Конспект урока по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Антонимы 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Есть и конспект к данному уроку и презентация. Пользуйтесь!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
антонимы | 45.5 КБ |
rus._yaz_antonimy.ppt | 238 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Новобатайская СОШ №9
Открытый урок по русскому языку в 3 классе.
Тема урока: Антонимы.
Учитель: Санина Е.В
ноябрь 2009г.
Цель урока: формирование знаний, умений и навыков находить и определять слова-антонимы.
ЗАДАЧИ:
-познакомить учащихся с понятием « антонимы»
-научить распознавать их в тексте, подбирать пару антонимов
- совершенствовать навык работы со словарем
-развивать логическое мышление и устанавливать связь между словами
- воспитывать любовь к предмету русского языка, умение работать в
команде
ОБОРУДОВАНИЕ: путеводный листок, словарь, учебник для каждого ученика; икт; карточки с цифрами, эмблемы солнышек и тучек, клей.
ПЛАН:
- Организационный момент
- Повторение изученного
- Изучение нового материала
- Закрепление изученного
- Итог и домашнее задание.
ХОД УРОКА:
1.Орг. момент:
(Дети разделены на две группы: сильные и средние; слабые и средние.
Каждой группе соответствует номер 1 или 2.)
Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Я прошу вас их поприветствовать. Сегодня у нас непростой урок: мы с вами отправляемся в Страну Знаний. А для этого у нас есть путеводные листы, в которых мы сейчас и запишем дату нашего отправления.
Возьмите каждый путеводный листок и на самой верхней строке запишите число, ниже – Кл. работа.
( Записываем число и классная работа)
2. Повторение изученного:
К нам на урок пришли , как и всегда Миша и Маша. Маша сказала: « Что в русском языке есть такая группа слов, которая называется- синонимы. «А что это за слова? Напомни мне, Маша» - сказал Миша.
Ребята, давайте напомним Маше и Мише, какие слова мы называем синонимами …..(опрос).
Верно, Синонимы - это слова, одной части речи, с одинаковым или близким значением.
Ребята, давайте обратимся к обратному словарю на « жка»
На доске вы видите слова:
Шапка, учебник, тропа.
Подберите из словаря подходящие к ним синонимы. (по одному выходят к доске и записывают).
Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
3. Изучение нового материала:
« Но в русском языке есть еще одна группа слов, которая называется антонимы. Об этом мне сказала Волшебница» - сказала Маша. «Мне очень любопытно, а что это за слова?»- сказал Миша.
Ребята. Давайте поможем нашим знакомым и постараемся понять сами и объяснить им, что такое антонимы. (слайд 1)
Ребята, выскажите свои предположения, что такое антонимы. Смелее!
Как вы считаете? Не бойтесь, это всего лишь ваше мнение, а верно ли
оно- это мы и проверим.
Приступим к выполнению первого задания в путеводных листах. Посмотрите внимательно, нужно дать определение слов- антонимов.
Если вернуться к синонимам и вспомнить, что синонимы- это слова, то чем будут антонимы? ( опрос . Как ты считаешь? А ты?)
Верно, антонимы - это тоже слова
Как мы должны начать наше определение?
Антонимы- это слова…………..
Но так, как мы не выяснили еще значение этих слов, мы пока оставим это задание неоконченным. А позже вернемся к нему.
А сейчас внимание на экран: ( слайд 2)
Давайте попытаемся понять, какое же значение имеют слова- антонимы.
Поиграем в игру « Что лишнее» Установите связь между словами и найдите лишнюю пару слов. ( Подберите к каждому слову- слово с противоположным значением)
Идти- стоять
Яркий - тусклый
Веселый – поздний
Класть – брать
Грустный – радостный
« Веселый- поздний» - действительно «лишняя» пара слов. Объясните почему? (все слова в парах стоят со словом противоположного значения, а у этих должны стоять слова: грустный и ранний).
Похожее задание выполним в наших путеводных листах.
Задание2.
1команда: 2 команда
Найди какая пара слов «лиш- Найди «лишнюю пару- подчеркни ее
няя» и подчеркни ее. и замени на пару с противополож-
ным значением.
Свет – тьма, добро – зло, На тарелке лежало два яблока:
шум – тишина, утро – день, одно спелое, красное, а другое
весна – осень, светло – пасмурно. кислое, зеленое.(………….)
У меня собака большая, доб-
рая, а у тебя маленькая, умная.
(…………)
ГИМНАСТИКА для глаз: Посмотрите каждый для себя сначала в ближний к вам угол классной комнаты, а теперь в дальний.
Скажите какие углы я сейчас назвала? (ближний и дальний)
Какое значение у этих слов? ( противоположное)
Умнички!
А сейчас внимание на слайд (слайд 3) Найдите одно общее слово к двум данным.
Утро и солнце легкие
Хлеб и ткань ясное
Паутина и лучик тонкая
Подберите к словам- признакам, слова с противоположным значением.
Легкие – тяжелые
Ясное – пасмурное
Тонкая – толстая
Какай частью речи являются оба слова? (оба слова - одинаковой части речи, прилагательные)
Вернемся к путеводным листам, путешествие еще не окончено.Выполним задание 3.
1 команда: 2 команда:
Подбери слова, противо- Найди несоответствия и подчеркни
положные по значению. их, а для этого соедини слова с
Жаркий - ………….. противоположным значением стрел-
Умный - ………….. ками.
Холодный - ……….. острый редкий
Старый - ………….. частый большой
Далекий - …………. маленький тупой
городской мелкий
глубокий домашний
(Работаю с первой командой ( слабой), а вторая - самостоятельно, но каждый раз проверяем)
Можем ли мы теперь сделать вывод, какие слова мы называем антонимами? (опрос: антонимы – это слова с противоположным значением, являются одной частью речи)
Слайд 4.
Физминутка:
Теперь мы с вами подвигаемся: повернитесь к спинке стула, посмотрите номер. Если ваш номер совпадает с номером вашей группы, то вы сидите на месте, если он совпадает с номером противоположной команды- вы пересаживаетесь на освободившийся стул. Задание понятно? По моей команде начинаем движение. Начали!
4. Закрепление изученного:
Откройте учебник на стр. 95 ,Летучая мышь - на помощница принесла нам правило. Давайте его прочитаем.
Что такое антонимы? ( опрос) Верно.
Вернемся к первому заданию, допишите, что такое антонимы. Как напишем? (это слова с противоположным значением)
А сейчас проверим, как вы поняли и научились распознавать антонимы.
Выполним задание 4 . Найдите упр. 82. Прочитайте, что нам нужно выполнить. Что нам нужно выполнить? ( выписать пары антонимов).
Приступили к выполнению.(самостоятельно)
Сколько пар у вас получилось? Какие? (читают по одному)
- Итог, оценивание и домашнее задание.
Кому помогали? В чем? Чему научились?
А сейчас оцените каждый свою работу на уроке: Если вам понравился урок и у вас было хорошее настроении, то наклейте на ваш путеводный лист- солнышко, если вас что- то огорчало, не получалось, у вас было плохое настроение - приклейте тучку.
Молодцы, вы сегодня хорошо потрудились Мне понравилось как работали……………….,…………был внимательным.Я поставлю оценки за работу на уроке………….(за активное участие).
А теперь домашнее задание. Я раздам вам листы с таким стихотворением. (Читаю)
Домашнее задание:
Найди и подчеркни слова- антонимы.
Не было бы радости, не было б печали
Сладкого бес горького, мы б не замечали.
Счастье б проворонили, горя не изведав
И без поражений не было б победы.
Где любовь, там ненависть
Где вражда, там дружба
Верность и предательство
У людей на службе.
Так все перепутано и навечно слито:
Если ты обласкана, скоро будешь бита.
Речь полна антонимов. Я хожу по краю,
Но сплошных синонимов - все ж не принимаю.
( С.С Дриз)
Всем понятно, как выполнять дом. задание? Листочки завтра сдать на проверку.
На этом урок окончен, скажем гостям до свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вспомните, а что такое синонимы? Синонимы- это слова имеющие одинаковое или похожее значение. Большой- огромный
Что же такое АНТОНИМЫ ? Если синонимы- это слова, то антонимы- это тоже слова.
Какое же значение имеют слова- антонимы ? Игра « ЧТО ЛИШНЕЕ?» Идти- стоять Яркий-тусклый - поздний Тепло- холод Класть- брать Веселый
Задание: Найди одно общее слово- признак к двум данным: Утро и солнце Хлеб и ткань Паутина и лучик легкие ясное тонкая Подберите к этим прилагательным слова с противоположным значением.Какой частью речи они будут? -тяжелые -толстая -пасмурное
Какие же слова мы называем антонимами ? Антонимами называют слова, имеющие противоположное значение. Тихий- громкий
Оцените свою работу и настроение на этом уроке. Рисуем: Если вам было интересно и весело. Если у вас были неудачи или что-то вас огорчало.
Не было бы радости, не было б печали, Сладкого без горького, мы б не замечали. Счастье б проворонили, горя не изведав. И без поражений не было б победы. Где любовь, там ненависть, Где вражда, там дружба, Верность и предательство У людей на службе. Так все перепутано и навечно слито: Если ты обласкана, скоро будешь бита. Речь полна антонимов. Я хожу по краю. Но сплошных синонимов- все ж не принимаю.
Дополнительные задания:
Задание: Быстрый- медленный Запиши с этой парой слов предложение. Заяц- быстрый , а еж- медленный. Как называется этот прием в литературном чтении? противопоставление
Задание: Найдите противоречия «спрятавшиеся» во фразе, объясните ошибку и устраните. У старухи было две дочери: одна добрая и работящая, а другая и злая. сварливая ленивая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспекты уроков по русскому языку на 2 четверть 2 класс ФГОС
развернутые планы конспекты уроков по русскому языку...
Конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные". 4 класс (УМК "Школа 2100")
Урок построен с учётом программных требований с использованием занимательного материала. На уроке используется презентация. Перед уроком класс делится на группы и обучающиеся сразу рассаживаются...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ учителя начальных классов Рыськиной Валентины Сергеевны ТЕМА УРОКА: «Парные согласные на конце слова»
Краткое описание работы на уроке по теме "Парные согласные на конце слова"...
Конспект урока по английскому языку в начальной школе (2 класс, “Forward” М. В. Вербицкая и др.) Тема: “Где же это?” Раздел 21.
Конспект урока по английскому языку в начальной школе(2 класс, “Forward” М. В. Вербицкая и др.)Тема: “Где же это?” Раздел 21.Цели урока:· систематезировать и обобщить имеющиеся у учащихся знаний по да...
Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.
Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...
Конспект урока по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века" Тема: Правила переноса слов Класс: 1
УМК "Начальная школа XXI века" Тема: Правила переноса слов Класс: 1...
Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: текст-рассуждение( урок рефлексии)
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.Планируемые результатыПредметные:- знать: отличительные признаки текста рассуждения;- уметь: определять ...