РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ: «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССОВ, ПО КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ»
рабочая программа по логопедии

Багдасаева Мария Александровна

Рабочая программа коррекционной логопедической работы в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.smeshannaya_disgrafiya_2_klass.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ:

«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССОВ, ПО КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ»

 (Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии)

Пояснительная записка

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка, навыков свободного и адекватного пользования этими средствами в целях общения.

Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует полноценному усвоению школьной программы. Чаще всего при обследовании речи детей логопеды школ констатируют нарушение письменной речи — дисграфию.

Проявления смешанной  дисграфии разнообразны. Дети этой группы испытывают затруднения в усвоении программы по родному языку, имеют нарушения в произношении звуков, недоразвитие  фонематического восприятия, звукового и речевого анализа, зрительно-пространственных представлений, мелкой моторики, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи.  Диагностические исследования свидетельствуют о том, что «смешанная» дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка (ОНР). Нарушения письма носят системный характер.

 Помимо классических вариантов дисграфии (акустическая, артикуляторно-акустическая и др.) отмечается еще один вид нарушений письма — так называемая смешанная, или сложная, дисграфия. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны.     При «смешанной» дисграфии наблюдается большое количество разных ошибок: пропуски или замены букв (как гласных, так и согласных) в словах, слогов; добавление лишних букв, слогов; недописывание слов или искажение их окончаний; слияние нескольких соседних слов (как правило, слитно записываются предлоги с последующими значимыми словами); разрывы слов (чаще всего на письме отделяются приставки от остальных морфем слов); пропуски слов, словосочетаний в предложениях; нарушения в обозначении на письме границ предложений (отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце). У учащихся-логопатов в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность высших психических функций: внимания, памяти различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере. Сложность нарушения обусловливает системный подход к коррекции смешанной дисграфии, причем не только со стороны логопеда, но и учителя, родителей.

Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:

  • комплексное взаимодействие анализаторов (И. П. Павлов);
  • компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (П. К. Анохин, А. С. Выготский, В. В. Лебединский, А. Р. Лурия, С. С. Ляпидевский);
  • поэтапное формирование умственных действий (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин).

Содержание и структурирование программы опирается на дидактические принципы научности, доступности, последовательности и систематичности, индивидуального подхода, сознательности и активности, наглядности.

Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях.

Задачи:

•        уточнение и развитие пространственно-временных представлений;

  • развитие функции фонематического анализа и синтеза; звукослоговой структуры слова, развивать слуховую дифференциацию фонем;
  • актуализировать связь звука и буквы;
  • развивать слогоритмическую структуру слов;
  • развитие языкового анализа и синтеза;
  • корригировать нарушения лексико-грамматического строя речи;
  • формировать и развивать связную выразительную речь;    
  • закреплять полученные навыки в письменных упражнениях.
  • развивать мелкую ручную моторику;
  • развивать навыки само-  и взаимоконтроля, умения работать в коллективе;
  • развивать устойчивый интерес к урокам русского языка.

Условия реализации Программы

        Программа предназначена для детей младшего школьного возраста, обучающихся по общеобразовательной базовой программе, имеющих нарушения звукопроизношения, чтения и письма.

Сроки коррекционной работы определяется степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием и согласовывается с родителями и классным руководителем. Дети зачисляются на занятия по заявлению родителей.

С учащимися, зачисленными на логопедический пункт, проводятся групповые (3-6 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность коррекционных занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность группового занятия – 40 минут, индивидуального – 20 минут. В структуру каждого занятия включаются упражнения на развитие неречевых психических функций, а также слухового восприятия и расширение активного словаря, грамматического строя речи.

Ожидаемый результат

К концу курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  1. узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;
  2. понимать  условно-графические схемы звукового состава слова;
  3. проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без опоры на нее;
  4. дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;
  5. уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
  6. узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
  7. правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  8. правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
  9. уметь распространять предложения.

Содержание

Содержание работы по данной программе тесно связанно с программой по русскому языку и чтению.  Программа рассчитана на 68 часов в течение одного учебного года, с периодичностью занятий 2 раза в неделю. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько разделов. Учитель-логопед вправе менять разделы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для данной группы учащихся.

I этап. Диагностический

На этом этапе учитель-логопед проводит обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в индивидуальных речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

II этап. Коррекционный  

Раздел 1. Звукослоговой состав слов

Развитие слогоритмической структуры слова, слогового анализа и синтеза, звукобуквенного анализа и синтеза.

Раздел 2. Дифференциация твердых и мягких согласных

Образование гласных II ряда; гласные первого и второго ряда;

Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, и, ю; дифференциация твердых и мягких согласных.

Две функции разделительного мягкого знака (показатель мягкости и разделительная).

Раздел 3. Дифференциация гласных звуков и букв

Звук и буква о; звук и буква а; дифференциация о - а; звук и буква у; дифференциация о - у; звук и буква и; дифференциация и - у; буква е, звуки j, э; буква ю, звуки j, у; дифференциация и -у.

