Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом» для обучающихся с задержкой психического развития по АООП НОО (варианты 7.1, 7.2) 1- 2 классы
рабочая программа (1 класс)

Ахмедьянова Надия Масхудовна

Рабочая программа коррекционных занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции познавательной деятельности  обучающихся 1-2 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, с учётом особенностей их психического развития, индивидуальных возможностей и с учётом специальных условий получения образования.

Рабочая программа направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Управление образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района

Отдел имущественных отношений Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района

Таймырское муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Дудинская средняя школа №5»

647000, Красноярский край, г.Дудинка, ул. Спортивная, д.5, тел/факс 8(39191) 5-13-45

Рассмотрено

ШППк

________

Протокол № 1

от «____» «_____» 2023 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

__________ /О.Н. Нафикова/

«_____» «_____ » 2023г.

Утверждено

Директор ТМК ОУ

«Дудинская СШ №5»

_________ /М.В. Назарова/

Приказ №___

от «____» «____» 2023г.

Рабочая программа коррекционного курса

«Коррекционно-развивающие занятия

с учителем-дефектологом»

для обучающихся с задержкой психического развития

по АООП НОО (варианты , )

1- 2 классы

срок реализации программы – 1 год

Составитель программы:

учитель-дефектолог:

Ахмедьянова Н.М.

Дудинка 2023г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Целевой раздел
  3. Содержательный раздел
  4. Организационный раздел
  5. Приложение

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционных занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции познавательной деятельности обучающихся 1-2 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, с учётом особенностей их психического развития, индивидуальных возможностей и с учётом специальных условий получения образования.

Рабочая программа направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.

Данная образовательная программа разработана с учётом действующих нормативных документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ);

- Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ»

- ФАОП НОО для обучающихся с задержкой психического развития;

- Санитарно-эпидемиологических требований к образовательным организациям, утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 (СП ).

- Гигиенических нормативов и требований к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (СанПиН );

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Рабочая программа содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и коррекционных курсов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

У обучающихся с ЗПР (вариант ), достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.

Обучающиеся с ЗПР (вариант ) характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью

В последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей, испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школьной не успешности может быть, задержка психического развития (ЗПР), а может быть грубая педагогическая запущенность, двуязычие в семье и другие причины, которые приводят к вторичной задержке психического развития. Эта категория детей нуждается в специальной помощи учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. В теории и практике обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее значимое направление коррекционной работы. Важным средством умственного развития и его коррекции является формирование у учащихся приемов умственной деятельности и, в частности, приемов мышления, определяемых как способы, которыми осуществляется умственная деятельность и которые могут быть выражены в перечне соответствующих интеллектуальных действий (Е.Н. Кабанова-Меллер, В.И. Решетников и др). Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР существенно повышает возможности их обучения в условиях общеобразовательной школы.

  1. Целевой раздел

Рабочая программа коррекционного курса «Психо-коррекционные занятия» является частью «Коррекционной программы». Направлена на выявление индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии, и создание адекватных условий для их реализации; осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);оказание индивидуальной помощи в освоении обучающимися с задержкой психического развития основной образовательной программы начального общего образования; возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях ребенка

Цель программы - создание системы комплексной помощи обучающимся с задержкой психического развития в освоении АООП НОО, коррекция недостатков познавательной деятельности, помощь в освоении программного материала.

Задачи коррекционно-развивающего курса на период реализации программы:

  1. Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с задержкой психического развития, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии.
  2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающемуся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
  3. Организация групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
  4. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающегося с задержкой психического развития.
  5. Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с задержкой психического развития консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Общая характеристика коррекционно-развивающего курса.

