Конспект урока + презентация "Значение лесов" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Трапезникова Надежда Александровна

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_lesov._3_klass_pnsh.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Гаспер О.А. __________

Методист: Горячёва С. Л. __________

Студентка: Трапезникова Надежда, 34 группа

Тема урока «Значение лесов».

Цель: формировать представления о лесе; учить объяснить, в чём значение лесов для природы и для жизни человека.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • Предметные: формировать представление детей о важности леса в жизни человека; расширить и систематизировать представление учащихся о лесах.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. «Окружающий мир» Учебник 2 часть, презентация, карточки с заданиями.

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность

учащихся

УУД

Организация начала занятия

1 мин

Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь. Меня зовут Надежда Александровна. Сегодняшний урок проведу у вас я. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу

Л: воспринимать речь учителя  непосредственно обращенную к учащимся.

Актуализация знаний

6 мин

Начнем мы с вами с минутки календаря. Спасибо, садись.

Что вам было задано на дом? Давайте вспомним о болотах.

На столах у вас есть карточки. Заполните пропуски по смыслу. На работу у вас есть 5 минут. Поменяйтесь листочками с соседом по парте для проверки.

Проводить минутку календаря

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя

Постановка учебной задачи и ее решение

2 мин

4 мин

10 мин

Это деревья, кусты и травы. Это боры и рощи, ельники и дубравы. Поляны, опушки, просеки. Пни, валежины, сухостоины. Грибы, мхи, лишайники. Звери и птицы. Их следы на снегу, на песке, на грязи. Медвежьи задиры, заячьи погрызы, лосиные заломы. Бобровые ручьи, журавлиные болота, утиные озера. Запахи, шорохи, голоса. Даже солнечные зайчики и эхо! Это дрова, смола, доски. Орехи, ягоды, грибы. Здоровье, радость, загадки... Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? Верно, о лесах.  Мы начинаем новый раздел «Человек и природные сообщества», а тема сегодняшнего урока «Значение лесов». Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока, используя опорные слова: научимся, познакомимся, повторим. Цель: формировать представления о лесе; учить объяснить, в чём значение лесов для природы и для жизни человека.

Стихотворение Т.Ладонникова «Дикарь в лесу»

Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип

Пришёл с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал,

Зажал под мышкой ветви,

Нашёл один орех – сорвал,

Сорвал второй и третий…

Отбросил куст и, как медведь,

Пошёл себе довольный.

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

Почему мальчик не понравился белочке? А какое значение для человека имеют леса? Почему нужно дружить с лесом?

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Мы знаем лес». Каждая группа получит карточку с вопросом. Ваша задача внимательно прочитать задание и выполнить его, результат работы представить классу.

Группа «Исследователи»

Вопросы 1 карточки (стр.69 1 абзац и стр. 70 1, 2 абзац)

1.Чем богата наша страна?

2.Почему лес называют «лёгкими» Земли?

3.Как лес влияет на жизнь других природных сообществ?

Группа «Экологи»

Вопросы 2 карточки (стр. 70 3, 4, 5 абзац)

1.Почему лес называют «зелёным» другом человека?

2.Какие запасы хранит в себе лес?

Группа «Лесничие»

Вопросы 3 карточки (стр. 71 1, 2, 3 абзац)

1.Почему без леса невозможна хозяйственная деятельность?

2.Для чего используют лес?

Вывод. Лес – это:

- «легкие» Земли;

- дом для растений и животных;

- вдохновение для людей;

- место отдыха;

- источник топлива и строительных материалов;

- кладовая ягод, орехов, грибов;

- аптека

- хранитель запасов воды.

Формулировать цели урока

Слушать стихотворение, анализировать, отвечать на вопросы учителя

Выполнять задание в группах

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

К: уметь работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Физ. минутка

1 мин

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Повторять движение

Решение частных задач

10 мин

8 мин

Вы сказали, что люди совершают прогулки в лес, любуются красотой леса. А вы знаете названия лесов? Давайте это проверим.

  1. Как называется лес, в котором растут только березы? (березовая роща, березняк)
  2. Если растут одни осины? (осиновый лес)
  3. Когда в лесу растут одни липы? (липовый лес)
  4. Как называется лес, в котором растут преимущественно сосны? (сосновый бор)

Молодцы! Мы выяснили, что польза леса огромна. А всегда ли человек справедлив по отношению к нему? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Давайте прочитаем стр. 72-73 в учебнике. Во время чтения 1 ряд и 1 вариант 2 ряда должны определить экологические проблемы леса, а 2 вариант 2 ряда и 3 ряд определяют меры по охране лесов.  Да, природа терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи: защити!

  1.  А природа опять,
    То предельно проста,
    То одета в цветастые перья…
    Удивляет меня не её красота,
    Удивляет её терпенье.
    А когда сквозь асфальт
    Лепестков пятерня
    Продирается после полночи,
    Я не радуюсь силе земли,
    Для меня это прежде всего –
    Крик о помощи!                                 (Р.Рождественский)
  2. Если в лес пришел гулять,                      

Свежим воздухом дышать, 
Бегай, прыгай и играй, 
Только, чур, не забывай, 
Что в лесу нельзя шуметь, 
Даже очень громко петь. 
Испугаются зверюшки, 
Убегут с лесной опушки. 
Здесь не нужно всех ловить, 
Топать, хлопать, палкой бить.                         

Ты в лесу всего лишь гость, 
Здесь хозяин — дуб и лось. 
Их покой побереги, 
Ведь они нам не враги!

Ребята, а что вы можете сделать, чтобы помочь лесу?

Давайте сформулируем и запомним правила поведения в природе и постараемся следовать им.

  1. Никогда не наноси вред природе.
  2. Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем.
  3. Не трогай домиков животных, их детёнышей.
  4. Не губи деревья.
  5. Не жги костры в лесу, не делай новых кострищ.
  6. Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.
  7. Подкармливай зверей и птиц зимой.
  8. Не мусори на месте своего отдыха.
  9. В меру используй дары природы.
  10. Не шуми, не пугай животных - братьев наших меньших.

А сейчас проверим, как хорошо вы работали на уроке. Откройте рабочие тетради на стр. 25 №33. Запишите, какое значение для природы и человека имеют леса. На выполнение работы у вас есть 4 минуты. Молодцы!

Лес – это загадка природы, которую вы будете еще постепенно изучать и разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.

Отвечать на вопросы

Высказывать свое мнение

 

Прослушать текст и выделить главное по заданию

П: ориентироваться на разнообразие способов ответа на поставленные задачи; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Итог урока

3 мин

Подведем итог нашей сегодняшней работы. Какую цель мы ставили вначале урока? Добились ли мы ее? Что выяснили в ходе работы?

На слайде вы видите 3 смайлика. Встаньте и покажите мимикой, кому на уроке было интересно и он многое узнал, спасибо, садитесь. Встаньте те, кто в чем то еще не разобрался, спасибо, садитесь. А теперь кому было не понятно и не интересно, садитесь.

Откройте дневники и запишите домашнее задание на следующий урок:

  1. Учебник стр.69-73 пересказывать
  2. РТ стр. 25-26

Спасибо за работу, урок закончен.

Отвечать на вопросы. Высказывать свое мнение, делиться впечатлениями

Л: ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности

Ф.И. ____________________________________

Болото – это широко распространенное в нашей стране ____________________________________________. Образуются болота __________________, где скапливает и застаивается ____________. Поверхность болот покрыта ____________. На болотах растут вкусные ягоды: _____________________________, _____________________________, _________________________. Росянка и пузырчатка – это растения - ____________________. На берегах болот можно встретить: бобров, лягушек, ____________________________, ___________________________, _____________________________, ________________________________, ___________________________.

Ф.И. ____________________________________

Болото – это широко распространенное в нашей стране ____________________________________________. Образуются болота __________________, где скапливает и застаивается ____________. Поверхность болот покрыта ____________. На болотах растут вкусные ягоды: _____________________________, _____________________________, _________________________. Росянка и пузырчатка – это растения - ____________________. На берегах болот можно встретить: бобров, лягушек, ____________________________, ___________________________, _____________________________, ________________________________, ___________________________.

Ф.И. ____________________________________

Болото – это широко распространенное в нашей стране ____________________________________________. Образуются болота __________________, где скапливает и застаивается ____________. Поверхность болот покрыта ____________. На болотах растут вкусные ягоды: _____________________________, _____________________________, _________________________. Росянка и пузырчатка – это растения - ____________________. На берегах болот можно встретить: бобров, лягушек, ____________________________, ___________________________, _____________________________, ________________________________, ___________________________.

Ф.И. ____________________________________

Болото – это широко распространенное в нашей стране ____________________________________________. Образуются болота __________________, где скапливает и застаивается ____________. Поверхность болот покрыта ____________. На болотах растут вкусные ягоды: _____________________________, _____________________________, _________________________. Росянка и пузырчатка – это растения - ____________________. На берегах болот можно встретить: бобров, лягушек, ____________________________, ___________________________, _____________________________, ________________________________, ___________________________.

Исследователи

Экологи

Лесничие

Группа «Исследователи»

(стр.69 1 абзац и стр. 70 1, 2 абзац)

Вопросы:

1. Чем богата наша страна?

2. Почему лес называют «лёгкими» Земли?

3. Как лес влияет на жизнь других природных сообществ?

Группа «Экологи»

(стр. 70 3, 4, 5 абзац)

Вопросы:

1. Почему лес называют «зелёным» другом человека?

2. Какие запасы хранит в себе лес?

Группа «Лесничие»

(стр. 71 1, 2, 3 абзац)

Вопросы:

1. Почему без леса невозможна хозяйственная деятельность?

2. Для чего используют лес?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 1 сентября в начальной школе.Тема урока: «От пера до компьютера».

Урок проведён 1 сентября 2011 года для учащихся начальной школы - интерната №31 города Москвы.  материал урока позволяет детям проследить развитие образования в России с древних времён до наших д...

Знакомство с буквой я. Конспект урока по Обучению грамоте. Начальная школа XXI век.

Конспект урока по Обучению грамоте для 1 класса. УМК "Начальная школа XXI век". В архиве материал для Интерактивной доски Promethean....

План-конспект урока по математике (Перспективная начальная школа) в 1, 4 классах малокомплектной школы по теме "Число и цифра 2", "Деление с остатком и вычитание".

Всю жизнь проработала в малокомплектной школе. Предлагаю вам план-конспект урока по математике в 1, 4 классах (УМК "Перспективная начальная школа)....

Конспект урока английского языка в начальной школе по УМК М.З. Биболетова в 3 классе по теме "Animals"

Данный урок разработан по УМК М.З. Биболетова в з классе по теме "Animals". Паровозик из Ромашкова вместе с детьми совершает удивительную поездку....

Конспект урока математики «Календарь» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения работы с календарем; провести работу над ошибкамиПланируемые результатыПредметные:1)  знать дни недели, месяца;2)  уметь читать календарь;3) ум...