Раздел 4. Дифференциация согласных звуков и букв, сходных по акустическим и артикуляционным признакам

Основной задачей этого этапа является развитие умения дифференцировать согласные звуки и буквы в устной и письменной речи:

  • дифференциация звонких и глухих согласных;
  • дифференциация твердых и мягких согласных;
  • дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим признакам;
  • дифференциация согласных звуков, сходных по артикуляционным признакам;

Раздел 5. Дифференциация согласных звуков и букв, сходных по графическим и оптическим признакам

Основной задачей этого этапа является дифференциация согласных букв, сходных по графическим и оптическим признакам.

III этап. Диагностика (итоговая). Основной задачей этого этапа является оценка эффективности использования Программы. Предусматривает проведение проверочных работ:

  • диктантов;
  • индивидуальных заданий;
  • работы с дидактическим материалом;
  • тестирования по методике Т.А.Фотековой.

2-й класс

I этап. Диагностический

На этом этапе учитель-логопед проводит обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в индивидуальных речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

  1. этап. Звукослоговой состав слов

Развитие слогоритмической структуры слова, слогового анализа и синтеза, звукобуквенного анализа и синтеза.

  1.  этап. Дифференциация твердых и мягких согласных

Образование гласных второго ряда; гласные первого и второго

ряда; обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, и, ю; дифференциация твердых и мягких согласных.

IV этап. Дифференциация гласных звуков и букв

Звук и буква о; звук и буква а; дифференциация о — а; звук и буква у; дифференциация о — у; звук и буква и; дифференциация и — у; буква е, звуки j, э; буква ю, звуки j, у; дифференциация и — у.

V этап. Дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим и артикуляционным признакам, и букв, сходных по графическим и оптическим признакам

Основной задачей этого этапа является:

  • развитие умения дифференцировать согласные звуки и буквы в устной и письменной речи;
  • дифференциация звонких и глухих согласных;
  • дифференциация твердых и мягких согласных;
  • дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим признакам;
  • дифференциация согласных звуков, сходных по артикуляционным признакам;
  • дифференциация согласных букв, сходных по графическим и оптическим признакам.

Методические рекомендации

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

  1. Каждый, из смешиваемых звуков, «отрабатывается» изолированно (уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение (графема), фонематический анализ, синтез слов с заданным звуком);
  2. Затем оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.

В работе можно по необходимости добавлять или убирать дифференцируемые звуки и буквы. Количество часов варьируется.

Коррекционно-логопедическая работа над именем существительным проводится в следующей последовательности: формирование понятия о предмете, классификация имен существительных по группам, употребление имен существительных в единственном и множественном числе, образование имен существительных различными способами (суффиксальным, префиксальным, префиксально-суффиксальным).

При работе над глаголом важное место должны занять упражнения в словоупотреблении и словообразовании, а также умение ставить вопросы к глаголам, изменять их по числам и временам, согласовывать глаголы с именами существительными.

При работе над именем прилагательным необходимо включать упражнения по классификации лексики (подбор прилагательных по материалу, месту, времени, цвету, вкусу, запаху, размеру, весу и т. д.), изменению имен прилагательных по числам и родам; согласованию имен прилагательных с именами существительными.

  1. этап. Коррекционно-логопедическая работа на синтаксическом уровне

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений.

При работе над предложением следует учить:

  • выделять предложения из сплошного текста;
  • учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;
  • формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать такие синтаксические единицы, как предложение, его главные члены (подлежащие и сказуемое) и словосочетание, представляющее связь одного из главных членов со второстепенным членом предложения;
  • формировать умение определять части речи на основе лексического значения слова, его структуры, формальных признаков, синтаксической связи

Календарно- тематический план

2 класс

Номер

п/п

дата

Фактическая дата

Тема

Коли

чество

часов

I этап. Диагностика

4

1

1.09-16.09

Обследование состояния звукопроизношения.  Слуховой диктант. Исследование состояния словарного запаса

1

2

1.09-16.09

Списывание с печатного текста. Исследование процесса чтения

1

3

1.09-16.09

Исследование фонематического восприятия. Диктант слов-паронимов. Исследование фонематического анализа и синтеза

1

4

1.09-16.09

Обследование грамматического строя речи. Изложение по плану или по вопросам. Обследование зрительно-пространственных функций

1

II этап. Звукослоговой состав слов

 

12

1

18.09-23.09

Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква»

1

2

18.09-23.09

Гласные звуки и буквы

1

    3

25.09-30.09

Согласные звуки и буквы

1

   4

25.09-30.09

Слог. Слогообразующая роль гласного

1

5

6

7

2.10-7.10

2.10-7.10

9.10-14.10

Слоговой анализ и синтез слов (вычленение слога из слова, определение количества слогов в слове, последовательность слогов в слове, позиционный анализ)

3

8

9

10

9.10-14.10

16.10-21.10

16.10-21.10

Фонематический анализ и синтез слов (выделение звука на фоне слова, позиционный анализ, определение количества звуков в слове, последовательность, количество звуков в слове)

3

11

12

23.10-26.10

23.10-26.10

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения

2

III этап. Дифференциация твердых и мягких согласных

10

1

6.11-11.11

Гласные второго ряда. Образование гласных второго ряда

1

2

6.11-11.11

Практическое усвоение гласных второго ряда

1

3

4

5

6

7

13.11-18.11

13.11-18.11

20.11-25.11

20.11-25.11

27.11-2.12

Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, ю, и

5

8

9

10

27.11-2.12

4.12-9.12

4.12-9.12

Дифференциация твердых и мягких согласных

3

IV этап. Дифференциация гласных звуков

10

1

11.12-16.12

Звук и буква а

1

2

11.12-16.12

Звук и буква о

1

3

18.12-23.12

Дифференциация о — а

1

4

18.12-23.12

Звук и буква у

1

5

25.12-30.12

Дифференциация у а

1

6

25.12-30.12

Звук и буква и

1

7

9.01-13.01

Дифференциация и — у

1

8

9.01-13.01

Буква ю. Фонетический анализ буквы ю. Фонематический анализ слов с буквой ю

1

9

15.01-20.01

Буква ё. Фонетический анализ буквы ё. Фонематический анализ слов с буквой ё

1

10

15.01-20.01

Дифференциация ё — ю

1

V этап.  Дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим и артикуляционным признакам, и букв, сходных по графическим и оптическим признакам

26

1

22.01-27.01

Дифференциация звуков п — б в слогах и словах

1

2

22.01-27.01

Дифференциация звуков п — б в предложениях

1

3

29.01-3.02

Дифференциация звуков п — б в текстах

1

4

29.01-3.02

 Дифференциация звуков ф в в слогах и словах

1

5

5.02-10.02

Дифференциация звуков ф в в предложениях

1

6

5.02-10.02

Дифференциация звуков ф в в текстах

1

7

12.02-17.02

Дифференциация звуков г-к в слогах и словах

1

8

12.02-17.02

Дифференциация звуков г-к в предложениях

1

9

19.02-24.02

Дифференциация звуков к г в текстах

1

10

19.02-24.02

Дифференциация звуков т д

1

11

26.02-2.03

Дифференциация звуков т д

1

12

26.02-2.03

Дифференциация звуков т д

1

13

4.03-9.03

Дифференциация звуков с — з

1

14

4.03-9.03

Дифференциация звуков с — з

1

15

11.03-16.03

Дифференциация звуков с — з

1

16

11.03-16.03

Дифференциация звуков ш — ж

1

17

18.03-22.03

Дифференциация звуков ш — ж

1

18

18.03-22.03

Дифференциация звуков ш — ж

1

19

1.04-6.04

Звук и буква ц

1

20

1.04-6.04

Дифференциация звуков с — ц

1

21

8.04-13.04

Дифференциация звуков т — ч

1

22

8.04-16.04

Дифференциация звуков т — ч

1

23

15.04-20.04

Дифференциация звуков т — ч

1

24

15.04-20.04

Дифференциация звуков ч — ц

   1

25

22.04-27.04

Дифференциация звуков ч — щ

   1

26

22.04-27.04

Дифференциация звуков ш — щ

   1

27

29.04-4.05

Повторение пройденного во 2 классе.

1

28

6.05-11.05

Повторение пройденного во 2 классе.

1

29

6.05-11.05

Повторение пройденного во 2 классе.

1

30

13.05-15.05

Контрольный диктант. Проверка усвоения навыков сформированности письма под диктовку и списывания.

1

Оценка результативности                                                                                                                  2

1

16.05-20.05

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей.

1

2

16.05-20.05

Фронтальное обследование

1

Список литературы

1.        Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1996.

2.        Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

3.        Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.

4.        Ефименкова Л. Н„ Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991.

5.        Ильина М. Н. Подготовка к школе. СПб., 1995.

6.        Каше Г. А. Подготовка детей к школе с недостатками речи. М., 1985.

7.        Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.

8.        Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1998.

9.        Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шехавской. М„ 2003.

10.        Львов М. Р. Правописание в начальных классах. М., 1990.

11.        Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., 1990.

12.        Милоствиненко Л. Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1995.

13.        Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфий у детей. СПб., 1994.

14.        Садовникова Н. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.

15.        Хватцев М. Е. Логопедия. М., 1995.

16.        Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Коррекционно - развивающие занятия, 2 Г класс (РАС)

Рабочая программа по предмету Коррекционно - развивающие занятия, 2 Г класс (РАС)...

Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития (7.2) 1 дополнительный класс

Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности ...

Рабочая программа коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

    Актуальность и практическая значимость программы курса «Коррекционно-развивающие занятия» состоит в формировании общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общеп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных внеурочных (коррекционно-развивающих) занятий «Развитие познавательных процессов» для обучающейся 3 «В» класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обу

Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных процессов» составлена на основе:- Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования...

Рабочая программа учителя - логопеда для обучающихся 2 класса, обучающихся по АООП вариант 2 ТМНР

Программа обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. Данная программа разработана с учетом особенностей развития и образовательных потребностей дет...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом» для обучающихся с задержкой психического развития по АООП НОО (варианты 7.1, 7.2) 1- 2 классы

Рабочая программа коррекционных занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции познавательной деятельности  обучающихся 1-2 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобр...