Конспект урока по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Антонимы 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Санина Елена Викторовна

Есть и конспект к данному уроку и презентация. Пользуйтесь!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon антонимы45.5 КБ
Office presentation icon rus._yaz_antonimy.ppt238 КБ

Предварительный просмотр:

                      МОУ Новобатайская СОШ №9

         Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

                     Тема урока: Антонимы.

                                           Учитель: Санина Е.В

                                ноябрь 2009г.

Цель урока: формирование знаний, умений и навыков находить и определять слова-антонимы.

ЗАДАЧИ:

-познакомить учащихся с понятием « антонимы»

-научить распознавать их в тексте, подбирать пару антонимов

- совершенствовать навык работы со словарем

-развивать логическое мышление и устанавливать связь между словами

- воспитывать любовь к предмету русского языка, умение работать в

команде

ОБОРУДОВАНИЕ: путеводный листок, словарь, учебник для каждого ученика; икт; карточки с цифрами, эмблемы солнышек и тучек, клей.

                           ПЛАН:

  1. Организационный момент
  2. Повторение изученного
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление изученного
  5. Итог и  домашнее задание.

                                  ХОД УРОКА:

1.Орг. момент:

(Дети разделены на две группы: сильные и средние;  слабые и средние.

Каждой группе соответствует номер 1 или 2.)

 Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Я прошу вас их поприветствовать. Сегодня у нас непростой урок: мы с вами отправляемся в  Страну Знаний. А для этого у нас есть путеводные листы, в которых мы сейчас и запишем дату нашего отправления.

Возьмите  каждый путеводный листок и на самой верхней строке запишите число, ниже – Кл. работа.

( Записываем число и классная работа)

2. Повторение изученного:

К нам на урок пришли , как и всегда Миша и Маша. Маша сказала: « Что в русском языке есть такая группа слов, которая называется- синонимы. «А что это за слова? Напомни мне, Маша» - сказал Миша.

Ребята, давайте напомним Маше и Мише, какие слова мы называем синонимами …..(опрос).

Верно, Синонимы - это слова, одной  части речи, с одинаковым или близким значением.

Ребята, давайте обратимся к обратному словарю на « жка»

На доске вы видите слова:

                                               Шапка, учебник, тропа.

Подберите из словаря подходящие к ним синонимы. (по одному выходят к доске и записывают).

Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

3. Изучение нового материала:

« Но в русском языке есть еще одна группа слов, которая называется антонимы. Об этом мне сказала Волшебница» - сказала Маша. «Мне очень любопытно, а что это за слова?»- сказал Миша.

Ребята. Давайте поможем нашим знакомым и постараемся понять сами и объяснить им, что такое антонимы. (слайд 1)

Ребята, выскажите свои предположения, что такое антонимы. Смелее!

 Как вы считаете? Не бойтесь, это всего лишь ваше мнение, а верно ли

оно- это мы и проверим.

Приступим к выполнению первого задания в путеводных листах. Посмотрите внимательно, нужно дать определение слов- антонимов.

Если вернуться к синонимам и вспомнить, что синонимы- это слова, то чем будут антонимы? ( опрос . Как ты считаешь? А ты?)

Верно, антонимы - это тоже слова

                                 Как мы должны начать наше определение?

Антонимы- это слова…………..

 Но так, как мы не выяснили еще значение этих слов, мы пока оставим это задание неоконченным. А позже вернемся к нему.

А сейчас внимание на экран: ( слайд 2)

Давайте попытаемся понять, какое же значение имеют слова- антонимы.

Поиграем в игру « Что лишнее» Установите связь между словами и найдите лишнюю пару слов. ( Подберите к каждому слову- слово с противоположным значением)

Идти- стоять

Яркий - тусклый

Веселый – поздний

Класть – брать

Грустный – радостный

« Веселый- поздний» - действительно «лишняя» пара слов. Объясните почему? (все слова в парах стоят со словом противоположного значения, а у этих должны стоять слова: грустный и ранний).

Похожее задание выполним в наших путеводных листах.

Задание2.

1команда:                                        2 команда

Найди какая пара слов «лиш-       Найди «лишнюю пару- подчеркни ее

няя» и подчеркни ее.                       и замени на пару с противополож-

                                                           ным значением.

Свет – тьма, добро – зло,                    На тарелке лежало два яблока:

шум – тишина, утро – день,                одно спелое, красное, а другое

весна – осень, светло – пасмурно.      кислое, зеленое.(………….)

                                                                У меня собака большая, доб-

                                                                 рая, а у тебя маленькая, умная.

                                                                 (…………)

ГИМНАСТИКА для глаз: Посмотрите каждый для себя сначала в ближний к вам угол классной комнаты, а теперь в дальний.

Скажите какие углы я сейчас назвала? (ближний и дальний)

Какое значение у этих слов? ( противоположное)

Умнички!

А сейчас внимание на слайд (слайд 3) Найдите одно общее слово к двум данным.

Утро и солнце                 легкие

Хлеб и ткань                   ясное

Паутина и лучик             тонкая

 

Подберите к словам- признакам, слова с противоположным значением.

 

Легкие – тяжелые

Ясное – пасмурное

Тонкая – толстая

Какай частью речи являются оба слова?  (оба слова - одинаковой части речи, прилагательные)

Вернемся к путеводным листам, путешествие еще не окончено.Выполним задание 3.

1 команда:                                           2 команда:

Подбери слова, противо-               Найди несоответствия и подчеркни

положные по значению.                 их, а для этого соедини слова с

Жаркий - …………..                       противоположным значением стрел-

Умный - …………..                         ками.

Холодный - ………..                      острый                    редкий    

Старый - …………..                       частый                    большой

Далекий - ………….                       маленький              тупой

                                                           городской               мелкий

                                                           глубокий                 домашний    

(Работаю с первой командой ( слабой), а вторая - самостоятельно, но каждый раз проверяем)

 

Можем ли мы теперь сделать вывод, какие слова мы называем антонимами?  (опрос: антонимы – это слова с противоположным значением, являются одной частью речи)

Слайд 4.

Физминутка:

Теперь мы с вами подвигаемся: повернитесь к спинке стула, посмотрите номер. Если ваш номер совпадает с номером вашей группы, то вы сидите на месте, если он совпадает с номером противоположной команды- вы пересаживаетесь на освободившийся стул. Задание понятно? По моей команде начинаем движение. Начали!

4. Закрепление изученного:

Откройте учебник на стр. 95 ,Летучая мышь - на помощница принесла нам правило. Давайте его прочитаем.

Что такое антонимы? ( опрос) Верно.

Вернемся к первому заданию, допишите, что такое антонимы. Как напишем? (это слова с противоположным значением)

А сейчас проверим, как вы поняли и научились распознавать антонимы.

Выполним задание 4 . Найдите упр. 82. Прочитайте, что нам нужно выполнить. Что нам нужно выполнить? ( выписать пары антонимов).

Приступили к выполнению.(самостоятельно)

Сколько пар у вас получилось? Какие? (читают по одному)

  1. Итог, оценивание и домашнее задание.

Кому помогали? В чем? Чему научились?

А сейчас оцените каждый свою работу на уроке: Если вам понравился урок и у вас было хорошее настроении, то наклейте на ваш путеводный лист- солнышко, если вас что- то огорчало, не получалось, у вас было плохое настроение - приклейте тучку.

Молодцы, вы сегодня хорошо потрудились Мне понравилось как работали……………….,…………был внимательным.Я поставлю оценки за работу на уроке………….(за активное участие).

А теперь домашнее задание. Я раздам вам листы с таким стихотворением. (Читаю)

  Домашнее задание:

Найди и подчеркни слова- антонимы.

Не было бы радости, не было б печали

Сладкого бес горького, мы б не замечали.

Счастье б проворонили, горя не изведав

И без поражений не было б победы.

Где любовь, там ненависть

Где вражда, там дружба

Верность и предательство

У людей на службе.

Так все перепутано и навечно слито:

Если ты обласкана, скоро будешь бита.

Речь полна антонимов. Я хожу по краю,

Но сплошных синонимов - все ж не принимаю.

                                                                    ( С.С Дриз)

Всем понятно, как выполнять дом. задание? Листочки завтра сдать на проверку.

На этом урок окончен, скажем гостям до свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 3 класс Антонимы Учитель начальных классов: Санина Е.В.

Слайд 2

Вспомните, а что такое синонимы? Синонимы- это слова имеющие одинаковое или похожее значение. Большой- огромный

Слайд 3

Что же такое АНТОНИМЫ ? Если синонимы- это слова, то антонимы- это тоже слова.

Слайд 4

Какое же значение имеют слова- антонимы ? Игра « ЧТО ЛИШНЕЕ?» Идти- стоять Яркий-тусклый - поздний Тепло- холод Класть- брать Веселый

Слайд 5

Задание: Найди одно общее слово- признак к двум данным: Утро и солнце Хлеб и ткань Паутина и лучик легкие ясное тонкая Подберите к этим прилагательным слова с противоположным значением.Какой частью речи они будут? -тяжелые -толстая -пасмурное

Слайд 6

Какие же слова мы называем антонимами ? Антонимами называют слова, имеющие противоположное значение. Тихий- громкий

Слайд 7

Оцените свою работу и настроение на этом уроке. Рисуем: Если вам было интересно и весело. Если у вас были неудачи или что-то вас огорчало.

Слайд 8

Не было бы радости, не было б печали, Сладкого без горького, мы б не замечали. Счастье б проворонили, горя не изведав. И без поражений не было б победы. Где любовь, там ненависть, Где вражда, там дружба, Верность и предательство У людей на службе. Так все перепутано и навечно слито: Если ты обласкана, скоро будешь бита. Речь полна антонимов. Я хожу по краю. Но сплошных синонимов- все ж не принимаю.

Слайд 9

Дополнительные задания:

Слайд 10

Задание: Быстрый- медленный Запиши с этой парой слов предложение. Заяц- быстрый , а еж- медленный. Как называется этот прием в литературном чтении? противопоставление

Слайд 11

Задание: Найдите противоречия «спрятавшиеся» во фразе, объясните ошибку и устраните. У старухи было две дочери: одна добрая и работящая, а другая и злая. сварливая ленивая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты уроков по русскому языку на 2 четверть 2 класс ФГОС

развернутые планы конспекты уроков по русскому языку...

Конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные". 4 класс (УМК "Школа 2100")

Урок построен  с учётом программных требований с использованием занимательного материала. На уроке используется презентация. Перед уроком класс делится на группы и обучающиеся сразу рассаживаются...

Конспект урока по английскому языку в начальной школе (2 класс, “Forward” М. В. Вербицкая и др.) Тема: “Где же это?” Раздел 21.

Конспект урока по английскому языку в начальной школе(2 класс, “Forward” М. В. Вербицкая и др.)Тема: “Где же это?” Раздел 21.Цели урока:· систематезировать и обобщить имеющиеся у учащихся знаний по да...

Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.

Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...

Конспект урока по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века" Тема: Правила переноса слов Класс: 1

УМК "Начальная школа XXI века" Тема: Правила переноса слов Класс: 1...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: текст-рассуждение( урок рефлексии)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.Планируемые результатыПредметные:- знать: отличительные признаки текста рассуждения;- уметь: определять ...