Рабочая программа логопедических занятий по профилактике и коррекции письменной речи во 2 классе
рабочая программа по логопедии (2 класс)
Программа логопедических занятий направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, и рассчитана на предупреждение и устранение имеющихся у детей недостатков устной и письменной речи, формирование у них предпосылок полноценного усвоения общеобразовательных программ по русскому языку и дальнейшей социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_pr._po_prof._disgr._2_kl.docx | 48.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №6»
Согласовано: Утверждаю:
Зам. Директора по УВР Директор МАОУ «Лицей №6»
МАОУ «Лицей №6» _____________ Родина З.Н.
________ Шальнева Н.В.
Рабочая программа логопедических занятий
по профилактике и коррекции письменной речи
во 2 классе
2021-2022 учебный год
Разработала: Орлик А.А.
Учитель - логопед 1 кв. категории
г. Бердск
Пояснительная записка
Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Составлена в соответствии с инструктивно-методическим письмом «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А. В. Ястребовой и Т. П. Бессоновой (Москва,1996). А также с опорой на методические системы работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, , Е.В. Мазановой, свой опыт работы учителем-логопедом и изучения научно-методической литературы по этому вопросу.
Общая характеристика курса
Программа логопедических занятий направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, и рассчитана на предупреждение и устранение имеющихся у детей недостатков устной и письменной речи, формирование у них предпосылок полноценного усвоения общеобразовательных программ по русскому языку и дальнейшей социализации. Также логопедические занятия включают формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного и безошибочного письма, как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- оказание логопедической помощи с учётом особенностей развития и индивидуальных возможностей детей;
- развитие речи, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение обучающимися первоначальных знаний о фонетике, лексике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать;
- овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания, письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
- воспитание у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку;
- побуждение познавательного интереса к языку,
- побуждение стремления совершенствовать свою речь.
В основе создания программы лежат общедидактические принципы: научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой – формы, виды и методы проведения занятий:
-соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
-Непрерывности. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;
системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
деятельностного подхода – опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка;
системного подхода — взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;
связи занятий с уроками русского языка: основой должны являться знания, поученные обучающимися на уроках русского языка, опираясь на эти знания, логопед совершенствует речевые навыки;
занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к логопедическим занятиям: это достигается путем использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности – картин, слайдов, презентаций.
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Обучающихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы.
Первую группу составляют школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения звуков без других сопутствующих проявлений.
Вторую группу составляют школьники, у которых имеет место несформированность всей звуковой стороны речи - произношение, фонематические процессы (фонетико-фонематическое недоразвитие). Типичным для произношения учащихся этой группы являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; сонор; твердых-мягких). В большинстве случаев нарушение распространяется лишь на какую-либо пару звуков, например, С-Ш, Ж-3, Щ-Ч, Ч-Т, Ч-Ц, Д-Т и т.д. Недочеты произношения, выражающиеся в смешении и заменах звуков (в отличие от недостатков, выражающихся в искаженном произнесении отдельных звуков), следует относить к фонематическим дефектам.
Школьники рассматриваемой группы, имеют выраженные отклонения не только в звукопроизношении, но и в дифференциации звуков. Эти дети испытывают затруднения в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического (например: звонкие и глухие звуки) и артикуляционного (например: свистящие-шипящие звуки) сходства и различия, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (например: бочка - почка, басня - башня). Все это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова.
Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звуковою состава слова и нередко служит причиной появления вторичного (по отношению к устной форме речи) дефекта, проявляющегося в специфических нарушениях чтения и письма.
Третью группу составляют обучающиеся, у которых, наряду с нарушениями произношения звуков, имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка - общее недоразвитие речи. Эти отклонения приводят к тому, что дети испытывают большие трудности в овладении чтением и письмом, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение всех этих звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»). При этом у всех детей остается недостаточная сформированность фонематических процессов, низкий количественный состав словарного запаса, обучающиеся данной группы допускают в самостоятельных высказываниях ряд ошибок, обусловленных смешением слов по смыслу и акустическому сходству. Грамматическое оформление устных высказываний также характеризуется наличием специфических ошибок, отражающих недостаточное усвоение детьми предложного и падежного управления, согласования, сложных синтаксических конструкций. Отставание в развитии языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй) не может, естественно, не оказывать определенного влияния и на формирование функций речи (или видов речевой деятельности). Речь первоклассника с ОНР носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога. Первоклассники испытывают определенные трудности при продуцировании связных высказываний (монологическая речь), которые нередко сопровождаются поисками необходимых для выражения мысли языковых средств. У детей еще нет навыков и умений связно излагать свои мысли. Поэтому для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений. Детям с НВОНР доступны более-менее развернутые связные высказывания в пределах обиходно-бытовой тематики. Их самостоятельные высказывания характеризуются фрагментарностью, недостаточной связностью, логичностью.