Психологические особенности обучающихся с ЗПР существенно затрудняют достижение ими планируемых результатов НОО. Коррекционно-развивающие занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать уменьшению трудностей в освоении образовательной программы. Курс предназначен для освоения всех предметных областей, поскольку недостатки со стороны основных познавательных процессов, несформированность школьной мотивации и мотивационные искажения препятствуют успешному обучению даже в специально созданных условиях. Участие ребенка в коррекционных занятиях повышает общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности, высших психических функций, что благотворно влияет на мотивацию обучения. У обучающихся с ЗПР обычно наблюдаются различные нарушения и дефициты развития психофизических функций (внимания, мелкой ручной моторики, зрительно-пространственных представлений, фонематических процессов и проч.), которые мешают овладению содержанием учебных предметов. Упражнения, способствующие преодолению вышеперечисленных дисфункций, включаются в работу по коррекции и развитию познавательной сферы обучающихся. Работа над совершенствованием произвольной регуляции проводится в ходе реализации всех модулей. Неумение подчинять свою деятельность поставленной задаче, несформированность навыков мысленного планирования деятельности, высших психических функций, на преодоление которой направлены различные модули коррекционного курса чаще всего имеет в своей основе сложный комплекс причин. У обучающихся по вариантам и недостаточно развиты мыслительные операции и действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, действия классификации, сериации и проч.), что затрудняет усвоение всех учебных предметов. Включаемый в программу модуль, направленный на активизацию познавательной деятельности, ставит задачу формирования ее операционального состава. Вместе с тем любая коррекционная работа с ребенком должна способствовать улучшению познавательной деятельности, результатом которой, как известно, является не только усвоение учебного материала, но и совершенствование сферы жизненной компетенции (продуктивная ориентировка в окружающем предметном и социальном мире). Учитель-дефектолог в ходе реализации коррекционного курса учитывает рекомендации учителя класса, касающиеся необходимости усиленной работы с конкретными обучающимися над ликвидацией пробелов предшествующего обучения и профилактики отставания при усвоении нового материала.

Учитель-дефектолог реализует модули, направленные на формирование пространственно-временных представлений, активизацию познавательной деятельности, а также работает над формированием необходимых учебных действий. Существенное значение имеют патофизиологически обусловленные недостатки произвольного внимания, приводящие к большому количеству ошибок (письмо слов, предложений, текстов). Общее отставание темпов становления познавательной деятельности препятствует сознательному усвоению и использованию разнообразных многочисленных правил, а легкие проявления системного недоразвития речи затрудняют как понимание, так и самостоятельное употребление слов. Преодолению перечисленных трудностей способствуют упражнения на развитие произвольной регуляции (ориентировку на листе тетради, слуховое сосредоточение, удержание зрительного внимания и т.п.). Предусматриваются задания, направленные на улучшение сформированности словесного опосредствования деятельности и поведения, для чего используются упражнения на вербальное обозначение сходства и различия, активизацию самостоятельного устного высказывания и пр.

Трудности овладения математикой в значительной мере сопряжены с недостатками пространственных и квазипространственных представлений, соответственно, разделы работы по их коррекции являются необходимыми и способствующими усвоению математических знаний, в первую очередь основ геометрии. Ошибки при решении математических примеров обусловлены в первую очередь колебаниями внимания и несформированностью действий контроля. Упражнения для улучшения контроля (из модуля по совершенствованию произвольной регуляции), психотехнические упражнения (задания на концентрацию, переключение внимания, удержание числовой информации) способствуют минимизации подобных ошибок. Для большинства обучающихся с ЗПР типичны серьезные трудности в решении арифметических задач. С одной стороны, их вызывают недостатки словарного запаса, плохое понимание слов, входящих в условие задачи, что предполагает соответствующую работу учителя-логопеда. С другой стороны, ведущую роль играет недостаточная сформированность мыслительных операций, действий логического мышления, трудности мысленного представления объектов и оперирования ими. Модуль по активизации познавательной деятельности, включающий постепенно усложняющиеся упражнения, направлен на улучшение аналитико-синтетических возможностей, формирование базовых операций логического мышления. Решение любой арифметической задачи предполагает отнесение ее к определенному типу, для которого установлен алгоритм решения. Однако, как уже было сказано, обучающиеся с ЗПР из-за замедленного темпа совершенствования познавательной деятельности еще не могут эффективно использовать алгоритмы решений в умственном плане. Они должны быть представлены детям в образных формах (модель, схема), с четким выделением последовательности решения. В связи с этим в коррекционный курс постепенно включаются упражнения, идентичные решению арифметических задач, в качестве средства выполнения которых может использоваться как словесное правило, так и наглядная модель. Трудности овладения знаниями по предмету «Окружающий мир» обычно проявляются в меньшей мере. Обучение этому учебному предмету затрудняет недостаточный интерес к предметному и социальному миру, малый объем знаний, низкая познавательная активность и трудности самоорганизации о преодолении которых уже говорилось ранее. На коррекционных занятиях реализуются модули, направленные на расширение знаний ребенка об окружающей предметной и социальной действительности.

