Логопедическое занятие по коррекции письменной речи.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Комович Елене Валерьевне

Логопедическое занятие по коррекции письменной речи с детьми, имеющими заключение СНР лёгкой степени с нарушениями письма по типу смешанной дисграфии, с ведущей аграмматической и артикуляторно - акустической дисграфией, на фоне лёгкой умственной отсталости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_ch_-_shch.docx199.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:                       Дифференциация звуков [ч]-[щ]

Цели:

  • Учить сравнивать звуки Ч–Щ и различать их в речи.
  • Учить различать и находить различия в артикуляции звуков.
  • Развивать навыки фонематического анализа и синтеза.
  • Расширять словарный запас.
  • Развивать навыки звукобуквенного и звукослогового анализа.
  • Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительно-пренебрежительными суффиксами.

Оборудование: Индивидуальные зеркала, предметные картинки, звуковые линейки, звуковые модели, пластилин, набор букв и наборное полотно, индивидуальные карточки с заданием.

Ход занятия

1. Организационный момент.

а) прочитайте слова: ЧЕЛКА, ЩЕЛКА.
б) одинаковое значение слов или разное?
в) что обозначает слово ЧЕЛКА:

  • прядь гривы, падающая на лоб;
  • род прически – опущенная на лоб и подстриженная прядь волос.

ЩЕЛКА – маленькая щель.

г) какими звуками отличаются эти слова Ч–Щ.
д) Сообщение темы. Сегодня мы будем продолжать учиться различать звуки Ч–Щ.

2. Сравнение звуков по артикуляции:

 

Ч

Щ

Губы

Трубочкой

Трубочкой, немного растянуты в улыбке

Зубы

Сближены

Сближены

Язык

Поднят кончик языка к альвеолам верхнего неба, боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Поднят кончик языка к альвеолам верхнего неба, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Мышцы напряжены.

Голосовые связки

Не работают

Не работают

По-разному работают губы, а зубы, язык и голосовые связки работают одинаково.

3. Характеристика звуков.

Ч – согласный, глухой, мягкий.

Щ – согласный, глухой, мягкий.

4. Соотнесение звука и буквы

– какой буквой на письме обозначается звук Ч.

– какой буквой на письме обозначается звук Щ.

5. Посмотрим мы с вами в щель и увидим…

а) звуковая линейка (определение место звука в словах по цифровому ряду).

звук Ч кабачки (5), чеснок (1), одуванчик (7), паучки (4), черника (1).

(предметные картинки)

Назовите слово, которое состоит:

из 4-ех слогов (одуванчик),
из 2-ух слогов
(чеснок).

Составьте звуковую модель этих слов.

http://festival.1september.ru/articles/573817/img1.gif

6. Прошли мы с вами огород и (снова смотрим в щель) попали в чащу.

http://festival.1september.ru/articles/573817/img2.jpg

Что такое чаща? (Чаща – это густой ,труднопроходимый лес.)

А в чаще растут разные деревья березы, сосны, ели. Нам нужно найти задание. Под грибочком, который растет справа от земляники, но слева от маленькой елки, лежит наше задание.

Поставить плюсы в квадратах, напротив букв Ч, Щ, если услышите в словах заданные звуки.

Овощи, печенье, чудовище, камыш, защищать, чучело. Проверка с моей таблицей. Кто помнит слова, которые были названы?

Чудовище – это сказочное страшное существо, или уродливый, безобразный, внушающий страх человек или животное.

Камыш – это высокое водное или болотное растение.

Чучело – это фигура животного из набитой чем-нибудь шкуры, или пугало для птиц в виде куклы, или говорят так о грязном, небрежно одетом человеке.

 

Ч

Щ

Ч – Щ

1.

 

+

 

 

2.

+

 

 

 

3.

 

 

+ +

 

4.

 

 

 

+

5.

 

+ +

 

 

6.

+ +

 

 

 

7. Песочная поляна.

Заглянем в щель. Песочная поляна перед нами, а кто это лежит? (Ящерица.)

http://festival.1september.ru/articles/573817/img3.jpg

Игра “Волшебный мешочек”. Найдите букву Ч среди других букв, и заменить букву Щ на букву Ч, прочитать слова, объяснить значение, слова записаны в транскрипции.

http://festival.1september.ru/articles/573817/img4.jpg

ПИЩАТЬ (издавать писк) – ПЕЧАТЬ (напечатанные произведения, знак)

ТАЩУ (нести кого-то) – ТОЧУ (делать острым, трением о камень)

ЩЕТКА (изделие для чистки с волосками) – ЧЕТКО (говорить четко)

ПЛАЩ – ПЛАЧ

МОЩЬ (могущество, сила) – МОЧЬ (может)

8. Физминутка.

