Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС (вариант 8.4)
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Бурдыгина Татьяна Владимировна

Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики. Ведущим понятием речевой линии развития является - общение, ведь именно к способности ребенка с аутизмом свободно общаться стоит стремиться, открывая коррекционную работу по данному направлению. Развитие речевых и коммуникативных способностей является наиболее значимым и сквозным в обучении детей с расстройствами аутистического спектра. В связи с этим в настоящий момент возникла необходимость создания коррекционно-развивающей программы по вызыванию, растормаживание и развитию речи детей с РАС и другими нарушениями развития, с целью повышения речевой активности ребёнка в процессе общения и дальнейшей его социальной адаптации и социализации. Реализация коррекционно - развивающей программы, которая охватывает системную работу с детьми с РАС и их семьями, способствует раскрытию внутреннего потенциала детей с аутизмом, их комплексному развитию в процессе социальной адаптации и вхождению в образовательное пространство (при условии создания соответствующих условий для неё).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpkassakovskiy.docx38.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области

Принято                                                                                                                      Утверждаю:

на педагогическом совете                                                               директор МКОУ СОШ №16

пр.№____ от___________                                                                  ____________В.А.Захаров

приказ №_____ от _________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса         «Альтернативная коммуникация» 

 для обучающихся  с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) и РАС

 (вариант 8.4) 

 

      

 

Разработана: учителем-логопедом

Бурдыгиной Т.В.

I

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цель и задачи реализации коррекционного курса  

1.3.

Общая характеристика детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющих вербальной речью и РАС

1.4.

Принципы коррекционной педагогики

1.5.

Планируемые результаты

II

Содержательный раздел

2.1.

2.2.

 Основное содержание и направления коррекционно-образовательной деятельности  

2.3.

Диагностическая работа (мониторинг коррекционно - образовательной деятельности)

2.4.

2.5.

Коррекционно-развивающая работа

Взаимодействие учителя-логопеда с учителем  и другими  специалистами  школы

2.6.

Взаимодействие учителя-логопеда с  родителями

III

Организационный раздел

3.1.

Материально-техническое оснащение

3.2

 Методическое обеспечение

Приложение

 

I Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

        Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»  разработана на основе нормативно-правовых  документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  •  Федерального государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  2016 г.;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  •  СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010г. № 189;
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с РАС и и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР вариант 8.4 );
  • Устав МКОУ СОШ № 16. 
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996

Актуальность   программы:

Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики. Ведущим понятием речевой линии развития является - общение, ведь именно к способности ребенка с аутизмом свободно общаться стоит стремиться, открывая коррекционную работу по данному направлению. Развитие речевых и коммуникативных способностей является наиболее значимым и сквозным в обучении детей с расстройствами аутистического спектра. В связи с этим в настоящий момент возникла необходимость создания коррекционно-развивающей программы по вызыванию, растормаживание и развитию речи детей с РАС и другими нарушениями развития, с целью повышения речевой активности ребёнка в процессе общения и дальнейшей его социальной адаптации и социализации. Реализация коррекционно - развивающей программы, которая охватывает системную работу с детьми с РАС и их семьями, способствует раскрытию внутреннего потенциала детей с аутизмом, их комплексному развитию в процессе социальной адаптации и вхождению в образовательное пространство (при условии создания соответствующих условий для неё).

         Стандарт, обеспечивает равные возможности получения качественного образования, единство  образовательного пространства РФ, государственные гарантии уровня и качества образования, определяет требования к структуре адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), условиям их реализации и результатам их освоения.

         Образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант8.4), с ТМНР  и РАС направлено на реализацию социальных требований к системе российского коррекционного образования: обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости коррекция нарушений развития и социальная адаптация указанных лиц в соответствии с основными направлениями совершенствования системы образования.

Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пределах, выстраиваются путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

          В этой связи обучение речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия: указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос, выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жестов.

         Показателем усвоения обучающимися программы  является динамика  развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до доступных альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.

          Итогом образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями является нормализация их жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинство людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

          Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни. Иными словами, конечная цель специального образования: достижение учеником максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации в быстроменяющемся мире.

           1.2. Цель: формирование опыта социального взаимодействия на основе доступных ребенку, средств невербальной коммуникации.

       Задачи;  

- выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации;

- овладение выбранным средством коммуникации;

- использование выбранного средства коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач.

1.3. Общая характеристика  группы детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющих вербальной речью и РАС

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа) проявляют готовность к продуктивному взаимодействию со знакомым взрослым, при этом используют доступные, вербальные, невербальные и альтернативные средства общения; умеют включиться в знакомую ситуацию социального взаимодействия. Они понимают речь взрослого в соответствии с конкретной ситуацией и отвечают на обращение доступными коммуникативными способами (взглядом, жестом  или словом).

Во взаимодействии со сверстниками могут проявлять  как партнерский интерес к совместным действиям, так и выражать негативную реакцию на присутствие других детей.

Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии (2 группа) при ограниченном понимании обращенной к ним речи взрослого проявляют интерес   в конкретной ситуации к взаимодействию со знакомым взрослым; в конкретной коммуникативной или игровой ситуации поддерживают зрительный контакт «глаза в глаза»  и прослеживают за действиями взрослого.

По отношению к сверстнику большинство детей  безразличны,  при физическом приближении в некоторых случаях проявляют негативизм или агрессивные действия.

Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с множественными нарушениями в развитии (3 группа), у которых в ситуации взаимодействия со знакомым взрослым на фоне преимущественной непроизвольности социального поведения, проявляется зрительный контакт «глаза в глаза» и реакция «ожидания» действий взрослого.

Эта группа детей в коммуникации остается «привязанной» к знакомому взрослому, который организует  и опосредует их взаимодействие с ближним окружением.

           У  детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии   ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации,  а невербальные средства общения используют фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым. Они реагируют непроизвольно, или эмоциональными, или двигательными проявлениями на голос взрослого без понимания обращенной  к ним речи в конкретной ситуации взаимодействия, проявляют интерес в конкретной коммуникативной или игровой ситуации к взаимодействию со знакомым взрослым;  поддерживают зрительный контакт «глаза в глаза», прослеживают за действиями взрослого и проявляют реакцию «ожидания» действий взрослого.

          Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Эта группа детей в коммуникации остается «привязанной» к знакомому взрослому, который организует  и опосредует их взаимодействие с ближним окружением.

          Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми.

1.4. Принципы коррекционной педагогики, которые реализуются в программе в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения:

  • принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  • принцип генетический, раскрывающий общие закономерности  развития  детской  речи  применительно  к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
  • деятельностный   принцип,   определяющий   ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи;
  • принцип компенсации и коррекции, позволяющий определить логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения.

1.5. Планируемые  результаты освоения  коррекционного курса

  • Предметные результаты:
  •   Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов  
  •  Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя  доступные и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
  •   Умение использовать предметы для выражения чувств, эмоций путем показа на них жестом, взглядом
  •   Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
  •  Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
  • Понимание смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Базовые учебные действия:

  • Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
  •  входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  •  ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  •  адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  •  принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
  •  передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Личностные результаты:

1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

3. Социально ориентированный взгляд на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

  • фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
  •  фиксирует взгляд на яркой игрушке;
  • фиксирует взгляд на движущей игрушке;
  •  переключает взгляд с одного предмета на другой;
  •  фиксирует взгляд на лице педагога;
  •  фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
  •  фиксирует взгляд на изображении;
  •  фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

  •  понимает жестовую инструкцию;
  •  понимает инструкцию по пиктограммам;
  •  выполняет стереотипную инструкцию, отрабатываемую  на данном этапе обучения.

3) использование по назначению учебных материалов:

  •  бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

  •  выполняет действие способом рука-в-руке;
  •  подражает действиям, выполняемым педагогом;
  •  последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

  •  способен  удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

  •  при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

 

 

 

 

 

II     Содержательный раздел 

 В содержании коррекционно-образовательной программы учтены общие  специфические  особенности психического развития детей, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.                

   Разделы  программы:

- Развитие речи средствами невербальной коммуникации

- Импрессивная речь

- Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

- Чтение и письмо

- Глобальное чтение.

         Содержание разделов коррекционно-образовательной программы  включает:

- понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.);

- реагирование на собственное имя и узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов;

- понимание слов,  обозначающих предметы и обобщающие понятия  (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.);

- понимание   слов,  обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.);

-  понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.);

- понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.);

-  понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.);

- понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.);

- понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении в, на, под, из, из-за и др.); - понимание простых предложений и сложных предложений;

- понимание содержания текста

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение  отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Наборное полотно

Касса букв классная

Касса слогов демонстрационная

Разрезная азбука

Разрезные карточки

- "Мир животных"

-Домашние животные

-Дикие животные России

-Животные жарких стран

-Животные холодных широт

- "Мир человека":

-Продукты питания

-Посуда

-Мебель

-Одежда и обувь

-Игрушки

-Транспорт

-Музыкальные инструменты

-Электроприборы

- "Мир растений" :

-Фрукты

-Овощи

-Садовые цветы

-Ягоды

Демонстрационные карточки "Дикие животные":

Демонстрационные карточки "Птицы России" :

Демонстрационные карточки "Домашние животные":

Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":

Демонстрационные карточки "Овощи":

Демонстрационные карточки "Насекомые":

Демонстрационные карточки "Ягоды" :

Демонстрационные карточки "Цветы":

Демонстрационные карточки "Фрукты":

Демонстрационные карточки "Зима":

Демонстрационные карточки "Весна":

Демонстрационные карточки "Лето":

Демонстрационные карточки "Осень":

Наборы кукол би – ба – бо:

«Теремок»

«Репка»

«3 поросенка»

«Курочка Ряба»

«Колобок»

Наборы кукол для пальчикового театра:

«Волк и семеро козлят»

«Заюшкина избушка»

«Маша и медведь»

                                     Учебный план

Тема раздела

Кол-во часов

1

Диагностика

1

2

Навыки учебного поведения

4

3

Развитие подражания

4

4

Выполнение инструкций

4

5

Диагностика

1

6

Импрессивная речь

5

7

Экспрессивная речь

5

8

Работа над дыханием

4

9

Развитие мелкой и общей моторики

4

10

Диагностика

1

Итого

33

                                   Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Сроки

1

 Диагностика (первичная)

1

2

Навыки учебного поведения  (4ч.)

2.1

Установление контакта педагога с ребенком  

1

2.2

Формирование адекватного отношения к педагогу

1

2.3

Формирование познавательной мотивации

1

2.4

Развитие умения фиксировать внимание на учебном материале и выполнять инструкции педагога

1

3

Развитие подражания  (4ч.)

3.1

Имитация основных движений Имитация мелких и точных движений

1

3.2

Имитация действия с предметами

1

3.3

Имитация произносительных движений

1

3.4

Выполнение единичных команд

1

4

Выполнение инструкций (4ч.)

4.1

Обучение выполнения инструкции «Дай»

1

4.2

Обучение следовать инструкции «Покажи»

1

4.3

Обучение выполнению инструкций на простые движения и с предметами

1

4.4

Обучение навыку подражания звукам и артикуляционным движениям

1

5

Диагностика (промежуточная)

1

6

Импрессивная речь (5ч.)

6.1

Обучение пониманию простых слов

1

6.2

Обучение откликаться на свое имя

1

6.3

Обучение названиям предметов (одежда, обувь, блюда, продукты, игрушки)

1

6.4

Обучение названиям действий (по видео-сюжетам, по фото, по картинкам)

1

6.5

Обучение названиям признаков (большой-маленький, Обучение названиям цветов, теплый-холодный, светло-темно)

1

7

Экспрессивная речь (5ч.)

7.1

Обучение называнию простых слов

1

7.2

Обучение называнию собственного имени

1

7.3

Обучение называнию слова, обозначающего предмет

1

7.4

Обучение называнию слова, обозначающего действие.

1

7.5

Оречевление собственных действий

1

8

Работа над дыханием (4ч.)

8.1

Упражнения на удлинение выдоха

1

8.2

Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей

1

8.3

Игровые упражнения дыхательной гимнастики Дыхательная гимнастика в стихах

1

8.5

Специальные дыхательные упражнения

1

9

Развитие мелкой и общей моторики (4ч.)

9.1

Упражнения на повышение уровня активации Пассивная гимнастика (массаж)

1

9.2

Упражнения для кистей рук

1

9.3

 Упражнения для пальцев условно статические

1

9.4

Упражнения для пальцев динамические

1

10

Диагностика ( итоговая)

1

Итого

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка  представляет собой систему комплексного психолого-педагог...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

       Образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (2 вариант), с ТМНР  и РАС направлено на реализацию социальных требований к системе...

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

  Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных ...

Рабочая программа учебного предмета Мир природы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью ...

Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми, множественными нарушениями развития (вариант 2)

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования об...

Мониторинг уровня сформированности знаний по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР

С помощью мониторинга педагог может отследить динамику и эффективность проводимых занятий индивидуально для каждого ученика, учитывая индивидуальные особенности каждого....