Технологическая карта логопедического занятия по коррекции письменной речи (2 класс): "Упражнения в морфологическом синтезе"
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему
Технологическая карта группового логопедического заняти по коррекции письменной речи на тему: "Упражнения в морфологическом синтезе". Данная методическая разработка составлена в соотвестствии с требованиями ФГОС, может быть интересна учителям-логопедам и учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта группового логопедического занятия по коррекции письменной речи | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия по коррекции письменной речи
учителя-логопеда Филимоновой И.А.
ГБСК(ОУ) №17 Невского района Санкт-Петербурга
Тема: «Упражнения в морфологическом синтезе»
Цель деятельности учителя: расширить знания обучающихся по заданной теме, способствовать обогащению словарного запаса, формированию грамматических категорий, развитию связной устной и грамотной письменной речи.
Педагогические задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнить знания о морфологическом составе слова.
- Тренировать умение составлять слова из разных частей.
- Уточнить значения слов.
- Использовать схемы при составлении слов.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать речеслуховое и зрительное внимание.
- Развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность.
- Совершенствовать навык анализа и синтеза слов.
- Развивать навыки грамматически правильной речи.
- Способствовать укреплению здоровья обучающихся на логопедическом занятии.
- Совершенствовать пространственные представления.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать культуру речевого общения.
- Воспитывать навыки здорового образа жизни.
- Формировать функции контроля и самоконтроля.
- Воспитывать критичность и адекватное отношение к результатам своей деятельности.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД: 1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности.
2. Формирование интереса к учебному материалу.
Регулятивные УУД: 1. Формирование умения определять цель деятельности на занятии.
2. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.
3. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
4. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
5. Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1. Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя и товарищей.
2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оборудование: интерактивная доска, магнитно-маркерная доска, авторская презентация, карточки с заданиями, влажные салфетки, массажные шарики с колечками, ручки, карандаши, фломастеры.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
Ход занятия
Название этапа | Цель этапа | Содержание этапа | Количество времени (минуты) |
Организационный момент | Эмоциональный настрой на занятие. Развитие навыков саморегуляции, активизация зон коры головного мозга. Регулирование нервно-психических процессов. Психологический настрой на занятие, активизация внимания. Обеспечить актуализацию имеющихся знаний. Организовать самостоятельное или с помощью логопеда формулирование постановки цели. | - Здравствуйте, ребята, давайте начнем наше занятие. У нас сегодня гости, посмотрите. (Видеофрагмент– «Фиксики») - Ребята, посмотрите, у нас сегодня на занятии гости. Давайте поздороваемся и начнем наше увлекательное занятие. Протрите, Протрите, пожалуйста, руки влажными салфетками. (Самомассаж Ауглина, массаж для памяти и интеллекта). Логопед: Мы приветствуем гостей, Начинаем мы с ушей, Вниз потянем, вверх потянем, Сложим ушки и расправим, Их разгладим, а потом, Щечки наши разотрем, Их пощиплем, постучим, А затем на лоб помчим, Лобик пилим, разминаем, Подбородок не забываем, Носик очень важен нам, Посчитаем точки там: Один – два – три – четыре – пять, Один – два - три – четыре – пять, Один – два - три – четыре – пять, Один – два - три – четыре – пять, Мы до губ дошли опять, Их мы тоже разминаем, разминаем, Растираем, растираем, И затем теплом ладошек Личико мы умываем. | 3-5 мин. |
Объявление темы занятия | - Посмотрите, у вас на столе задание «ромбы», (показывает ромбы, их углы и спрашивает детей), обратите внимание, есть верхний, нижний, правый и левый ромб в них располагаются буквы в верхнем углу, в нижнем углу, в правом углу, в левом углу и в середине ромба. - Слушайте задание - я вам называю координаты буквы, вы находите и записываете ее в свой бланк. (Дети выполняют задание) Прочитайте, что у вас получилось? Дети: Части слова. Логопед: Оцените, пожалуйста, выполнение этого задания. Если вы задание выполнили правильно, прикрепите наш фирменный знак , если у вас возникли трудности, или были ошибки (Дети выполняют задание по самооценке) Логопед: Какие части слова вы знаете? Дети: корень, суффикс, приставка, окончание (Логопед вывешивает карточки на доску) Совершенно верно, картинку собирают из частей - пазлов, а что вы можете собрать из этих частей? Дети: слова Логопед: Правильно, конструирование слов из различных частей и будет темой нашего занятия. | 2-3 мин. | |
Основная часть занятия | Организовать самостоятельное или с помощью логопеда высказывание по алгоритму Организовать поиск решения проблемы. (Как будем различать?) Обеспечить применение знаний на практике. | Логопед: Давайте вспомним, для чего нам нужна каждая часть слова? Дети: корень – определяет смысл слова, приставка – образует новые слова, суффикс – образует новые слова, окончание изменяет форму слова. Фиксик: А, у меня для вас есть специальное задание, но справиться с ним смогут только самые сообразительные ребята. Это моё самое любимое задание, «Кирпичная стенка». Вы готовы? Дети: Да. Логопед: Для начала, нам необходимо подготовиться, как настоящим строителям - размять руки. Возьмите массажные шарики, а упражнения выполняйте вместе со мной. (Самомассаж рук массажными шариками су-джок) Логопед: Посмотрите на доску. Кто из вас догадается, части каких кирпичиков надо соединить, чтобы получились слова? (деятельность детей по составлению слов) Проверка на доске (оценивание своей работы) ЧАЙНИК, ЗАКАТ, МЫШОНОК, ПОХОД, МОРЯК, НАСЕДКА – объясните, что обозначают эти слова. Дети: Чайник – посуда, в которой заваривают чай. Закат - это заход солнца. Мышонок – детеныш мыши. Поход – путешествие пешком, вид активного отдыха. Моряк – профессия человека, который ходит в море на корабле. Наседка – курица, которая высиживает яйца. Логопед: Хорошо, а теперь оцените, как вам удалось выполнить это задание. , . Фиксик: Отлично, спасибо, сколько новых слов я узнал! Вы молодцы! Пришло время отдохнуть. Выйдите, пожалуйста, из-за парт, встаньте перед столами, выполняйте упражнения под музыку. (Дыхательная гимнастика) Фиксик: А, еще мы любим карусели, а вы? Логопед: Я вам тоже предлагаю покататься на каруселях, только необычных. Вам нужно разделиться на 2 группы, сначала 1 группа будет каруселью, а 2-я будет кататься, потом поменяетесь местами. Дети подойдите ко мне, возьмите карточки, встаньте в круг, задача второй группы по очереди выполнить задания и собрать слово. Динамическое упражнение «Карусель» - корень такой же, как в слове ИГРА, суффикс такой же, как в слове ИЗБУШКА; окончание – из слова ДУХИ (ИГРУШКИ) - корень — из слова БАБА; суффикс – из слова ВЕСНУШКИ; окончание — из слова ПОЛКА (БАБУШКА) Логопед: Давайте проверим, какие слова у вас получились. Оцените, пожалуйста, выполнение этого задания. , . (самооценка) | 17-20 мин. |
Вторичное осмысление пройденного материала | Логопед: Молодцы, ребята, а теперь, давайте составим распространенные предложения с каждым из этих слов. (Дети составляют предложения, распространяют их с помощью вопросов, записывают предложения в тетрадь). | 2-4 мин. | |
Итог, рефлексия, оценка занятия. | Оценивают результат своей деятельности. Планируют свои действия для совершенствования результата. Излагают суждения в устной форме. | Логопед: Ребята, а сейчас для вас творческое задание. Продолжите фразу (вытягивают листочек с фразой) Сегодня на занятии я узнал, … На занятии я работал (а) …., потому что …. На занятии мне понравилось …. На занятии у меня получилось ….. Логопед: Ребята, наше занятие закончено, мне было очень приятно с вами работать. Желаю успехов! | 1-2 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для 2 класса
Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Технологическая карта логопедического занятия "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы."
Логопедическая тема: Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения.Лексическая тема: Синонимы.Грамматическая тема: Части речи.Тип урока. Урок...
Технологическая карта логопедического занятия по теме "Развитие языкового анализа и синтеза"
Технологическая карта логопедического занятияУчитель-логопед Лесных Елена Анатольевна3 В класс, I группа Логопедическая тема: Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослогов...
Логопедическое занятие по коррекции письменной речи
Логопедическое заключение: Нарушение письма. Лексико-грамматическое недоразвитие. Двуязычие. Тема занятия: Согласование в роде, числе имен прилагательных и существительных....
Технологическая карта логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза односложных, двусложных слов. Овощи и фрукты".
Логопедическая тема: Развитие фонематического анализа и синтеза односложных, двусложных слов.Лексическая тема: Овощи и фрукты.Грамматическая тема: Звуки и буквы.Цель: Развитие ...
Технологическая карта логопедического занятия "Развитие языкового анализа и синтеза. Восстановление деформированного текста".
Тема занятия. Логопедическая тема: Развитие языкового анализа и синтеза. Восстановление деформированного текста. Лексическая тема: Перелетные птицы.Грамматическая тема: Предложение. Текст....
Открытое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Тема: «Слоговой анализ и синтез слов».
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза....