Рабочая программа по математике 4 класс для коррекционных школ VIII вида
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

Карась Елена Анатольевна

Рабочая программа  и календарно-тематическое планирование по математике 4 класс для учащихся коррекционных школ VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon matematika_4_klass.zip33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Половинкина Елена Анатольевна

МАТЕМАТИКА

4 класс

Пояснительная записка

Составленная программа по математике основывается на программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида подготовительный и 1-4 классы  под редакцией В.В. Воронковой. М., Издательство «Просвещение», 2001.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 4 класс: учебник для спец. (коррекционных образовательных. учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перова.– 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 222с. ил.

Математика в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов.

Задачи преподавания математики:

дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;

воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Основные направления коррекционной работы:

Коррекция переключаемости и распределения внимания.

Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

Коррекция слухового и зрительного восприятия.

Коррекция произвольного внимания.

Коррекция мышц мелкой моторики.

Развитие самостоятельности, аккуратности.

Общая характеристика курса

1.Повторение. Нумерацию. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. Разряд единиц, десятков, сотен. Разрядная таблица. Сложение чисел в пределах 100 с использованием разрядной таблицы.

2. Умножение и деление (повторение).

3. Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.

4. Единицы измерения величин (стоимости, длины, массы, времени), их соотношения.

5. Умножение и деление.

6. Все действия в пределах 100.

7. Геометрический материал.

В каждом разделе предусмотрено решение текстовых арифметических задач.

Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами  (чтение, русский язык, ознакомление с окружающим миром, труд).  

Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

Структура курса

Рабочая программа по математике рассчитана на 205 часа, 6 часов в неделю.

Таблица основных тем по четвертям.

Тема раздела

четверти

Итого:

1

2

3

4

1

Повторение

Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд

14ч.

3ч.

2ч.

19ч.

2

Умножение и деление (повторение)

6ч.

11ч.

6ч.

32ч.

3

Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.

22ч.

22ч.

4

Единицы измерения величин (стоимости, длины, массы, времени), их соотношения.

12ч.

10ч.

6ч.

28ч.

5

Умножение и деление.

20ч.

22ч.

16ч.

58ч.

6

Все действия в пределах 100.

13ч.

17ч.

7

Геометрический материал.

4ч.

4ч.

9ч.

3ч.

20ч.

8

Контрольные работы

2ч.

2ч.

3ч.

2ч.

9ч.

Итого:

51ч.

48ч.

58ч.

48ч.

205ч.

Межпредметные связи

Письмо и развитие речи. Составление и запись связных высказываний в ответах задач.

Чтение и развитие речи. Чтение заданий, условий задач.

Изобразительное искусство. Изображение геометрических фигур, чертежей, схем к задачам.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

1-й уровень (Базовый)

2-й уровень (Минимальный)

- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

 -выделять и указывать количество разрядных единиц в числе (единиц, десятков);

-записывать, читать разрядные единицы (единицы, десятки74 в разрядной таблице; -использовать единицу измерения длины (миллиметр) при измерении длины;

-соотносить меры длины, массы, времени;

-записывать числа (полученные при измерении длины) двумя мерами (5 см 6 мм; 8 м 3 см); -заменять известные крупные единицы измерения длины, массы мелкими и наоборот;

-определять время по часам с точностью до 1 минуты;

-выполнять устные и письменные вычисления суммы и разности чисел в пределах 100 (все случаи);

 -употреблять в речи названия компонентов и результатов действий умножения и деления;

-пользоваться таблицей умножения всех однозначных чисел; правилами умножения на 0, 1,10, чисел 0, 1, 10 при решении примеров;

-решать, составлять, иллюстрировать все известные виды простых арифметических задач;

-различать замкнутые,
незамкнутые кривые, ломаные пинии;

- измерять, вычислять длину ломаной линии;

- выполнять построение ломаной линии по

данной длине ее отрезков;

-называть стороны прямоугольника  (квадрата): основания, боковые, смежные стороны;

-чертить окружность заданного диаметра;

-чертить прямоугольник (квадрат) по заданным размерам сторон с

помощью чертежного угольника

на нелинованной бумаге;

-выделять    и    указывать    количество

единиц    и    десятков    в    двузначном

числе;

-определять     время     по     часам     с

точностью до 5 минут;

-выполнять   сложение   и   вычитание чисел  с  переходом через  десяток  в пределах 20;

-выполнять    действия    сложения    и вычитания  чисел   в   пределах   100  с помощью микрокалькулятора;

 -употреблять      в      речи      названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания;

-выполнять умножение чисел 2, 3, 4, 5 и     деление     на     эти     числа     (без использования таблицы);

 -пользоваться таблицей умножения на печатной    основе    для    нахождения произведения и частного чисел 6, 7, 8, 9;

-выполнять действия умножения с компонентами  0,   1,   10 (с  помощью учителя);

-понимать    названия    и    показывать компоненты умножения и деления;

-решать   простые   задачи   указанных

видов;

-решать    задачи    в    два    действия,

составленные    из    ранее    решаемых

простых задач (возможно с помощью

учителя);

-узнавать,  называть ломаные линии,

выполнять  построение  произвольной

ломаной линии;

-узнавать,    называть,    моделировать

взаимное      положение      фигур      на

плоскости        (без       вычерчивания);

-находить   точку   пересечения   линий

(отрезков);

- называть, показывать диаметр окружности;

-чертить прямоугольник (квадрат) по заданным размерам сторон на нелинованной бумаге с помощью чертежного угольника (возможна помощь учителя).

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по математике

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной  последовательности, точно используя математическую терминологию и символику; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям    на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Оценка письменных работ учащихся

Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но допущена одна ошибка или два-три недочета в примерах или в задаче,  рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в решениях примеров и задач, рисунках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Литература:

Программы     1 -4    классов    коррекционных    образовательных учреждений VIII вида (под ред. В.В. Воронковой М. 2006).

Белошистая      А.В.      О     коррекционно-развивающем     обучении математике в начальной школе/Вопросы психологии. - 2002. - №6.

Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М.: Школа-Пресс, 1994.

Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.- М: Просвещение, 1990.

Перова     М.Н.     Методика     преподавания     математики     во вспомогательной школе. - М: Просвещение, 1989.

М.Н.  Перова.   Математика (Учебник  для  4  класса  специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида). - М.,2005.

7.        М.Н. Перова И.М.Яковлева Рабочая тетрадь по математике для 4
класса,   М: «Просвещение»,2008г Л.И.

Календарно-тематическое планирование по математике 4 класс

№п/п

Дата

Кол-во часов

Тема урока

стр.

номера

Коррекционная работа

1 четверть


Развитие познавательных способностей и личных качеств.



Развивать точность, прочность и скорость запоминания.




Расширять знания, умения, навыки при помощи произвольного сознательного запоминания.



Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.




Совершенствовать точность воспроизведения  словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).



Развивать словесно-логическую память, зрительную память.




Формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и целенаправленность в работе.







Корректировать переключаемость, распределение и увеличение объема внимания.



Совершенствование умения сравнивать, обобщать, анализировать, выделять сходство и различие понятий.



Развивать регулирующую функцию и последовательность мышления.




Нумерация. Повторение.

1

1

Нумерация чисел от 1 до 100.

3-4

1-10

2

1

Сложение и вычитание в пределах 20.

4-5

11-13

3

1

Таблица разрядов.

6-7

14-19

4

1

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (на 1, 10).

8

20-26

5

1

Сложение и вычитание с переходом через 10.

8-9

27,32-36

6

1

Четные и нечетные числа.

9

28-34

7

1

Сравнение чисел. Однозначные и двузначные  числа.

10-11

8

1

Меры стоимости: рубль, копейка. Закрепление.

11-12

49-56

9

2

Проверочная работа по теме: «Меры стоимости».  Работа над ошибками

12-13

Меры длины (повторение).

1

1

Меры длины: см, м, дм.

13-15

1-20

2

1

Решение примеров с именованными числами.

16-17

21-31

3

2

Решение составных задач.

17-18

28-30,33-42

4

2

Порядок действий со скобками и без скобок.

17

32-35

5

1

Миллиметр. Вычерчивание отрезков заданной длины.

18-20

1-21

6

1

Углы. Виды углов.

21-23

25-34

7

2

Контрольная работа по теме: «Меры длины». Работа над ошибками

23

Умножение и деление (повторение).

1

2

Таблица умножения и деления на 2.

Компоненты при умножении и делении.

24-25

1-7

2

2

Умножение и деление на 3.

26

8-13

3

2

Умножение и деление на 4

27

14-18

4

2

Умножение и деление на 5.

27

19-27

5

2

Порядок действий без скобок.

27

28-33

6

2

Решение задач на умножение и деление.

28-29

25-26,29-30

7

1

Меры массы: кг,ц.

29-30

1-10

8

1

Решение задач на нахождение массы.

31

11-18

9

1

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 100.

32

19-33

10

1

Самостоятельная работа по теме: «Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 100».

33-34

11

1

Решение примеров вида: 24+6

34-35

34-38

12

1

Решение примеров вида: 24+16

35-36

39-44

13

1

Решение примеров со скобками и без скобок. Геометрические фигуры.

36

45-48

14

1

Решение примеров вида: 40-2, 30-12.

38

53-59

15

1

Решение примеров вида: 100-4. 100-28. С.р.

39

60-69

16

2

Решение составных задач.

40-41

70-79

17

1

Нахождение неизвестных компонентов.

41

80-87

18

1

Решение задач на увеличение и уменьшение числа  в несколько раз.

42-43

89-97

19

2

Контрольная работа по теме: «Решение примеров разных видов". Работа над ошибками

43-44

20

1

Решение задач и примеров изученного вида.

21

1

Геометрический материал.

2 четверть

Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.

1

2

Сложение с переходом через разряд. Решение примеров вида: 59+4

45

1-6

2

1

Перестановка мест слагаемых. Счет по 5 до 50.

45

7-10

3

1

Составление задач по краткой записи.

46

11-16

4

1

Решение задач на нахождение цены, стоимости. Счет по 6 до 60.

47

19-25.14

5

1

Решение примеров с именованными числами.

48

6

1

Виды углов.

7

1

Письменное сложение. Счет по 7 до 70.

49

31-37

8

1

Письменное сложение. Счет от 8 до 80. Решение  составных задач. Самостоятельная работа.

50

38-44

9

2

Вычитание с переходом через разряд.

51

1-7

10

1

Проверка вычитания сложением.

52

8-14

11

1

Вычитание с переходом через разряд.  Счет от 9 до 90, от 90 до 9.

52

15-19

12

2

Письменное вычитание.

53

20-25

13

1

Решение  составных задач.

54

26-29

14

1

Составление задач по краткой записи.

54

28-31

15

2

Письменное вычитание. Решение задач на нахождение остатка.

55

32-37

16

1

Решение примеров без скобок.

56

38-42

17

2

Решение примеров со скобками.

56

43-46

18

2

Построение прямоугольника.

57-58

47-58

19

1

Закрепление пройденного материала.

59-60

60-68

20

2

Контрольная работа. Работа над ошибками.

60




Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины геометрических фигур.



Расширять знания о свойствах геометрических фигур.



Корректировать умение группировать предметы.



Формировать коммуникативную функцию речи, как средство общения.



Развивать и расширять активный словарь  специальными математическими терминами и выражениями.








Формировать умения навыка счета, устных и письменных вычислений, измерений.



Совершенствовать умение ориентироваться  во

времени и пространстве.



Формировать стремление добиваться результата, доводить начатое дело до конца.



Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.



Развитие и совершенствование сложнокоординиро-ванных движений кистей и пальцев рук.








Развивать умение комментировать свои действия.



Совершенствовать грамматический строй речи.



Совершенствовать точность воспроизведения  словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).




Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.









Формировать умения навыка счета, устных и письменных вычислений, измерений.



Совершенствовать умение ориентироваться  во

времени и пространстве.



Совершенствовать точность воспроизведения  словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).



Умножение и деление.

1

3

Умножение и деление числа 2. Решение задач.

61-63

1-14

2

3

Умножение числа 3. Компоненты при умножении.

63-67

1-31

3

2

Деление на 3 равные части.

68-69

1-11

4

2

Решение задач на деление по 3. Компоненты при делении.

70-72

12-33

5

2

Умножение числа 4. Самостоятельная  работа

73-74

1-11

6

1

Решение составных задач.

75-76

12-18

7

1

Закрепление решения примеров и задач.

77-78

19-35

8

2

Контрольная работа по теме « Умножение и деление».  Работа над ошибками

9

1

Линии: прямая, кривая, ломаная, луч.

78-80

1-10

10

1

Деление на 4 равные части.

80-82

1-11

11

1

Порядок действий со скобками и без скобок. Сравнение выражений.

82-83

12-19

12

1

Решение задач на деление по 4.

83-84

21-26

13

1

Замкнутая и незамкнутая кривые. Окружность. Дуга.

84-86

33-42

3 четверть

1

1

Умножение числа 5.

86-87

1-9

2

1

Решение составных задач.

88-89

10-31

3

1

Деление на 5 равных частей.

90-92

1-20

4

1

Увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

92-94

21-34

5

1

Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

95-96

1-8

6

1

Проверочная работа по теме: « Увеличение и уменьшение числа в несколько раз».

97

7

1

Умножение числа 6.

97-99

1-16

8

1

Сравнение произведений. Решение задач.

100

17-25

9

1

Деление на 6 равных частей.

101-

1-

10

2

Связь деления с умножением. Решение задач.

Порядок действий в сложных примерах.

106-107

1-6

11

1

Длина ломаной линии.

107-108

12

2

Контрольная работа по теме: «Порядок действий в сложных примерах».  Работа над ошибками

13

1

Цена, количество, стоимость.

108-109

1-7

14

2

Умножение числа 7.

109-113

1-36

15

2

.Деление на 7 равных частей.

113-117

1-33

16

2

Прямая линия. Отрезок.

117-119

1-8

17

2

Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.

119-120

1-9

18

1

Самостоятельная работа.

1

1

Умножение числа  8.

120-123

1-28

2

2

Деление на 8 равных частей.

123-126

1-23

3

2

Умножение числа 9.

128-130

1-20

4

2

Деление на 9 равных частей.

130-133

1-18

5

1

Взаимное положение прямых и отрезков

133-134

1-8

6

2

Контрольная работа по теме: «Умножение и деление числа на 5,6,7,8,9.  Работа над ошибками

134

7

2

Умножение 1 и на  единицу.

135-136

1-10

8

1

Взаимное положение окружности, прямой, отрезка.

137-138

1-10

9

2

Умножение нуля и на нуль.

139-140

1-8

10

2

Деление нуля.

140-143

1-30

11

2

Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка.

143-144

1-8

12

2

Умножение числа 10 и на 10.

Самостоятельная работа.

145-146

1-8

13

2

Деление числа на 10.

146-147

9-18

14

2

Меры времени.

148-150

1-14

15

2

Контрольная работа по теме: «Умножение и деление числа 10 и на 10».  Работа над ошибками

150

16

2

Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени. Копейка, рубль – меры стоимости.

151-155

1-46

17

2

Повторение  изученного материала.

156-157

18

1

Секунда – мера времени.

157-160

47-58

19

2

Взаимное расположение геометрических фигур.

160-161

1-7

4 четверть

1

2

Решение задач по таблице, краткой записи.

161-162

8-14

2

2

 Решение примеров на порядок действий.

162-163

15-21,27

3

1

Решение задач по краткой записи.

163-164

22-30

4

1

Решение составных задач по краткой записи.

164-165

31-40

5

1

Проверочная работа по теме: «Решение составных задач по краткой запист»

165

6

2

Решение составных задач

166

4-15

7

1

Сравнение выражений с именованными числами.

167

16-21

8

1

Решение примеров с именованными числами.

167

22-24

9

1

Нахождение неизвестных компонентов.

169

39

10

1

Решение задач по краткой записи

170

29,42

11

2

Контрольная работа по теме: «Решение примеров с именованными числами».  Работа над ошибками

170

Все действия в пределах 100.

1

1

Проверка сложения. Компоненты при сложении.

171-172

1-8

2

1

Проверка вычитания.  Компоненты при вычитании.

172

9-17

3

1

Решение составных задач.

173

18-27

4

2

Решение примеров на все действия.

174-177

28-51

5

2

Деление с остатком.

177-180

1-33

6

1

Треугольники.

181-182

1-9

7

1

Деление с остатком.

183-184

10-23

8

1

Решение примеров на порядок действий.

9

1

Определение времени по часам.

184-185

1-9

10

1

Решение составных задач.

186-

10-20

11

1

Решение примеров на порядок действий.

187

21-23

12

2

Контрольная работа по теме: «Все действия в пределах 100».  Работа над ошибками.

13

1

Четырехугольники.

188-190

1-40

14

1

Сравнение выражений

191-192

11-17

15

1

Решение составных задач.

192-193

18-30

16

1

Деление по содержанию.

194

31-45

17

1

Построение прямоугольника и квадрата.

195

46-54

18

1

Именованные числа. Меры при изменении величин.

198

1-9

19

1

Порядок действий без скобок.

199

10-15

20

1

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

199

16-24

1

Решение

1

Решение примеров



1

1

2


н

ых компонентов


.

208

89-92

28

209

1-14

29

Повторение изученного  материала за го

д.

211-221


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа по развитию устной речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по развитию устной речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи и календарно-тематическое планирование 4 класс. Для коррекционных школ....

Рабочая программа по математике 7 класс специальной коррекционной школы VIII вида

   Рабочая программа по математике для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида разработана на основе Примерной программы коррекционных общеобразовател...

Рабочая программа по устной речи для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная программа разработана на основе примерной программы для специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М. и учебника "Устная речь" 3 класс Комаровой С.В....

Рабочая программа по математике и КТП для школ VIII вида

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по математике с учетом ...

рабочая программа по математике 3 класс специальной коррекционной школы VIII вида

рабочая программа по математике 3 класс специальной коррекционной школы VIII вида...