РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ: «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ (АООП Вариант 5.1)»
рабочая программа по логопедии

Багдасаева Мария Александровна

Рабочая программа учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._tnr_5.1_programma_1-4_kl.docx80.05 КБ

Предварительный просмотр:

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ:

«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ, ИМЕЮЩИХ

ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ (АООП Вариант 5.1)»

2023 г.

Пояснительная записка

 Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным компонентом основной образовательной программы образовательной организации. ПКР разрабатывается для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) Вариант 5.1.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ТНР определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов – индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Программа ориентирована на развитие их потенциальных возможностей и потребностей более высокого уровня, необходимых для дальнейшего обучения и успешной социализации.

Структура программы включает коррекционно-развивающий курс «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» и возможность проведения дополнительных коррекционно-развивающих занятий.

Программа разработана на период освоения обучающимся адаптированной основной образовательной программы основного общего образования и включает следующие разделы: целевой, содержательный, организационный.

        Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012  №273-ФЗ,
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013,24.11.2015),
  • СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015   №26,
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г.№1598,
  • Устав Школы,
  • рекомендации ПМПК
  • созданна на основе методик Андреевой Н.Г., Козыревой Л.М., Елецкой О.В., Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П.

Коррекционная работа осуществляется в основном в группе и индивидуально, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, при этом следуя единому плану занятий и зная особенности детей, имеющих определенный логопедический диагноз.

Целевая аудитория: Рабочая программа для детей с ОВЗ рассчитана для обучающихся 1-4 классов с тяжелым нарушением речи, испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования и нуждающихся в организации специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей: для обучающихся с ТНР (вариант 5.1)

Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с ТНР для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности обучающегося.

Задачи отражают разработку и реализацию содержания основных направлений коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское).

Задачи коррекционной работы:

  • определение особых образовательных потребностей, обучающихся с ТНР и оказание им специализированной помощи при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
  • определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования обучающимися с ТНР, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей;
  • разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ для детей с ТНР;
  • реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ТНР (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ППк), индивидуальной программой реабилитации/абилитации инвалида);
  • реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ТНР;
  • обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с обучающимися с ТНР;
  • осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР.

Планируемые результаты коррекционной работы:

Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным вариантом АООП ООО для детей с ТНР (5.1)

Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и могут определяться индивидуальными программами развития детей с ТНР.

Достижения обучающихся с ТНР рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса. Это может быть накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений обучающегося, а также оценка на основе его портфеля достижений.

В результате осуществления коррекционной программы у обучающихся должен быть достигнут уровень сформированности устной и письменной речи, соответствующий возрастному уровню, или могут сохраняться минимизированные проявления нарушений устной и письменной речи до уровня, позволяющего освоить базовый объем знаний и умений обучающихся в области общеобразовательной подготовки.

Принципы и подходы к формированию программы коррекционно-логопедического развития, адаптированной для обучающихся с ТНР (вариант 5.1)

 В основу формирования программы коррекционно-логопедического развития, адаптированной для обучающихся с ТНР положены следующие принципы:

  • принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.)[1];
  • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
  • принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
  • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
  • онтогенетический принцип;
  • принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей, обучающихся;
  • принцип преемственности, предполагающий при проектировании коррекционно-логопедической программы речевого развития обучающихся с ТНР ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР;
  • принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «предметной области»;
  • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
  •   принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности;
  • принцип сотрудничества с семьей.

В основу разработки коррекционно-развивающей логопедической программы, адаптированной обучающихся с ТНР заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы.

Дифференцированный подход к построению коррекционно-развивающей логопедической программы, адаптированной для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся с ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Коррекционно-развивающая логопедическая программа, адаптированная для обучающихся с ТНР создается в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ требованиями к:

структуре образовательной программы;

условиям реализации образовательной программы;

результатам образования.

Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности.

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки коррекционно-развивающей логопедической программы, адаптированной для обучающихся с ТНР реализация деятельностного подхода обеспечивает:

придание результатам образования социально и личностно значимого

характера;

прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях;

существенное повышение мотивации и интереса к учению,

приобретению нового опыта деятельности и поведения;

создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТНР на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и социальной (коммуникативной) компетенции, составляющей основу социальной успешности.

Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает организация детского самостоятельного и инициативного действия в коррекционном процессе, ориентация на личностно-ориентированные методы и способы обучения, проблемно-поискового характера.

Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения. Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и разных уровней.

Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка.

Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся ТНР является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся.

В контексте разработки коррекционно-развивающей логопедической программы, адаптированной для детей  с ТНР реализация системного подхода обеспечивает:

тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;

воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области;

реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.

Организационно-содержательные аспекты коррекционного курса Рабочая программа курса направлена на коррекцию устной речи обучающихся и профилактику и коррекцию дисграфии и дислексии. Работа по компенсации нарушенного речевого развития строится в несколько этапов.

Таблица 1

этапа

Назначение этапа

Цель этапа

Содержание деятельности

I

Диагностический

Выявление индивидуальных речевых нарушений.

-обследование речи детей;

--постановка логопедического заключения

II

Подготовительный

Подготовка        к

коррекции нарушенного звукопроизношения, к обучению чтению и письму

  • развитие мелкой и речевой моторики, просодических компонентов речи;
  • уточнение артикуляции правильно произносимых звуков;
  • дифференциация сохранных звуков на слух и в произнесении;
  • развитие речеслухового восприятия, элементарных форм фонематического анализа;
  • развитие зрительно пространственных функций.

III

Основной

Коррекция

нарушенного речевого развития

  • постановка, автоматизация звуков в речи;
  • дифференциация фонетически близких звуков;
  • дальнейшее развитие речевой моторики, слогового и фонематического анализа и синтеза;
  • формирование лексики и грамматического строя речи.

2.  Описание места коррекционно-развивающего курса.

На логопедических занятиях осуществляется коррекция нарушений устной речи, профилактика и коррекция нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, работа по формированию полноценной речемыслительной деятельности.

        Данная программа имеет два блока, это:

  • «Профилактика нарушений устной и письменной речи»
  • «Устранение дефектов звукопроизношения»

        Работа по этим блокам идет параллельно в соответствии с календарно - тематическим планированием.

Условия проведения и формы работы:

        Занятия проходят в индивидуальной и подгрупповой форме, в зависимости от психофизиологического состояния детей и их интеллектуальных возможностей 2-3 раза в неделю.

        Занятия по данной программе предусматривают групповую (фронтальную) форму работы, продолжительность занятия - 40 минут; подгрупповую - 20-30 минут; индивидуальную- 15-20 минут.

Участие родителей в осуществлении задач программы:

  1. Родители информируются о содержании программы.
  2. Ведётся индивидуальное консультирование родителей, способствующее созданию благоприятных условий формирования мотивации у родителей к совместной деятельности в речевом развитии ребёнка.
  3. Совместно с родителями проводятся консилиумы, родительские собрания, праздники и тд.

3. Планируемые результаты освоения обучающимися
коррекционно-развивающей логопедической программы, адаптированной для детей с ТНР

Требования к результатам освоения коррекционно-развивающей логопедической  программы, адаптированной для детей с ТНР должны соответствовать требованиями ФГОС НОО[2], которые дополняются группой специальных требований.

Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма:

  • отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука;
  • умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;
  • правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи;
  • умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса;
  • умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;
  • минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам);
  • умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
  • практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи;
  • сформированность лексической системности;
  • овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование;
  • владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию;
  • сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом;
  • сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;
  • владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма);
  • позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка;

Требования к результатам овладения социальной компетенцией должны отражать:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: 
  • умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации; написать при необходимости SMS-сообщение;
  • умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему;
  • выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей;
  • умение принимать решения в области жизнеобеспечения;
  • владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы;

овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:

  • прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе;
  • представления об устройстве домашней и школьной жизни;
  • умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций;
  • умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела;
  • умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности;
  • умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
  • стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника;
  • владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника;

овладение навыками коммуникации:

  • умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
  • умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие;
  • умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации;
  • умение получать информацию от собеседника и уточнять ее;
  • прогресс в развитии информативной функции речи;
  • умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой;

позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • умение излагать свое мнение и аргументировать его;
  • умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях;
  • прогресс в развитии коммуникативной функции речи;
  • дифференциацию и осмысление картины мира;
  • адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих;
  • способность прогнозировать последствия своих поступков;
  • понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в условиях окружающего мира, своего места в нем;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
  • умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;
  • наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности;
  • прогресс в развитии познавательной функции речи;

- дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей:

  • знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.);
  • наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса;
  • представления о вариативности социальных отношений; готовность к участию в различных видах социального взаимодействия;
  • овладение средствами межличностного взаимодействия;
  • умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы;
  • умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных отношений;
  • прогресс в развитии регулятивной функции речи.

Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся.

Система оценки достижения обучающимися
с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов освоения
коррекционно-развивающей логопедической программы, адаптированной для обучающихся с ТНР

Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей логопедической программы соответствует ФГОС НОО.

Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы

Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы является достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося при реализации вариативных форм логопедического воздействия (подгрупповые, индивидуальные логопедические занятия) с сохранением базового объема знаний и умений в области общеобразовательной подготовки.

4.  Содержание программы.

Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания коррекционно-развивающей логопедической программы.

Содержание коррекционно-развивающей логопедической работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать осуществление специальной поддержки освоения коррекционно-развивающей логопедической программы. Специальная поддержка освоения коррекционно-развивающей логопедической программы, адаптированной для детей с ТНР осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса.

Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения коррекционно-развивающей логопедической программы являются:

  • коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и письма;
  • развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;
  • обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

В целях удовлетворения особых образовательных потребностей, обучающихся с ТНР в программе индивидуально-ориентированного коррекционно-логопедического воздействия, сквозными направлениями выступают:

  • работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы;
  • фонологического дефицита;
  • совершенствованию лексико-грамматического строя речи,
  • связной речи,
  • по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма,
  • по развитию коммуникативных навыков.

  1. Содержание курса «Индивидуальные логопедические занятия»

Индивидуальная коррекционная работа по постановке правильного звукопроизношения проходит через основные этапы обучения:

• Подготовительный - отработка сохранных звуков, гласных звуков, комплекса артикуляционной и дыхательной гимнастик;

  • Формирование первичных произносительных умений и навыков - постановка звуков от более легких к сложным; автоматизация и дифференциация по мере постановки звуков - изолированно, в слогах, словах, предложении;
  • Этап коммуникативных умений и навыков - формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения;
  • Оценочный - оценка результатов деятельности.

Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, методы ролевого моделирования типовых ситуаций, словесные.

Программа (1 класс)

  1. этап Диагностический (1,2 недели сентября)

Диагностическая  работа (1 ч.)

2 этап Основной - направлен на решение развивающих задач, заложенных в данной программе.

        Одной из задач программы является овладение правильным произношением звуков и усвоением зрительного образа букв. Последовательность их усвоения определена программой по обучению грамоте в первом классе с опережением. В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание.

Учитывая то, что у детей с ОНР не сформированы некоторые психические процессы (мышление, память, слуховое и зрительное внимание) на протяжении всего коррекционного процесса, в занятия включаются задания, направленные на их развитие.

Программа имеет два раздела:

1 раздел: Речь. Предложение. Слово

Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Ударение. Пространственные представления. Временные представления. Слова-предметы. Слова-действия. Слова-признаки.

При работе над предложением учащиеся должны знать, что предложения выражают определённую мысль. Путём практических упражнений дети должны научиться выделять предложение из речи, печатного текста. Уметь определять в предложении слова по вопросам: О ком говорится? О чём говорится? Что говорится? Уметь распространять предложение по вопросам.

Важна логопедическая работа в усвоения детьми понятия слова, его лексического и грамматического значения. Учащиеся должны усвоить, что каждое слово обозначает тот или иной предмет или явление действительности. Оно имеет определённое значение.

Основная цель этого раздела - уточнить и обогатить словарный запас детей, научить их практически пользоваться различными формами словоизменения и использовать разные способы словообразования.

2 раздел: Звуки и буквы

Следующий раздел работы направлен на развитие фонематического восприятия. Уточнение представлений детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Дети должны уметь не только слышать звуки, но и находить, и узнавать буквы, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, ударные и безударные гласные.

Гласные 1-го ряда

Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука), звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой- моделью, отражающей его звукослоговую структуру. Дифференциация [а]-[о].

Гласные 2-горяда. Твердые и мягкие согласные

Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е. ё, и, я, ю) и ь. Дифференциация гласных (ы-и, а-я, э-е, у-ю, о-ё). Обозначение мягкости согласных на письме ь (в середине и в конце слова).

Звонкие и глухие согласные

Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков ([з]-[с], [ж]-[ш], [в]-[ф], [б]-[п],[д]-[т],[г]-[к]).

Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты

Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков.

Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам

Уточнение и сравнение артикуляционных звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам. Дифференциация букв, сходных по оптическим и кинетическим признакам(б-д, а-о,. и-у, п-т, и-ш, л-м, к-н, н-п).

В этом же разделе большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (сходные по написанию, по способу артикуляции, мягкие - твёрдые, звонкие - глухие). Работа осуществляется над каждым звуком в отдельности, а затем дифференциация этих звуков на письме и при чтении. После дифференциации каждой пары согласных звуков и букв, логопедом проводятся различные виды диктантов насыщенных данными звуками и буквами. Это зрительные, слуховые, графические диктанты.

Помимо диктантов происходит обучение списыванию с рукописного и печатного текста с выделением дифференцируемых букв цветными карандашами.

Следующий этап работы - формирование связной речи. В начале дети учатся разным видам пересказа: подробному, выборочному, краткому и творческому. Затем составляют рассказы по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по предложенному плану. Любому виду рассказа или пересказа должна предшествовать словарная работа.

3 этап Результативный (3,4 недели мая)

Итоговая контрольная работа (1 ч)

Повторная диагностика речевого развития:

  • оценка качества и устойчивости результатов коррекционной работы с учащимися;
  • определение дальнейших образовательных перспектив;

Организация и методика повторной диагностики полностью соответствует 1 этапу. Результаты фиксируются в речевых картах.

Данный вариант последовательности изучения тем и количества часов, предусмотренные программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ОНР, является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от того, каков уровень сформированности звуковой стороны речи у детей.

Учитывая, что у детей с ОНР остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, слухового внимания, памяти, самоконтроля, контрольных действий и способности к переключению.

Программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей с ОНР» требует квалифицированного подхода для решения задач реабилитации детей с нарушениями чтения и письма.

Тематическое планирование групповых занятий:

Программа (1 класс) рассчитана на 66-99 ч в год (2-3 ч. в неделю). Предусмотрены две диагностические контрольные работы - 2 (диктант, списывание).

Программа (2-4 класс) рассчитана на 68-102 ч в год (2-3 ч. в неделю). Программой предусмотрено проведение диагностических проверочных работ - 2 в каждый год обучения.

        Количество часов, отводимых на освоение той или иной темы, зависит от уровня речевого развития детей, от темпа их продвижения и т.д. В связи с этим тематическое планирование по предупреждению и устранению недостатков чтения и письма является примерным и может корректироваться по ходу работы.

        В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций (ФГОС).

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.

        Коррекционная программа, опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитывает основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

        Одно из принципиальных требований программы, соблюдение, которого способствует оптимизации корригирующего обучения, - коммуникативная направленность всего комплекса коррекционного воздействия.

Программа (2 класс)

Диагностика (1,2 недели сентября)

Диагностика контрольная работа (1 ч.)

На данном этапе автор придерживается следующих принципов:

  • от простого к сложному для создания ситуации успеха у ребёнка;
  • от общего к частному для выстраивания путей исследования;
  • доступности, соответствие диагностического материала возрасту обследуемых.

При оценке речевого развития, учитель-логопед использует речевые карты, составленные на основе методического пособия под редакцией А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой; стимульный материал «Альбом для логопеда» О.Б. Иншакова, «Уроки логопеда. Игровые тесты» Е.М. Косинова; «Диагностику речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов» Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина (частично) и др. методическую литературу.

Для коррекции нарушений письменной речи, обусловленных ОНР, разработана специальная программа курса групповых занятий , которая включает в себя три этапа.

На I этапе ведется работа по формированию:

  • Полноценных фонематических процессов;
  • Представлений о звукобуквенном составе слова;
  • Навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова;
  • Пространственно-временных представлений;
  • Психологический предпосылок и коммуникативной готовности к обучению;

        Опираясь на гласные второго ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов смягчения согласных. В этом же разделе большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (сходные по написанию, по способу артикуляции, мягкие - твёрдые, звонкие - глухие). Работа осуществляется над каждым звуком в отдельности, а затем дифференциация этих звуков на письме и при речи. После дифференциации каждой пары согласных звуков и букв, логопедом проводятся различные виды диктантов насыщенных данными звуками и буквами. Это зрительные, слуховые, графические диктанты. Помимо диктантов необходимо учить детей списыванию с рукописного и печатного текста с выделением дифференцируемых букв цветными карандашами.

        На II этапе проводится работа по формированию у детей необходимых представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка.

В процессе работы над морфологическим составом слова у детей формируется умения и навыки образования слов с помощью различных аффиксов, а также активного и адекватного использования их в целях общения в различных ситуациях, отрабатывается умения устанавливать связи между формой слова и его значения (единство смысла и функции).

Основная цель III этапа - развивать и совершенствовать умения и навыки построения связанного высказывания; программирование смысловой структуры высказывания; установления связности и последовательности его; отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки). Это цели реализуются в определенной последовательности:

  • Формирование практических представлений о тексте;
  • Развитие умений и навыков анализировать текст;
  • Построение самостоятельного связанного высказывания.

I этап

Речь. Предложение. Слово.

Речь. Членение речи на предложения, предложение на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Ударение. Пространственные представления. Временные представления. Слова - предметы. Слова - действия.

Звуки и буквы:

Звукослоговой анализ и синтез. Ударение.

Представление о звуке, различение на слух и при произношение гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного), звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой - моделью, отражающей его звукослоговую структуру.

Гласные 2-горяда. Твердые и мягкие согласные

Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю,) и ь (в середине и конце слова). Дифференциация гласных (ы-и, а-я, э-е, у-ю, о-ё). Разделительный ь.

Звонкие и глухие согласные

Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме. Дифференциации парных согласных звуков ([з] - [с], [ж] - [ш], [в] - [ф], [б] - [п], [д] -[т], [г] - [к]).

Свистящие, шипящие, аффрикаты

Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков ([с] - [ш], [з] - [ж], [ч] - [т’], [щ] - [o’], [щ] -[ч], [ц] - [с], [ц] - [ч]).

Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам (индивидуально)

Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам. Дифференциация букв, сходных по оптическим и кинетическим признакам (б-д, а-о, и-у, п-т, и-ш, л-м, к-н, н-п).

II этап

Слово. Согласование слов. Словообразование, словоизменение.

Слова-предметы. Слова-признаки. Слова-действия.

Устранение аграмматизмов в словообразовании. Овладение суффиксальным и приставочным способами образования слов. Развитие способности проводить разбор слов по составу. Обогащение словарного запаса (синонимы, антонимы). Правильное употребление предлогов, развитие связной речи.

