Логопедическое занятие по коррекции письменной речи
план-конспект по логопедии
Логопедическое заключение: Нарушение письма. Лексико-грамматическое недоразвитие. Двуязычие.
Тема занятия: Согласование в роде, числе имен прилагательных и существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_v_grupe_3.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ В ГРУППЕ №3
Логопедическое заключение: Нарушение письма. Лексико-грамматическое недоразвитие. Двуязычие.
Тема занятия: Согласование в роде, числе имен прилагательных и существительных.
Цели:
- упражнять учащихся в практическом использовании категории числа (без ее определения);
- закреплять практический навык согласования прилагательных и существительных в роде;
- обогащать словарный запас по теме «Весна»;
- Развивать фонематический слух;
- Развивать слуховой и зрительный виды памяти, образное и логическое мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент
Ленивые восьмерки
Дети рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» (цифры лежат) по 3 раза каждой рукой и затем 3 раза обеими руками одновременно.
II. Развитие фонематического слуха
Путаница
Прослушай внимательно стихотворение.
Кто на дереве сидит? Кит.
В океане кто плывет? Кот.
В огороде что растет? Рак.
Под водою кто живет? Мак.
Перепутались слова!
Я командую: раз – два
И приказываю вам
Все расставить по местам.
Какие сова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?
III. Актуализация знаний учащихся о числе и роде
Беседа
- Слова рак, мак, кот, кит какой частью речи являются?
- Измените единственное число этих существительных на множественное.
- Подберите по 1 прилагательному к каждому существительному.
- В каком роде стоят существительные и прилагательные?
IV. Развитие логического мышления
Логопед предлагает решить задачу: «Два мальчика нашли на лесной полянке грибы. Первый мальчик нашел маленький грибочек, а второй – большие грибы. Сколько грибов у каждого мальчика?»
Дети. У одного мальчика – 1 гриб, а у второго мальчика – 3 гриба.
Логопед. Верно. Но объясните, почему вы так решили?
Дети. Маленький грибочек – значит один, слова стоят в единственном числе, остальные из 4-х - большие грибы, значит, 3, Слова большие стоят во множественном числе.
V. Объявление темы и целей занятия
Сегодня на занятии мы будем изменять по числам и родам словосочетания: прилагательное + существительное.
VI. Объяснение темы занятия
Логопед. Дети, вы знает, что такое словосочетание?
Демонстрируется картинка с изображением неба, солнца, облаков.
- Что изображено на картинке?
- Это имена существительные?
- Добавьте к ним имена прилагательные.
Дети: голубое небо, мягкие облака, ласковое солнце.
Логопед. Слова, которые вы сейчас сказали парами называются словосочетаниями. Если в словосочетании изменяется существительное, то изменяется и прилагательное.
VII. Практические упражнения
Игры с мячом для тренировки в изменении словосочетаний по числам: «Один – много, много – один».
1-ая игра
Логопед по очереди кидает детям мяч, называя словосочетания в единственном числе, они кидают его обратно, изменяя единственное число на множественное.
Словосочетания
ранняя весна;
весенний ручей;
душистый ландыш;
первый подснежник;
лесное озеро;
тонкий стебелек;
густой лес;
теплый ветер.
2-ая игра
Изменение множественного числа на единственное.
Словосочетания
первые цветы;
дождевые облака;
клейкие листочки;
маленькие подснежники;
веселые ребята;
голубые небеса;
солнечные лучи;
лиственные леса.
Логопед. Дети, какие слова можно подставить к словосочетанию, чтобы определить число существительного и прилагательного?
Вывод произносят дети: Число существительных и прилагательных узнаем путем подставления слов: один – много.
VIII. Работа с таблицей №1
Логопед. А вот род существительных и прилагательных мы узнаем по словам-помощникам.
Объяснение таблицы
Род имен существительных | ||
мужской род | женский род | средний род |
он мой | она моя | оно моё |
IX. Практическая работа
На столах у детей карточки с местоимениями он мой, она моя, оно мое.
Логопед демонстрирует 9 предметных картинок, дети подставляют местоимения, определяют род существительного.
Упражнение в определении рода прилагательных и существительных.
