рабочая программа по математике для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа по математике (4 класс) по теме
Рабочая программа написана на основе УМК "Школа России". Авторский коллектив учебника М.И. Моро, М.А. Бантова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по математике для 4 класса для коррекционной школы 5 вида | 438 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (V вида) № 2
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено на МО Утверждаю
учителей начальных классов Директор школы-интерната № 2
_______________М.Г. Черных
протокол № ______________
Председатель МО_________ « »_______________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
Ступень обучения (класс) начальное общее, 4 класс
Количество часов____136 часов в год_ Уровень ____базовый______
Учитель ______Науменко Т. И.
Программа разработана на основе программы по математике для 4 класса комплекта «Школа России», рекомендованной Департаментом общего среднего Образования Министерства Р.Ф. М.:- Просвещение, 2010 год. Авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова.
Санкт-Петербург 2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Роль и место дисциплины
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимыми для применения в жизни.
Для детей, обучающихся в речевой школе, характерно нарушение всех сторон деятельности, что создает проблему не только в усвоении учебного материала, но и накладывает свой негативный отпечаток на жизнь ребенка в целом. Поэтому необходима коррекция и развитие не только познавательной сферы, но и работа по воспитанию личностных качеств ребенка. Высокая утомляемость, низкий уровень работоспособности, небольшой объем восприятия и сохранения информации, а также другие особенности познавательной деятельности детей с ОВЗ предъявляют особые требования к содержанию коррекционно-развивающих заданий.
В связи с этим материал необходимо преподносить дозированными блоками с использованием опережающего обучения, ориентируясь на зону ближайшего развития ребёнка. Получая положительный результат своей работы на занятии, ученик старается закрепить его на уроке, продемонстрировать свой успех сверстникам и учителю. Это является мощным мотивирующим фактором к продолжению коррекционных занятий.
Учитывая особенности психического развития детей, испытывающих трудности в обучении (патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему) и для оптимизации их обучения необходимы способы педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов: использование дидактических игр и заданий с элементами занимательности, проблемных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны. Для этого в содержание занятий включаются специальные коррекционные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, восприятия, представлений, мышления, речи.
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантова «Математика», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Для реализации программного содержания используются:
Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.
Универсальные учебные действия
В процессе изучения математики у обучающихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности:
- обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов, зависимостей в окружающем мире;
- прогнозирование результата вычисления, решения задачи;
- сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор рационального (удобного) способа;
- планирование хода решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение;
- пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры;
- поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера;
- моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов по длине, массе, вместимости, времени; описание явлений и событий с использованием величин;
- анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости;
- сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных опросов (без использования компьютера);
- поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
Цель программы - организация личностно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих задач:
- повысить уровень общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания и пространственных представлений;
- провести коррекцию зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики;
- подготовить к восприятию содержания учебной программы путем опережающего обучения;
- математическое развитие младшего школьника- развитие логического и знакового мышления, пространственного воображения, математической речи (умение строить рассуждения, выбирать аргументацию); развитие умения различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Специфика программы
Курс математики в начальной школе обеспечивает достаточную для продолжения образования подготовку и расширяет представления обучающихся о математических отношениях и закономерностях окружающего мира, развивает эрудицию, воспитывает математическую культуру.
В процессе изучения курса математики у младших школьников формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Обучающиеся учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. В процессе наблюдений и опытов они знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
В результате освоения предметного содержания курса математики формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных признаков математического объекта, поиску общего и различного, анализу информации, сравнению (сопоставлению) характерных признаков математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В процессе изучения курса математики младшие школьники знакомятся с математическим языком. Они учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного задания, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.
Математическое содержание позволяет развивать организационные умения: умения планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
Структура программы
В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы:
Арифметические действия. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия.
Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел, умножения и деления на однозначное число.
Луч. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой.
Нумерация. Новая счетная единица – тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т.д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Числовой луч.
