Рабочая программа коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
рабочая программа (4 класс)
Актуальность и практическая значимость программы курса «Коррекционно-развивающие занятия» состоит в формировании общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Цели коррекционно-развивающих занятий с учетом специфики учебного предмета:
- обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;
- формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи и направления:
— формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;
— представления о собственном теле;
— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
— отнесение себя к определенному полу;
— развитие способности осознавать и выражать свои интересы;
— формировать представления о возрастных изменениях;
— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
— формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
— формировать умения обслуживать себя;
— формировать умения следить за своим внешним видом;
- формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Актуальность программы.
Актуальность и практическая значимость программы курса «Коррекционно-развивающие занятия» состоит в формировании общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 1»;
- Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;
- Годовым календарным учебным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2023-2024 уч. год.
Цели коррекционно-развивающих занятий с учетом специфики учебного предмета:
- обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;
- формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи и направления:
— формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;
— представления о собственном теле;
— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
— отнесение себя к определенному полу;
— развитие способности осознавать и выражать свои интересы;
— формировать представления о возрастных изменениях;
— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
— формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
— формировать умения обслуживать себя;
— формировать умения следить за своим внешним видом;
формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА.
Коррекционно-развивающие занятия направлены на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста. действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Коррекционно-развивающие занятия» обозначен как самостоятельный курс, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На его изучение в 4 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недели.
- ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.
Ценностные ориентиры учебного предмета соответствуют основным требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
- личность (саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору);
- честь;
- достоинство;
- свобода, социальная солидарность (свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
- справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство (личная и национальная);
- доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам);
- дружба;
- здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
- труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).
- ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
Межпредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
2) овладение основами грамотного письма;
3) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
4) формирование умения осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
5) овладение навыком правильного звукопроизношения в речевом потоке.
Базовые учебные действия.
Личностные учебные действия |
|
Коммуникативные учебные действия |
|
Регулятивные учебные действия |
|
Познавательные учебные действия |
|
- СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА.
Содержание курса состоит из следующих разделов:
Программно-методический материал включает 5 разделов:
- зрительное восприятие;
- слуховое восприятие;
- кинестетическое восприятие;
- восприятие запаха;
- предметно-практические действия.
Программно-методический материал включает 2 раздела:
«Действия с материалами», «Действия с предметами».
- Календарно-тематический план коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия», 68 часов.
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата | Виды деятельности обучающихся |
Зрительное восприятие «Фонарики» | 1 | Удержание взгляда на движущемся и неподвижном светящимся предмете. Игра «Фонарики». Наблюдение за горящей свечой. | ||
Зрительное восприятие Игра «Что пропало?» | 1 | Фиксация взгляда на предмете, запоминание ряда предметов, наблюдение «Чего не стало» | ||
Зрительное восприятие «Куда поехала машина» | 1 | Фиксация взгляда на движущемся предмете. Игра маленькими машинками на коврике с дорожками. | ||
Зрительное восприятие «Чья тень?». | 1 | Дидактическая игра «чья тень» Умение соотносить тень предмета и животного с его изображением. | ||
Зрительное восприятие «Маленький –большой, поменьше, побольше) | 1 | Слушание сказки «Три медведя» Лепка тарелочек для медведей. | ||
Слуховое восприятие «Угадай звук» | 1 | Слушание звучание инструментов, угадывание, что звучит. | ||
Слуховое восприятие «Язык животных» | 1 | Слушание звуки животных, угадывание, показ по карточкам, соотношение звука и карточки. | ||
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). | 1 | Слушание учителя, выполнение действие по инструкции | ||
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание) | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу | ||
Рисование бордюров по образцу. Графический диктант (зрительный и на слух) | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий на слух | ||
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу | ||
Кинестетическое восприятие «Медвежата в гостях» | 1 | Кинестетическое восприятие «Меховой и бумажный мишка», | ||
Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий) | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу | |||
Развиваем память. Магазин одежды. | 1 | Обучение навыку подбирать пару к вещам. | ||
Альтернативная коммуникация: знакомство с художественными произведениями | 1 | Просмотр мультфильма « 12 месяцев», «Сказка о золотом петушке» | ||
Ориентация в пространстве. Лево-право | 1 | Игра «солдатики» | ||
Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы). Игры с сюжетной мозаикой. | 1 | Беседа, работа с сюжетными картинками, выполнение заданий по образцу | ||
Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает...(пушистое)» | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу | ||
Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи» | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по образцу | ||
Предметно-практическая деятельность. Игрушки – матрешки. | 1 | Действие с разборно-сборными игрушками. | ||
Зрительное восприятие. Разноцветные пирамидки. | 1 | Собирание пирамидок, собирание пирамидки по образцу. Мозаика по образцу | ||
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу | 1 | Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по образцу | ||
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок). Дидактическая игра «Что изменилось?» | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по образцу | ||
Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай также») | 1 | Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по образцу | ||
«Лесные животные» | 1 | Кто в лесу живет? Беседа о лесных животных, активных в разное время суток. | ||
Предметно-практическое восприятие. | 1 | Рвем бумагу и складываем ее в коробку. | ||
Альтернативная коммуникация: «Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.» | 1 | Производит манипуляции с игрушками (укладывает спать, кормит, поит).Умеет– играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.) | ||
Предметно-практическое восприятие | Пересыпание гороха, крупы. | |||
Двигательное развитие «Прокати мячик по дорожке» | 1 | Игра «Кегли» | ||
Альтернативная коммуникация: «Назови одним словом» | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу | |||
Двигательное развитие «Кошка и воробушки» | 1 | Подвижные игры на свежем воздухе. | ||
Зрительное восприятие. Разноцветные палочки | 1 | Игра со счетными палочками. Выкладывание по образцу. | ||
Предметно-практическая деятельность: Бусы маме. | 1 | Делаем бусы из макарон. | ||
Предметно-практическая деятельность: поделки из пластилина | Умеет отщипывать пластилин пальцами, раскладывать кусочки по тарелочкам (зеленые кусочки в зеленую тарелочку, желтые кусочки в желтую тарелочку | |||
Пространственные представления | 1 | «Экскурсия по пришкольному участку», наблюдение, слушание учителя. | ||
Птицы. Зимующие птицы. | 1 | Изучение зимующих птиц, раскрашивание по теме. | ||
Развиваем зрительную память. Найти одинаковый предмет. | 1 | Дидактическая игра «Найди такой же» | ||
Кинестетическое восприятие. Чудесный мешочек. | 1 | Вынимание из мешочка различных предметов, на ощупь угадывание данного предмета. | ||
Предметно-практическая деятельность. Аппликация «Снежинки» | 1 | Аппликация. Намазывание и приклеивание деталей. | ||
Предметно-практическая деятельность. Аппликация «Снежная баба» | Аппликация. Намазывание и приклеивание деталей. | |||
Двигательное развитие. Зимние забавы | 1 | Игры на свежем воздухе. | ||
Формирование математических представлений. Шишки в корзинке. | 1 | Сравнение совокупности предметов по количеству путем составления пар. | ||
Слуховое восприятие. «Птичьи голоса» | 1 | Слушание пения птиц. Слушание педагога, рассказывающего о птицах. | ||
Предметно-практическая деятельность «Пазлы» | 1 | Собирание пазлов из 2-5 частей. Собирание разрезной картинки. | ||
Транспорт | 1 | Различение транспорта. (пожарная машина, скорая помощь, трактор, грузовик, автобус) Игра «Гараж». Умение заехать машинкой в ворота гаража. Работа с карточками, раскрасками | ||
Транспорт | 1 | Водный транспорт. Аппликация «Кораблик». Работа с карточками, раскрасками | ||
Транспорт | 1 | Наземный транспорт: общественный, личный. Игра «Едем на автобусе». Работа с карточками, раскрасками | ||
Транспорт | 1 | Воздушный транспорт. Работа с карточками, раскрасками. Игра «Самолеты» | ||
Конструирование из крупных деталей | 1 | Конструирование из крупных деталей. «Мост» «Гараж» | ||
Дидактическая игра «Одуванчики» | 1 | Артикуляционная гимнастика. | ||
Обучение штриховке и обведению по контуру. | 1 | Обучение штриховке и обведению по контуру. | ||
Двигательное развитие. Прощай, зимушка-зима. | 1 | Игры на свежем воздухе | ||
Положительные эмоции. От улыбки станет всем светлей. | 1 | Игры «Смешилки» | ||
Отрицательные эмоции. «Я ушел в свою обиду» | 1 | Слушание учителя. Просмотр видеоматериалов. | ||
Предметно-практическая деятельность. Чудесное дерево из природных материалов. | 1 | Коллективная работа «Аппликация «Дерево» Приклеивание листочков и цветочков» | ||
Альтернативная коммуникация. «Ролевая игра : У доктора» | 1 | Ролевая игра «Больничка» | ||
Игра «Различи по запаху» | 1 | Учимся различать запахи: лимон, кофе, духи, лук, чеснок, апельсин, банан. | ||
Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета) | 1 | Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу | ||
Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу | ||
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т.д.) | 1 | Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу | ||
Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу | ||
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку | 1 | Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу | ||
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные | 1 | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу | ||
Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета | 1 | Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу | ||
Узнавание предмета по его отдельным частям. | 1 | Работа по сюжетным картинкам, предметным картинкам, работа с напечатанными дидактическими играми | ||
Определение направления звука в пространстве (справа—слева—спереди—сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук» | 1 | Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу | ||
Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня» | 1 | Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу | ||
Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона, темпу. Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы—барабанщики» | 1 | Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу |
8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Перечень имеющегося дидактического (демонстрационного) оборудования
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
- вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до 10);
- мозаики;
- пиктограммы с изображениями занятий моментов и др. событий;
- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
- лото ассоциации;
- деревянные конструкторы;
- шнуровка: обувь, животные, природа;
- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
- обводка по точкам;
- разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные самолеты;
- мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);
- мягкая основа для мозаики:
- прищепки, основы для прищепок;
- деревянный ящик с песком, образцы рисунков для песка;
- нарисованная настенная наглядность 1.5*2.00 м. (деревья большие и маленькие, одно-много, домики, печки и т.д.)
Оборудование класса, ТСО
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Доска школьная | 1 |
3 | Стол однотумбовый | 1 |
4 | Стул | 4 |
5 | Стол ученический | 10 |
6 | Стул ученический | 9 |
7 | Шкаф для хранения пособий и материалов | 4 |
8 | Монитор | 3 |
9 | Системный блок | 3 |
10 | Клавиатура | 3 |
11 | Мышь оптическая | 3 |
12 | Принтер цветной | 1 |
13 | Интерактивная доска | 1 |
14 | Проектор | 1 |
15 | Диван | 1 |
16 | Набор мебели (стенка) | 1 |
Литература:
- Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика? /М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Просвещение, 1991. – 179с.
- Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.
- Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника. /К.М. Гуревич. – М.: Дрофа, 1988. – 244 с.
- Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И Лубовского, Н. А. Ципиной. – М., 1984.
- Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. – №6 – с.25-29.
- Елфимова Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
- Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося. /В.А. Зобков. – Казань, 1992. – 127 с.
- Залевский Г.В., Галажинский Э.В., Бохан Т.Г. Психическая ригидность как фактор школьной дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика. – Томск: Изд. Томского университета, 1999.–128 с.
- Ледина В.Ю. ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция. Антистрессовый тренинг для детей и подростков: метод. пособие. – СПб., 2000.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. / Н.А. Менчинская. – М.: Просвещение, 1989. – 311 с.
- Мухина В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1995. – 201 с.
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 480 с.
- Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
- Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания / С.Н. Токарева. – М.: МГУ, 1989. – 97 с.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. – 336 с.
- Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Карусель» для 2 класса с легкой умственной отсталостью ФГОС ОО УО вариант 1
Общая характеристика программы «Карусель» Данная программа ориентирована на обучающихся начальных классов и относится к образовательной программе, ориентированной на дости...
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с рабочей тетрадью для реализации в 1-4 классах.
В программе коррекционно-развивающих занятий определены основные направления коррекционной работы:- развитие мышления;- развитие познавательной деятельности;- двигательная и сенсомоторная координация...
Рабочая учебная программа по предмету "Домоводство" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью (вариант 2).
Актуальность предмета «Домоводство» заключается в том, что обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки ...
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительная деятельность" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность и практическая значимость программы состоит в том, что «Изобразительная деятельность» занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя разви...
Рабочая учебная программа по предмету "Окружающий природный мир" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность предмета «Окружающий природный мир» заключается в том, что в процессе формирования представлений о живой и неживой природе ребенок...
Рабочая программа коррекционного курса "Предметно-практические действия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность коррекционного курса "Предметно-практические действия" заключается в формировании целенаправленных произвольных действий с различными предметами и матер...
Рабочая программа учебного предмета "Речь и альтернативные коммуникации" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использовани...