Что касается обучающихся 2-3 классов с ОНР, то проявления несформированности языковых средств у них иные. Они могут ответить на вопрос, составить элементарный рассказ по картинке, передать отдельные эпизоды прочитанного, рассказать о волнующих событиях, т.е. построить свое высказывание в пределах близкой им темы. Однако, при изменении условий коммуникации, при необходимости дать развернутые ответы с элементами рассуждения, доказательства, при выполнении специальных учебных заданий у таких детей возникают значительные трудности использования лексико-грамматических средств, указывающие на недостаточное их развитие. А именно: ограниченность и качественную неполноценность словарного запаса, недостаточную сформированность грамматических средств языка (проявления аграмматизма, семантические ошибки). Звуковая сторона речи также является недостаточно сформированной. Несмотря на то, что у этих школьников наблюдаются лишь отдельные недочеты в произношении звуков, они испытывают затруднения в различении акустически близких звуков, в последовательном произношении слогов в многосложных незнакомых словах, со стечением согласных звуков. Подобные сглаженные отклонения в развитии устной речи описанной группы детей в совокупности создают серьезные препятствия при обучении их грамотному письму и правильному чтению. Именно поэтому у них наиболее ярко проявляются не дефекты устной речи, а нарушения чтения и письма. Письменные работы этой группы детей изобилуют разнообразными ошибками: специфическими, орфографическими и синтаксическими. Причем количество специфических ошибок у детей с общим недоразвитием речи значительно больше, чем у детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. В этих случаях наряду с ошибками, которые являются следствием недостаточного развития фонематических процессов, имеется целый ряд ошибок, связанных с недоразвитием лексико-грамматических средств языка (ошибки предложно-падежного управления, согласования и т.д.). Наличие подобных ошибок свидетельствует о том, что процесс овладения грамматическими закономерностями языка у рассматриваемой группы детей еще не закончен.
Подготовительный этап: восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи у детей с ФН, ФФН, НВОНР, ОНР (1 классы) и проведение специальной работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии.
Первый этап: формирование фонетико-фонематических представлений у детей с ФФН, НВОНР, ОНР/нарушением письма, обусловленным ФФН или НВОНР, ОНР (1-2 классы) и проведение специальной работы по ликвидации акустической и оптической дисграфий.
Второй этап: восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у детей с НВОНР, ОНР/ нарушением письма, обусловленным НВОНР, ОНР (2-3 классы) и проведение специальной работы по ликвидации аграмматической дисграфии.
Третий этап: восполнение пробелов в формировании связной речи у детей с НВОНР, ОНР/ нарушением письма, обусловленным ОНР (3-4 классы).
Программа позволяет последовательно формировать у обучающихся языковые навыки и речевые умения в процессе коррекции письменной речи с учетом их речевой патологии. Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что предлагаемая методика носит коррекционно-пропедевтический характер, то есть позволяет предупреждать появление устойчивых ошибок, а не «бороться» с ними по мере появления их в письменных работах детей. Также в процессе логопедических занятий одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, память и формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Продуманная таким образом система программы обеспечивает хорошую основу для формирования навыков письменной речи младших школьников, решения многоплановых задач коррекции, развития и обучения, обучающихся в условиях логопедического кабинета при общеобразовательной школе.
Планируемые результаты
В результате прохождения логопедических занятий у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Методическое обеспечение программы
Форма занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – учебно-развивающая деятельность детей под руководством учителя-логопеда.
Используются нетрадиционные формы проведения занятий:
- игровые технологии
- информационно-коммуникативные технологии (просмотры презентаций),
- здоровьесберегающие технологии,
- практические задания с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, словарей, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, тесты, анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).
Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельного составления кроссвордов, шарад, ребусов, стихов, текстов, рисование букв и слов, конструирование палочками, шнурком, камешками и мн. др.
