудовому обучению 2 класс...

Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)

Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...

Рабочая программа ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ к учебному предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» Учителя начальных классов Осиповой Ольги Александровны

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверс...

Рабочая программа (6 класс) по коррекционному обучению (8 вид) по письму и развитию речи

Предлагаю Рабочую программу по письму и развитию речи (6класс)  для учителей, работающих с детьми с ОВЗ (8 вид). Программа составлена в соответствии с программой В.В.Воронковой....