Логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи Тема занятия: Буква ж. Звук [ж ].
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Цели занятия:
- уточнение артикуляции и закрепление правильного произношения звука
[ж] (групповое логопедическое занятие для учащихся 1-го класса).
- автоматизировать звук в связной речи.
Задачи:
Коррекционно – развивающие:
- совершенствовать произношение звука;
-развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;
- развитие дыхания и мелкой моторики;
-формировать мыслительную деятельность операций анализа и синтеза
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям, навыков речевого общения друг с другом;
- учить самостоятельности;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие
по коррекции звукопроизношения и развитию речи
Тема занятия: Буква ж. Звук [ж ].
Цели занятия:
- уточнение артикуляции и закрепление правильного произношения звука
[ж] (групповое логопедическое занятие для учащихся 1-го класса).
- автоматизировать звук в связной речи.
Задачи:
Коррекционно – развивающие:
- совершенствовать произношение звука;
-развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;
- развитие дыхания и мелкой моторики;
-формировать мыслительную деятельность операций анализа и синтеза
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям, навыков речевого общения друг с другом;
- учить самостоятельности;
Здоровьесберегающие:
- планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;
Оборудование:
- индивидуальные зеркала;
-наборы для составления слоговых схем;
-дидактические игры;
- набор предметных картинок на звук [ж]
- карточки со словами, стихами, предложениями.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Отгадайте загадку:
Встали братья на ходули,
Ищут корма на пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(журавли)
Фонетическая зарядка
- Как жужжит шмель (ж-ж-ж)
Какой звук произнесли? звук [ж]
Актуализация имеющихся знаний
Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
Почему звуки называются гласными? (они поются, мы их поем голосом)
Почему звуки называются согласный? (они не поются, состоят из шума и голоса
Так какой звук [ж] ? – (согласный)
2.Подготовительный этап
Начнем мы наше занятие с разминки
Логопед предлагает, смотря в зеркало, длительно произнести звук ж
и обратить внимание на положение губ.
Артикуляционная характеристика.
- губы округлены и выдвинуты вперед
- зубы сомкнуты, либо сближены
- кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.
- теплая воздушная струя выдыхается посередине языка
- звук «Ж» произносится с голосом – звонкий
Артикуляционная гимнастика
Чтобы правильно произносить эти звуки надо сделать упражнения для губ и язычка
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».
«Блинчик»
Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 1 до 10 секунд.
«Маляр»
Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).
«Вкусное варенье»
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
«Парус»
Поднять широкий язык и зацепить за верхние зубы, удерживать в таком положении на счет от 1 до 5
«Чашечка»
Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.
Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.
«Грибок»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)
Дыхательная гимнастика
Звук «ж» образуется посредством сильной воздушной струи, которая проходит между небом и языком.
1.Ребенок вытягивает губы трубочкой вперед и дует на теннисный шарик
2.Взять чистый пузырек, подуть в него, чтобы послышался звук
3.Взять стакан с водой и через трубочку дуть на воду, чтобы появились пузырьки на воде
Четко проговариваем звук [ж]
Работа по автоматизации звука на уровне слога (четко проговариваем звук [ж]
Автоматизация [Ж] в прямых слогах:
ЖА – ЖО – ЖУ , ЖО – ЖУ – ЖИ, ЖИ – ЖО – ЖЕ, ЖУ – ЖО – ЖА, ЖО – ЖА – ЖИ
В обратных слога
АЖ – ОЖ – УЖ, УЖ – ЕЖ – АЖ, ЕЖ – АЖ – ОЖ, ОЖ – АЖ – УЖ, ИЖ – УЖ – ОЖ
В интервокальных слогах
АЖА – ОЖО – УЖУ, УЖУ – ОЖО – АЖА, АЖА – ЕЖЕ – ОЖО, УЖУ – ЫЖИ – АЖ
3. Основной этап
Изучение нового материала
- Посмотрите на картинки назовите слова, где слышится звук [ж]
( дайте характеристику звука)
(кошка, цапля, ножницы, лыжи, чемодан, ужи)
- Послушайте стихотворение , если услышите звук[ж],хлопните
Жук жужжит в железной банке,
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горько,
Жалко бедного жука.
- Какой первый звук в словах?
