конспект урока по математике "Круг и шар" (Перспективная начальная школа)
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
- Сформировать представление о круге и шаре; -Развивать познавательные процессы- мышление (все виды): логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную); -Развивать пространственное представление, умение рассуждать и делать выводы; -Развивать кругозор учащихся. -Воспитывать интерес к предмету, толерантность, уважение к ближнему. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 417.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационная информация
Тема урока: « Круг и шар»
Предмет: математика (перспективная начальная школа)
Класс: 4 класс
Авторы урока: Барсукова Татьяна Юрьевна(учитель начальных классов).
Образовательное учреждение: МАОУ средняя общеобразовательная школа №40 города Томска
Методическая информация:
Тип урока: медиаурок
Необходимое оборудование и материалы:
1.Интерактивная доска
2.Раздаточный материал
Цель урока |
Метапредметная | Предметная |
Расширить границы предмета «математики» через интеграцию с окружающей средой | Конкретизация знаний обучающихся о круге и шаре |
Метапредметные задачи |
Развитие универсальных учебных действий обучающихся: |
Познавательных | Коммуникативных | Личностных | Регулятивных |
Общеучебных: 1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; 2. Искать и выделять необходимую информацию; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (домашнее задание) Логических: 3. Устанавливать причинно-следственные связи; 4. Строить логические цепи рассуждений; 5. Выдвигать гипотезы Постановка и решение проблем: 6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера; | 1. Уметь слушать и вступать в диалог; 2. Уметь с достаточной точностью выражать свои мысли в устной речи используя математическую речь. | 1.Проявлять любознательность при получении знаний; 2.Проявлять интерес к изучению математики 3.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки. | 1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать»; 2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата; 4. Оценивать – осознавать качество и уровень усвоения нового знания; 5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели; |
Предметные задачи |
Образовательные: -Сформировать представление о круге и шаре; -Дать понятие, что такое круг и что такое шар; Развивающие: -Развивать познавательные процессы- мышление (все виды): логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную); -Развивать пространственное представление, умение рассуждать и делать выводы; -Развивать кругозор учащихся. Воспитывающие: -Воспитывать интерес к предмету, толерантность, уважение к ближнему. |
Подробный конспект урока
№ слайда п/п | Содержание слайда | Структурные элементы урока | Формирование УУД |
1 | Настрой на урок в стихотворной форме | Организационный момент | Регулятивные |
2 | Настрой на работу | Познавательные (логические) |
3-7 | Задания устного счёта | Устный счёт | Познавательные(общеучебные) коммуникативные, личностные |
Загадки | Определение темы урока детьми | Познавательные (логические) |
8 | Иллюстрации разных предметов в виде круга и шара | Интеграция с предметом «Окружающий мир». Развитие кругозора | Познавательные(общеучебные) коммуникативные, личностные |
9 | Значение слов «круг» и «шар» | Работа с источниками информации (со словарём) | Познавательные (общеучебные) |
10 | Закономерность | Практическая самостоятельная работа с раздаточным материалом | Познавательные (логические) |
11 | Домашнее задание | Погружение детей в поисково-исследовательскую деятельность | Познавательные (логические) – при выполнении Д/З |
12-13 | Диаметр и радиус | Погружение детей в поисково-исследовательскую деятельность | Познавательные(логические) коммуникативные, личностные |
14 | Глобус. Меридианы и параллели. | Развитие логического мышления Интеграция с предметом «Окружающий мир». Развитие кругозора. Развитие речи | Познавательные (логические) коммуникативные, личностные |
15 | Упражнение гимнастики для глаз | Физкультминутка | Регулятивные |
16 | Работа по алгоритму | Закрепление умения работать по алгоритму | Познавательные (общеучебные) |
17 | Самостоятельная работа | Закрепление знаний нового материала | Познавательные (логические) |
18 | Неоконченные предложения | Рефлексия, подведение итогов урока | Регулятивные, коммуникативные |
Ход урока
Этап урока | Содержание | № слайда п/п | Учитель | Запись на доске | Формирование УУД |
Организационный | Настрой на урок в стихотворной форме | 1 | Прочитайте слова, с которыми к нам обращается Евдокия Васильевна - как понимаете эти слова? | «Интересная работа ждет нас, друзья! Значит, лениться нам никак нельзя!» | Регулятивные
|
Работа в тетради | Предлагает выполнить запись в тетради с объяснением орфограмм | Число Классная работа |
Устный счёт Работа парами | Настрой на работу Устный счёт. | 2 3 4 5 6-7 8 9 10 11 | 1.Настроились на работу и прочитаем сообщение Евдокии Васильевны -почему она рассказала нам эту историю? (для того , чтобы мы были внимательными). 2.На устном счете нам понадобится не только внимание, но и наши знания. Запишите ответы в тетрадь. Сравните ответы с доской и поставьте оценки. Решить удобным способом: Вычислите устно. Как решали? На партах карточки Разложить карточки на три группы так, чтобы : 1. В каждой из них было по одной фигуре. 2. Сумма чисел каждой группы была равна 1000. Проверка с доской.(два ученика у доски) Сравните ответы о поставьте оценки. Найдите среднее арифметическое своих оценок и поставьте оценку за устный счёт | 1.«В 1962 году американцы подорвали свою ракету, стартовавшую к Венере, так как с некоторым опозданием ученые обнаружили в программе действий ракеты ошибку: был пропущен один знак. Казалось бы, один знак- мелочь, но она могла обернуться катастрофой.» Будь внимательным! 10, 15, 20, 25 1. Увеличить в 20 раз 200,300,400,500 2. Увеличить в 11раз. 110,165,220,275 3. 87*64+87*36=8700 720:(9*2)=40 Вычисли: 300мин.= ч. 6100кг= ц 1ч.20мин.= мин Известно: Длина- 4дм Ширина - 3см S- ? P- ? 280+150+570=100 260+350+390=100 120+140+740=100 МОЛОДЦЫ
| Познавательные (логические) Познавательные, коммуникативные, Личностные коммуникативные, личностные Познавательные, коммуникативные, логические. |
Создание проблемной ситуации Работа парами Домашнее задание | 2. Введение в тему урока. Погружение детей в поисково-исследовательскую деятельность | 3. Отгадайте загадки: 1)Сегодня все ликуют! В руках у детворы От радости танцуют Воздушные…. (шары) 2)Нет углов у меня, И похож я на блюдо. (круг) - кто сможет назвать тему урока? - что объединяет эти два понятия? (геометр. фигуры) - в чём их различие? (объёмный и плоский) - где мы встречаем в жизненном обиходе шар? Круг? - из какой фигуры можно сделать ёмкость для жидкости? Почему? (из шара) -на что похожа комбинация? (треугольник) -из скольких ещё одинаковых кругов можно составить фигуру, также похожую на треугольник, вы определите сами, работая в парах. Возьмите круги и выполняйте задание. Проверка: из скольких одинаковых кругов можно составить фигуру, также похожую на треугольник?(6,10,15 ) - какую закономерность увидели?(каждое промежуточное последующее число увеличивается на один) Продолжите ряд ещё тремя числами 6,10,15,…….(21,28,36…) Проверка. Оцените работу по 5-ой системе. Подобное задание вы выполните дома, используя шары, и определите закономерность. | Тема: шар и круг картинки Из 6 одинаковых кругов составлена фигура |
Решение учебной проблемы Физминутка Работа с учебником | 4.Интеграция с предметом «Окружающий мир» Развитие логического мышления и кругозора | 12 13 14 | - назовите, как называется отрезок, соединяющий точки границ круга (диаметр) - как называется отрезок, соединяющий центр круга и точку на границе круга ? (радиус) - Как вы думаете, какой отрезок называется радиусом шара? - а поможет нам ответить на этот вопрос Евдокия Васильевна, - в переводе с латинского «глобус»-шар. Глобус позволяет хорошо представить шарообразную форму Земли. Шарообразная потому, что у полюсов она немного сплюснута. - покажите на глобусе Земли, какие окружности изображены на нём(меридианы и параллели) -На что указывает меридиан?(точное направление с севера на юг) -Для чего служат меридианы и параллели?