Рабочая программа специального (коррекционного) обучения VIII вид "Чтение и развитие речи" 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

Донская Снежана Степановна

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида под ред. В.В. Воронковой к учебнику Ильиной С.Ю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_i_razvite_rechi.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа  составлена на основе Программы специальных  (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2009 г.

Количество     часов     по     программе                                          170      

Количество часов в неделю по учебному плану                            5

Количество часов в год                                                                     170

Учебник:

 Чтение 2 класс. Учебник для   специальных (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII вида / авт. сост. С.Ю. Ильина . М.: «Просвещение»  2010.  

    Основными задачами обучения чтению в 2—4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

      У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

      Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

      В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

      Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

      На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.

      Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

      Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.

      Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.

      С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.

      Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

      Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

      Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

      Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

ПРОГРАММА

2 класс 170 ч (5 ч в неделю)

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

      Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.

      Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.

ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО

      Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

      Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.

      Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

      Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?

      Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:

      читать по слогам короткие тексты;

      слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;

      по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.

      Учащиеся должны знать:

      наизусть 3—5 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс – 170  ч (5 ч в неделю)

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

1 четверть- 45 ч

Тема. «Зазвенел звонок – начался урок

1

Н. Саксонская. Осень в школе.  

2

Р. Сеф. Я могу считать до ста…

3

В. Берестов. Где лево, где право.  

4

В. Драгунский. Школьные слова.

5

М. Яснов. Я учусь писать.  

6

Л. Толстой.  Таня знала буквы…

7

К. Ушинский. В школе.

8

В. Викторов. Мы дежурим.

9

В/чт. В. Голявкин. Про то, для кого Вовка учится.

10

Э. Мошковская. Физкультура.  

11

Р. Сеф. Пятёрка.

12

К. Ушинскй. Всякой вещи своё место.  

13

М. Юдалевич. Три плюс пять.

14

В. Голявкин. Первый урок.  

15

В/чт. В. Драгунский. Уроки.  

16

Г. Мямлин. Давайте складывать слова.

17

Школьные загадки.

18

Обобщающий урок по теме «Зазвенел звонок – начался урок».

Тема «Осенние страницы»

19

Г. Скребицкий.  Художник – Осень.  

20

С. Козлов. В эту осень. (Отрывок)

21

М. Ивенсен. Падают, падают листья…

22

В. Викторов. Здравствуй, осень.

23

А. Митяев. В октябре.

24

Верная примета.

25

Народные приметы.

26

В/чт. А. Степанов. Когда шубу носить?

27

И. Соколов – Микитов. Белки.  

28

Е. Благинина. Белкина кладовка.

29

Г. Снегирёв. Кто сажает лес.  

30

Н. Сладков. Почему ноябрь пегий.  

31

Осенние загадки.

32

Обобщающий урок по теме «Осенние страницы».

Тема «Сказка за сказкой»

33

Верши и корешки.

34

В/чт. Лиса и кувшин.

35

Рак и лиса.

36

Старик и два медвежонка.  (Ингушская сказка).

37

Заяц и черепаха.

38

Волк и лошадь. (Румынская сказка).

39

Добрый крестьянин.

40

Обобщающий урок по теме «Сказка за сказкой».

Тема «Мир животных»

41

Р. Сеф. Кто любит собак…

42

Барашек (Английская народная песенка).

43

Загадка.

44

В/чт. В. Лифшиц. Кролик.

45

Ю. Коронец. Лапки.

2 четверть – 35 ч

46

Е. Благинина. Котёнок.

47

А. Барто. Собака.

48

Е. Чарушин. Ёж.

49

Я. Агафова. Живой букет.

50

Г. Снегирёв. Медвежонок.  

51

И. Соколов – Микитов. Лисья нора.  

52

С. Чёрный. Кто?

53

В/чт. Г. Снегирёв. Бобрёнок.  

54

С. Маршак. Детский дом.

55

Р. Зелёная, С. Иванов. Животные.