(жук , жалко , железной, жестянке жужжит) – согласный
( он всегда твердый, звонкий)
- Прочитайте стихотворение
найдите слова , где есть слог жи
Жи – пиши с буквой и
Отлежал себе живот.
Кушать хочется,
Да лень ворочаться.
Вот и ждет рыжий кот,
Может, миска подползет?
Летом в клетке зоопарка медвежонку очень жарко.
Хорошо в жару такую
снять одежду меховую
Ищет он застёжку, чтобы снять одёжку.
- Игра «Доскажи словечко» 1.Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын (жираф).
2.Два березовых коня
Через лес несут меня
Кони эти рыжи,
А зовут их (лыжи).
(Как пишутся эти слова? ( с буквой и))
4. Динамическая пауза
- Игра «Эхо»
Чистоговорки (Повторяем за логопедом)
Жа-жа-жа - вот поймаю я ежа.
Жу-жу-жу - ежа в корзину положу.
Жи-жи-жи – ёжик, ёжик, не дрожи.
Жу-жу-жу - молока налью ежу.
Жо-жо-жо - стало к вечеру свежо.
Жа-жа-жа - отпущу я в лес ежа..
5. Закрепление материала
- Игра « Слоговой аукцион»
Какое слово получится, если добавить букву ж?
…аба,…ук, …изнь,…онглер,…алоба.
Отгадать ребус (снежинка),сделать звуковой анализ
- Игра «Найдите новые слова в слове»
ножка, сторожка
(Разделить на слоги ,поставить ударения, составить с этими словами предложения)
- Игра «Слова рассыпались»
Бажа (жаба), куж (жук), жичи (чижи)
(определить сколько слогов, букв, звуков в словах)
- Игра «Буква потерялась»
лу . а, . аворонок, сне.ок, лу.ок, кру.ок, лы.и
(Определить позиции звука [ж] в словах, какой звук [ж] )
- Придумать слова с буквы ж
( карточки у каждого ребенка, поставить ударения)
Ж- - (жук,жир)
Ж- - -(жила,жаба)
Ж - - - - (жираф, жилье)
Ж- - - - - (железо, змейка)
- Звуко-буквенный анализ слова
Сколько слогов, звуков, букв в слове ежик? Составить схему слова .
- Прочитать скороговорки (выучить наизусть)
Назвать слова с новой буквой
1.Лежит ежик у елки,
А у ежа иголки.
2. У ежа – ежата, у ужа – ужата
- Работа с карточками, вставить букву (повторить жи – пиши с буквой и)
Еж.к, лы.и , ж.раф, ж.р , ж.знь,чиж. .
6. Итог занятия
С какой буквой познакомились?
Какой это звук? (согласный, твердый, звонкий)
Спасибо вам, вы все работали прекрасно.
Учитель- логопед Ю. М. Бурлуцкая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Интегрированного занятия по художественной литературе и развитию речи Тема: «В гостях у русской народной сказки «Гуси-лебеди»
данный конспект зантятия может пригодится в работе воспитателя...
Итоговая работа на тему: «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения» (коррекция звукопроизношения + Изобразительная деятельность ).1 класс
Работа представлена по результатам курса "Традиционные и инновационые подходы к коррекции звукопроизношения"Педагогический университет Первое сентября. Тема занятия:«Путешествие с Колобком. Звук Л»...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. « Автоматизация звука «Л».
Данное занятие предназначено для обучающихся начальных классов, имеющих нарушения звукопроизношения....
Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».
Тема урока: «Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ для занятий с обучающимися начальных классов (1-2 классы)
Рабочая программа составлена на основе методических разработок М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и речевого развития детей в ...
Коррекционное занятие в 4 классе по развитию речи. Тема: «Составление рассказа по теме «Зима».
Цели: а) коррекционно-образовательные: закрепить знания обучающихся воспитанников об имени прилагательном; развивать умение составлять текст на тему, умение выразить свои мысли; учить чувствоват...
Конспект интегрированного занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи для ученика 1-го класса.Тема: «Звук [р] в словах и словосочетаниях».
Цель: автоматизировать произношение звука [р] в словах и словосочетаниях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- корригировать произношение;- корригировать и развивать связную устную речь через форм...