(Помогают определить точное положение географического объекта на поверхности земли.) - что является диаметром у земли? (невидимая ось, которая на глобусе проходит через полюсы Северный и Южный) - что называем диаметром шара? Вывод: отрезок соединяющий любые две точки шара и проходящие через его центр называется диаметром шара. - а что является радиусом? (отрезок, соединяющий центр шара с любой точкой, лежащей на шаре) Вывод: отрезок, соединяющий центр шара с любой точкой, лежащей на шаре, называется радиусом шара. Вывод: меридианы - это окружности одного и того же радиуса, совпадающие с радиусом шара. Параллели- это окружности, радиусы которых изменяются. Если параллель имеет радиус, равный радиусу шара, то как она называется? (экватором.) МОЛОДЦЫ!!! | Круг Диаметр Радиус Шар Евдокия Васильевна 1.На какую геометрическую фигуру по форме похожа наша планета? 2.Почему говорят, что наша Земля "круглая"? 3.Как называется модель земного шара? демонстрация глобуса | Познавательные, коммуникативные, личностные |
5. Эти знания нам пригодятся для того , чтобы выполнить №265, стр. 80 Но сейчас немного отдохнем (Физминутка) |
Гимнастика для глаз | 15 | Короткий инструктаж | Упражнение гимнастики для глаз |
Работа по алгоритму Практическая самостоятельная работа в тетради | 16 17 | . Открыли учебники на стр. 80 №265 Что означает выражение «что в 14 раз больше диаметра второй окружности.» (вторая окружность в 14 раз меньше первой). Найдите радиус второй окружности(самостоятельно). 1 человек у доски. | Прочитайте задание. 1. Прочитайте задание. 2. Кто отправился в путешествие по глобусу?(Миша) 3. Откуда начал движение Миша?(полюса: с Северного или с Южного) 4. Что напоминает траектория перемещения по глобусу?(треугольник, но только сторонами будут не отрезки, а дуги.) Работа в тетрадях. Стр.65, №120 1. Прочитайте задание. 2. Рассуждаем. . Проверка. | Познавательные (логические) Общеучебные |
Рефлексия | Подведение итогов урока | 18 | Итог: 1. Что объединяет понятия "круг" и "шар"? 2. В чем их различие? 3. Диаметр круга-это.......... 4. Диаметр шара-это.......... 5. Радиус круга-это............ 6. Радиус шара-это............ | Регулятивные, коммуникатив ные |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/28/picture-190766-1359400144.jpg)
Конспект урока математики , 3 класс, программа "Перспективная начальная школа". Тема: "Сочетательное свойство умножения"
На данном уроке учащиеся в роли ученых раскрывают сочетательное свойство умножения, применяют это свойство при решении задач и выражений. Используя словарь Ожегова и энциклопедию, дети зна...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/20/picture-641560-1482234139.jpg)
Конспект урока по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Антонимы 3 класс
Есть и конспект к данному уроку и презентация. Пользуйтесь!...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/03/picture-840763-1483469388.jpg)
Конспект урока + презентация "Значение лесов" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/18/picture-917983-1582035147.jpg)
Конспект урока "Куколка" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Куколка" Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная школа"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/18/picture-917983-1582035147.jpg)
Конспект урока "Палетка" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по технологии на тему: "Палетка". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная школа"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/18/picture-987955-1526663985.png)
Конспект урока "Масленица." (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Изделие, выполняемое на уроке: Кукла из нитей «Масленица».Цель урока (образовательный/развивающий/воспитательный аспекты) :- изучение алгоритма создания куклы и применение алгоритма;- разв...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/16/picture-985106-1521220606.jpg)
Конспект урока " Верблюжонок" (1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Цели:продолжить формирование навыка беглого чтения;воспитывать любовь к чтению;создать условие для знакомства с творчеством В,Д, Берестова;развивать внимание, память, воображение, фонематический слух ...