Приемы и методы: словесные, наглядные и практические.
Ресурсное обеспечение программы:
материально-техническое обеспечение: оснащение учебных занятий видео - и аудио-техникой, проектором и компьютером, принтером, СД дисками, флэш картой, раздаточным дидактическим материалом для детей.
Исследование эффективности программы:
- диагностика речевых нарушений;
- анкетирование (изучение интересов учащихся, запросов родителей);
- педагогическое наблюдение;
- индивидуальные беседы с обучающимися, родителями, педагогом-психологом о проблемах отдельных детей.
2 класс
Основной целью первого этапа является: коррекция нарушений устной речи обучающихся и проведение специальной работы по ликвидации акустической и оптической дисграфий, недопущение их перехода на дальнейшие этапы обучения.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения этого этапа являются следующие:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
4. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
5. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти.
6. Формирование и развитие зрительного восприятия и представления.
7. Развитие зрительного анализа и синтеза.
8. Формирование речевого средства, отражающее зрительно-пространственные отношения.
9. Обучение дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
10. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса детей.
11. Коррекция дефектов произношения (по необходимости).
Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь начало коррекционно-развивающего обучения. Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми.
Учитываются принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает его поступательное развитие. Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному. Тема и цель занятий пронизывают все этапы работы. Занятия максимально насыщены изучаемыми звуками; происходит постоянный звукобуквенный анализ и синтез на материале правильно произносимых звуков. В занятия включены лексические темы с целью уточнения, обогащения, активизации словарного запаса детей, развития связной речи, закреплению навыков чтения и письма. Выделяется время для формирования полноценных психологических предпосылок (внимания, памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать педагога) к полноценной учебной деятельности. Также предусматривается включение игр и заданий на развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков, на воспитание слухового внимания и памяти, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации, навыков чтения и письма, применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных и здоровьесберегающих технологий. При определении форм работы с ребенком-логопадом учитываются его индивидуальные особенности.
Эффективность коррекционно-развивающего обучения при устранении дисграфии достигается при условии комплексного и системного характера, осуществляется дифференцированно с учетом симптоматики, механизмов, структуры речевого дефекта и особенностей познавательной деятельности младших школьников с дисграфией.
Предполагаемая последовательность ознакомления со звуками и буквами отличается от традиционной школьной программы и опирается на порядок появления и формирования звуков в онтогенезе: сначала изучаются и дифференцируются гласные звуки, затем согласные (сначала свистящие, а затем – шипящие, аффрикаты и соноры). Работу над мягкими и твердыми согласными связывают с дифференциацией гласных А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е. Работу по дифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Строить ее нужно в следующей последовательности: З-С, Ж-Ш, В-Ф, Б-П, Д-Т, Г-К. В процессе дети овладевают анализом все более и более сложных слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие.
Предполагаемый результат
Правильная организация комплексного коррекционного воздействия на детей с речевой патологией позволяет вовремя устранить нарушения письма и чтения (как вторичного дефекта) и не допустить отставания в усвоении программы обучения по русскому языку. Программа легче усваивается, в письменной речи становится меньше дисграфических ошибок (замен, искажений, пропусков букв и слогов).
Ребенок принимает активное участие в коллективном устном общении, вступает в диалог. Правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво начинает писать буквы и оформлять их соединение, адекватно оценивает каллиграфическую сторону своей записи.
Логопедическая работа имеет как ближайший, так и отсроченный результаты. Правильно она построенная и своевременно проведенная, позволяет заложить прочный фундамент для формирования ключевых образовательных компетенций обучающихся по всем учебным дисциплинам, социально и психологически адаптировать детей, сняв совсем либо значительно ослабив влияние дефекта на все виды деятельности детей-логопадов. Ведь очевидно, что речь, как письменная, так и устная, лежит в основе познания, общения, продуктивной деятельности.
В результате освоения учебного материала программы, обучающиеся получат возможность научиться:
- узнавать и различать гласные и согласные звуки;
- обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
- использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е и Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- производить фонетический разбор слова;
- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь,Ъ;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- строить звуковые схемы слогов и слов;
- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Будут знать:
- термины, используемые для обозначения для обозначения основных понятий – речь, звук, буква, артикуляция;
- все буквы и звуки родного языка;
- отличительные признаки гласных и согласных звуков;
- гласные и согласные звуки;
- твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости – мягкости, по звонкости – глухости.