Число имен существительных (единственное, множественное), изменение имен существительных по числам. Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. Согласование имен существительных с именем прилагательным в числе, и роде. Согласование глагола с существительным в числе, роде.

Корень. Однокоренные слова.

Родственные и однокоренные слова. Корень слова. Формирование умений находить значимую часть слова в простых по составу словах. Подбор однокоренных слов.

Безударная гласная.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных словах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности прверяемого и проверочных слов. Способы проверки написание гласной в безударном слоге корня. Общее представление об орфограмме.

III этап

Связная речь.

Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль. Заголовок. Построение текста (композиция). План. Связь между предложениями в тексте, частям текста.

Содержание программы носит воспитывающий и развивающий характер. При проведении занятий используются беседы, работа в группах, организационные игры и т.д.

Диагностика (3,4 недели мая)

Диагностическая контрольная работа (1 ч)

Итоговый контроль проводится в форме диктанта и списывания.

Повторная диагностика речевого развития

  • Оценка качества и устойчивости результатов коррекционной работы с учащимися;
  • Определение дальнейших образовательных перспектив;

Организация и методика повторной диагностики полностью соответствует I этапу. Результаты фиксируются в речевых картах.

Данный вариант последовательности изучения тем и количества часов, предусмотренные программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ОНР, является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от того, каков уровень сформированности звуковой стороны речи у детей.

Учитывая, что у етей с ОНР остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные н формирование навыков организации учебной работы, развитие к наблюдательности к языковым явлениям, слухового внимания, памяти, самоконтроля, контрольных действий и способности к переключению.

Программа «Коррекции нарушений устной и письменной речи у детей с ОНР» требует квалифицированного подхода для решения задач реабилитации детей с нарушениями чтения и письма. В программе изложено далеко не всё, что модно предложить, а только то, что важно и необходимо взять за основу коррекционной работы.

Программа коррекционной логопедической работы

 3-4 классы

        Цель курса: Развитие коммуникативной (речевой) компетенции учащихся:

        Задачи курса: Формирование у детей с речевыми нарушениями следующих составляющих речевой компетенции: лексическо- грамматической, фонетической, диалогической, монологической; овладение устной и письменной формами речи и умением применять их в различных жизненных ситуациях.

Общая характеристика курса

        Рабочая программа 3-4 классов направлена на коррекцию устной и письменной речи обучающихся.

Содержание программы «логопедические занятия» имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию нового, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное воздействие на формирование средств языка (фонетики, фонематики, лексики, грамматики) и связной речи.

Количество часов, отведенное на изучение каждой темы, является примерным и может варьироваться в зависимости от индивидуального темпа усвоения учебного материала.

        Логопедические занятия играют важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности ребенка с ТНР. Своевременное овладение правильной речью является одним из главных условий формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе.

Последовательность и количество занятий по каждой теме обусловлено:

  • сложностью речевого дефекта обучающихся;
  • особенностями нарушения устной и письменной речи обучающихся;
  • содержанием рабочей программы

Планируемые результаты освоения коррекционного программы

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3.Использование знаково-символических средств представления информации.

4.Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

1.Развитие артикуляционной моторики, выработка артикуляторных движений, необходимых для правильного произношения различных групп звуков.

2.Уточнение артикуляции и звучания гласных и согласных звуков.

3.Постановка и автоматизация звуков; закрепление произношения различных групп звуков в словах, предложениях, связной речи.

4.Развитие речевого дыхания, плавного, длительного речевого выдоха; развитие силы, высоты, тембра голоса, модуляции.

5.Преодоление индивидуальных затруднений в слоговом анализе двухтрехсложных слов без стечений и с одним стечением согласных.

6.Преодоление индивидуальных затруднений в слоговом и фонематическом анализе слов сложной звукослоговой структуры (скамейка, мурзилка).

7.Автоматизация умения определять количество и последовательность слов в предложении (на материале предложений из 4—6 слов с предлогами).

8.Преодоление индивидуальных нарушений звукослоговой структуры слова на материале слов, включающих звуки, не требующие коррекции: воспроизведение серий слогов, воспроизведение одно-двух-трехсложных слов без стечений и с одним стечением согласных.

9.Воспроизведение трех- и четырехсложных слов со стечением согласных (зернышко, помчался, одуванчик).

10.  Закрепление лексики, отработанной на уроках развития речи, обучения грамоте, на фронтальных занятиях.

11. Закрепление форм словоизменения и словообразования, синтаксической структуры предложений в соответствии с программой по развитию речи.

12.Закрепление в спонтанной речи сложных форм словоизменения и словообразования (предложно-падежных конструкций существительных, согласования прилагательного и существительного, образования прилагательных от существительных, дифференциации глаголов с приставками и др.).

13.Уточнение значения слов, отработанных на уроках по развитию речи, обучению грамоте.