Значение имеют и задания, направленные на усвоение пространственных представлений, выделение ориентиров. Некоторые модули коррекционного курса влияют на учебную успешность опосредованно, за счет улучшения общего психологического состояния обучающихся, повышения их эмоциональной устойчивости, коммуникативной успешности. Предложенный коррекционный курс составляет значительную часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Наиболее велика его роль в подготовке базы для успешной социализации, формировании сферы жизненной компетенции. Эффективность коррекционных занятий может быть достигнута только при обеспечении соблюдения принципа комплексности, когда реализуется тесное взаимодействие учителя-дефектолога с учителем, учителем-логопедом, психологом, родителями и другими потенциальными участниками сопровождения. Включение коррекционного курса в качестве обязательного для всех обучающихся с ЗПР является ценным нововведением в содержание образования младших школьников указанной группы. Общеизвестные недостатки мыслительных операций, мотивационные искажения, речевые трудности, а также многочисленные разнообразные нарушения и дефициты развития психофизических функций, в значительной мере препятствуют формированию учебной деятельности и достижению требуемых результатов образования. Программа коррекционного курса составлена по модульному принципу. Коррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации. Коррекционный курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет стимулировать сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевать разнообразные трудности обучения, формировать сферу жизненной компетенции обучающегося с ЗПР.

Весь коррекционный курс состоит из следующих разделов, обозначенных в АООП в качестве желательных:

- диагностика и развитие познавательной сферы;

целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений, когнитивных процессов).

Рабочая программа учителя-дефектолога является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающихся с задержкой психического развития (варианты ; )

Данная рабочая программа – это курс специальных групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с ЗПР.

При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ЗПР осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы коррекционного курса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- читать и пересказывать текст;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления - обобщать, делать выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- выявлять функциональные отношения между понятиями - выявлять закономерности и проводить аналогии.

Формы контроля.

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов обучающихся, проводится диагностика в начале и в конце учебного года, а также в течение реализации всей программы. Диагностику можно проводить, используя, разные методики.

Результаты педагогической диагностики заносятся в протокол обследования обучающегося. Результаты диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

-коррекция высших психических функций и познавательных процессов обучающихся;

-построение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Методы отслеживания результативности: - наблюдение - мониторинг (тестирование, диагностические задания). Периодичность проведения диагностики – 3 раза в год (первичная, промежуточная и итоговая).

Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики психолого-педагогического обследования обучающихся с ЗПР является критерием эффективности реализации коррекционной программы.

Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать.

Сроки

Вид диагностики

Задачи

Формы

Сентябрь

Первичная

Определить уровень сформированности мыслительных процессов

Тестирование

Январь

Промежуточная

Определить уровень сформированности мыслительных процессов в середине года

Тестирование

Май

Итоговая

Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года

Тестирование

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание коррекционно-развивающего курса включает в себя следующие модули:

- коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности.

- коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

- осуществление индивидуально-ориентированного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей;

- оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО;

-возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.

Формы, способы, методы и средства реализации программы.

Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Обязательными условиями при проведении занятий являются:

- планирование материала от простого к сложному,

- дозирование помощи взрослого,

- постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий. Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения (КРО), где игры и упражнения, подобраны таким образом, что её задачи реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии (от 4 до 6 направлений). Для работы с детьми с ЗПР программой предусматривается групповая форма занятий, которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность. Длительность занятий - 40 минут.

Структура построения коррекционно-развивающих занятий:

Каждое групповое занятие состоит из 5-ти частей:

I. Организационный момент (2 мин.).

II. Повторение пройденного на предыдущем занятии (8 мин.)

III. Основная часть. Включает 4-6 направлений КРО (см. учебно-тематический план), специально подобранные игры и упражнения, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка и потребностей в коррекционном воздействии. На данном этапе занятия проводятся следующие виды работы:

1. Сообщение новых знаний (10 мин.);

2. Закрепление полученных знаний. (15 мин.)

IV. Итог. Обсуждение результатов работы на занятии (2 мин.)

V. Физкультминутка. Проводится 1-3 раза в течение занятия на любом его этапе в зависимости от работоспособности ребёнка (3 мин.)

Может включать: 1. Гимнастику для глаз.

2. Гимнастику для пальцев рук.

3. Психогимнастику. 4.

Динамические игры для развития внимания, самоконтроля, произвольной регуляции, коррекции импульсивности.

На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании заключения ТПМПК, либо ППк образовательной организации. При поступлении ребёнка на КРО учитель-дефектолог проводит первичную диагностику, используя материалы для психолого-педагогической диагностики детей (автор – Забрамная С.Д., Боровик О.В.).

Описание места коррекционно-развивающего курса в учебном плане.

Рабочая программа курса «Психо-коррекционные занятия» составлена по модульному принципу, форма организации занятий – групповая. Содержание, занятий в рамках конкретного модуля определяется мерой практической актуальности для учащихся определенного класса.

Занятия проводятся в 1-2 классах (1 занятие в неделю продолжительностью 40 минут).

Классы

Кол-во часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

1

1

33

33

2

1

34

34

Содержание коррекционно-развивающих занятий.

Важнейшее значение для выбора предлагаемого примерного содержания курса имели труды психологов, непосредственно работающих по проблеме коррекции задержки психического развития (Н. В. Бабкина, А. А. Гостар, Е. Л. Инденбаум, А. Н. Косымова, Е. А. Медведева, Н. Я. Семаго и др.).

Психо-коррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

Цель коррекционных занятий – преодоление или ослабление недостатков развития познавательных процессов, коррекция и развитие мыслительной деятельности обучающихся с ЗПР, а также формирование умений и навыков учебно-познавательной деятельности, необходимых для освоения программного материала.

Задачи коррекционных занятий:

· коррекция и развитие познавательных процессов на основе учебного материала;

· формирование приемов мыслительной деятельности, коррекция и развитие логических мыслительных операций;

· развитие самостоятельности в организации учебной работы, формирование алгоритмов учебных навыков, коррекция учебной деятельности, специальное формирование ее структурных компонентов;

· специальное формирование метапредметных умений, обеспечивающих освоение программного материала;

· формирование навыков социальной (жизненной) компетенции.

Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

• развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

• развитие навыков каллиграфии;

• развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

• развитие зрительного восприятия и узнавания;

• развитие зрительной памяти и внимания;

• формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

• развитие пространственных представлений и ориентации;

• развитие представлений о времени;

• развитие слухового внимания и памяти;

• развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

3. Развитие основных мыслительных операций:

• навыков соотнесенного анализа;

• навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

• умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

• умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

• развитие наглядно-образного мышления;

• развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

1 класс.

Модуль по развитию и коррекции познавательной сферы и учебной деятельность:

Интеллектуальное развитие.

Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне.

Развитие способности анализировать простые закономерности.

Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.

Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.

Развитие речи.

Формирование активного словаря, навыков обучения чтению и письму, активизация моторно-двигательной артикуляции.

Чтение сказок, упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов.

Модуль по развитию и коррекции когнитивных процессов и познавательной деятельности.

Развитие внимания.

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания.

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” -1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.

Развитие восприятия и воображения.

Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона.

Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.

Упражнения на развитие пространственной координации (понятия - слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений.

Игры на перевоплощение.

Развитие памяти.

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти.

Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”.

2 класс

Модуль по развитию и коррекции познавательной сферы и учебной деятельность:

Интеллектуальное развитие.

Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать.

Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков. Упражнения на простейшие обобщения типа “Продолжи числовой ряд”, “Продолжи закономерность”, “Дорисуй девятое”, несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора, Противоположное слово”, “Подбери пару”, аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).

Развитие речи.

Обогащение словаря, формирование навыков обучения чтению и письму, активизация моторно-двигательной артикуляции.

Чтение, упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов.

Модуль по развитию и коррекции когнитивных процессов и познавательной деятельности:

Развитие внимания.

Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля. Упражнения на развитие навыков самоконтроля: “Графический диктант” (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра “Муха” - 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров (“Мозаика”, “Точки”, выполнение заданий “Запутанные дорожки”, игра “Внимательный художник”).

Развитие восприятия и воображения.

Развитие восприятия “зашумленных” объектов.

Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков. Игры на перевоплощение: “Мозаика” (из 9 элементов) с зарисовыванием в тетрадь, “Зашифрованный рисунок”, получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти.

Развитие памяти. Развитие визуальной и аудиальной памяти.

Упражнения аналогичные, используемые на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5-7 предметов с учетом расположения). Игра “Снежный ком” для запоминания информации, представленной аудиально

III. Организационный раздел

Примерное тематическое планирование коррекционно -развивающих занятий.

План коррекционно-развивающих занятий с обучающимися

1 класса (1 занятие в неделю)

Тема

Содержание

Кол-во часов

Коррекционные цели

Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций.

(2 занятия)

1

Осень. Обведение листьев по трафарету

Знакомство с характерными признаками, осенними месяцами, погодой данного времени года

1

Формирование знаний о сезонных явлениях, развитие речи, развитие наглядно-образного мышления

2

Найди лишнее» Временные представления

Знакомство с частями суток, с их последовательностью

1

Знакомство с частями суток, с их последовательностью

3

Классная комната Упражнения на штриховку

Знакомство с классом Развитие навыков каллиграфии.

1

Развитие навыков пространственной ориентировки Коррекция мелкой моторики.

4

«Зрительный диктант» Количество предметов».

Определение количества предметов.

1

Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование количественных представлений.

5

Моя семья

Формирование знаний и представлений о членах семьи

1

Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям

6

Геометрические фигуры Квадрат, круг, треугольник.

Знакомство с геометрическими фигурами

1

Развитие зрительного восприятия, внимания, формирование элементарных математических представлений

7

«Запомни цвета» Отношение порядка следования.

Понятия: первый, последний, крайний, перед, после

1

Развитие речи, расширение математических представлений.

8

Рисование прямых линий

Вертикальные и горизонтальные прямые линии

1

Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений

9

Волшебный мешочек» Разгадывание предметов.

Формирование навыка тактильно узнавать предметы

1

Развитие мелкой моторики, развитие тактильного восприятия

10

Геометрические фигуры прямоугольник, овал

Знакомство с геометрическими фигурами

1

Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений

11

Части и целое

Формирование навыка узнавать предмет по части и собирать из частей целый предмет

1

Развитие целостного и дифференцированного восприятия, развитие зрительного внимания, развитие наглядно-образного мышления

12

Запоминание предметов. Число и цифра

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание

1

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

13

«Порядок предметов». Число и цифра

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание цифр

1

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

14

Написание элементов букв

Элементы строчных, заглавных букв: крючки, петли

1

Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование пространственной ориентировки на листе бумаги

15

Написание цифр.

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание цифр

1

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

16

«Опиши предмет» Составление рассказа «Зимние забавы».

Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских играх зимой

1

Развитие воображения, развитие речи, расширение и уточнение словарного запаса

17

Заглавная и строчная буква

Элементы строчных, заглавных букв: крючки, петли, наклонные линии

1

Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений

18

Чтение слогов.

Формировать умение складывать звуки в слоги

1

Сенсорное развитие, развитие кругозора, развитие словаря, развитие наглядно-образного мышления

19

Написание слогов.

Элементы строчных, заглавных букв: крючки, петли, соединение букв

1

Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование пространственной ориентировки на листе бумаги

20

Решение примеров на сложение и вычитание

Состав числа, порядок числа, сложение и вычитание.

1

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

21

«Что перепутал художник?»

Рассматривание картинок, анализ ошибок на рисунках

1

Развитие мышления, речи

22

Решение задач в одно действие

Выделение главной мысли в задаче. Определение вопроса

1

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

23

«Волшебный мешочек»

Отгадывание предметов на ощупь

1

развитие тактильных ощущений, мышления, моторики

24

«Найди отличия»

Сравнение предметов по размеру, форме и цвету

1

Развитие мышления, пространственных представлений, речи

25

«Продолжи логический ряд». Геометрические фигуры

Закрепление знаний о геометрических фигурах

1

Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений

26

Прямой и обратный счет в пределах 20

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание.

1

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

27

«Исключи лишнее».

Исключение лишних предметов по различным признакам

1

Социально-бытовая ориентировка, расширение знаний об окружающем мире, расширение словарного запаса, развитие памяти, развитие речи

28

«Качественные признаки предметов».

Описание различных предметов

1

Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие, развитие речи, мышления

29

Сходство и различие

Сравнение предметов по назначению, форме, цвету, величине

1

Расширение знаний, развитие словаря, развитие мыслительных процессов, развитие памяти, речи

Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций.

(2 занятия)

Всего: 33 занятия.

К концу обучения в 1 классе обучающиеся должны уметь:

-Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.

-Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.

-Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.

-Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)

-Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение.

-Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.

-Называть положительные и отрицательные качества характера.

-Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.

-Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.

-Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.

- -Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.

-Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.

-Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.

-Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.

-Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.

-Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.

-Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.

План коррекционно-развивающих занятий с обучающимися

2 класса (1 занятие в неделю)

Тема

Содержание

Кол-во часов

Коррекционные цели

Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций.

(2 занятия)

Развитие графических навыков (3 часа)

1

Ориентирование на листе бумаги и в пространстве

Упражнение «Солнышко» , упражнения на понимание сторон «право-лево», «верх-низ», «центр», «Круг в круге»

1

Развитие пространственных представлений через умение ориентироваться на плоскости листа; посредством закрепления понятий: вверху, слева, справа, впереди, сзади.

Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных учителем узоров, элементов букв и цифр. Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов. Формирование каллиграфического навыка путем написания прописных и строчных букв и соединение их в слоги. Развитие зрительной памяти и внимания посредством написания графических диктантов (точечных).

2

Рисование узоров, элементов букв и цифр.

«Одновременное» рисование». Проведение параллельных линий – вертикальных и наклонных. Графический диктант.

1

3

Работа в прописях.

Работа над формой букв. Графический диктант. Работа в прописях. Рисование фигур, букв и цифр в воздухе.

1

Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по русскому языку (14 часов)

4

Звуки и буквы. Фонетический разбор.

Алфавит. «Буква и звук». Упражнения на изменение смысла слов (пруд-прут).

1

Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда букв и звуков, расположенных в определенном порядке. Формировать графические умения. Формировать умения простого фонематического анализа: выделять (узнавать) звук на фоне слова и выделять звук из слова (в начале и в конце слова). Формировать умение находить орфограммы. Развитие речи, слухового восприятия. Развитие зрительной памяти. Развивать умение анализировать зрительно воспринимаемые объекты, анализировать

последовательность действий и совершать последовательно действия по инструкции педагога. Корригировать и развивать: связную устную речь; зрительное восприятие при работе с карточкой.

5

Упражнения в обозначении звуков буквами.

«Буква и звук».

1

6

Упражнения в определении и проверке безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением

Слуховой диктант.

«Найди и исправь ошибки».

1

7

Твердые и мягкие согласные звуки. Правописание парных согласных в корне слова.

1

8

Упражнения в написании сочетаний ЧК, ЧН

1

9

Упражнения в написании сочетаний ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ

1

10

Части речи. Существительное. Правописание собственных имен существительных.

Разложи слова по группам, разбери слова по схемам

1

11

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных

Игра «Живое – неживое»

1

12

Части речи. Прилагательное. Упражнения определении прилагательных по вопросам

Разложи слова по группам, разбери слова по схемам.

1

13

Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе

Разложи слова по группам, разбери слова по схемам.

1

14

Изменение глагола по числам

Слуховой диктант.

Игра “Кто что делает?”

1

15

Правописание частицы НЕ с глаголами.

Игра “Закончи пословицу”

1

16

Местоимение (личное), как часть речи: его значение, употребление в речи

Напиши по памяти. Подчеркни местоимения.

1

17

Правописание предлогов с именами существительными

Мнемотаблицы.

«Исправь ошибку».

1

Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по математике (13 часов)

18

Нумерация. Устный счет. Состав чисел.

Устный счет. «Лишнее число».

«Соотнеси число с картинкой»

1

Выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа. Развитие активности и внимания через устный счет с элементами игры. Развивать умения проводить анализ и синтез числа, устанавливать отношения «часть – целое». Уметь обобщать. Развивать умение планировать ход деятельности и работать по алгоритму. Внутренний план действия (алгоритм работы над задачей), найти вопрос – ответ. Внутренний план действия (алгоритм работы над задачей) найти вопрос – ответ. Развитие внимания, логического мышления

19

Сравнение выражений

«Найди пару»

1

20

Решение примеров на сложение и вычитание вида

«36+2», 36+20»

Устный счет. «Домино»

1

21

Решение примеров на сложение и вычитание вида«26+7, 25+3, 25-3, 35-7»

Устный счет: примеры «с окошечками» на нахождение неизвестных слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого 100.

1

22

Решения примеров изученных видов

«Реши цепочку», «Пройди лабиринт», «Поднимись на вершину»

1

23

Порядок действий. Сравнение выражений.

1

24

Устный счет: нахождение неизвестных слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

Устный счет: примеры «с окошечками» на нахождение неизвестных слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого в пределах 100.

1

25

Задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц

Подчеркни главное в тексте, заполни таблицу, реши задачу, проверь по плану.

1

26

Действия: деление и умножение.

Работа с таблицами.

1

27

Умножение и деление на 2 и 3; простые задачи на сложение и вычитание.

Работа с таблицей умножения. Решение задач и примеров.

1

28

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок.

Подчеркни главное в тексте, заполни таблицу, реши задачу, проверь по плану.

1

29

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок.

1

30

Геометрические фигуры.

Танграм. «Составь рисунок из фигур»

1

Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций. (2 занятия)

Всего: 34 занятия.

К концу обучения во 2 классе обучающиеся должны уметь:

- уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;

- делать выводы, простейшие умозаключения;

- решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Список литературы:

1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006. - 143 с.

2. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002. 3. Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. - М.: АРКТИ, 2000.

4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. - М., 1991.

5. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. - М.: Школьная пресса, 2006.

6. Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 1. - С. 47 – 54.

7. Вильшанская А.Д. Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. канд. педагог. наук. – М., 2005. – 23 с.

8. Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителя-дефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. - М.: Школьная Пресса, 2005. – 96с. - С. 65-73.

9. Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов КРО // Коррекционная педагогика. - 2003. - № 1. - С. 54-56.

10. Вильшанская А.Д. Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР на занятиях дефектолога // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 5. - С. 73–77. Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992. - С. 139 – 146.

11. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

12. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М., 1968.

13. Казанцева О.В. Основные направления психологической помощи учащимся классов коррекционно-развивающего обучения // Коррекционная педагогика. - 2003. - № 1. - С. 51– 53.

14. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб, 1998.

15. Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3-4 классов // В кн. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева – 70 с.

16. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. - М., 1981. – С. 69-90.

17. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная щкола: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение. Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. /Сост. С. Г. Шевченко. - М.: Дрофа, 1998. – 88 с.

18. Рахновская И.В. Вместе: играем, учимся, переживаем. Пособие для практических психологов по адаптации первоклассников. - М.: Школьная Пресса, 2005.

19. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1995 – 113с.

20. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002. 21. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь: Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Генезис, 2000. – С. 56-112.

22. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2003. – 112с.

23. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационнопедагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционноразвивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136 с.

24. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005

Методическое обеспечение:

-диагностический материал с методическими рекомендациями;

-демонстрационный материал по предметам;

-игровые коррекционно-развивающие пособия;

- дидактический раздаточный материал для обеспечения прохождения разделов программы;

-учебные пособия по развитию математических представлений;

-детская литература;

-цифровые образовательные ресурсы;

-наглядный материал по лексическим темам;

-наглядный материал по речемыслительной деятельности;

-презентации;

-дидактические игры и пособия;

- разнообразный дидактический материал: наборы основных геометрических фигур и тел, счетный материал (предметный, картинный), фишки-заместители, индивидуальные наборы счетных палочек.

Приложение 1

Протокол обследования учащегося 1 класса

Ф.И. учащегося _____________________________________________________________

возраст______________ класс _________

Исследуемые параметры

Содержание

Динамика усвоения

н.г.

с.г.

к.г.

Зрительное восприятие

Константность, целостность, осмысленность восприятия

Узнавать и называть «Зашумленные» изображения, «Наложенные» изображения», «Недорисованные» изображения, «Химеры»

Часть и целое

Составлять «Разрезные картинки», проводить пространственный анализ и синтез элементов узора. Восполнять сюжетный рисунок недостающими элементами

Пространственно-временные представления

Ориентировка в ближайшем пространстве

Знать и называть части тела и их пространственное расположение; использовать в речи пространственные термины, предлоги.

Временная ориентировка

Называть времена года, их признаки, месяцы времен года. Знать части суток.

Конструирование

Складывать узоры из кубиков «Кубики КООСА» (4 кубика), конструировать из палочек по демонстрируемому образцу

Внимание

Объем, устойчивость

Таблица Шульте.

Концентрация, переключение

Корректурная проба.

Память

Зрительная память

Запоминание 10 картинок.

Слухоречевая память

Запоминание 10 слов.

Уровень долговременной памяти

Воспроизведение 10 слов через 20-30 минут.

Смысловое запоминание

Ассоциативное запоминание.

Мышление

Причинно-следственные связи

Устанавливать и соблюдать закономерность между объектами, выполнять серию из сюжетных картинок. Составлять по серии картинок логичный рассказ.

Понимание скрытого смысла

Понимать и объяснять скрытый смысл сюжета, текста, метафор, доступных пословиц.

Обобщение

Проводить обобщения. Выделять «4-й лишний» предмет на невербальном и доступном вербальном уровне. Объяснять свой выбор.

Выделение существенных признаков

Проводить аналогии, выполнять классификацию по самостоятельно найденному основанию, сравнивать житейские понятия.

Программные знания

Математика

Счет до 10 прямой, обратный.

Состав числа до 10.

Счетные операции сложения и вычитания в пределах 10-ти.

Решение простых задач.

Знание геометрических фигур.

2-ое полугодие

Счет до 20 прямой, обратный.

Состав числа до 20.

Счетные операции сложения и вычитания в пределах 20-ти.

Решение составных задач.

Критерии оценки: 1 – не сформировано

2 – в стадии формирования

3 – сформировано частично

4 – сформировано

5 – закреплено

Приложение 2

Протокол обследования учащегося 2 класса

Ф.И. учащегося ______________________________________________________________

возраст_______________ класс __________

Исследуемые параметры

Содержание

Динамика усвоения

н.г.

с.г.

к.г.

Зрительное восприятие

Константность, целостность, осмысленность восприятия

Узнавать и называть «Зашумленные» изображения, «Наложенные» изображения», «Недорисованные» изображения, «Химеры»

Часть и целое

Составлять «Разрезные картинки», проводить пространственный анализ и синтез элементов узора. Восполнять сюжетный рисунок недостающими элементами

Пространственно-временные представления

Ориентировка в ближайшем пространстве

Использовать в речи пространственные термины, предлоги. Понимать и употреблять логико-грамматические конструкции.

Временная ориентировка

Называть времена года, их признаки, месяцы времен года. Знать части суток. Ориентироваться по часам

Конструирование

Складывать узоры из кубиков (9-16 кубиков)

Внимание

Объем, устойчивость

Таблица Шульте.

Концентрация, переключение

Корректурная проба.

Память

Зрительная память

Запоминание 10 символов.

Слухоречевая память

Запоминание 10 слов.

Уровень долговременной памяти

Воспроизведение 10 слов через 20-30 минут.

Смысловое запоминание

Ассоциативное запоминание.

Мышление

Причинно-следственные связи

Устанавливать и соблюдать закономерность между объектами, выполнять серию из сюжетных картинок. Составлять по серии картинок логичный рассказ.

Понимание скрытого смысла

Понимать и объяснять скрытый смысл сюжета, текста, метафор, пословиц.

Обобщение

Проводить обобщения. Выделять «4-й лишний» предмет на невербальном и доступном вербальном уровне. Объяснять свой выбор.

Выделение существенных признаков

Проводить аналогии, выполнять классификацию по самостоятельно найденному основанию, сравнивать понятия.

Программные знания

Математика

Счет до 20 прямой, обратный.

Состав числа до 20.

Счетные операции сложения и вычитания в пределах 20-ти.

Решение составных задач.

Знание геометрических фигур.

2-ое полугодие

Числовой ряд до 100.

Сравнение чисел.

Навык устных и письменных вычислений в пределах 100.

Решение простых и составных задач.

Таблица умножения на 2 и 3

Критерии оценки: 1 – не сформировано

2 – в стадии формирования

3 – сформировано частично

4 – сформировано

5 – закреплено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)

Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получаю...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3

Адаптированная рабочая программа по предмету  составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обуч...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3

Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта началь...

Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития (7.2) 1 дополнительный класс

Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности ...

Рабочая программа по курсу "Коррекционно - развивающие занятия" для детей с РАС

Коррекционный курс «Коррекционно – развивающие занятия» входит в обязательную часть учебного плана АООП обучающихся с РАС, вариант 8.4. Реализация коррекционной программы для детей с...

Рабочая программа коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

    Актуальность и практическая значимость программы курса «Коррекционно-развивающие занятия» состоит в формировании общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общеп...

Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)»

Рабочая программа коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия с логопедом» для обучающихся с ОВЗ 1 – 4 классов разработана на основе Федерального государственного образоват...