Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС (вариант 8.4)
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики. Ведущим понятием речевой линии развития является - общение, ведь именно к способности ребенка с аутизмом свободно общаться стоит стремиться, открывая коррекционную работу по данному направлению. Развитие речевых и коммуникативных способностей является наиболее значимым и сквозным в обучении детей с расстройствами аутистического спектра. В связи с этим в настоящий момент возникла необходимость создания коррекционно-развивающей программы по вызыванию, растормаживание и развитию речи детей с РАС и другими нарушениями развития, с целью повышения речевой активности ребёнка в процессе общения и дальнейшей его социальной адаптации и социализации. Реализация коррекционно - развивающей программы, которая охватывает системную работу с детьми с РАС и их семьями, способствует раскрытию внутреннего потенциала детей с аутизмом, их комплексному развитию в процессе социальной адаптации и вхождению в образовательное пространство (при условии создания соответствующих условий для неё).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpkassakovskiy.docx | 38.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области
Принято Утверждаю:
на педагогическом совете директор МКОУ СОШ №16
пр.№____ от___________ ____________В.А.Захаров
приказ №_____ от _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и РАС
(вариант 8.4)
Разработана: учителем-логопедом
Бурдыгиной Т.В.
I | Целевой раздел |
1.1. | Пояснительная записка |
1.2. | Цель и задачи реализации коррекционного курса |
1.3. | Общая характеристика детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющих вербальной речью и РАС |
1.4. | Принципы коррекционной педагогики |
1.5. | Планируемые результаты |
II | Содержательный раздел |
2.1. 2.2. | Основное содержание и направления коррекционно-образовательной деятельности |
2.3. | Диагностическая работа (мониторинг коррекционно - образовательной деятельности) |
2.4. 2.5. | Коррекционно-развивающая работа Взаимодействие учителя-логопеда с учителем и другими специалистами школы |
2.6. | Взаимодействие учителя-логопеда с родителями |
III | Организационный раздел |
3.1. | Материально-техническое оснащение |
3.2 | Методическое обеспечение Приложение |
| I Целевой раздел |
- Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» разработана на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федерального государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 2016 г.;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010г. № 189;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с РАС и и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР вариант 8.4 );
- Устав МКОУ СОШ № 16.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996
Актуальность программы:
Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики. Ведущим понятием речевой линии развития является - общение, ведь именно к способности ребенка с аутизмом свободно общаться стоит стремиться, открывая коррекционную работу по данному направлению. Развитие речевых и коммуникативных способностей является наиболее значимым и сквозным в обучении детей с расстройствами аутистического спектра. В связи с этим в настоящий момент возникла необходимость создания коррекционно-развивающей программы по вызыванию, растормаживание и развитию речи детей с РАС и другими нарушениями развития, с целью повышения речевой активности ребёнка в процессе общения и дальнейшей его социальной адаптации и социализации. Реализация коррекционно - развивающей программы, которая охватывает системную работу с детьми с РАС и их семьями, способствует раскрытию внутреннего потенциала детей с аутизмом, их комплексному развитию в процессе социальной адаптации и вхождению в образовательное пространство (при условии создания соответствующих условий для неё).
Стандарт, обеспечивает равные возможности получения качественного образования, единство образовательного пространства РФ, государственные гарантии уровня и качества образования, определяет требования к структуре адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), условиям их реализации и результатам их освоения.
Образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант8.4), с ТМНР и РАС направлено на реализацию социальных требований к системе российского коррекционного образования: обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости коррекция нарушений развития и социальная адаптация указанных лиц в соответствии с основными направлениями совершенствования системы образования.
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пределах, выстраиваются путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
В этой связи обучение речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия: указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос, выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жестов.
Показателем усвоения обучающимися программы является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до доступных альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.
Итогом образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями является нормализация их жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинство людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни. Иными словами, конечная цель специального образования: достижение учеником максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации в быстроменяющемся мире.
1.2. Цель: формирование опыта социального взаимодействия на основе доступных ребенку, средств невербальной коммуникации.
Задачи;
- выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации;
- овладение выбранным средством коммуникации;
- использование выбранного средства коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач.
1.3. Общая характеристика группы детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющих вербальной речью и РАС
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа) проявляют готовность к продуктивному взаимодействию со знакомым взрослым, при этом используют доступные, вербальные, невербальные и альтернативные средства общения; умеют включиться в знакомую ситуацию социального взаимодействия. Они понимают речь взрослого в соответствии с конкретной ситуацией и отвечают на обращение доступными коммуникативными способами (взглядом, жестом или словом).
Во взаимодействии со сверстниками могут проявлять как партнерский интерес к совместным действиям, так и выражать негативную реакцию на присутствие других детей.
Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии (2 группа) при ограниченном понимании обращенной к ним речи взрослого проявляют интерес в конкретной ситуации к взаимодействию со знакомым взрослым; в конкретной коммуникативной или игровой ситуации поддерживают зрительный контакт «глаза в глаза» и прослеживают за действиями взрослого.
По отношению к сверстнику большинство детей безразличны, при физическом приближении в некоторых случаях проявляют негативизм или агрессивные действия.
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с множественными нарушениями в развитии (3 группа), у которых в ситуации взаимодействия со знакомым взрослым на фоне преимущественной непроизвольности социального поведения, проявляется зрительный контакт «глаза в глаза» и реакция «ожидания» действий взрослого.
Эта группа детей в коммуникации остается «привязанной» к знакомому взрослому, который организует и опосредует их взаимодействие с ближним окружением.
У детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации, а невербальные средства общения используют фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым. Они реагируют непроизвольно, или эмоциональными, или двигательными проявлениями на голос взрослого без понимания обращенной к ним речи в конкретной ситуации взаимодействия, проявляют интерес в конкретной коммуникативной или игровой ситуации к взаимодействию со знакомым взрослым; поддерживают зрительный контакт «глаза в глаза», прослеживают за действиями взрослого и проявляют реакцию «ожидания» действий взрослого.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Эта группа детей в коммуникации остается «привязанной» к знакомому взрослому, который организует и опосредует их взаимодействие с ближним окружением.
Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми.
1.4. Принципы коррекционной педагогики, которые реализуются в программе в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения:
- принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи;
- принцип компенсации и коррекции, позволяющий определить логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения.
1.5. Планируемые результаты освоения коррекционного курса
- Предметные результаты:
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
- Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя доступные и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
- Умение использовать предметы для выражения чувств, эмоций путем показа на них жестом, взглядом
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
- Понимание смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
Базовые учебные действия:
- Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Личностные результаты:
1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
3. Социально ориентированный взгляд на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию, отрабатываемую на данном этапе обучения.
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемым педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
|
|
| II Содержательный раздел |
В содержании коррекционно-образовательной программы учтены общие специфические особенности психического развития детей, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.
Разделы программы:
- Развитие речи средствами невербальной коммуникации
- Импрессивная речь
- Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
- Чтение и письмо
- Глобальное чтение.
Содержание разделов коррекционно-образовательной программы включает:
- понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.);
- реагирование на собственное имя и узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов;
- понимание слов, обозначающих предметы и обобщающие понятия (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.);
- понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.);
- понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.);
- понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.);
- понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.);
- понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.);
- понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении в, на, под, из, из-за и др.); - понимание простых предложений и сложных предложений;
- понимание содержания текста
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Наборное полотно
Касса букв классная
Касса слогов демонстрационная
Разрезная азбука
Разрезные карточки
- "Мир животных"
-Домашние животные
-Дикие животные России
-Животные жарких стран
-Животные холодных широт
- "Мир человека":
-Продукты питания
-Посуда
-Мебель
-Одежда и обувь
-Игрушки
-Транспорт
-Музыкальные инструменты
-Электроприборы
- "Мир растений" :
-Фрукты
-Овощи
-Садовые цветы
-Ягоды
Демонстрационные карточки "Дикие животные":
Демонстрационные карточки "Птицы России" :
Демонстрационные карточки "Домашние животные":
Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":
Демонстрационные карточки "Овощи":
Демонстрационные карточки "Насекомые":
Демонстрационные карточки "Ягоды" :
Демонстрационные карточки "Цветы":
Демонстрационные карточки "Фрукты":
Демонстрационные карточки "Зима":
Демонстрационные карточки "Весна":
Демонстрационные карточки "Лето":
Демонстрационные карточки "Осень":
Наборы кукол би – ба – бо:
«Теремок»
«Репка»
«3 поросенка»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
Наборы кукол для пальчикового театра:
«Волк и семеро козлят»
«Заюшкина избушка»
«Маша и медведь»
Учебный план
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Диагностика | 1 |
2 | Навыки учебного поведения | 4 |
3 | Развитие подражания | 4 |
4 | Выполнение инструкций | 4 |
5 | Диагностика | 1 |
6 | Импрессивная речь | 5 |
7 | Экспрессивная речь | 5 |
8 | Работа над дыханием | 4 |
9 | Развитие мелкой и общей моторики | 4 |
10 | Диагностика | 1 |
Итого | 33 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Сроки |
1 | Диагностика (первичная) | 1 | |
2 | Навыки учебного поведения (4ч.) | ||
2.1 | Установление контакта педагога с ребенком | 1 | |
2.2 | Формирование адекватного отношения к педагогу | 1 | |
2.3 | Формирование познавательной мотивации | 1 | |
2.4 | Развитие умения фиксировать внимание на учебном материале и выполнять инструкции педагога | 1 | |
3 | Развитие подражания (4ч.) | ||
3.1 | Имитация основных движений Имитация мелких и точных движений | 1 | |
3.2 | Имитация действия с предметами | 1 | |
3.3 | Имитация произносительных движений | 1 | |
3.4 | Выполнение единичных команд | 1 | |
4 | Выполнение инструкций (4ч.) | ||
4.1 | Обучение выполнения инструкции «Дай» | 1 | |
4.2 | Обучение следовать инструкции «Покажи» | 1 | |
4.3 | Обучение выполнению инструкций на простые движения и с предметами | 1 | |
4.4 | Обучение навыку подражания звукам и артикуляционным движениям | 1 | |
5 | Диагностика (промежуточная) | 1 | |
6 | Импрессивная речь (5ч.) | ||
6.1 | Обучение пониманию простых слов | 1 | |
6.2 | Обучение откликаться на свое имя | 1 | |
6.3 | Обучение названиям предметов (одежда, обувь, блюда, продукты, игрушки) | 1 | |
6.4 | Обучение названиям действий (по видео-сюжетам, по фото, по картинкам) | 1 | |
6.5 | Обучение названиям признаков (большой-маленький, Обучение названиям цветов, теплый-холодный, светло-темно) | 1 | |
7 | Экспрессивная речь (5ч.) | ||
7.1 | Обучение называнию простых слов | 1 | |
7.2 | Обучение называнию собственного имени | 1 | |
7.3 | Обучение называнию слова, обозначающего предмет | 1 | |
7.4 | Обучение называнию слова, обозначающего действие. | 1 | |
7.5 | Оречевление собственных действий | 1 | |
8 | Работа над дыханием (4ч.) | ||
8.1 | Упражнения на удлинение выдоха | 1 | |
8.2 | Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей | 1 | |
8.3 | Игровые упражнения дыхательной гимнастики Дыхательная гимнастика в стихах | 1 | |
8.5 | Специальные дыхательные упражнения | 1 | |
9 | Развитие мелкой и общей моторики (4ч.) | ||
9.1 | Упражнения на повышение уровня активации Пассивная гимнастика (массаж) | 1 | |
9.2 | Упражнения для кистей рук | 1 | |
9.3 | Упражнения для пальцев условно статические | 1 | |
9.4 | Упражнения для пальцев динамические | 1 | |
10 | Диагностика ( итоговая) | 1 | |
Итого | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка представляет собой систему комплексного психолого-педагог...
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (2 вариант), с ТМНР и РАС направлено на реализацию социальных требований к системе...
Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)
Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена...
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных ...
Рабочая программа учебного предмета Мир природы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью ...
Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми, множественными нарушениями развития (вариант 2)
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования об...
Мониторинг уровня сформированности знаний по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР
С помощью мониторинга педагог может отследить динамику и эффективность проводимых занятий индивидуально для каждого ученика, учитывая индивидуальные особенности каждого....