9. Графический диктант (по предметным картинкам). Работа в тетрадях. Число, месяц. ЯЩЕРИЦА, ОВОЩИ, СВЕЧА, ЧУЛОК, ЩУКА, БАБОЧКА, БОЧКА, СПИЧКИ, ЩЕНОК, МЯЧ, КЛЕЩИ, ОЧКИ, УДОЧКА. Проверяем, с моим графиком. Сколько букв Ч–8, Щ–5.

10. Посмотрим снова в щель. А там … (болото).

http://festival.1september.ru/articles/573817/img5.jpg

Кто знает, что такое болото? (топкое место со стоячей водой). Что растет на болоте? (камыши). А кто живет на болоте? (лягушки). И вот следующее задание.

Назвать предметы ласково, чтобы слышался звук Ч и очень большущие предметы, чтобы слышался звук Щ.

Лягушка – лягушечка, лягушище.

http://festival.1september.ru/articles/573817/img6.jpg

Диван – диванчик, диванище.

http://festival.1september.ru/articles/573817/img7.jpg

Заяц – зайчик, зайчище.

http://festival.1september.ru/articles/573817/img8.jpg

Тигр – тигреночек, тигрище.

http://festival.1september.ru/articles/573817/img9.jpg

Составить словосочетания со словом лягушечка, выбирая подходящие слова из данных слов (мокрая, зеленая, квадратная, холодная, прозрачная, добрая). Проверяем.

11. И снова в щель мы видим… Дальше нам встретилась ручей.

http://festival.1september.ru/articles/573817/img10.jpg

По ручью плывут слова. Нужно так слова поставить, чтобы получилось предложение по заданной схеме.

http://festival.1september.ru/articles/573817/img11.gif

Мальчик поймал на удочку хищную щуку.

Поставить над схемой соответствующие буквы Ч–Щ.

Проверяем.

12. Посмотрели в щель и увидели почтовый ящик, а в нем задание. Прочитать текст, исправить ошибки. Восстановить текст, пересказать по памяти.

Возле щулана сидел ченок. Он еще совсем маленький. Слущайно его лапка попала в чель, и ченок запичал. Мальщики смастерили для ченка ячик, положили на дно старый плач.

Что такое чулан – это помещение в доме, служащее кладовой.

13. Итог занятия.

– Какие звуки сравнивали на занятии?

– Какие органы артикуляции работают одинаково?

– Где мы побывали, что увидели?

Литература:

  1. Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Пособие для логопеда Москва Гуманитарный издательский центр «Владос» 2001 г.
  2. Рисунки детские с просторов интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация [л][р] в слогах, словах и предложениях (коррекция письменной речи).

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков л-р, артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику,материал для коррекции письменной речи....

Итоговая работа на тему: «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения» (коррекция звукопроизношения + Изобразительная деятельность ).1 класс

Работа представлена по результатам курса "Традиционные и инновационые подходы к коррекции звукопроизношения"Педагогический университет Первое сентября. Тема занятия:«Путешествие с Колобком. Звук Л»...

Рабочая программа по коррекции письменной речи, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи младших школьников....

Технологическая карта логопедического занятия по коррекции письменной речи (2 класс): "Упражнения в морфологическом синтезе"

Технологическая карта группового логопедического заняти по коррекции письменной речи на тему: "Упражнения в морфологическом синтезе". Данная методическая разработка составлена в соотвестствии с требов...

Логопедическое занятие по коррекции письменной речи

Логопедическое заключение: Нарушение письма. Лексико-грамматическое недоразвитие. Двуязычие. Тема занятия: Согласование в роде, числе имен прилагательных и существительных....

Рабочая программа логопедических занятий по профилактике и коррекции письменной речи во 2 классе

Программа логопедических занятий направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обес...

Логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи Тема занятия: Буква ж. Звук [ж ].

Цели занятия: - уточнение артикуляции и закрепление правильного произношения звука[ж] (групповое логопедическое занятие для учащихся 1-го класса). - автоматизировать звук в связной речи.Задачи: К...