РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 2)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_defektologicheskie_krz_1-4_klass_9.2.docx | 79.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Принято» на педагогическом совете ГКОУ ЦИО «Южный» Протокол № _________ «____»_____________г. | «Утверждаю» Директор ГКОУ Центр инклюзивного образования «Южный» ____________ Т.В.Кизерман « ___ » _________года |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ» ________________________________________________________________________________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«Дефектологические коррекционно-развивающие занятия»
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 2)
Москва
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Данный курс предназначен для учащихся начальных классов.
Цель: максимальная коррекция недостатков познавательных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков.
Задачи:
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- формирование и развитие реципрокной координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
-формирование элементарных математических представлений;
-развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта.
Характеристика коррекционного курса
Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями разработана с учетом особенностей психофизического развития, познавательной деятельности данной группы детей, их индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа содержат материал, способствующий достижению обучающимися того уровня общеобразовательных знаний, умений и трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
В процессе онтогенеза формируются функциональные системы мозга, обеспечивающие протекание сложных психологических процессов. Высшие психические функции формируются прижизненно в предметной деятельности, в процессе общения с помощью языка. Новые функциональные системы формируются у каждого человека вновь и вновь при овладении новыми видами деятельности. Поэтому коррекционно-развивающую работу с учащимися начальных классов начинают с развития процессов восприятия в предметно-практической деятельности. В основе любого познания лежат сенсорные процессы, а любое восприятие сопровождается движением, любой замысел также заканчивается движением. Многие виды деятельности, которые у взрослых людей протекают автоматизировано, дети усваивают с помощью мыслительной деятельности. Любая ситуация, задающая ребёнку проблему, побуждает его к поиску решения и требует мыслительных действий. Для коррекционно-развивающей работы важно подбирать такие задания, ситуации, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка, т.е. ребёнок функционально готов к решению встающей проблемы с небольшой помощью взрослого.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2.Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Место коррекционного курса в учебном плане
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена коррекционно-развивающими занятиями. Курс «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» относится к курсам коррекционно-развивающей области, реализуемым в ОО. Рабочая программа рассчитана на 1 занятие в неделю – 34-35 часов. Индивидуальное занятие – 40 минут, подгрупповые занятия – 40 минут.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Формирование учебного поведения:
1) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (обрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемым педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания в теченте определенного времени.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действия и т.д:
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
Способы определения результативности
При реализации рабочей программы производится оценка индивидуального развития обучающегося. Результаты педагогической диагностики заносятся в протокол обследования обучающегося, которая хранится в кабинете учителя-дефектолога.
Результаты диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
-коррекция высших психических функций и познавательных процессов обучающихся;
-построение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Методы отслеживания результативности:
- наблюдение
- мониторинг (тестирование, диагностические задания).
Периодичность проведения диагностики – 3 раза в год: входящая (количество часов -2), промежуточная (количество часов -1) и итоговая (количество часов -2). По результатам диагностики учителем-дефектологом составляется индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающегося на основе данной рабочей программы.
Содержание коррекционного курса
Структура программы коррекционных занятий включает в себя следующие разделы:
- Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; навыка конструирования
- Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
- Кинестетическое и кинетическое развитие
- Тактильно-двигательное восприятие
- Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
- Восприятие пространства
- Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
- Восприятие времени
- Развитие наглядно-действенного мышления
- Развитие мыслительных операций.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (развитие мелкой моторики, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти).
Развитие мыслительных операций происходит на основе формирования элементарных математических представлений и включает в себя: элементарные (дочисловые) математические представления (представления о форме, о величине - толщина, длина), практические действия с дискретными и непрерывными множествами (пересыпание, переливание, перекладывание и др.), математические операции (счет, пересчет, цифры, соотнесение), математика в житейских ситуациях (проблемные задачи), операции измерения.
Примерное тематическое планирование
N | Тема | Содержание работы | Ожидаемый результат |
Зрительное внимание и подражание | Воспроизведение действий взрослого без предметов. Воспроизведение действий взрослого с предметами (сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода). | ||
Зрительное внимание и запоминание | Найти спрятанный предмет и поставить его на нужное место (игра с двумя-тремя предметами). Восстановить последовательность двух, трех предметов по названию; по памяти. Попросить ребенка самого спрятать игрушку и затем найти ее место. | ||
Парные предметы | Сличать парные предметы. Выполнять инструкции: «Найди такую игрушку, как у меня. Выбери такую же игрушку». Сличать парные картинки. Выполнять инструкции: «Найди картинку как у меня. Найди одинаковые картинки». Соотносить предметы с их изображением в пределах двух-трех предъявленных образцов. | Находить парные предметы и картинки (выбор из трех) на плоскости, в пространстве. Складывать разрезную картинку из двух частей. | |
Зрительное восприятие | Складывать разрезные картинки из двух и более частей с разной конфигурацией разреза. Дополнять целое с опорой на контур изображения и без контура (лото-вкладки и др.) Складывать фигуры из частей (отдельные детали фигуры, элементы конструктора, разборные куклы, разборные машины, домики, самолеты). | Складывать разрезные предметные картинки из двух и более частей. | |
Тактильное восприятие | Выбирать предметы на ощупь по словесному описанию признаков этого предмета педагогом (предмет не называть). Группировать предметы по кинестетически воспринимаемому признаку: по материалу (деревянный — железный), по качеству поверхности (гладкий — шероховатый). Формировать представления о различных качествах и свойствах поверхности предметов. | Обследовать предметы с использованием зрительно-тактильного и зрительно-двигательного анализатора. Группировать предметы по материалу. | |
Различение и соотнесение цвета | Сличать цвета: по подражанию, в соответствии с образцом. Выполнять инструкции: «Дай такой как у меня; как на столе и т.д.»; «Дай предметы одинакового цвета при выборе из двух, трех». | Соотносить предметы по цвету. | |
Дифференциация по цвету | Выделять цвета по образцу, выполнение инструкций: «Возьми такой же шарик, как у меня; принеси такую же матрешку, как у меня и т.д.». Выделять цвета по названию, выполнение инструкций: « Возьми красный кубик, положи синий брусок и т.д.». Чередовать два цвета при раскладывании орнамента, аппликации, конструировании. | Соотносить цвет предметов, выделять предмет определенного цвета по образцу. | |
Соотнесение по цвету | Закрепить использование детьми знакомых цветов в изобразительной деятельности. Включить использование цвета в игровую деятельность: использовать цвет в качестве сигнала к действию. | Узнавать знакомый предмет по словесному описанию его признаков и качеств. | |
Восприятие цвета | Продолжить использовать цвет в рисунках, аппликациях, в процессе ручного труда. Учить обращать внимание на цветовую гамму природных явлений и предметов, обозначать определенным цветом время года (осень желтая, зима белая). | Обозначать определенным цветом время года. Использовать цвет в рисунках, аппликациях. | |
Тактильное восприятие формы | Учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб, призму, брусок. Использовать игру «чудесный мешочек», а так же поиск предметов в крупе, горохе и т.д. | Узнавать на ощупь. | |
Различение и соотнесение геометрических тел | Различать геометрические тела (куб, шар, призма, брусок) в процессе игры по подражанию. Выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки. Проталкивать объемные геометрические формы в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб. | Учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности. | |
Соотнесение формы предметов с геометрическими телами | Соотносить знакомые предметы с геометрическими телами. В работе использовать предметы, форма которых приближена к эталонам формы (например: шар - мяч, апельсин, др.; куб – кубик, коробка; призма – пирамидка). | Соотносить формы предметов с геометрическими телами. | |
Узнавание (различение) геометрических фигур | В работе использовать прием взаимного наложения или приложения. Например, учитель берет куб, кладет его на квадрат, изображенный на листе бумаги. Затем убирает геометрическое тело, обращает внимание детей на геометрическую фигуру и называет ее «квадрат». Собирать геометрическую фигуру из 2-х и нескольких частей и составлять ее из счетных палочек с опорой на образец. | Узнавать (различать) геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | |
Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой | Сравнивать объемные и соответствующие плоскостные формы с обозначением черт схожести и отличия (шар – круг, куб – квадрат, призма – треугольник). | Соотносить геометрическую форму с геометрической фигурой. | |
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами | Соотносить знакомые предметы с геометрическими фигурами. В работе использовать предметы, форма которых приближена к форме геометрических фигур (например: круг – пуговица, монета, тарелочка и др.; квадрат – платок, салфетка, коробка и др.; треугольник – косынка, флажок и др.; прямоугольник – книга, шкаф и т.д.). | Соотносить формы предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг). | |
Конструирование из геометрических тел, фигур, палочек. | Накладывать на схему из геометрических фигур 2-3 детали, чтобы получились предметные изображения. Строить по инструкции дорожки, заборчики, стол, стул, кровать и т.д. | Конструировать по образцу, по показу. | |
Восприятие величины: большой-маленький высокий-низкий длинный-короткий широкий-узкий толстый-тонкий | Различать и сравнивать предметы по величине, высоте, длине, толщине. Сначала сравнивать два предмета, контрастных по размеру, высоте, длине, ширине, толщине способом приложения, затем наложения. Учить составлять упорядоченный ряд по убыванию (возрастанию) из трех предметов, затем из четырех и пяти предметов. Сначала раскладывать предметы в ряд слева направо по убыванию, сравнивая предметы между собой. Для составления ряда рекомендуем в начале обучения использовать визуальную опору (линия, метки). | Различать предметы по величине, высоте, длине, толщине, ширине. | |
Классификация по одному признаку | Группировать предметы по образцу, по показу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков (цвет, форма, величина). Разложить круги одного цвета в две коробки – большие и маленькие по образцу. Разложить круги двух цветов, ориентируясь на размер по образцу. Дается инструкция: «Это большой круг, найди такой же. Они одинаковые». Разложить фигуры одинаковые по цвету, но разные по форме (треугольник, круг, квадрат; материал предоставлять попарно), отличные по форме и по цвету, ориентируясь на форму, в две коробки. Инструкция: «У меня квадрат (треугольник). Найди такой же. Они одинаковые» | Группировать предметы по образцу, по показу, по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков. | |
Временные представления: узнавание и различение частей суток | Внимание обращать на характерные признаки отрезка времени (день – светло, светит солнце, дети идут в школу и т.д.), на их последовательную смену (сначала будет день – потом наступит ночь и т.д.). Формировать обобщённое понятие «сутки». | Узнавать (различать) части суток. | |
Временные представления: узнавание и различение времен года | Внимание обращать на последовательную смену (на смену осени приходит зима, которую сменяет весна и т.д.). Формировать обобщённые понятия «время года», «сезон», «год». В работе использовать календарь.
| Различать времена года. | |
Временные представления: узнавание (различение) дней недели | Знакомить детей с названием дней недели. Учитель должен обращать внимание на то, что начинается новый день, называет его и обозначает его словом или символом. При формировании обобщенного понятия «неделя» последовательность дней должна быть представлена наглядно. При формировании понятия «сейчас» детям предлагается выполнить знакомое для них задание (например, что-то нарисовать). Учитель обозначает этот временной промежуток, используя понятие «сейчас» («Сейчас вы рисуете»). При формировании понятий «вчера» и «завтра» рекомендуется отталкиваться от знакомого регулярно происходящего события, например, ночной сон: «вчера» - то, что происходило до сна; «завтра» - то, что будет происходить после сна. Понятие «сегодня» дается как временной промежуток между двумя ночами, события рассматривается в прошедшем, настоящем и будущем времени: что уже было, что происходит сейчас, что еще произойдет. | Узнавать (различать) дни недели. | |
Составление множества из однородных предметов | Составлять группы из одинаковых предметов. Например: учащиеся подбирают предметы, педагог сопровождает их действия словами: «Еще мячик, еще ..., еще ..., еще ... Вот как много мячей», выделяя тем самым каждый отдельный предмет, отмечая увеличение их количества и указывая на их множественность | Составлять группы из одинаковых предметов, выделяя каждый отдельный предмет, отмечая увеличение их количества и указывая на их множественность. | |
Дискретные множества | Знакомить с практическими действиями с дискретными (предметами, игрушками) множествами. Выделять отдельные (однородные) предметы из группы по образцу, подражанию. Выделять отдельные (однородные) предметы из группы по словесной инструкции. Различать дискретные (игрушки, предметы) множества по количеству: много — мало. | Выделять однородные предметы из множества по образцу, подражанию, словесной инструкции различать дискретные (игрушки, предметы) множества по количеству: много — мало. | |
Непрерывные множества | Знакомить с практическими действиями (пересыпать, переливать из сосуда в сосуд, искать предметы в среде) с непрерывными (песок, вода, крупа) множествами. Различать непрерывные (вода, песок, крупа) множества по количеству: много — мало (педагог дает образец речевого высказывания: в большом ведерке много песка, в маленьком — мало). | Различать непрерывные (вода, песок, крупа) множества по количеству: много — мало. | |
Количественные представления: один и много | Понятия «один», «много» формировать следующим образом. Перед ребенком лежит множество однородных предметов, например, 10 карандашей. Учитель выделяет один предмет из множества, отодвигая его в сторону, и говорит: «Один карандаш». Затем обращает внимание на оставшиеся карандаши и говорит: «Много карандашей». После этого ребенок сам выделяет один предмет из множества, показывает и называет образовавшиеся множества. | Выделять 1 и много предметов из группы по подражанию, образцу, по словесной инструкции; понимать вопрос «сколько?», отвечать на вопрос (вербально и невербально). | |
Один – много – мало | Аналогичным образом проводится работа на разнородных предметах (например, 10 разных игрушек). При формировании понятий «мало», «много» ребенку предъявляют 2 множества, резко контрастные по количеству (например, «мало» - 2-3 предмета, «много» - 10 и более предметов). Учить выделять из группы предметов несколько предметов, обладающих определенными свойствами (одним или несколькими): цвет, величина, форма, назначение. Рекомендуется проводить упражнения на действия с непрерывными множествами: переливание воды, пересыпание песка и т.д., определяя вместе с учителем величину множеств. При работе с жидкими и сыпучими материалами рекомендуем использовать пластиковые прозрачные емкости. | Находить 1, много и мало однородных предметов. | |
Количественные представления: один, два, много | Учить выделять 1 и 2 предмета из группы по подражанию, по образцу, по показу. Соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев; отвечать на вопрос «сколько?». На всех занятиях учить показывать и называть единичные и парные части тела и лица (две руки и ноги, один нос и т. п.) | Выделять 1, 2 и много предметов из группы. | |
Пересчет предметов по единице | Пересчитывать предметы вместе с учителем, касаясь указательным пальцем. Общее количество сосчитанных предметов обозначать последним произнесенным числом, показывая общее количество сосчитанных предметов, обводящим движением руки и на пальцах. Детям для пересчета предлагаются одинаковые предметы, также предметы, отличающиеся по цвету, форме, величине и другим признакам, расположенные по кругу, в два ряда, сверху вниз и т.п. | Пересчитывать предметы по единице от 1 до 3, от 1 до 5, от 1 до 10. | |
Обозначение числа цифрой | Каждое следующее число учитель вводит, увеличивая предыдущее число на один. Например, перед ребенком стоят две матрешки. Он пересчитывает их. Учитель ставит еще одну матрешку. Ребенок пересчитывает все матрешки и называет полученный результат. Учитель обозначает его цифрой «три». Затем учить ребенка определять количество предметов путем пересчета и обозначать его цифрой. Например, перед ребенком лежат 4 машинки и цифры. Он пересчитывает машинки, называет итог, отвечая на вопрос «Сколько?» – «четыре» и находит цифру «четыре». Кроме этого ребенок учится брать определенное количество предметов к заданной цифре, а пустое множество учится обозначать цифрой 0. | Обозначать число цифрой. | |
Узнавание цифр | Выполнять упражнения с участием не только зрительного, но и тактильного, двигательного анализатора. Например, проводить указательным пальцем по рельефному контуру (резина, бархат, дерево, гофрированный картон), рисовать на песке, снегу, в воздухе; узнавать цифры на ощупь в «волшебном» мешочке; выкладывать цифры на столе из счетных палочек, трубочек, пластилиновых колбасок и др. | Узнавать цифры от 1 до 10. | |
Знание отрезка числового ряда | Опираясь на числовой ряд, учить считать в прямой и обратной последовательности, определять место числа в ряду, сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10. | Знать отрезок числового ряда 1-3; 1-5; 1-10; 0-10. | |
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении) | До ориентации в пространственном положении частей тела вводятся понятия «верх», «низ», «бок», «перед», «зад», которые отрабатываются на упражнениях с движениями (поднять руки вверх, вытянуть руки вперед, наклонить голову вбок и т.д.). Сначала учить ребенка показывать стороны тела на себе, на другом человеке, игрушке. При формировании понятий спереди – сзади ребенку дается дополнительный ориентир: лицо, живот – спереди, спина – сзади. Работа с изображениями сначала ведётся в вертикальной плоскости (на стене, доске), потом в горизонтальной плоскости (на столе). Используются разные упражнения: составление картинки из двух и более частей, сортировка картинок человека, изображенного спереди / со спины. | Ориентироваться в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), сзади (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). | |
Определение месторасположения предметов в пространстве | Перемещать предметы в указанное положение. Например, учитель просит ребенка положить игрушку в коробку, на стул, под стол. Внимание обращается на то, что предметы по-разному удалены от него в пространстве («близко» - например, можно дотянуться рукой, «далеко» - не дотянуться рукой). Рекомендуется контрастные понятия отрабатывать попарно: «сверху» - «снизу», «спереди» - «сзади», «справа» - «слева». | Определять месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. | |
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево | Выполняя задание на перемещения в пространстве, ребенок ориентируется на объекты, которые являются конечной целью его передвижения («Иди вперед, к столу»). Перед началом движения ребёнка просят указать рукой направление движения к этому объекту. Ребёнок протягивает руку вперёд, назад, влево или вправо, и называет направление предстоящего движения. Проговаривать направление движения важно до его начала, так как двигаться ребенок каждый раз будет только вперёд, к конкретному объекту. | Перемещать в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево. | |
Ориентация на плоскости | Ориентироваться на плоскости ребенок начинает, выполняя упражнения на расположение предметов на вертикальной плоскости (доска, стена). Например, ребенка просят повесить картинку в верхней части доски. После того как ребенок научился ориентироваться на вертикальной плоскости, он учится ориентироваться на горизонтальной плоскости (стол). Отдельная работа проводится по формированию умения ориентироваться на листе бумаги. Ребенку предлагаются задания на расположение предметов на листе (назвать их расположение), определение пространственного положения предметов на картинках. | Ориентироваться на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) угол. | |
Составление ряда из предметов (изображений) | Сначала учить ребенка приставлять один предмет к другому (однородные предметы, например, кубики красного цвета), плотно приставляя их друг к другу с разных сторон, ставя один на другой. Затем учить ребенка выстраивать в цепочку несколько однородных предметов. Учить составлять ряд изображений в определенном направлении: слева направо и сверху вниз/снизу вверх. Рекомендуем начало ряда и месторасположение каждой картинки обозначать метками. Сначала ребенок учится составлять горизонтальный, вертикальный ряд изображений на вертикальной плоскости, затем на горизонтальной плоскости. Внимание ребенка обращать на расположение картинок рядом друг с другом. | Составлять ряд из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. | |
Развитие мелкой моторики (развитие захвата пальцами). | Перекатывать шарики в лабиринте по линиям. Искать мелкие предметы в крупе. Нанизывать крупные бусины на шнурок и т.д. Достать из мешочка только круглые предметы, только треугольные или квадратные и т.д. Сортировка мозаики по цвету (два-три цвета) и распределение их по емкостям; выкладывание их на рабочем поле по образцу, по инструкции. Выкладывание дорожки из мозаики одного цвета, параллельно 2 рядов. | ||
Рисование прямых и волнистых линий | Проводить, соединяя последовательно несколько точек (обводка). | Рисовать прямые и волнистые линии. | |
Рисование геометрических фигур | Обводить геометрические фигуры по шаблону, трафарету, контурным линиям пальцем, затем карандашом. Сначала контурная линия должна быть «толстой», яркой, затем еле заметной. | Рисовать геометрические фигуры | |
Рисование предметов по трафаретам | Обводить предметы (овощи, фрукты, ягоды, мебель, посуда, листья, грибы, животные и т.д.) по трафарету, шаблону, контурным линиям. | Рисовать по трафаретам и шаблонам. | |
Штриховка геометрических фигур | Выполнять штриховку, проводить горизонтальные и вертикальные линии, заштриховывая сначала квадрат и прямоугольник, затем круг и треугольник. После этого выполнять штриховку геометрических фигур по диагонали и двойную штриховку, например, по диагонали и вертикали. | Штриховать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) |
Планируемые результаты
Предметные:
-узнает и различает геометрические фигуры и тела;
-узнает и различает времена года, части суток, дни недели;
-различает и сравнивает предметы по форме, величине, цвету;
-ориентируется в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
- выполняет практические действия с отдельными предметами и непрерывными множествами (крупа, песок, вода и т.д.) доступным обучающемуся способом,
- умеет воспринимать определенное количество предметов,
- узнает цифры в доступных для обучающегося пределах,
- выполняет простейшие измерительные действия доступным обучающему способом.
Базовые учебные действия.
- выполняет практические действия с отдельными предметами и непрерывными множествами по инструкции учителя,
- сравнивает две группы предметов по заданному критерию,
- группирует предметы по заданному признаку,
- выполняет счетные операции в пределах, доступных обучающемуся,
- измеряет и сравнивает непрерывные множества с помощью условной мерки.
Сформированные базовые учебные действия
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- адекватно использует ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывает рабочее место;
- принимает цели и произвольно включается в деятельность;
- следует предложенному плану и работает в общем темпе;
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащем предмете;
- фиксирует взгляд на ярком предмете;
- фиксирует взгляд на движущемся предмете;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (обрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемым педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания в течение определенного времени.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
Программно-методическое обеспечение
-умксипр.рф
-«Программа коррекционных занятий» автор Т.С. Стрельченко
-Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Владос, 2001
-Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера
-Магнитный конструктор
-Объемные формы и наборы геометрических фигур
-Математические наборы
-Игрушки, кубики, мозаика, мячи разного размера
-Пазлы
-Дидактические игры на обобщение и классификацию
-Трафареты
-Наборы «Шнуровка»
-Магнитная доска
-Аудио Видеозаписи
-Картотека дидактических игр и упражнений
Приложение 1
Протокол диагностического обследования ученика (цы) _______ класса
__________________________________________________________________________
Фамилия, имя, возраст
Исследуемые параметры | Содержание | Диагностика | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
Особенности познавательной деятельности | ||||
Особенности восприятия | Восприятие предметного окружения:
Восприятие сенсорных эталонов:
| |||
Особенности внимания |
| |||
Особенности памяти |
| |||
Характер деятельности |
| |||
Пространственно-временная ориентировка | ||||
Ориентировка на себе и на другом |
| |||
Микро-ориентировка |
| |||
Временные представления |
| |||
Моторное развитие | ||||
Графические навыки | Владение карандашом, фломастером, ручкой:
| |||
Мышление | ||||
Конструирование |
- 4 части - 3 части - 2 части
- самостоятельно (по речевой инструкции) квадрат, флажок; - по образцу (стол, стул, окно); - по образцу (наложением) – (стол, стул, окно); - по показу (по элементному подражанию) – (стол, стул, окно, заборчик, дорожка). | |||
Группировка |
| |||
Соотнесение и различение формы |
| |||
Смысловое соотнесение, зрительная память. Элементарная причинно-следственная зависимость |
| |||
Программный материал | ||||
Математика. Элементарные математические представления |
столько же, сколько стало, сколько осталось.
- в пределах 10; - в пределах 5; - в пределах 3.
- до 10; - до 5; - до 3.
|
Учитель-дефектолог: ___________/ ______________________
Критерии оценки выполнения заданий:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил задание только с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно часть задания или после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по предмету «Изобразительная деятельность» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельност...
Программа коррекционно-развивающей логопедической работы, адаптированная для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями ФГОС для обу...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий...
Рабочая программа по курсу математика 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.Используемый УМК:Учебник: Т.В. Алышева. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные осн...
Рабочая программа по курсу чтение 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год. Используемый УМК:Учебник: С.Ю. Ильина, А.К. Аксёнова, Т. М. Головкина, М. И. Шишкова «Чтение». 2 класс. Учебник для об...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант-2) 4 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету«Математические представления»для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями, вариант-2)4 класс ...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Чтение" 2 класс. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.
Адаптированная рабочая программа по предмету "Чтение" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (инте...