Конспект урока математики
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Части фигур. Соотношение между целой фигурой и ее частями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kospekt_uroka_matematiki_1_klass.doc | 91 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_matematiki.ppt | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе УМК «Перспектива»
Тип урока: ОНЗ
Тема урока: Части фигур. Соотношение между целой фигурой и ее частями.
Основные цели:
1) Актуализировать умение соотносить части и целое для групп предметов, отрезков и их частей.
2) Сформировать умение соотносить целую фигуру с ее частями.
3) Тренировать вычислительный навык.
Оборудование: презентация к уроку и мультимедийные средства для ее показа; ноутбуки для детей с интерактивным тренажером для устного счета; Эталон отрезка и его частей;
План «открытия» нового знания; Эталон взаимосвязи частей фигуры; карточки с заданием для пробного действия; ножницы (одни на парту); изображения смайликов и конвертики для самооценки на этапе рефлексии
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
– Ребята,
Урок сегодня непростой.
Он связан с зимушкой-зимой.
И гость приходит к нам сюда –
Снеговичок! Вот это да!
Слайд 2.
– Обратите внимание: целый снеговик состоит из частей. Перечислите эти части. (Круги, овалы, треугольник, ромбы, четырехугольник.)
– Какое общее название у этих частей? (Геометрические фигуры)
- Сегодня вы будете узнавать что-то новое о частях в целом. Хотите? (Да.)
- А как вы строите работу на таких уроках? (Мы должны понять, что мы не знаем и сами находим способ.)
- Молодцы! Снеговичок узнал, что вы очень интересно учитесь, и тоже захотел с вами поучиться? Оставите его на уроке? (Да.)
- С чего вы начинаете каждый урок? (С повторения.)
2. Актуализация знаний.
– Предлагаю вспомнить состав числа 9. В этом нам помогут электронные тренажеры. Нужно выбрать выражения, значения которых равны 9. (Работа в парах)
– Снеговичок приготовил для вас свои задания.
Слайд 3.
- Посмотрите на этот отрезок. На сколько частей он разбит? (На 3 части.)
- Как найти целый отрезок? (О = К + С + Ж.)
- Каким правилом воспользовались? (Чтобы найти целое, надо все части сложить.)
Учитель вывешивает Эталон отрезка и его частей.
- Можно ли в выражении поменять местами части отрезка? (Да.)
- На каком основании? (На основании переместительного свойства сложения.)
- Как найти красную часть? (К = О – С – Ж.)
- Каким правилам воспользовались? (Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другие части.)
Аналогично ведется работа по нахождению каждой части.
– Следующее задание Снеговичка:
- Какие фигуры вы видите? (Круг, треугольник, прямоугольник или четырехугольник.)
- Что общего у всех этих фигур? (Все они разделены на части.)
- А теперь еще раз внимательно посмотрите на эти фигуры и расположите их так, чтобы получилась закономерность.
Один учащийся работает у доски с комментированием.
- Какая закономерность? ( Возрастающая. По количеству частей в фигурах, количество частей увеличивается на 2.)
- Какой ряд чисел получился? (4, 6, 8.)
- Продолжите этот ряд на одно число вправо и влево. Какие числа добавились? (2,10)
- Можно ли расположить фигуры по-другому? (Да.)
- Какая закономерность? (Убывающая. По количеству частей в фигурах, количество частей уменьшается на 2.)
3. Организация пробного действия и фиксация индивидуального затруднения.
- Итак, это все задания Снеговичка. Что же вы повторили? (Отрезок и его части, составление равенств по отрезку, определение частей фигур, закономерность.)
- Что будет дальше? (Вы дадите задание для пробного действия.)
- Для чего нужно выполнять пробное действие? (Чтобы понять, что мы не знаем.)
- Готовы попробовать? (Да.)
Слайд 4.
Учитель раздает карточки с заданием для пробного действия:
- Что вы видите на данной карточке? (Ромб разделен на 2 части.)
- Составьте по этому рисунку все возможные равенства.
- Что нового в этом задании? (Мы не составляли равенства по рисунку с фигурами.)
- Пробуйте выполнить это задание. На выполнение – 3 минуты.
Учащиеся выполняют задание на карточках.
- Кто не справился с заданием? В чем ваше затруднение? (Я не смог выполнить это задание.)
- Кто справился с заданием, какие равенства вы получили?
Вывешиваются все варианты учащихся. Учитель может выделить верный вариант.
- Это верные равенства. У кого другие? В чем ваше затруднение? (Я не смог выполнить это задание верно.)
- У кого такие равенства? Вы можете их обосновать? (Я не могу обосновать правильность своего ответа).
- Что должен сделать человек, когда он испытывает затруднение? (Остановиться и подумать.)
- Давайте думать. Какое задание выполняли? (Составляли равенства по рисунку.)