Произойдет развитие неречевых психических процессов:
- дыхания, артикуляционной, ручной и общей моторики;
- совершенствование способностей зрительного анализа и синтеза;
- развитие слухового и зрительного восприятия и способности узнавания;
- расширение объема зрительной и слуховой памяти;
- совершенствование психологических предпосылок к обучению;
- устойчивости внимания, наблюдательности к языковым явлениям, способности к запоминанию;
- активизация навыков и приемов самоконтроля;
- развитие познавательной деятельности;
- совершенствование коммуникативных умений и навыков как одного из условий успешной социализации в обществе.
Таким образом, к концу обучения учащиеся:
- должна быть сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;
- поставлены и дифференцированны все звуки;
- уточнен и активизирован имеющийся у детей словарный запас;
- уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
- проведена работа по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустической и оптической.
Содержание программы
Логопедические занятия проводятся 7 часов в неделю, группа по 3- 4 человека согласно проведенному обследованию, по необходимости развитие фонетических представлений, постановка и закрепление поставленных звуков, выносится на индивидуальные занятия. Диагностика проводится два раза: вводная (в начале коррекционно-развивающего обучения) и итоговая (в конце).
Учебно-тематическое планирование
1. | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными А–Я. | 1 | Закреплять знания о гласных А–Я, учить дифференцировать гласные А–Я в словах, закреплять знания о звуковом составе слова, развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематическое восприятие, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание. |
2. | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными А–Я в словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | Закреплять знания о гласных А–Я, учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные перед гласными А-Я в предложениях и текстах. |
3. | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными У –Ю. | 1 | Закреплять знания о гласных У–Ю, учить дифференцировать гласные У–Ю в словах, развивать навыки звукового анализа и синтеза, словообразования, фонематическое восприятие, тренировать в отгадывании кроссвордов, уточнять и обогащать словарь детей. |
4. | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными У –Ю в словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | Закреплять знания о гласных У–Ю, учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные перед гласными У-Ю, развивать навыки фонематического и языкового анализа и синтеза в предложениях и текстах, навыки работы с деформированным предложением, развивать связную речь, фонематическое восприятие. |
5. | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О–Ё. | 1 | Закреплять знания о гласных О–Ё, учить дифференцировать гласные О–Ё в словах, развивать навыки звукового анализа и синтеза, уточнять и обогащать словарь детей. |
6. | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О–Ё в словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | Закреплять знания о гласных О–Ё, учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные перед гласными О-Ё, развивать навыки фонематического и языкового анализа и синтеза в предложениях и текстах, навыки построения предложений, развивать логическое мышление. |
7. | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными И–ы. | 1 | Закреплять знания о гласных И–ы, учить дифференцировать гласные И–ы в словах, развивать навыки звукового анализа и синтеза, словоизменения, тренировать в образовании существительных при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением. |
8. | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными И–ы в словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | Закреплять знания о гласных И–ы, учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные перед гласными И-ы, тренировать в составлении описания по плану, развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание. |
9. | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Э–Е. | 1 | Закреплять знания о гласных Э–Е, учить дифференцировать гласные Э–Е в словах, развивать навыки звукового анализа и синтеза, словообразования, фонематическое восприятие, тренировать в отгадывании кроссвордов, уточнять и обогащать словарь детей. |
10. | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Э–Е в словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | Закреплять знания о гласных Э–Е, учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные перед гласными Э-Е, развивать навыки фонематического и языкового анализа и синтеза в предложениях и текстах, связную речь, фонематическое восприятие, |