56

Загадки о животных.

57

Обобщающий урок по теме «Мир животных».

Тема «Птицы наши друзья»

58

И. Соколов – Микитов. Соловей.  

59

Г. Снегирёв. Ворон.

60

Г. Ладонщиков. Спор на скворечне.

61

Н. Сладков. Пылесос.  

62

В/чт. В. Голявкин. Птичка.  

63

Птичьи згадки.

64

Обобщающий урок по теме «Птицы – наши друзья».

Тема «Зимние страницы»

65

 Н. Егоров. По ягоды на лыжах.

66

Л. Воронкова. Снег идёт.  

67

Л. Наппельбаум. Озорные снежинки.

68

Е. Кузнецова. Сёмка и мороз.  

69

С. Маршак. Белая страница.

70

В. Бианки. Книга зимы.

71

Д. Хармс Что это было?

72

В. Сухомлинский. Зайчик и рябина.

73

В/чт. Н. Сладков. Зимний запас.

74

Г. Ладонщиков. Наши друзья.

75

Б. Брехт. Зимний разговор через форточку. (Отрывок).

76

Н. Плавильщиков. Храбрая птица.  

77

Е. Махалова. Что такое Новый год?

78

Ю. Кушак. Ночное приключение.

79

Л. Сергеев. Снеговики. Зимние загадки.

80

Обобщающий урок по теме «Зимние страницы».

3 четверть – 50 ч

Тема «Всё мы делаем сами и своими руками»

81

Знают мамы, знают дети. (Немецкая народная песенка).

82

А. Гарф. Вот какие наши руки.

83

В/чт. В. Голышкин. Белоручки.

84

В. Осеева. Своими руками.

85

М. Коцюбинский. Десять помощников.

86

Е. Пермяк. Первая рыбка.

87

Г. Ладонщиков. Кукла и Катя.

88

Е. Серова. Разговор о технике.

89

И. Мазнин. Странное дело.

90

 П. Тихонов. Вкусный пирог.

91

Г. Глушнев. Мы вдвоём.

92

В. Голявкину. Подходящая вещь.  

93

В/чт. М. Глазков. Танечка – хозяйка.

94

М. Моисеева .Доктор Петрова.

95

Е. Пермяк. Мамина работа.  

96

Загадки о наших помощниках.

97

Обобщающий урок по теме «Всё мы сделаем сами и своими руками».

Тема «Буду делать хорошо и не буду плохо»

98

А. Кузнецова. Подружки.

99

А. Барто. Рыцари.

100

 Н. Сладков. Жалейкин пруд.

101

Р. Зелёная, С. Иванов. Страшная история.

102

Т. Пономарёва. Хитрое яблоко.  

103

В/чт. М. Пляцковский. Урок дружбы.

104

В. Хомченко. Яблоко.

105

В. Карасёва. Про Людочку.

106

Р. Баумволь. Никто не мешает.

107

С. Прокофьева. Сказка про честные ушки.

108

Обобщающий урок по теме «Буду делать хорошо и не буду плохо».

Тема «Ежели вы вежливы…»

109

Н. Красильников. Доброе утро.

110

Л. Каминский. Как Маша яблоко ела.

111

В. Голышкин. Удивительное превращение.  

112

А. Седугин. Брысь, шапочка!

113

С. Маршак. Песенка о вежливости, (отрывок).

114

В/чт Я. Пинясов. Кто грамотнее?  

115

Обобщающий урок по теме «Ежели вы вежливы».

Тема «Весенние страницы»

116

Л. Модзалевский. Появление весны.

117

И. Соколов – Микитов. Весна – красна.

118

Ю. Коринец. Март.

119

Л. Барбас. Поздравление.

120

М. Пляцковский. Сосульки.

121

М. Борисова. Песенка капели.

122

Г. Скребицкий. Художник – Весна.  

123

Е. Серова. Подснежник.

124

В/чт. Ю. Коваль. Белое и жёлтое.  

125

З. Александрова. Салют весне.

126

Н. Сладков. Любитель цветов.

127

В. Хомченко. Терем – рукавица.

128

Г. Виеру. Девятое мая.  

129

Л. Кассиль. Никто не знает, но помнят все.

130

Т. Белозёров. Майский праздник.

4 четверть -  40 ч

131

П. Воронько. Лучше нет родного края.

132

Весенние загадки.

133

Обобщающий урок по теме «Весенние страницы».

Тема «Посмеёмся, улыбнёмся»

134

О. Григорьев. Повар.

135

В/чт. Э. Успенский. Память.

136

Г. Остер. Хорошо спрятанная котлета.

137

 Л. Пантелеев. Как поросёнок научился говорить.

138

Ю. Кушак. Банька.

139

Л. Каминский.  Как  котёнок Яша учился рисовать.

140

В. Лопатин. Познакомился.

141

Весёлые загадки. «Отвечайте, правда ли?»

142

Обобщающий урок по теме «Посмеёмся, улыбнёмся».

Тема «Как хорошо уметь читать»

143

В. Берестов. Читалочка.

144

И. Железнова. Раньше улица молчала.

145

Р. Сеф. Читателю.

146

В/чт. В. Голявкин. Спрятался.

147

Л. Пантелеев. Ау.

148

Д. Чиарди. Прощальная игра.

149

Книжкины  загадки.

150

Сказка. Почему кот моется после еды.

151

Сказка. Почему кот моется после еды.

152

А. Шибаев. Одна буква.

153

А. Толстой.  Еж.

154

Сказка. Пузырь, Соломинка и Лапоть.

155

К. Ушинский.  Гусь и журавль.

156

В/чт. В. Берестов. Сережа и гвозди.

157

Е. Чарушин. Тошкины сны.

158

А. Шибаев. Два хвостика.

159

Е. Пермяк. Первая рыбка.

160

Е. Пермяк. Торопливый ножик.

161

В. Орлов. Как малыши маму нашли.

Тема «Летние страницы»

162

Е.Трутнева. Земляника

163

К. Ушинский.  Солнце и радуга.

164

Л. Мануш.  Мост.

165

Е. Чарушин. Тошкины сны.

166

А. Седугин.  Шмель и Миша.

167

А. Седугин.  Шмель и Миша.

168

 В. Хомченко.  Гнездо в траве.

169

В. Хомченко.  Гнездо в траве.

170

Л. Фадеева.  Каникулы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для специальных коррекционных школ VIII вида "Чтение" 1-4 класс

Рабочие программы составлены на основе программы 0-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Санкт - Петербург  «Просвещение»,  2008 год.Основными задачами обучения...

Дидактические материалы для обследования учащихся 2 классов по математике и письму по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида

Дидактический материал составлен в соответствии с программойспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В материале отражены все ЗУНы по математике и письму за 2 класс. Материал ...

Рабочая программа по коррекционному обучению (VIII вид) по математике 2 класс

Предлагаю вашему вниманию программу по коррекционному обучению (VIII вид) по математике 2 класс...

Рабочая программа по коррекционному обучению (VIII вид) по письму и развитию речи 2 класс

Предлагаю вашему вниманию Рабочую программу по коррекционному обучению (VIII вид) по письму и развитию речи 2 класс...

Рабочая программа по коррекционному обучению (VIII вид) по трудовому обучению 2 класс

Предлагаю вашему вниманию Рабочую программу по коррекционному обучению (VIII вид) по трудовому обучению 2 класс...

КТП по предмету: Развитие устной речи на основе предметов и явлении окружающей действительности. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловле...

КТП по предмету: Чтение 2 класс. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Основными задачами обучения чтению  во 2 классе являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух, осмысленно воспринимать прочитанное.У учащихся формируется навык сознательн...