Рабочая программа по коррекции письменной речи, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему
Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дисграфия, обусловленная несформированностью фонематического восприятия, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Это:
- пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
- замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству: звонкие – глухие согласные, лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), соноры, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)
- раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Название программы – Коррекция нарушения письменной речи у младших школьников, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия.
Рабочая программа рассчитана на 65 ч (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения)
Программа составлена для обучающихся 2-х классов, с нарушением письма, обусловленным недостаточной сформированностью фонетико-фонематического компонента речевой системы
Цели и задачи курса:
- Развитие звуковой стороны речи, фонематических процессов, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
- Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
- Формирование умения дифференцировать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
- Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
- Развитие связной речи.
- Развитие внимания, памяти, процессов мышления; формирование положительной внутренней мотивации к логопедическим занятиям, интереса к русскому языку.
К концу курса дети должны приобрести следующие универсальные учебные действия:
- владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
- знать термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, оппозиционные звуки, артикуляция, фонетический разбор слова и т.д.;
- различать пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости;
- дифференцировать оппозиционные звуки;
- владеть приемами словообразования при помощи суффиксов и приставок;
- производить фонетический разбор слова;
- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
Ведущая технология- технология коррекционно-развивающего обучения, цель которой - научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах
Ожидаемые результаты:
- ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
- ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Формы организации деятельности учащихся –
групповая, работа в парах, индивидуальная.
Содержание коррекционной работы реализуется на протяжении четырех взаимосвязанных этапов: диагностико -подготовительный
коррекционно - развивающий
оценочный.
Календарно-тематический планирование
М-ц | № | Тема | Содержание | Часы |
I-II этапы -диагностико-подготовительные | ||||
Обследование письменной речи. Зачисление в группу переведенных и вновь поступивших детей. Сбор анамнеза. Заполнение карт. | ||||
09 | 1-3 | Речь Предложение Слово Слог | Повторение пройденного материала. Речь – предложение - слово- слог. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Артикуляционная гимнастика. | 3 |
| 4 | Звук и буква | Дифференциация звука и буквы | 1 |
10 | 5 | Речевые и неречевые звуки | Дифференциация речевых и неречевых звуков. | 1 |
6 | Речевые звуки и буквы Алфавит | Символы и «опоры» для обозначения звуков на письме. Дифференциация звука и буквы. | 1 | |
7-8 | Гласные и согласные звуки и буквы Звукобуквенный анализ слов | Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. | 2 | |
III этап - коррекционно-развивающий | ||||
10 | 9-10 | Гласные I ряда | Звуко-буквенный анализ | 2 |
11 | Обозначение мягкости на письме при помощи Ь | Мягкий знак в конце и середине слова | ||
11-14 | Гласные II ряда | Выбор гласных для обозначения мягкости на письме. Позиции гласных звуков в начале слова, после Ь и Ъ знаков, после гласной. | 3-4 | |
Каникулы 2 четверть | ||||
11 | 14-18 | Дифференциация гласных I-II ряда. Гласные а-я о-ё э-е у-ю | Дифференциация на слух и на письме. Звуковой анализ и синтез. Закрепление материала | 5 |
19 | Звонкие и глухие согласные | Парность. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. | 1 | |
20 | Проверочная работа | Закрепление материала | 1 | |
12 | 21-22 | Звуки [б-п’], [п-п’] Буквы б - п | Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
23-24 | Звуки [в-в’], [ф-ф’] Буквы в - ф | Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 | |
| 25-26 | Звуки [г-г’], [к-к’] Буквы г - к | Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Слова-паронимы. | 2 |
27 | Звуки [х-х’] Буква х | Дифференциация звуков и букв Х-Г-К. Развитие фонематического восприятия. Звуковой анализ и синтез. | 1 | |
28-29 | Звуки [ д-д’], [т-т’] Буквы д - т | Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Слова-паронимы. | 2 | |
Каникулы 3 четверть | ||||
01 | 30-31 | Звуки [з-з’], [с-с’] Буквы з - с | Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Слова-паронимы. | 2 |
32-33 | Звук и буква ц | Дифференциация свистящих звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. | 2 | |
34-35 | Звуки [с-с’ – ц] Буквы с - ц | Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 | |
02 | 36-37 | Звуки и буквы ш - ж | Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Слова-паронимы. | 2 |
| 38-39 | Звуки [с-с’ – ш] Буквы с - ш | Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
40-41 | Звуки [з-з - ж] Буквы з - ж | Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 | |
| 42 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков и букв Проверочная работа | Закрепление материала | 1 |
03 | 43-44 | Звуки [ч-т’] Буквы ч-т | Дифференциация на слух и на письме. Развитие фонематического слуха. | 2 |
| 45-46 | Звук и буква ч - ш | Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
| 47-48 | Звук и буква ч - щ | Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
49 | Проверочная работа | Закрепление материала | 1 | |
Каникулы 4 четверть | ||||
04 | 49-50 | Звук и буква ч - ц | Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
| 51-52 | Звук и буква щ - ц | Дифференциация на слух и на письме. Развитие фонематического слуха. | 2 |
53-55 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков | Закрепление материала | 3 | |
56-57 | Звуки [р-р’], [л-л’] Буквы р - л | Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 | |
IV этап - оценочный | ||||
05 | 58-60 | Диагностика усвоения программного материала | Оценка результативности коррекционной работы. Оценка динамики работы. Поведение итогов работы за год. Закрепление материала. | 3-4 |
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков. |
Список литературы
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР., СПб.: «Детство - Пресс», 2001.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.-М.:Ось-89, 1998.
- Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. Развитие фонематического слуха у детей., СПб.: «Лань».
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
- Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.,М.: Просвещение, 1991.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.-М.:ТЦ Сфера, 2007.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 1997.
- Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
- Мазанова Е.В. Логопедия. М.: «Аквариум бук», 2004.
- Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.,1997.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя-логопеда в общеобразовательной школе, 1996.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г МОСКВЫ Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573...
Рабочая программа по коррекции нарушения письменной речи, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс
Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции письменной речи у учащихся 8-11 лет и преодолению коммуникативных трудностей «Школа письма».
Данная программа направленна на коррекцию письменной речи учащихся 2-4 классов, имеющих нарушения речи (общее недоразвитие речи и др.) и испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной ...
Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»
Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...
Адаптированная рабочая программа по коррекции нарушений речи детей с СНР
рабочая программа...
Рабочая программа "Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для обучающихся 2 класса общеобразовательной школы"
Предлагаемая рабочая программа предназначена для обучающихся с логопедическим заключением «Нарушение формирования процессов чтения и письма» (2 класс), «Дисграфия», «Дисл...
Рабочая программа "Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для обучающихся 3 класса общеобразовательной школы"
Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.Расширение словарного запаса путем усвоения смысловых эмоциональных оттенков речи.Закрепление навыков звукобуквенного а...