- Каким известным правилом пытались воспользоваться? (Эталоном отрезка и его частей)
- Чем это задание отличается от предыдущих? (У нас не отрезок, а фигура разбита на части.)
- В чем же возникло затруднение? (Не знаем, как связаны части фигуры.)
- В чем причина затруднения? (У нас нет правила составления равенства по рисунку фигуры.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель вы должны перед собой поставить? («Открыть» правило составления равенства по частям рисунку.)
- Значит, какая тема урока? (Части фигур).
Учитель открывает тему урока на доске.
- Подумайте, что вам может помочь. Вспомните, что вы повторяли в начале урока? (Эталон отрезка и его частей.)
- Проверьте, подходит ли это правило для частей фигуры. Что вы можете сделать с фигурой? (Разрезать ее на части.)
- А затем? (Сделать вывод.)
Учитель открывает на доске план:
Слайд 5.
5. Реализация построенного проекта.
Учащиеся в парах разрезают фигуру на части, устанавливают зависимость, делают вывод и записывают равенства.
- Выполните план в парах.
- Что сделаете сначала? (Разрежем ромб на 2 части.)
Учитель разрезает ромб на две части.
- Как получить снова целую фигуру? (Нужно части сложить.)
- Какое равенство можете записать?
Один из учащихся записывает равенство на доске:
- Какое еще равенство вы можете записать? (На основании переместительного свойства части можем поменять местами.)
Один из учащихся записывает равенство на доске:
- Как получить одну из частей? (Нужно из всей фигуры вычесть другую часть.)
- Запишите равенства.
Один из учащихся записывает равенства на доске:
- Какой вывод вы можете сделать? (Правило взаимосвязи частей и целого подходит для частей фигур.)
- Составьте эталон. Для каких фигур подходит правило? (Для любых.)
- На сколько частей ее разделите? (На две.)
Далее по шагам вывешивается Эталон взаимосвязи частей фигуры.
Слайд 6.
- Смогли вы преодолеть затруднение? (да.)
- Что теперь вы можете делать? (Составлять равенства по частям фигуры.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новый способ.)
- Но сначала нашим глазам нужен отдых. Проведем для них зимнюю физкультминутку от нашего друга Снеговичка.
Слайд 7. Физкультминутка для глаз.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Итак, для закрепления выполним следующие упражнения.
Слайд 8.
- Сложите из ваших ромбов треугольник и запишите все возможные равенства.
Все примеры решаются учащимися по цепочке с комментарием у доски.
- Откройте учебник на стр. 26 № 3.
Учитель заранее выносит рисунок на доску.
Слайд 9.
- Это задание я предлагаю выполнить в парах под №1 и под№2, проговаривая способ действия.
Проверка организуется по образцу.
- Кто допустил ошибку?
- В чем она?
- Исправьте ошибку зеленым карандашом.
- Как убедиться в том, что вы не допустите подобных ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
- Выполните № 6 на странице 27 самостоятельно.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание, проверка организуется по образцу.
- У кого не совпадают записи с записями на доске?
- Какие трудности возникли при выполнении?
- Исправьте записи.
- Кто допустил ошибку и разобрался в ее причине, поставьте на полях «+».
- Кто не допустил ошибку. Вы, молодцы! Поставьте себе на полях два «+».
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Снеговичку очень понравилось учиться вместе с вами. Теперь ему хочется с вами поиграть, и он предлагает игру «Аквариум» на странице 27 № 8.
- Почему он выбрал это задание? (Все жители аквариума состоят из геометрических фигур, как и Снеговичок.)
- Какое задание нужно выполнить? (Нужно посчитать и записать, сколько зеленых и сколько желтых треугольников составляют целую рыбку.)
- Составьте выражения, где первое слагаемое – треугольники желтого цвета, а второе слагаемое – зеленого цвета.
Учитель ориентирует на ту или иную фигуру. Дети считают количество треугольников и составляют выражения.
- Кто был самым внимательным и заметил, что общего в этих выражениях? (Значение равно 9.)
- Как вы думаете, что вы здесь повторили? (Состав числа 9, части фигур.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Кто может сказать, что в течение всего урока был настоящим учеником?
- Кто может доказать? (Я понял, что я не знаю, сам нашел способ.)
- Какова цель урока? ( Узнать, как связаны части фигуры и ее целое.)
- Достигли вы цели? Докажите.
- Как же связана целая фигура с ее частями? (Если из целой фигуры вычесть часть, то останутся другие части, если все части фигуры сложить, то получится целая фигура.)
- А теперь каждый оцените свою работу с помощью смайликов:
- кто хорошо разобрался в теме урока и не допускал ошибок;
- у кого были ошибки, но он их исправил;
- те, кому не удалось открыть для себя новое знание.
Слайд 10.
Учащиеся оценивают свою работу с помощью треугольников, затем учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.
- Какие трудности остались на конец урока?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...