Величины. Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар, соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век, соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание. Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида X+312=654+79, 729-X=217+163, X-137=500-140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание величин.
Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.
Умножение и деление. Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; деление нуля и невозможность деления на нуль; переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму; деления суммы на число; умножения и деления числа на произведение.
Решение уравнений вида 6*X=429+120, X:18=270-50, 360:X=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное, двузначное и трехзначное числа (в пределах миллиона).
Умножение и деление величины на однозначное число.
Примеры взаимосвязей между величинами (время, скорость, расстояние).
Диагонали прямоугольника. Свойство диагоналей прямоугольника (квадрата).
В течении всего года проводится:
- вычисление значений числовых выражений в 2-4 действия (со скобками и без них), требующие применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
- решение задач в 1 действие, раскрывающих:
а) смысл арифметических действий;
б) нахождение неизвестных компонентов действий;
в) отношения больше, меньше, равно;
г) взаимосвязь между величинами;
- решение задач в 2-4 действия;
- решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2-3 ее частей; изображение изученных фигур на клетчатой и на нелинованной бумаге с помощью линейки, чертежного треугольника и циркуля.
Основные содержательные линии курса
- Арифметические действия – 16 часов
- Нумерация – 11 часов
- Величины – 19 часов
- Сложение и вычитание – 8 часов
- Умножение и деление – 76 часов
- Повторение – 6 часов
Программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса:
- традиционный урок, обобщающий урок, урок-зачёт;
Формы организации учебного процесса
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
- фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).
Объём и сроки изучения
Программа курса общим объемом 136 часов в год, 4 часа в неделю изучается в течение всего года.
Количество часов в I четверти – 37.
Количество часов во II четверти – 28.
Количество часов в III четверти – 43.
Количество часов в IV четверти – 30.
Тематическое планирование
№ | Содержание учебного материала | Количество часов | Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся |
4 класс (4 часа в неделю) |
1 четверть (37 часов) |
Числа от 1 до 1000 | 16 часов | Знать: - названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду); - как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т.д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность первых трех классов. |
1. | Нумерация. Счет предметов. Разряды | 1 |
2. | Числовые выражения. Порядок выполнения действий | 1 |
3. | Сложение и вычитание | 1 |
4. | Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1 |
5. | Вычитание трехзначных чисел | 1 |
6. | Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные | 1 |
7. | Приемы письменного умножения однозначных чисел на трехзначные | 1 |
8. | Приемы письменного деления на однозначное число | 1 |
9. | Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа Письменное деление на однозначное число | 1 |
10. | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль | 1 |
11. | Входная контрольная работа (40 мин) | 1 |
12. | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | 1 |
13. | Свойства диагоналей прямоугольника | 1 |
14. | Свойства диагоналей квадрата | 1 |
15. | Письменные вычисления с натуральными числами | 1 |
16. | Закрепление изученного по теме «Четыре арифметических действия». Арифметический диктант (10 мин) | 1 |
Числа, которые больше 1000. Нумерация | 11 часов |
1. | Нумерация больше 1000. Разряды и классы | 1 | Уметь: - читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), <(меньше), = (равно); - представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых. |
2. | Чтение чисел | 1 |
3. | Запись чисел. Значение цифры в записи числа | 1 |
4. | Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых | 1 |
5. | Сравнение чисел | 1 |
6. | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | 1 |
7. | Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в данном числе | 1 |
8. | Закрепление изученного материала по теме «Нумерация больше 1000» | 1 |
9. | Класс миллионов, класс миллиардов | 1 |
10. | Луч, числовой луч | 1 |
11. | Угол. Виды углов. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки | 1 |
Величины | 19 часов |
1. | Величины. Единица длины – километр | 1 | Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений. Знать: - единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин; - связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость, время, скорость, путь при равномерном движении и др. Уметь: - находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); - находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон; - узнавать время по часам; - выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число); - применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами. |
2. | Единицы площади – квадратный километр, квадратный миллиметр | 1 |
3. | Таблица единиц площади | 1 |
4. | Измерение площади фигуры с помощью палетки | 1 |
5. | Контрольная работа за I четверть (40 мин) | 1 |
6. | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Нахождение нескольких долей целого | 1 |
7. | Нахождение нескольких долей целого | 2 |
8. | Закрепление изученного по теме «Единицы длины, единицы площади» | 1 |
9. | Единицы массы. Тонна. Центнер | 1 |
2 четверть (28 часов) |
10. | Таблица единиц массы | 1 |
11. | Единицы времени | 1 |
12. | 24-часовое исчисление времени | 1 |
13. | Решение задач (вычисление начала, продолжительности и конца события) | 1 |
14 | Единица времени – секунда | 1 |
15 | Единица времени – век | 1 |
16 | Таблица единиц времени | 1 |
17 | Закрепление изученного. Единицы времени | 1 |
18 | Единицы времени. Самостоятельная работа по теме «Единицы времени» (20 мин) | 1 |
Сложение и вычитание | 8 часов |
1 | Письменные приемы сложения и вычитания | 1 | Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия. Знать: -названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия; - связь между компонентами и результатом каждого действия; - правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их; - таблицу сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления. |
2 | Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов (вида 30007 – 648) | 1 |
3 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 |
4 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого | 1 |
5 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1 |
6 | Сложение и вычитание величин | 1 |
7 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц | 1 |
8 | Контрольная работа по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» (40 мин) | 1 |
Умножение и деление | 76 часов |
1 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0 | 1 | Уметь: - записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них); - находить числовые значения буквенных выражений вида а+3, a-3, 8*k, b:2; a+b, a-b, c*d, k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв; - выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; - выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений; - решать уравнения вида x+60=320, x-60=320, 125+x=750, 2000-x=1450, x*12=2400, x:5=420, 600:x=25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий; - решать задачи в 1-3 действия. |
2 | Письменные приемы умножения | 1 |
3 | Приемы письменного умножения для случаев вида: 4019 x 7 | 1 |
4 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | 1 |
5 | Нахождение неизвестного множителя | 1 |
6 | Деление как арифметическое действие | 1 |
7 | Деление многозначного числа на однозначное | 2 |
8 | Упражнения в делении многозначных чисел на однозначное | 1 |
9 | Итоговая контрольная работа за I полугодие (40 мин) | 1 |
10 | Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя. Работа над ошибками | 1 |
3 четверть (43 часа) |
11 | Решение задач на пропорциональное деление | 1 |
12 | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули | 1 |
13 | Деление многозначных чисел на однозначные | 1 |
14 | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули | 1 |
15 | Решение задач на пропорциональное деление | 1 |
16 | Закрепление по теме «Деление многозначных чисел на однозначные» | 2 |
17 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление многозначных чисел» (40 мин) | 1 |
18 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Деление многозначных чисел на однозначные | 1 |
19 | Среднее арифметическое | 2 |
20 | Скорость. Единицы скорости | 1 |
21 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 3 |
22 | Закрепление по теме «Задачи на движение | 1 |
23 | Решение задач | 1 |
24 | Виды треугольников | 2 |
25 | Виды треугольников. Построение треугольника с помощью угольника | 1 |
26 | Виды треугольников. Построение треугольника с помощью циркуля и линейки | 1 |
27 | Контрольная работа по теме «Задачи на движение»(40 мин) | 1 |
28 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Задачи на движение | 1 |
29 | Умножение числа на произведение | 1 |
30 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 1 |
31 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 1 |
32 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | 1 |
33 | Решение задач на движение | 1 |
34 | Перестановка и группировка множителей | 1 |
35 | Деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 |
36 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. Решение задач | 1 |
37 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 |
38 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 |
39 | Решение задач на движение в противоположных направлениях | 1 |
40 | Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» (40 мин) | 1 |
41 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 |
42 | Умножение числа на сумму | 1 |
43 | Письменное умножение на двузначное число | 1 |
44 | Письменное умножение на двузначное число | 1 |
45 | Письменное умножение на двузначное число. Решение задач изученных видов | 1 |
46 | Письменное умножение на трехзначное число | 1 |
4 четверть (30 часов) |
47 | Письменное умножение на трехзначное число | 1 |
48 | Письменное деление на двузначное число | 1 |
49 | Письменное деление на двузначное число с остатком | 1 |
50 | Деление на двузначное число | 1 |
51 | Деление на двузначное число | 1 |
52 | Решение задач изученных видов | 1 |
53 | Деление на двузначное число | 1 |
54 | Деление на двузначное число, когда в частном есть нули | 1 |
55 | Закрепление по теме «Деление на двузначное число» | 1 |
56 | Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число» (40 мин) | 1 |
57 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Умножение и деление на двузначное число | 1 |
58 | Письменное деление на трехзначное число | 2 |
59 | Деление на трехзначное число | 2 |
60 | Деление с остатком | 1 |
61 | Решение задач. Деление с остатком | 1 |
62 | Решение задач. Деление с остатком | 1 |
63 | Решение задач изученных видов | 1 |
64 | Решение уравнений | 1 |
65 | Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число» (40 мин) | 1 |
66 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Решение уравнений | 1 |
67 | Решение задач | 1 |
68 | Решение уравнений и задач на движение | 1 |
Итоговое повторение (6 ч) |
1 | Итоговое повторение. Нумерация. Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение | 1 | Повторение материала, пройденного в течение года. Анализ допускаемых ошибок. В результате освоения предметного содержания курса математики формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. |
2 | Итоговая контрольная работа за II полугодие (40 мин) | 1 |
3 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление по теме «Арифметические действия. Сложение и вычитание» | 1 |
4 | Закрепление по теме «Умножение и деление. Порядок выполнения действий» | 1 |
5 | Закрепление по теме «Величины. Решение задач» | 1 |
6 | Закрепление по теме «Задачи. Геометрические фигуры» | 1 |
календарно-тематическое планирование
№ п\п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля |
I четверть (37 часов) |
1 | Числа от 1 до 1000 | Нумерация. Счет предметов. Разряды | 1 | Комбинированный | Числа однозначные, двузначные, трехзначные. Классы и разряды. Арифметические действия с нулем | Текущий |
2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий | 1 | Комбинированный | Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях | Текущий |
3 | Сложение и вычитание | 1 | Комбинированный | Названия компонентов и результата сложения и вычитания. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Способы | Арифметический диктант |
4 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1 | проверки правильности вычислений | Текущий. Самостоятельная работа |
5 | Вычитание трехзначных чисел | 1 | Комбинированный | Группировка слагаемых. Переместительное свойство сложения. Таблица сложения | Текущий |
6 | Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них | Текущий. Фронтальный опрос |
7 | Приемы письменного умножения однозначных | 1 | Комбинированный | Умножение двух-четырехзначного числа на однозначное | Самостоятельная |
8 | Приемы письменного деления на однозначное | 1 | Комбинированный | Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Деление с остатком. Деление трехзначного числа на однозначное | Тематический. Арифметический |
9 | Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа Письменное деление на однозначное число | 1 | Комбинированный | Деление трехзначного числа на однозначное. Установление пространственных отношений | Текущий |
10 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль | 1 | Комбинированный | Деление трехзначного числа на однозначное | Текущий |
11 | Входная контрольная работа (40 мин) | 1 | Контроль и учет знаний | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Контрольная работа |
12 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники (треугольник, прямоугольник). Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Работа над ошибками |
13 | Свойства диагоналей прямоугольника | 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники (треугольник, прямоугольник). Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины | Текущий |
14 | Свойства диагоналей квадрата | 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники (треугольник, прямоугольник). Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины | Текущий. Арифметический диктант |
15 | Письменные вычисления с натуральными числами | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами | Текущий |
16 | Закрепление изученного по теме «Четыре арифме-тических действия». Арифметический диктант (10 мин) | 1 | Контроль и учет знаний | Письменные вычисления с натуральными числами | Арифметический |
17 | Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч) | Нумерация больше 1000. Разряды и классы | 1 | Комбинированный | Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов; I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч | Текущий |
18 | Чтение чисел | 1 | Комбинированный | Названия, последовательность натуральных чисел. Классы | Текущий. Фронтальный опрос |
19 | Запись чисел. | 1 | Комбинированный | Последовательность и запись чисел. Классы и разряды | Матема- тический диктант (15 мин) |
20 | Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых | 1 | Комбинированный | Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Классы и разряды | Тест (10 мин) |
21 | Сравнение чисел | 1 | Комбинированный | Классы и разряды. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете | Текущий |
22 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | 1 | Комбинированный | Умножение и деление на 10, 100, 1000. Отношения «больше в…», «меньше в…» | Текущий. Фронтальный опрос |
23 | Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в данном числе | 1 | Комбинированный | Разряды. Сравнение многозначных чисел. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете | Тест (10 мин) |
24 | Закрепление изученного материала по теме «Нумерация больше 1000» | 1 | Контроль и учет знаний | Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете. Арифметические действия с числами | Арифметический (15 мин) |
25 | Класс миллионов, класс миллиардов | 1 | Комбинированный | Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Сравнение чисел | Текущий. Фронтальный опрос |
26 | Луч, числовой луч | 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометри-ческих фигур: точки, прямой, прямого угла. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины | Текущий |
27 | Угол. Виды углов. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки | 1 | Практического применения знаний | Построение прямого угла на клетчатой бумаге | Текущий. Арифметический диктант |
28 | Величины (19 ч) | Величины. Единица длины – километр | 1 | Комбинированный | Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Длина. Единицы длины. Соотношения между ними | Текущий |
29 | Единицы площади – квадратный километр, квадратный миллиметр | 1 | Комбинированный | Площадь. Единицы площади | Текущий |
30 | Таблица единиц площади | 1 | Комбинированный | Вычисление площади прямоугольника. Площадь геометрической фигуры | Текущий. Арифметический |
31 | Измерение площади фигуры с помощью палетки | 1 | Практического применения знаний | Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки | Текущий |
Контрольная работа за I четверть (40 мин) | 1 | Контроля знаний и умений | Арифметические действия с числами. Вычисление периметра многоугольника. Вычисление площади прямоугольника. Решение текстовых задач арифметическим способом | Контрольная работа |
32 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Нахождение нескольких долей целого | 1 | Комбинированный | Вычисление периметра многоугольника. Вычисление площади прямоугольника | Работа над ошибками |
33 | Нахождение нескольких долей целого | 2 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Текущий |
34 | Закрепление изученного по теме «Единицы длины, единицы площади» | 1 | Комбинированный | Площадь. Единицы площади. Длина. Единицы длины. Соотношения между ними | Тест (8 мин) |
35 | Единицы массы. Тонна. Центнер | 1 | Комбинированный | Масса. Сравнение предметов по массе. Единицы массы. Соотношения между ними | Текущий. Арифметический |
II четверть (28 часов) |
36 | Величины (15 ч) (продолжение) | Таблица единиц массы | 1 | Комбинированный | Масса. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними | Текущий |
37 | Единицы времени | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом. | Текущий |
38 | 24-часовое исчисление времени | 1 | Комбинированный | Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). | Текущий Самостоятельная работа |
39 | Решение задач (вычисление начала, продолжительности и конца события) | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом. | Текущий |
40 | Единица времени - секунда | 1 | Комбинированный | Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношение между ними | Текущий |
41 | Единица времени - век | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом. | Текущий |
42 | Таблица единиц времени | 1 | Комбинированный | Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношение между ними. Решение текстовых задач арифметическим способом | Текущий. Фронтальный опрос |
43 | Закрепление изученного. Единицы времени | 1 | Комбинированный | Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). | Тест (10 мин) |
44 | Единицы времени. Самостоятельная работа по теме «Единицы времени» (20 мин) | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом. | Самостоятельная Тематический |
45 | Сложение и вычитание | Письменные приемы сложения и вычитания | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами | Текущий |
46 | Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов (вида 30007 – 648) | 1 | Комбинированный | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Алгоритм вычитания чисел в пределах миллиона | Текущий |
47 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений | Текущий |
48 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого | 1 | Комбинированный | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Взаимосвязь между компонентами и результатом вычитания | Текущий. Арифметический |
49 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1 | Комбинированный | Перестановка слагаемых в сумме. Группировка слагаемых в сумме. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений | Текущий |
50 | Сложение и вычитание величин | 1 | Комбинированный | Единицы длины, массы, времени, вместимости, площади. Приемы сложения и вычитания величин | Текущий |
51 | Решение задач числа на несколько единиц, | 1 | Комбинированный | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Отношения «больше на…», «меньше на…» | Текущий. Арифметический диктант |
52 | Контрольная работа по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» (40 мин) | 1 | Контроль | Письменные вычисления с натуральными числами | Контрольная работа |
53 | Умножение и деление | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0 | 1 | Комбинированный | Использование свойств умножения при выполнении вычислений. Умножение на 0, на 1. арифметические действия с нулем. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов | Работа над ошибками |
54 | Письменные приемы умножения | 1 | Комбинированный | Умножение четырех-значного числа на однозначное | Текущий |
55 | Приемы письменного умножения для случаев вида: 4019 x 7 | 1 | Комбинированный | Умножение четырех-значного числа на однозначное. Письменные вычисления с натуральными числами | Текущий |
56 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | 1 | Комбинированный | Умножение четырех-значного числа на однозначное. Письменные вычисления | Текущий. Арифметический |
57 | Нахождение неизвестного множителя | 1 | Комбинированный | Названия компонен-тов и результата умножения. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений | Текущий |
58 | Деление как арифметическое действие | 1 | Комбинированный | Деление. Конкретный смысл. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений | Тест (5 мин) |
59 | Деление многозначного числа на однозначное | 1 | Комбинированный | Деление трех-четырехзначного числа на однозначное | Текущий |
60 | Упражнения в делении многозначных чисел на однозначное | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами | Текущий |
61 | Итоговая контрольная работа за I полугодие (40 минут) | 1 | Контроль | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Контрольная работа |
62 | Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя. Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Названия компонентов и результата деления. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов | Текущий. Работа над ошибками |
III четверть (43 часа) |
63 | Решение задач на пропорциональное деление | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Текущий. |
64 | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули | 1 | Комбинированный | Деление многозначного числа на однозначное | Текущий. |
65 | Деление многозначных чисел на однозначные | 1 | Комбинированный | Деление многозначного числа на однозначное содержащего 2–3 действия (со скобками и без них), делить многозначные числа на однозначные | Текущий. |
66 | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули | 1 | Комбинированный | Деление многозначного числа на однозначное | Текущий. Арифметический диктант |
67 | Решение задач на пропорциональное деление | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Текущий. |
68 | Закрепление по теме «Деление многозначных чисел на однозначные» | 2 | Комбинированный | Деление многозначного числа на однозначное | Текущий. Арифметический диктант |
69 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление многозначных чисел» (40 мин) | 1 | Контроль | Письменные вычисления с натуральными числами | Контрольная работа |
70 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Деление многозначных чисел на однозначные | 1 | Комбинированный | Деление многозначного числа на однозначное | Работа над ошибками |
71 | Среднее арифметическое | 2 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи | Текущий |
72 | Скорость. Единицы скорости | 1 | Комбинированный | Скорость, время, пройденный путь при равномерном прямо-линейном движении. | Текущий |
73 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 3 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость) | Текущий. Арифметический |
74 | Закрепление по теме «Задачи на движение | 1 | Комбинированный | Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость) | Тест |
75 | Решение задач | 1 | Комбинированный | Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость) | Тематический |
76 | Виды треугольников | 2 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Вычисление периметра многоугольника | Текущий |
77 | Виды треугольников. Построение треугольника с помощью угольника | 1 | Практического применения знаний | Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники (треугольник, прямоугольник) | Текущий |
78 | Виды треугольников. Построение треугольника с помощью циркуля и линейки | 1 | Практикум | Построение прямого угла на клетчатой бумаге. Нахождение прямого угла среди данных углов | Текущий |
79 | Контрольная | 1 | Контроль | Письменные вычисления с натуральными числами. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) | Контрольная работа |
80 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Задачи на движение | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) | Работа над ошибками |
81 | Умножение числа на произведение | 1 | Комбинированный | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Умножение чисел, использование соответствующих терминов | Текущий |
82 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | Комбинированный | Устные и письменные вычисления с натуральными числами | Текущий |
83 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | Комбинированный | Умножение чисел, использование соответствующих терминов | Фронтальный опрос |
84 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | 1 | Комбинированный | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений | Текущий |
85 | Решение задач на движение | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, расстояние, время) | Текущий. Самостоятельная |
86 | Перестановка и группировка множителей | 1 | Комбинированный | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Группировка множителей в произведении | Текущий. Арифметический |
87 | Деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | Комбинированный | Деление чисел, использование соответствующих терминов | Текущий |
88 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. Решение задач | 1 | Комбинированный | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Деление с нулем. Деление с остатком. Решение задач арифметическим способом | Текущий. Индивидуальный опрос |
89 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | Комбинированный | Свойства арифметических действий при выполнении вычислений | Текущий |
90 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | Комбинированный | Свойства арифметических действий при выполнении вычислений | Текущий |
91 | Решение задач на движение в противоположных направлениях | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость). Арифметический способ решения задач | Текущий. Арифметический |
92 | Контрольная | 1 | Контроль | Письменные вычисления с натуральными числами | Контрольная работа |
93 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами | Работа над ошибками |
94 | Умножение числа на сумму | 1 | Комбинированный | Умножение суммы на число и числа на сумму. Перестановка множителей в произведении | Текущий. Арифметический |
95 | Письменное умножение на двузначное число | 1 | Комбинированный | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Письменные вычисления с натуральными числами | Текущий |
96 | Письменное умножение на двузначное число | 1 | Комбинированный | Письменные вычисления с натуральными числами. Способы проверки правильности вычислений | Текущий |
97 | Письменное умножение на двузначное число. Решение задач изученных видов | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Текущий |
98 | Письменное умножение на трехзначное число | 1 | Комбинированный | Свойства арифметических действий при выполнении вычислений | Текущий. Арифметический |
99 | Письменное умножение на трехзначное число | 1 | Комбинированный | Перестановка множителей в произведении. Таблица умножения | Текущий. Тест (5 мин) |
100 | Письменное деление на двузначное число | 1 | Комбинированный | Способы проверки правильности вычислений | Текущий |
IV четверть (30 часов) |
101 | Письменное деление на двузначное число с остатком | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами | Текущий. Арифметический |
102 | Деление на двузначное число | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь между компонентами и результатом деления | Текущий. Тест (5 мин) |
103 | Деление на двузначное число | 2 | Комбинированный | Деление чисел, использование соответствующих терминов | Текущий. Фронтальный опрос |
104 | Решение задач изученных видов | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Самостоятельная работа (20 мин) |
105 | Деление на двузначное число | 1 | Комбинированный | Способы проверки правильности вычислений | Арифметический |
106 | Деление на двузначное число, когда в частном есть нули | 1 | Комбинированный | Деление чисел, использование соответствующих терминов | Текущий |
107 | Закрепление по теме «Деление на двузначное число» | 1 | Комбинированный | Деление чисел, использование соответствующих терминов. Решение текстовых задач арифметическим способом | Тематический. Фронтальный опрос |
108 | Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число» (40 мин) | 1 | Контроль | Письменные вычисления с натуральными числами | Контрольная работа |
109 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Умножение и деление на двузначное число | 1 | Комбинированный | Способы проверки правильности вычислений | Работа над ошибками |
110 | Письменное деление на трехзначное число | 2 | Комбинированный | Конкретный смысл и название действий. Способы проверки правильности вычислений | Текущий |
111 | Деление на трехзначное число | 2 | Комбинированный | Свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Способы проверки правильности вычислений | Тематический. Арифметический |
112 | Деление с остатком | 1 | Комбинированный | Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами | Текущий |
113 | Решение задач. Деление с остатком | 1 | Комбинированный | Способы проверки правильности вычислений. Решение текстовых задач арифметическим способом. Деление с остатком | Текущий. Тест (5 мин) |
114 | Решение задач. Деление с остатком | 1 | Комбинированный | Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Деление с остатком | Тематический |
115 | Решение задач изученных видов | 1 | Комбинированный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы | Самостоятельная работа (15 мин) |
116 | Решение уравнений | 1 | Комбинированный | Зависимости между величинами | Текущий |
117 | Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число» (40 мин) | 1 | Контроль | Письменные вычисления с натуральными числами | Контрольная работа |
118 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Решение уравнений | 1 | Комбинированный | Зависимости между величинами | Работа над ошибками |
119 | Решение задач | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Текущий |
120 | Решение уравнений и задач на движение | 1 | Комбинированный | Зависимости между величинами. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) | Тематический |
121 | Итоговое повторение | Итоговое повторение. Нумерация. Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение | 1 | Комбинированный | Классы и разряды. Зависимости между величинами | Текущий. Арифметический |
122 | Итоговая контрольная работа | 1 | Контроль | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Контрольная работа |
123 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление по теме «Арифметические действия. Сложение и вычитание» | 1 | Комбинированный | Свойства сложения и вычитания | Работа над ошибками |
124 | Закрепление по теме «Умножение и деление. Порядок выполнения действий» | 1 | Комбинированный | Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них | Тематический |
125 | Закрепление по теме «Величины. Решение задач» | 1 | Комбинированный | Единицы длины, массы, времени, вместимости, площади. Зависимости между величинами. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы (объем всей работы, время, | Тематический |
126 | Закрепление по теме «Задачи. Геометрические фигуры» | 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники (треугольник, прямоугольник). Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); | Тематический. Фронтальный опрос |
Литература:
1.Дмитриева О. И. и др. Поурочные разработки по математике: 4 класс. – М.: ВАКО, 2005
2.Рудницкая В. Н. Контрольные работы по математике: 4 класс: К учебнику М. И. Моро
3.«Математика. 4класс. Школа России». – М.: Экзамен, 2006
4.Я иду на урок в начальную школу: Математика: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике 1 класс классическая начальная школа
рабочая программа 1 класс математика классическая начальная школа...
Рабочая программа по математике 2 класс Классическая начальная школа
Рабочая программа по математике 2 класс "Классическая начальная школа"...
Рабочая программа по математике 4 класс для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике 4 класс для учащихся коррекционных школ VIII вида...
Рабочая программа по математике 7 класс специальной коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа по математике для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида разработана на основе Примерной программы коррекционных общеобразовател...
Адаптированная рабочая программа по математике 2 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (индивидуальное обучение на дому).
Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Математика" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на осно...
Рабочая программа по математике 1 класс. Специальная (коррекционная) школа 8 вида.
Рабочая программа по математике для 1 класса. Программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственн...
Адаптированная рабочая программа по математике в 4классе специальной коррекционной школы VIII вида
Тематическое планирование на учебный год с коррекционными задачами на каждый урок....