Рабочая программа по математике 1 класс. Специальная (коррекционная) школа 8 вида.
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Лобанова Лариса Евгеньевна

Рабочая программа по математике для 1 класса.

          Программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации данные в программах специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой (С.П.,2008г.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281

129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7

Тел./факс: +7(495) 471-28-55

sch-281@yandex.ru

ОКПО  301770061,

ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

C:\Users\user\1\Dropbox\Отчеты для классного руководителя\Печать\Печать1.JPG

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МАТЕМАТИКЕ

ДЛЯ 1-Л КЛАССА

НА 2014 – 2015 УЧ.Г.

Автор-составитель программы –

 учитель начальных классов

Чагеева Л. Е.

Москва

2014

Пояснительная записка.

          Программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации данные в программах специальных (коррекционных) учреждениях VIIIвида под редакцией И.М. Бгажноковой (С.П.,2008г.).

Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным (допущенным) приказом Минобрнауки РФ от 23.12.2009г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в 2010-2011 учебном году».

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

-Хилько А. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.-М.: Просвещение

- Эк В.В.. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.: Пособие для учителя. –М.: «Просвещение», 2005.

- Хилько А.АВ. Рабочая тетрадь №.1, 2 . С.-Пб. Просвещение.-2008.

У детей с глубоким нарушением интеллекта очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза,    что особенно ярко обнаруживается при обучении их математике. У глубоко умственно отсталых детей не возникает подлинного понятия о   числе и  о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет. Такие дети с большим трудом овладевают конкретным счетом, а  переход к абстрактному счету для них недоступен. Уроки математики проводятся па практически наглядной основе. Широко используются пособия для фронтальной и индивидуальной работы.

Обучение счету глубоко умственно  отсталых учащихся начинается с пропедевтического периода. Его содержание и основные задачи — развитие у глубоко умственно отсталых учащихся интереса к учебным понятиям, выработка  умения слушать учителя и выполнять его задания. Учащиеся  со сложной структурой дефекта должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работы в этот период являются наблюдения, экскурсии, дидактические игры.  

На уроках математики учащиеся данной категории считают различные предметы,  записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и символами бумажных денег. Кроме этого, учащиеся знакомятся с пространственными и временными представлениями, мерами длины и емкости, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.

Занятия на уроках математики продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: предметно-практической деятельностью, рисованием, с занятиями по ручному  труду.

П Р О Г Р А М М А

Пропедевтический период (3 месяца)

Понятие о величине: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, больше – меньше, длиннее – короче, одинаковые, выше – ниже, шире – уже.

Понятие о количестве: много, мало, столько  же, один, больше, меньше, поровну.

Пространственные представления:верхний - нижний, правый - левый, рядом, около, между, за, посередине, дальше - ближе, вверху - внизу, выше -ниже, справа - слева, впереди  - позади, вперед - назад.Соотнесение предметов по количеству в пределе 5 без называния чисел (один к одному) путем наложения и приложения. Накладывать и прикладывать предметы в направлении слева направо, соблюдая интервалы.

Понятия веса:   тяжелый - легкий, тяжелее -  легче.

Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, осталось, стало, вместе, прибавить, отнять.

Числа  1 - 5

Счет в пределах 5. Образование чисел 2 - 5. Счет прямой и обратный.

Знаки сложения и вычитания. Сложение и вычитание чисел в пределах 5 на конкретном материале. Решение примеров в пределах 5. Составление задач по практическим действиям.

Меры стоимости. Знакомство с монетами: 1-5 коп. Распознавание их.

Геометрический материал: круг, квадрат, прямоугольник,треугольник. Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.

Учащиеся должны усвоить следующие представления:

- о цвете, величине, размере и форме предметов;

- о положении предметов в пространстве и на плоскости относительно себя;

- о смене частей суток: утро, день, вечер, ночь;

- о порядке следования дней: вчера, сегодня, завтра;

- о счёте в пределах 5;

- о записи чисел 1-5;

- об арифметических действиях сложения и вычитания;

- о структуре простой арифметической задачи;

- о геометрических формах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике.

Основные требования к умениям учащихся.

      Учащиеся должны уметь:

-различать предметы по цвету, форме;

- сравнивать 2-3 предмета по величине методом наложения, «на глаз»: больше, меньше, равные, одинаковые;

-выделять из множества один, несколько предметов;

- сравнивать предметы по размеру (длине, ширине, высоте), наложением, приложением;

-  различать правую и левую руки, определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение (справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу);

- ориентироваться на листе бумаги;

- устанавливать  порядок следования предметов;

- узнавать и показывать геометрические фигуры;

- собирать геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей; составлять  геометрические фигуры из счётных палочек;

- писать цифры 1,2,3,4,5, соотносить количество предметов с соответствующим числом, цифрой;

- записывать и производить действия сложения и вычитания чисел в пределах 5  (с помощью учителя);

- отображать точку на листе бумаги, на классной доске;

- обводить геометрические фигуры по контуру и трафарету.

Календарно-тематическое планирование по математике

1 четверть

Дата

Тема

01.09

Вводное занятие. Выявление элементарных математических представлений.

02.09

Предметы  их свойства: цвет, форма, величина. Круг.

04.09

Понятия о размере предмета: большой – маленький. Круг.

08.09

Сравнение по размеру: больше – меньше. Квадрат.

09.09

Сравнение двух предметов по величине: одинаковые, такой же. Квадрат.

11.09

Сравнение двух предметов: длинный – короткий. Прямоугольник.

15.09

Сравнение двух предметов: широкий – узкий, толстый – тонкий. Прямоугольник.

16.09

Сравнение двух предметов: высокий – низкий, глубокий – мелкий. Квадрат, круг.

18.09

Сравнение двух предметов по длине: длиннее, короче. Квадрат, прямоугольник.

22.09

Сравнение двух предметов по ширине: шире, уже. Овал.

23.09

Сравнение двух предметов по высоте: выше, ниже. Овал.

25.09

Сравнение трёх предметов: самый длинный, самый короткий, самый высокий, самый низкий. Круг, овал.

29.09

Понятие – масса предмета. Круг, овал.

30.09

Сравнение двух предметов по массе: тяжелый, легкий, тяжелее, легче. Овал, прямоугольник.

02.10

Сравнение двух предметов по массе: равные, одинаковые по тяжести. Треугольник.

06.10

Сравнение двух предметов по массе: тяжелее, легче. Треугольник.

07.10

Сравнение двух предметов: самый тяжелый, самый легкий. Круг, квадрат.

09.10

Сравнение двух предметных совокупностей: много, мало.Круг, квадрат.

13.10

Сравнение трех предметных совокупностей: один, немного, несколько. Круг, квадрат.

14.10

Сравнение трех предметных совокупностей: больше, меньше, столько же.  Круг, квадрат, треугольник.

16.10

Временные представления. Времена года: осень, зима, весна, лето. Брус.

20.10

Временные представления. Сутки: день, вечер, ночь, утро. Брус.

21.10

Временные представления. Неделя (7 суток). Квадрат, прямоугольник.

23.10

Неделя. Дни недели. Квадрат, прямоугольник.

27.10

Возраст: молодой – старый (моложе – старше). Прямоугольник,треугольник.

28.10

Пространственные представления: вверху – внизу. Прямоугольник, треугольник.

30.10

Закрепление изученных тем.

2 четверть

Дата

Тема

10.11

Положение предметов в пространстве: справа- слева. Квадрат, прямоугольник.

11.11

Положение предметов в пространстве: выше-ниже. Закрепление изученного.

13.11

Положение предметов в пространстве: далеко-близко, ближе-дальше, здесь. Квадрат.

17.11

Положение предметов в пространстве: в центре, между, в середине. Треугольник.

18.11

Положение предметов в пространстве:  рядом, около. Прямоугольник, квадрат.

20.11

Положение предметов в пространстве: под, над, у, в. Прямоугольник, квадрат.

24.11

Отношения порядка следования: перед, после, за. Треугольник.

25.11

Отношения порядка следования: первый, последний, крайний. Треугольник.

27.11

Положение предметов в пространстве по отношению друг к другу: следом за, следующий за, перед, после.  Круг, квадрат.

01.12

Временные представления. Сутки (утро, день, вечер, ночь). Сравнение геометрических форм: круг, квадрат.

02.12

Временные представления: вчера, сегодня, завтра. Геометрическая форма: прямоугольник.

04.12

Временные представления: следующий день. Треугольник.

08.12

Временные представления: медленно, быстро. Геометрический знак: точка.

09.12

Временные представления: рано, поздно, вовремя. Круг.

11.12

Временные представления: давно, недавно. Прямоугольник.

15.12

Возраст человека. Сравнение по возрасту: молодой-старый, моложе-старше. Прямоугольник, круг.

16.12

Число и цифра 1. Образование числа. Соотношение количества числа и цифры. Треугольник.

18.12

Число и цифра 1.Количественные и порядковые числительные. Место числа в числовом ряду. Геометрический знак: точка.

22.12

 Повторение. Число и цифра 1.Соотношение количества и цифры. Геометрический знак: прямая линия.

23.12

Число и цифра 1. Количественные и порядковые числительные. Круг.

25.12

Образование числа 1. Количество, порядок (один, одна, одно).

3 четверть

Дата

Тема

12.01

Повторение: число и цифра 1. Прямая. Кривая.

13.01

Число и цифра 2. Образование числа. Прямая. Кривая.

15.01

Число и цифра 2. Состав числа 2.Точка. Прямая.  

19.01

Число и цифра 2. Сет в прямой и обратной последовательности. Точка.

20.01

Число и цифра 2. Соотношение количества, числа и цифры. Кривая.

22.01

Число и цифра 2. Место числа в числовом ряду. Прямая, кривая.

26.01

Число и цифра 2.Число предшествующее. Прямая, кривая.

27.01

Число и цифра 2. Сравнение чисел. Круг.

29.01

Число и цифра 2. Сложение в пределах  двух. Прямоугольник.

02.02

Число и цифра 2. Повторение. Сложение в пределах двух. Квадрат, прямоугольник.

03.02

Число и цифра 2. Вычитание в пределах двух. Треугольник.

05.02

Число и цифра 2. Повторение. Вычитание в пределах двух. Круг.

09.02

Число и цифра 3.  Образование числа. Овал.

10.02

Число и цифра 3.  Соотношение количества ,числа и цифры. Круг, треугольник, квадрат.

12.02

Число и цифра 3. Место в числовом ряду. Круг.

16.02

Число и цифра 3. Число предшествующее. Круг, квадрат.

17.02

Число и цифра 3. Сравнение чисел: больше. Прямоугольник, треугольник.

19.02

Число и цифра 3.Сравнение чисел:  меньше. Квадрат, прямоугольник.

02.03

Число и цифра 3.Сравнение чисел:  равные. Круг, квадрат.

03.03

Число и цифра 3.  Решение примеров на сложение в пределах трёх. Прямоугольник.

05.03

Число и цифра 3. Решение примеров на вычитание в пределах трёх.  Треугольник.

10.03

Число и цифра 3.Решение простой задачи на нахождение суммы по картинке.Прямоугольник, овал.

12.03

Число и цифра 3. Решение простой задачи на нахождение остатка по картинке. Прямоугольник, квадрат.

16.03

Итоговая контрольная работа по изученным темам.

17.03

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

19.03

 Повторение. Решение примеров на сложение в пределах трёх. Круг.

4 четверть

Дата

Тема

30.03

Повторение: число 3. Решение примеров в пределах  трёх. Квадрат.

31.03

Число и цифра 4. Образование числа.  Треугольник.

02.04

Число и цифра 4.  Счёт в прямой и обратной последовательности. Квадрат, треугольник.

06.04

Число и цифра 4.  Количественный и порядковый счёт. Круг.

07.04

Число и цифра 4. Соотношение количества, числа, цифры.  Квадрат.

09.04

Число и цифра 4.  Место в числовом ряду. Круг, овал.

13.04

Число и цифра 4. Сравнение чисел: больше-меньше. Треугольник.

14.04

Число и цифра 4.   Сравнение чисел: больше, меньше, равны. Прямоугольник , квадрат, круг.

16.04

 Решение примеров на сложение в пределах четырёх. Прямоугольник, треугольник.

20.04

Решение примеров на вычитание в пределах четырёх. Линия прямая.

21.04

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах четырёх. Линия кривая

23.04

Число и цифра 4. Повторение.  Сравнение чисел: больше, меньше, равные. Прямая, кривая линии.

27.04

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах четырёх. Точка.

28.04

Число и цифра 4. Решение простой задачи на нахождение суммы по картинке. Точка, прямые.

30.04

Число и цифра 0.  Круг.

05.05

Решение примеров (с ответом ноль). Построение прямой через одну точку.

07.05

Число и цифра 5. Образование числа.  Обводка геометрических фигур по контуру.

12.05

Число и цифра 5.  Счёт в прямой и обратной последовательности. Штриховка геометрической фигуры слева- направо.

14.05

Число и цифра 5.  Количественный и порядковый счёт. Круг.

18.05

Число и цифра 5.  Соотношение количества, числа, цифры.  Квадрат.

19.05

Число и цифра 5. Место в числовом ряду. Круг, овал.

21.05

Число и цифра 5. Сравнение чисел Место в числовом ряду.  Круг, овал.

25.05

Число и цифра 5. Сравнение чисел: больше-меньше. Треугольник.

26.05

Итоговая контрольная работа по изученным темам.

28.05

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе .

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Под редакцией  А.Р. Маллер. М.,1984.

2.  Воспитание н обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей .Под редакцией  В. Е. Воронковой. М., 1994.

3. Программыспециальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Под редакцией  И.М. Бгажноковой. Санкт-Петербург, 2008.

4.  Дети-олигофрены. Под ред.  М.С. Певзнер. М.,1959.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный

В данной программе представлен материал по разделам: пояснительная записка, поурочное планирование, знания и умения детей на конец года, формы контроля уровня достижений, тексты контрольных работ....

Рабочая программа по математике для специального (коррекционного) 4 класса VII вида по программе "Школа России"

Рабочая программа составлена на основе программы  по математике для 4 класса, комплекта  «Школа России»,  рекомендованной  Департаментом общего среднего образования Министерства ...

Рабочая программа по математике 7 класс специальной коррекционной школы VIII вида

   Рабочая программа по математике для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида разработана на основе Примерной программы коррекционных общеобразовател...

Рабочая программа по математике для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида

Знания тогда только знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н.Толстой....

рабочая программа по математике 3 класс специальной коррекционной школы VIII вида

рабочая программа по математике 3 класс специальной коррекционной школы VIII вида...