14.Преодоление индивидуальных затруднений в построении связных высказываний (составление с помощью учителя небольших текстов- описаний в процессе работы по автоматизации звуков в связной речи).

Содержание программы

Развитие артикуляционной моторики.

Коррекция индивидуальных недостатков звукопроизношения (постановка и автоматизация звуков).

Преодоление индивидуальных затруднений в дифференциации звуков и букв: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих и др.

Закрепление слогового и звукового анализа на сложном речевом материале (слова из 3-4 слогов со стечением согласных):

Определение ударного слога и ударного гласного в словах из 4-5 слогов; сравнение форм одного и того же слова с различным ударением.

Определение последовательности, количества, места звуков в словах типа квартира, взмахнул, подбросил и др. сравнение звукового и буквенного состава слова.

Автоматизация навыка точного и плавного воспроизведения звукослоговой структуры 4-5 сложных слов со стечением согласных.

Воспроизведение слоговых рядов (из 4-5 слогов) с меняющимся ударением (та-ти-то-та-ту, ми-со-ла-хи-на), с оппозиционными звуками;

Воспроизведение серий слогов со стечением согласных (шва-ста-зва, шос-сош);

Повторения и самостоятельного употребления слов сложной звукослоговой структуры (сковородка, скворечники, представление);

Развитие дикции, эмоциональной выразительности речи. Формирование просодических компонентов речи (ритма, темпа, паузации, интонации, логического и вербального ударения).

Уточнение и систематизация лексики с учетом программы по «Развитию речи»: обогащение и развитие словарного запаса детей как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования; уточнения значений слов; развитие лексической системности; актуализация словаря; расширение и закрепление связей слова с другими словами.

Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных конструкций предложения. Автоматизация правильного согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже в беспредложных и предложных словосочетаниях.

Закрепление глагольного управления. Правильное употребление существительных в косвенных падежах единственного и множественного числа с предлогами.

Дифференциация предлогов в - из, в - на - под, к - от, на - с, под - из-под, за - из-за. Уточнение значений одного и того же предлога.

Закрепление форм словоизменения и словообразования в структуре распространенного предложения (из 5-6 слов во 2 классе, из 5-7 слов в 3-4 классе).

Формирование у детей умений планировать содержание связного собственного высказывания, анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения, самостоятельно определять языковые средства связной речи: развитие навыков правильного выбора слов, грамматического оформления связей между словами в предложении, а так же умения использовать специальные лингвистические средства связи межу отдельными предложениями текста.

Практическое использование в речи следующих моделей предложения: простого распространенного с обращением, с однородными членами, сложного бессоюзного, сложносочиненного с союзом и.

Коррекция нарушений чтения и письма с учетом характера дислексии и дисграфии. Закрепление орфографических навыков.

Коррекция индивидуальных нарушений в дифференциации графически сходных рукописных букв (строчных и заглавных)

Закрепление дифференциации звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих звуков.

Закрепление дифференциации твердых и мягких согласных. Автоматизация умения обозначать мягкость согласных звуков с помощью ь, букв и, е, ё, ю, я.

Блок «Устранения дефектов звукопроизношения»

Перспективный план работы по устранению нарушений
звукопроизношения у учащихся 1-4 х классов, страдающих

ОНР II - III уровня

1 этап: Подготовительный

Цель работы: Включение ребенка в целенаправленный коррекционно - развивающий процесс. Формирование артикуляционной базы речи.

Задачи:

1.Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

2.Выработка умения узнавать и различать фонемы.

3.Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.

Содержание работы

1.

Знакомство с органами артикуляции. Развитие внимания к речи.

2.

Выделение звуков в словарном ряду. Формирование внимания и восприятия.

3.

Вызывание звука по подражанию. Формирование внимания и памяти.

4.

Создание артикуляционной базы звука (подготовительные артикуляционные упражнения). Работа над слуховым вниманием.

2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков

Цель работы:        Формирование первоначальных умений и навыков правильного

произнесения звука на специально подобранном материале.

Задачи:

1.Постановка звука.

2.Автоматизация звука изолированно, в слогах, словах и предложениях.

3.Формирование умения дифференцировать звуки.

Содержание работы

1.

Постановка звука. Выделение звука в звуковом ряду.

2.

Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), выделение в слоговом ряду. Развитие фонематического восприятия, мелкой моторики, внимания, памяти.

3.

Автоматизация звука в словах (двусложных, трехсложных), развитие фонематического восприятия, мелкой моторики, внимания, памяти.

4.Автоматизация звука в предложениях, выделение в предложении. Развитие памяти, внимания.

  1. этап: Этап коммуникативных умений и навыков

Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Задачи:

1.Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие внимания, памяти.

2.Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики. Развитие мышления.

Содержание работы

1.

Автоматизация звука в стихах. Выделение звука в стихах. Развитие внимания, памяти.

2.

Автоматизация звука при пересказе. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики.

3.

Автоматизация звука в пословицах, поговорках, загадках, потешках. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики.

4.

Автоматизация звука в рассказах, сказках, играх - драматизациях, сюжетно-ролевых играх. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики.

5.

Дифференциация смешиваемых звуков в слогах, словах, предложениях.

  1. этап: Оценочный

Цель работы: Подведение итога логопедической работы. Задачи: Оценка результативности коррекционной работы.

Содержание работы

1.

Совместное мероприятие с ребёнком, посещающим логопедические занятия и родителем (законным представителем)

МО ПО РФ Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений У вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи). Начальные классы. Венедиктова Л.В., Лалаева

Р.И. - М.: Просвещение, 1997.

Методическое пособие:

Дидактическое пособие

Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): книга для логопедов. психологов. социальных педагогов/ Меттус Е.В., Литвина А.В.. Турта Е.Д. идр.- СПб: КАРО, 2006.112с.

Янушко Е.А. Словесный сад. Новые слова. Речевые игры и упражнения. - ИД «Карапуз»

Гаврикова М.Ю. Коррекционноразвивающие занятия. Развитие речи (14 класс). Учебно - методическое пособие/ М.Ю. Гаврикова: 2-е изд., дополненное. - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.- 176 с.- (Школа)

Янушко Е.А. Словесный сад. Речевые игры и упражнения. - ИД «Карапуз»

Лукашенко М., Свободина Н.

Дисграфия. Исправление ошибок при письме \ Рис. В.Романова. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 128с., ил - (домашняя школа)

Янушко Е.А. Словесный сад. Сильные слова. Речевые игры и упражнения. - ИД «Карапуз»

Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: учебнометодическое пособие. - СПб: КАРО, 2006 - 240с. - (Серия «Коррекционная педагогика»)

Янушко Е.А. Словесный сад. Странные слова. Речевые игры и упражнения. - ИД «Карапуз»

Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов, дошкольных учреждений и школ различных типов. - М.: АРКТИ, 2005. - 400с.: ил.(Библиотека практикующего логопеда).

Гайдина Л.И. , Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1 -4 классы. - М.: ВАКО, 2007.- 112 с. - (Мастерская учителя)

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда/ Л.Н. Ефименкова. - М.: Гуманитар.

Изд.центр Владос, 2006. - 335с. : ил. - (Коррекционная педагогика)

Сборник упражнений и тестов по развитию речи для начальных классов \ Авт.-сост. Е.С. Грабчикова. - Мн.: ООО «Юнипресс», 2002. - 192 с.- (Серия «Все для школы»)

Бекшиева З.И. Коррекция письменной речи у школьников /З.Бекшиева. Ростов н/Д. : Феникс, 2009.- 318с.-(Сердце отдаю детям). Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.-217с.

Чистякова О.В. Пиши красиво: Зеленая тетрадь младшего школьника для улучшения навыков письма. - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2010. - 32 с.: ил. - (Серия “Азбука письма”)

Нарушения письменной речи у младших школьников / Авт.-сост. И.А.

Чистякова О.В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 2

Поварова, В.А. Гончарова. - Ростов н\Д: Феникс, 2008. - 220,[2]с.: ил. - (Сердце отдаю детям)

класс. - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2010. - 80 с.: ил. - (Серия “Азбука письма”)

Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Пособие для логопеда в 2 частях Часть 2 Материал для индивидуальной работы с учащимися 1-2 классов.

Парамонова Л.Г. Как повысить грамотность учащихся. - СПб.: КАРО, Дельта, 2005.- 304с. - (Серия «Коррекционная педагогика»)

Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. - М.: Айрис- пресс, 2004. - 240с. - (Библиотека логопеда-практика)

Ишимова О. А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение: прог.-метод. материалы: пособие для учителя. / О. А. Ишимова. - М.: Просвещение, 2014. - 77с.

О. А. Ишимова Чтение. От слога к слову. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов.

О. А. Ишимова Чтение. Читаю словами. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов.

О. А. Ишимова Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов.

О. А. Ишимова Чтение. Читаю и понимаю Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов.

Ишимова О. А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо: прог.-метод. материалы: пособие для учителя. / О. А. Ишимова, С. Н. Шаховская, А. А. Алмазова. - М.: Просвещение, 2014. - 126с.

О. А. Ишимова, А. А. Алмазова. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница.

Пособие для учащихся начальных классов.

О. А. Ишимова, Е. В. Дерябина. Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. Учебное пособие для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций.

О. А. Ишимова, Н. Н. Алипченкова.

Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. Тетрадь-помощница. Учебное пособие для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций.

О. А. Ишимова, В. Д. Подотыкина.

Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. Учебное пособие для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций.

О. А. Ишимова, Е. Х. Заббарова. Письмо. Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь- помощница. Учебное пособие для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций.

О. А. Ишимова, И. Е. Юсов. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Тетрадь-помощница. Учебное пособие для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций.

Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками/ Е.В. Мазанова.- 2-е изд., испр.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.- 128с.

Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии/ Е. В. Мазанова. - 2-е изд., испр.- М.: Издательство «ГНОМ и Д»2009.- 48с.

Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов/ Е.В. Мазанова.- 2-е изд., испр. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.-184 с.

Мазанова Е.В.Учусь не путать звуки . Альбомы 1-2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников/ Е.В. Мазанова.- 2-е изд. испр.- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009.-32 с.

Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками/ Е.В.

Мазанова.- М.: Издательство «ГНОМ и Д»,2006.- 88с.

Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии/ Е.В. Мазанова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д»,2011.-32с.

Мазанова Е.В.Коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий с младшими школьниками/ Е.В.

Мазанова.- 2-е изд., испр.- М.: Издательство «ГНОМ и Д»,2008.- 128с.

Мазанова Е.В.Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза/ Е.В. Мазанова.- 2-е изд. испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2011.-48 с.

Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий / Художник Е.П. Масленникова. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.- 80 с., ил.

Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических

занятий №2 / Художник В.Х. Янаев.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.- 48 с.:ил.

Козырева Л.М.Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий №3 / Художник В.Х. Янаев.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.- 64 с.:ил.

Козырева О.А. Читай! Размышляй! Пиши!: карт.-задания по рус. яз., чтению и развитию речи. 1 кл. \ О.А. Козырева, К.А. Кутакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 79 с.:ил. - (коррекционно-развивающее обучение)

Козырева О.А. Читай! Размышляй! Пиши!: карт.-задания по рус. яз., чтению и развитию речи. 3 кл. \ О.А. Козырева, К.А. Кутакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 95 с.:ил. - (коррекционно-развивающее обучение)

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Азова О.И. Диагностический комплект «Логопедическое обследование младших школьников». М., 2010.
  2. Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. М., 2009.
  3. Елецкая О.В. , Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.

М., 2006.

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. М., 2001.
  2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991.
  3. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации №2 от 14.02.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
  4. Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под редакцией А.В.Ястребовой, Т.П. Бессоновой. М., 1996.
  5. Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.
  6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет: Практикум для психологов и логопедов. М., 1999.
  7. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учеб.-метод. Пособие. СПб.,

1997.

  1. Логопедия: Учеб.пособие / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. 2002.
  2. Мисаренко Г.Г. Обучение фонемному анализу в первом классе. М., 2008.
  3. Основы теории и практики логопедии / Под. Ред. Р.Е.Левиной. М., 1961.
  4. Пережогин Л.О. Специфические расстройства речи и школьных навыков: Диагностика и коррекция. М., 2007.
  5. Печкурова О.В. Современные уроки развития речи. 2 класс. Ростов н/Д., 2002.
  6. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов н/Д.,2002.
  7. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. Пособие. М., 1995.
  8. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М., 2002.
  9. Ястребова А.В., Бессонова Т.В. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.
  10. Елецкая А.В., Бессонова Т.В. Обучаем читать и писать без ошибо. М., 2007.
  11. Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование по русскому языку, обучению грамоте. Авторсие программы Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой утверждённой МО РФ. М., «Просвещение» 2011.
  12. Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи по произношению, развитию речи. М., «Просвещение»

Литература.

1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. - М.: Владос, 2009. – 182с.

2. Волкова Л.С., Шаховская  С.Н. Логопедия. – М.: Просвещение, 1998. - 68с.

3. Выготский  Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. – М.: Просвещение, 1984. – т.4 – 318с.

4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной  речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1992. -76с.

5. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. – Ярославль: Академия развития, 2006.

6. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - М.: Просвещение, 1997

7. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших                 школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.- 32с.

8. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.

9. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии.- М.: Гном, 2007.

10. Садовникова  И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.

11. Гридчина Н.И. Речевые пятиминутки. – М.: Просвещение,2000.

12. Резниченко Т.С. Говори правильно звуки, слова, фразы, речь. М.: Владос, 2000.

13. Ястребова А.В., Бессонова Т.П.. - Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007. – 360 с.: ил.

14. Гавришева Л.Б. Логопедические запевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – М.: Просвещение, 2005.

15. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. – М.: Просвещение, 2000.

16. Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. – М.: Просвещение, 2000.

17. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. – М.: Просвещение,2000.

18. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. – М.: Просвещение, 1998.

19. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма. – М.: Просвещение, 1998.


[1] Часть 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

[2]        Пункт 19.8 раздела III ФГОС НОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающейся 4 «а» класса с нарушением опорно-двигательного аппарата

Программа составлена в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), Приме...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС (вариант 8.4)

Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 2)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...

Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития (7.2) 1 дополнительный класс

Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности ...

Рабочая программа коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

    Актуальность и практическая значимость программы курса «Коррекционно-развивающие занятия» состоит в формировании общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общеп...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом» для обучающихся с задержкой психического развития по АООП НОО (варианты 7.1, 7.2) 1- 2 классы

Рабочая программа коррекционных занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции познавательной деятельности  обучающихся 1-2 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобр...