Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающейся 4 «а» класса с нарушением опорно-двигательного аппарата
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), Примерной программой по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1.-5 –е изд. - М.: Просвещение, 2011 г.; «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч.- Москва: Просвещение, 2011. Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык».
Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык 4 класс в 2 ч. + диск - М.: Просвещение, 2016
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beloborodova_s.n._ap_russkiy_yazyk._noda_4_klass.doc | 282.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
«СОГЛАСОВАНО» УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе приказом № _____
________________________ Т.В. Дидич «___» __________ 20____ г. «___» __________ 20____ г.
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
для обучающейся 4 «а» класса с нарушением опорно-двигательного аппарата
2016 – 2017 учебный год
Учитель: Белобородова Светлана Новомировна
Квалификационная категория: высшая
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Протокол № __ от «___» _______ 20____г.
г. Советский
2017 г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), Примерной программой по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1.-5 –е изд. - М.: Просвещение, 2011 г.; «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч.- Москва: Просвещение, 2011. Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык».
Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык 4 класс в 2 ч. + диск - М.: Просвещение, 2016
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Основными задачами реализации содержания обучения являются:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Бражкина Анна, обучающаяся 4 «а» класса, решением психолого-медико-педагогической комиссии Советского района выведена на обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Индивидуальные особенности обучающейся:
Удерживает вертикальное положение: сидя и стоя. Передвигается: с опорой на руку сопровождающего; самостоятельно в пределах помещения на незначительные расстояния. Ведущая рука правая. Развитие манипулятивной функции: частично ограничена.
Также:
– неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития;
– выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;
– низкий словарный запас;
– трудности в формировании пространственных представлений;
– психоорганические проявления — замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти;
– низкая познавательная активность, которая проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы являются:
– развитие двигательной деятельности;
– развитие игровой деятельности;
– развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
– расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
– развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия;
– развитие ручной умелости.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский», с использованием контрольно-оценочных материалов УМК «Школа России».
Перечень контрольных работ на учебный год (приложение 1).
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии индивидуальным учебным планом обучающейся на изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 4 часа в неделю, то есть 136 часов в год. Курс рассчитан на 34 учебные недели.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Обучающаяся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомиться с жанрами объявления, письма;
- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающаясяся получит возможность научиться:
- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающаясяся научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающаяся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Обучающаяся научится:
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
- наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающаяся получит возможность научиться:
- осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающаяся научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающаяся получит возможность научиться:
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающаяся научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающаяся получит возможность научиться:
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
- наблюдать за словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающаяся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающаяся получит возможность научиться:
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающаяся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
- непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающаяся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Содержание учебного предмета
Повторение (10 ч)
Язык и речь Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение(6ч)
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово и его лексическое значение(19ч)
Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Имя существительное (41ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (31 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (9 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (32 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Повторение изученного (18ч)
Тематическое планирование
Тема | Количество часов в теме | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | Коррекционно- развивающая направленность |
Повторение | 10ч | Говорить о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов. Различать устную и письменную речь. | Усвоение соответствующих правил |
Текст. Предложение. | 6 ч | Повторить и углубить представления о тексте и предложении. Различать предложения по цели высказывания и интонации. Получить общее представление о предложении с обращением, о составе предложения, о предложении с однородными членами. Различать простое и сложное предложения. Находить в предложении словосочетания, составлять словосочетания из слов. | Развитие процессов зрительного анализа. Достаточная гибкость мыслительной деятельности. Усвоение соответствующих правил |
Слово в языке и речи | 19 ч | Объяснять лексическое значение слова. Познакомиться с омонимами, фразеологизмами. Находить и образовывать однокоренные слова. Различать звуки и буквы (обобщение и углубление представлений). | Достаточное развитие зрительного анализа, гибкости мыслительной деятельности; концентрации и устойчивости внимания; восприятия. |
Имя существительное | 41 ч | Распознавать падежи имён существительных. Определять склонение. Упражняться в правописании падежных окончаний. | Развитие непосредственной кратковременной памяти, глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования; фонематического восприятия. Отрабатывать связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой. |
Писать правильно слова с безударными гласными в корне, с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне,с удвоенными согласными. Писать правильно суффиксы и окончания. | Отрабатывать связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой. | ||
Имя прилагательное | 31ч | Находить и характеризовать текст-описание, различать формы имен прилагательных. Определять род имен прилагательных. Определять число имен прилагательных. Определять падеж имен прилагательных. | Развитие мышления: достаточности операции абстрагирования; анализа пространственных отношений, слуховой памяти, фонетико – фонематического анализа, произвольного внимания, глубокой смысловой обработки материала при запоминании. |
Местоимение | 9 ч | Определять лицо, число, род личных местоимений. | Развитие мышления: достаточности операции абстрагирования; анализа пространственных отношений, слуховой памяти, фонетико – фонематического анализа, произвольного внимания, глубокой смысловой обработки материала при запоминании. |
Глагол | 32 ч | Определять формы глагола. Определять число, время глаголов, род глаголов в прошедшем времени, спряжение глагола Писать раздельно частицы НЕ с глаголами. | Расширение, уточнение, активизация, словарного запаса, при усвоении содержания; увеличение запаса лексики. Развитие устной речи через умение составлять предложения по картине. Слова с непроверяемым написанием |
Повторение | 18ч | Объяснять изученные орфограммы. | Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение |
ВСЕГО | 136ч |
Приложение 1
Перечень контрольных работ на 2017-2018учебный год
- Контрольный диктант по теме: «Повторение».
- Контрольный диктант по теме: «Предложение».
- Контрольный диктант по теме: «Части речи».
- Контрольный диктант за первое полугодие.
- Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное».
- Контрольный диктант по теме: «Местоимение».
- Контрольный диктант по теме: «Глагол».
- Итоговая контрольная работа.
Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | |
Повторение 10ч. | ||||
1 | Знакомство с учебником «Русский язык» Наша речь и наш язык. | |||
2 | Язык и речь. Формулы вежливости.ЯЯЯЯязык и речь. Формулы вежливостиЯзык и речь | |||
3 | Текст и его план | |||
4 | Обучающее изложение | |||
5 | Анализ изложения. Типы текстов. | |||
6 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. | |||
7 | Диалог. Обращение. | |||
8 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | |||
9 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | |||
10 | Работа над ошибками. Словосочетание. | |||
Предложение 6ч. | ||||
11 | Однородные члены предложения. Общее понятие. | |||
12 | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | |||
13 | Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» | |||
14. | Работа над ошибками. Наши проекты. | |||
15 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе слова. | |||
16 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | |||
Слово в языке и речи 19 ч. | ||||
17 | Слово и его лексическое значение. | |||
18 | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | |||
19 | Синонимы, антонимы, омонимы. | |||
20 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексической группе слов. | |||
21 | Состав слова. | |||
22 | Распознавание значимых частей слова. | |||
23 | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | |||
24 | Правописание приставок и суффиксов. | |||
25 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | |||
26 | Обучающее изложение. | |||
27 | Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | |||
28 | Склонение имён существительных и имён прилагательных. | |||
29 | Имя числительное. Глагол. | |||
30 | Наречие как часть речи. | |||
31 | Правописание наречий. | |||
32 | Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван царевич на Сером волке». | |||
33 | Контрольный диктант по теме «Части речи» | |||
34 | Распознавание падежей имён существительных. | |||
35 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных. | |||
36 | Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах. | |||
37 | Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. | |||
38 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. | |||
39 | Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» | |||
40 | 2-е склонение имён существительных. | |||
41 | Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения. | |||
42 | 3-е склонение имён существительных. | |||
43 | Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения. | |||
44 | Обучающее изложение. | |||
45 | Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. | |||
46 | Именительный и винительный падежи. | |||
47 | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. | |||
48 | Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже. | |||
49 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. | |||
50 | Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. | |||
51 | Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. | |||
52 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | |||
53 | Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница» | |||
54 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» | |||
55 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | |||
56 | Склонение имён существительных во множественном числе. | |||
57 | Именительный падеж имён существительных множественного числа. | |||
58 | Родительный падеж имён существительных множественного числа. | |||
59 | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. | |||
60 | Обучающее изложение | |||
61 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. | |||
62 | Контрольный диктант за первое полугодие. | |||
63 | Анализ контрольного диктанта. Наши проекты. | |||
Имя прилагательное 31 ч. | ||||
64 | Имя прилагательное как часть речи. | |||
65 | Род и число имён прилагательных. | |||
66 | Описание игрушки. Составление текста-описания. | |||
67 | Склонение имен прилагательных. | |||
68 | Сочинение на тему: «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов» | |||
69 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | |||
70. | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падеже. | |||
71 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | |||
72 | Именительный, винительный, родительный падежи. | |||
73 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | |||
74 | Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты. | |||
75 | Анализ изложения. Склонение имен прилагательных женского рода. | |||
76 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. | |||
77 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. | |||
78 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. | |||
79 | Изложение описательного текста. | |||
80 | Анализ изложения. Склонение имён прилагательных во множественном числе. | |||
81 82 | Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости». Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. | |||
83 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. | |||
84 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. | |||
85 | Обобщение по теме: «Имя прилагательное». | |||
86 | Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | |||
87 | Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное». | |||
88 | Анализ контрольного диктанта. Повторение изученного об имени прилагательном. | |||
Местоимение 9ч. | ||||
89 | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. | |||
90 | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. | |||
91 | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. | |||
92. | Изменение личных местоимений по падежам. | |||
93. | Изложение повествовательного текста с элементами описания. | |||
94 | Контрольный диктант по теме: «Местоимение». | |||
95 | Анализ контрольного диктанта. Повторение изученного о местоимении. | |||
Глагол 32ч | ||||
96 | Роль глаголов в языке. | |||
97 | Изменение глаголов по временам. | |||
98 | Неопределённая форма глагола. | |||
99 | Изменение глаголов по временам. | |||
100 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану. | |||
101 | Анализ изложения. Спряжение глаголов | |||
102 | Спряжение глаголов. | |||
103 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | |||
104 | Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода». | |||
105 | Ι и ΙΙ спряжение глаголов настоящего времени. | |||
106 | I и II спряжение глаголов в будущего времени. | |||
107 | Наши проекты. Словари и сборники пословиц и поговорок. | |||
108 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени. | |||
109 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в будущем времени. | |||
110 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | |||
111 | Возвратные глаголы. | |||
112 | Правописание -тся и –ться в возвратных глаголах. | |||
113 | Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок. | |||
114 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | |||
115 | Изложение повествовательного текста по вопросам. | |||
116 | Контрольный диктант по теме: «Глагол». | |||
117 | Анализ контрольного диктанта. Повторение изученного о глаголе. | |||
118 | Обобщение по теме: «Глагол». | |||
119 | Изложение повествовательного текста. | |||
120 | Проверочная работа по теме: «Глагол». | |||
121 | Изложение повествовательного теста. | |||
122 | Анализ изложения. Тестовая работа. | |||
Повторение 18ч | ||||
123 | Язык. Речь. Текст | |||
124 | Предложение и словосочетание. Повторение признаков предложения. | |||
125 | Предложение и словосочетание. Повторение об однородных членах предложения. | |||
126 | Лексическое значение слова. | |||
127 | Сочинение на тему: «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина «Рожь». | |||
128 | Состав слова. | |||
129 | Части речи. | |||
130 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | |||
131 | Анализ изложения. Части речи. | |||
132 | Итоговая контрольная работа. | |||
133 | Анализ. Работа над изученными орфограммами. | |||
134 | Закрепление знаний об орфограммах в корне слова. | |||
135 | Звуки и буквы. | |||
136 | Игра «По галактике Частей Речи». | |||
итого | 136ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционного курса «Речевая практика» для обучающегося 1 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата
Речевая практика играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности ребенка с нарушением опорно-двигательног...
Рабочая программа "Математика" для детей с ОВЗ 1 подготовительного класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), вариант 6.2.,
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...
Адаптированная программа учебного предмета «Окружающий мир» для обучающегося 4 класса с нарушением опорно-двигательной системы 2019- 2020 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (п...
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» для обучающихся 3 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» для обучающихся 3 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Федеральный З...
Рабочая программа учебного предмета русский ( родной) язык для 2 -го класса.
Программа разработана на основе концепции духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, нормативных документов....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.2
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 1 класса с ТНР (вариант 5.2)...
Технологическая карта урока русского языка для обучающихся « П1А » класса с нарушением опорно-двигательного аппарата Тема: «Строчная буква "х"»
Цель урока: научить писать строчную букву х; способствовать закреплению навыка правильного письма, развитию речи, образного мышления, фонематического слуха, обогащению словарного запаса детей.За...