Запись в тетради по следующему образцу:
он мой она моя оно моё
м. р. ж.р. ср.р.
Задание записать в 3 столбика словосочетания:
темное небо;
яркая молния;
желтый луч;
ласковое солнце;
весенняя гроза;
сильный ливень.
X. Работа с таблицей №2
Логопед. Род прилагательного можно узнать по существительному, по вопросу и окончанию.
Объяснение таблицы
Род имен прилагательных | ||
мужской род | какой? | - ой – ый – ий |
женский род | какая? | - ая – яя |
средний род | какое? | - ое – ее |
XI.Устная работа
Практическое упражнение в согласовании прилагательных и существительных в роде.
Задание
Подобрать как можно больше имен прилагательных к предъявленной картинке. Произнести словосочетания (5 словосочетаний).
XII. Письменная работа по карточкам
Работа с текстом (текст «Голубая пора. Март» по Н. Сладкову в учебнике Садовниковой И.Н., стр. 231).
Чтение текста.
Беседа
- О каком времени года говорится в тексте?
- Что происходит весной?
- Назовите приметы весны.
Задание
Выписать из текста слова парами, используя вопросы: какой? какая? какие?
Запись в тетради по образцу: весна (какая?) ранняя, светлая.
XIII. Устная работа. Практические упражнения в образовании и согласовании существительных:
а) относительных прилагательных
Задание
Послушайте словосочетания. Ответьте на вопросы: какой? какая? какое?
лес из сосен – какой лес? – сосновый лес;
сосулька изо льда;
зайчик из снега;
крепость из снега.
б) относительно притяжательных прилагательных
Задание
Угадай, кому принадлежит хвост и морда (10 предметов, картинок).
XIV. Развитие образного мышления
Отгадай о ком или о чем идет речь? Определение рода имен прилагательных и существительных.
- Рогатая, белая, бодливая, бородатая (коза).
- Алый, сахарный, зеленый, будто бархатный (арбуз).
- Ушастый, трусливый, быстрый (заяц).
- Серый, голодный, злой (волк).
- Пушистая, рыжая, хитрая (лиса).
- Стройная, белая, высокая (береза).
- Красивая, ароматная, колючая, красная (роза).
- Большие, грустные, карие (глаза).
- Огромный, неуклюжий, бурый или белый (медведь).
XV. Вывод
Вывод по занятию делают дети: что помогает нам определить род существительного и прилагательного? (Слова-помощники, вопросы, окончания).
XVI. Итог занятия проводится в беседе
- В чем упражнялись мы сегодня на занятии?
- Что помогает нам определить число и род существительных и прилагательных?
- В каком роде будет стоять прилагательное, если существительное стоит в мужском роде? в женском роде? в среднем роде?
- О каком времени года мы сегодня говорим?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация [л][р] в слогах, словах и предложениях (коррекция письменной речи).
Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков л-р, артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику,материал для коррекции письменной речи....
Коррекция письменной речи учащихся пятых классов в условиях школьного логопункта.
Традиционно считается, что жизненный успех ребенка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются еще в младшем школьном возрасте. Поэтому коррекционная работа с детьми проводи...
Итоговая работа на тему: «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения» (коррекция звукопроизношения + Изобразительная деятельность ).1 класс
Работа представлена по результатам курса "Традиционные и инновационые подходы к коррекции звукопроизношения"Педагогический университет Первое сентября. Тема занятия:«Путешествие с Колобком. Звук Л»...
Рабочая программа по коррекции письменной речи, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи младших школьников....
Технологическая карта логопедического занятия по коррекции письменной речи (2 класс): "Упражнения в морфологическом синтезе"
Технологическая карта группового логопедического заняти по коррекции письменной речи на тему: "Упражнения в морфологическом синтезе". Данная методическая разработка составлена в соотвестствии с требов...
Рабочая программа логопедических занятий по профилактике и коррекции письменной речи во 2 классе
Программа логопедических занятий направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обес...
Логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи Тема занятия: Буква ж. Звук [ж ].
Цели занятия: - уточнение артикуляции и закрепление правильного произношения звука[ж] (групповое логопедическое занятие для учащихся 1-го класса). - автоматизировать звук в связной речи.Задачи: К...