11. | Итоговое занятие. (твёрдость и мягкость согласных звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда) | 1 | Закреплять умение различать и определять твёрдые и мягкие согласные, выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, навыки слогового анализа и синтеза слова, развивать речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук, фонематический слух, внимание, память, мышление, профилактика нарушения зрения, формировать умения самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, воспитывать интерес к логопедическим занятиям. |
12. | Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака | 1 | Закреплять знания детей о смягчении согласных при помощи гласных ЯЕЁЮИ, навыки правописания слов с мягким знаком на конце слова, знакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме, работать над преодолением ошибок фонематического анализа и синтеза, обогащать словарь. |
13. | Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака (смягчение согласных в середине слова) | 1 | Закреплять знания детей о смягчении согласных при помощи мягкого знака, навыки правописания слов с мягким знаком в середине слова, работать над преодолением ошибок фонематического анализа и синтеза, устранять нарушения фонематического слуха и восприятия, развивать логическое мышление. |
14. | Разделительный мягкий знак. Звуковой анализ слов. | 1 | Закреплять знания детей о смягчении согласных при помощи мягкого знака, о разделительном мягком знаке, о нормах орфографии, учить дифференцировать слова с «ь» на конце и середине слова, слова с разделительным «ь» и мягким знаком в функции смягчения, развивать логическое мышление, фонематическое восприятие. |
15. | Мягкий знак в функции смягчения и разделения. | 1 | Закреплять знания о «ь» и его роли в словах; учить дифференцировать слова с разделительным «ь» и «ь» в функции смягчения, учить работать со схемами слов, формировать навыки словоизменения, развивать высшие психические процессы. |
16. | Итоговое занятие. Игра «Умники и умницы» (твёрдые и мягкие согласные звуки) | 1 | Закреплять умение производить дифференциацию твёрдых и мягких согласных звуков, обозначаемых с помощью гласных букв и «ь», развивать слуховое внимание, кратковременную память, мышление, воспитывать умение играть по правилам. |
1. | Дифференциация согласных Б-П, Бь-Пь в слогах и словах | 1 | Закреплять знания о звуках Б-Бь, П-Пь, учить дифференцировать согласные Б-П, Бь-Пь изолированно, в слогах и словах, развивать навыки слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие, логическое мышление, проводить работу по предупреждению дизорфографии. |
2. | Дифференциация согласных Б-П, Бь-Пь в словосочетаниях, предложениях и текстах. | 1 | Закреплять знания о звуках Б-Бь, П-Пь, учить дифференцировать Б-П, Бь-Пь в словосочетаниях, предложении и тексте, учить согласовывать прилагательные с существительными, формировать навыки работы с деформированным текстом, развивать логическое восприятие |
3. | Дифференциация согласных В-Ф, Вь-Фь в слогах и словах | 1 | Закреплять знания о звуках В-Вь, Ф-Фь, учить дифференцировать В-Ф, Вь-Фь изолированно, в слогах и словах, сравнивать звуки, развивать навыки слогового анализа, логическое мышление, зрительную и слуховую память. |
4. | Дифференциация согласных В-Ф, Вь-Фь в словосочетаниях, предложениях и текстах. | 1 | Закреплять знания о звуках В-Вь, Ф-Фь, учить дифференцировать В-Ф, Вь-Фь в словосочетаниях, предложении и тексте, формировать навыки работы с деформированным текстом, развивать логическое восприятие |
5. | Дифференциация согласных Г-К, Гь-Кь в слогах и словах | 1 | Закреплять знания о звуках Г-Гь, К-Кь, учить дифференцировать Г-К, Гь-Кь изолированно, в слогах и словах, закреплять нормы орфографии, развивать внимание, логическое мышление |
6. | Дифференциация согласных Г-К, Гь-Кь в словосочетаниях, предложениях и текстах. | 1 | Закреплять знания о звуках Г-Гь, К-Кь, учить дифференцировать Г-К, Гь-Кь в словосочетаниях, предложении и тексте, развивать логическое восприятие, внимание, связную речь. |
7. | Дифференциация согласных Д-Т, Дь-Ть в слогах и словах | 1 | Закреплять знания о звуках Д-Дь, Т-Ть, учить дифференцировать Д-Т, Дь-Ть изолированно, в слогах и словах, закреплять языковые нормы, развивать навыки слогового анализа и синтеза, высшие психические процессы. |
8. | Дифференциация согласных Д-Т, Дь-Ть в словосочетаниях, предложениях и текстах. | 1 | Закреплять знания о звуках Д-Дь, Т-Ть, учить дифференцировать Д-Т, Дь-Ть в словосочетаниях, предложении и тексте, обогащать словарь, закреплять знания временных отношений, формировать навыки работы с деформированным текстом, работы на уровне словосочетания. |
9. | Дифференциация согласных З-С, Зь-Сь в слогах и словах | 1 | Закреплять знания о звуках З-Зь, С-Сь, учить дифференцировать З-С, Зь-Сь изолированно, в слогах и словах, развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, словообразования, зрительное восприятие и оптические представления, умение оперировать в речи обобщающими понятиями, зрительное и слуховое внимание. |
10. | Дифференциация согласных З-С, Зь-Сь в словосочетаниях, предложениях и текстах. | 1 | Закреплять знания о звуках З-Зь, С-Сь, учить дифференцировать З-С, Зь-Сь в словосочетаниях, предложении и тексте, обогащать словарь, развивать навыки слогового анализа и синтеза, словообразования, работы с омонимами, оптические представления, работать над предупреждением устного аграмматизма. |
11. | Дифференциация согласных Ж-Ш в слогах и словах | 1 | Закреплять знания о звуках и буквах Ж-Ш, учить дифференцировать Ж-Ш изолированно, в слогах и словах, уточнять и обогащать словарь, развивать навыки образования существительных с помощью суффиксов –онок-, -ёнок-, согласования слов в предложении. |
12. | Дифференциация согласных Ж-Ш в словосочетаниях, предложениях и текстах. | 1 | Закреплять знания о звуках Ж-Ш, учить дифференцировать Ж-Ш в словосочетаниях, предложении и тексте, работать с деформированным текстом, над предупреждением аграмматизма, обогащать словарь. |
13. | Итоговое занятие. Тестовые задания. | Закреплять знания по теме звонкие и глухие согласные. | |
14. | Объяснительный диктант по теме «Дифференциация парных согласных» | 1 | Проверять знания по теме звонкие и глухие согласные. |
15. | Дифференциация букв о-а в слогах и словах. | 1 | Учить детей сравнивать буквы о-а по начертанию, дифференциации букв о-а в слогах и словах, закреплять знания о правописании этих букв в слогах и словах, знакомить детей со словами-паронимами, развивать оптико-пространственные представления, словарь. |
16. | Дифференциация букв о-а в словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | Закреплять знания детей о буквах о-а, учить дифференциации букв о-а в словосочетаниях, предложениях и тексте, обучать навыкам слогового анализа и синтеза, развивать умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях, тренировать в языковом и звуковом анализе, развивать зрительное восприятие. |
17. | Дифференциация букв и-у в слогах и словах. | 1 | Знакомить с буквами и-у, учить соотносить звуки и-у с буквами и-у, различать буквы и-у изолированно, в слогах и словах, знакомить со словами перевёртышами, развивать навыки звукового анализа и синтеза, логическое восприятие, зрительное восприятие. |
18. | Дифференциация букв и-у в словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | Закреплять знания детей о буквах и-у, учить дифференциации букв и-у в словосочетаниях, предложениях и тексте, навыкам звуко-буквенного анализа, составлять рассказ по серии сюжетных картинок, тренировать в языковом и звуковом анализе, развивать умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях, логическое мышление. |
19. | Дифференциация букв б-д в слогах и словах. | 1 | Познакомить с буквами б-д, учить соотносить звуки б-д с буквами б-д, учить различать буквы б-д изолированно, в слогах и словах, развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление. |
20. | Дифференциация букв б-д в словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | Закреплять знания детей о буквах б-д, учить дифференциации букв б-д в словосочетаниях, предложениях и тексте, грамматическому оформлению предложений, работать со словами-паронимами, развивать пространственные и кинетические представления. |
21. | Дифференциация букв п-т в слогах и словах. | 1 | Познакомить с буквами п-т, учить соотносить звуки с буквами, различать буквы п-т изолированно, в слогах и словах, развивать навыки звукового и слогового анализа и синтеза, зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, умения конструировать и реконструировать. |
22. | Дифференциация букв п-т в словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | Закреплять знания детей о буквах б-д, учить дифференциации букв б-д в словосочетаниях, предложениях и тексте, работать со скороговорками, проводить работу на лексико-грамматическом уровне, развивать умения построения предложения, пространственные и кинетические представления, зрительное и слуховое внимание, логическое мышление. |
23. | Дифференциация букв л-м в слогах и словах. | 1 | Знакомить с буквами л-м, учить соотносить звуки с буквами, различать буквы л-м изолированно, в слогах и словах, давать сравнительную характеристику звуков и букв, уточнять знания об элементах букв, развивать умение строить словосочетания, зрительное и слуховое восприятие, кинетические представления, логическое мышление. |
24. | Дифференциация букв л-м в словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | Закреплять знания детей о буквах л-м, учить дифференциации букв л-м в словосочетаниях, предложениях и тексте, составлению связного последовательного высказывания по опорным словам, работать со словами-паронимами, устранять кинетические нарушения, проводить работу на согласование прилагательных с существительными в роде, развивать логическое мышление. |
25. | Дифференциация букв к-н в слогах и словах. | 1 | Знакомить с буквами к-н, учить соотносить звуки с буквами, различать буквы к-н изолированно, в слогах и словах, работать с анаграммами, устранять кинетические нарушения, уточнять значения слов, расширить словарный запас, развивать логическое мышление |
26. | Дифференциация букв к-н в словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | Закреплять знания детей о буквах к-н, учить дифференциации букв к-н в словосочетаниях, предложениях и тексте, развивать навыки звуко-буквенного анализа, умения построения предложений из отдельных слов, зрительное и слуховое внимание, логическое мышление. |
27. | Дифференциация букв и-ц, И-Ц в слогах и словах. | 1 | Знакомить с буквами и-ц, И-Ц, учить их сравнивать по начертанию, дифференцировать изолированно, в слогах и словах, развивать навыки словообразования, зрительное восприятие. |
28. | Дифференциация букв и-ц, И-Ц в словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | Закреплять знания детей о буквах и-ц, учить дифференциации букв и-ц в словосочетаниях, предложениях и тексте, построению словосочетаний и предложения, развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза, развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление. |
29. | Дифференциация букв ш-щ, Ш-Щ в слогах и словах. | 1 | Знакомить с буквами ш-щ, Ш-Щ, учить их сравнивать по начертанию, дифференцировать изолированно, в слогах и словах, образовывать существительные при помощи суффикса –ищ-, развивать навыки словообразования, зрительное внимание, восприятие, умение образовывать существительные от глагола, кинестетические ощущения, устранять кинетические нарушения. |
30. | Дифференциация букв ш-щ, Ш-Щ в словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | Закреплять знания детей о буквах ш-щ, учить дифференциации букв ш-щ в словосочетаниях, предложениях и тексте, работать с паронимами, составлять словосочетания, развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза, зрительное восприятие и внимание, способствовать устранению кинетических нарушений. |
31. | Дифференциация букв З-Е в слогах и словах. | 1 | Знакомить с буквами З-Е, учить их сравнивать по начертанию, дифференцировать изолированно, в слогах и словах, закреплять знания детей о правописании имен собственных, развивать зрительное восприятие, кинетические, зрительно- пространственные представления, логическое мышление. |
32. | Дифференциация букв З-Е в словосочетаниях, предложениях и тексте. Итоговое задание «Тест на дифференциацию букв сходных по написанию». | 1 | Закреплять знания детей о буквах З-Е, учить дифференциации букв ш-щ в словосочетаниях, предложениях и тексте, способствовать преодолению устного аграмматизма, развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание, закрепить полученные знания на предыдущих занятиях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Кружка «Учусь правильно говорить» (коррекция письменной и устной речи) Класс 2
Данная программа позволяет скорректировать фонематическое недоразвитие за счет тщательной проработки смешиваемых звуков и букв изолированных, в составе слогов, слов, предложений. Такая проработка...
Рабочая программа логопедических занятий по коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных НВОНР для 2 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, содержание программы, тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...
Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи в условиях логопункта общеобразовательной школы» для учащихся 1-4 классов.
Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» ФГОС НОО. Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, по...
Рабочая программа «Логопедическая коррекция» 2, 3, 4 СККК (специальный (коррекционный) класс комплект
Аннотация «Логопедическая коррекция»Название курса«Логопедическая коррекция»Класс 2, 3, 4 СККК (специальный (коррекционный) класс комплектКоличество часов68 ч.Составитель рабоч...
Рабочая программа «Логопедическая коррекция» 5 СККК (специальный (коррекционный) класс комплект
Обучающиеся должны уметь:правильно обозначать звуки буквами на письме;подбирать группы родственных слов;проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора р...
Аннотация к рабочей программе по курсу «Профилактика и коррекция дизорфографии у обучающихся с ОВЗ ЗПР»
В аннотации указаны: нормативно-правовое основание разработки рабочей программы, список используемой литературы, цели и задачи курса, срок реализации программы, место в учебном плане и план...
Рабочая программа "Логопедическая коррекция устной и письменной речи у обучающихся 1-4 классов"
Программа разработана с учётом новых ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ....