РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ: «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССОВ, ПО КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ»
рабочая программа по логопедии
Рабочая программа коррекционной логопедической работы в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.smeshannaya_disgrafiya_2_klass.docx | 35.52 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ:
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССОВ, ПО КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ»
(Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии)
Пояснительная записка
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка, навыков свободного и адекватного пользования этими средствами в целях общения.
Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует полноценному усвоению школьной программы. Чаще всего при обследовании речи детей логопеды школ констатируют нарушение письменной речи — дисграфию.
Проявления смешанной дисграфии разнообразны. Дети этой группы испытывают затруднения в усвоении программы по родному языку, имеют нарушения в произношении звуков, недоразвитие фонематического восприятия, звукового и речевого анализа, зрительно-пространственных представлений, мелкой моторики, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Диагностические исследования свидетельствуют о том, что «смешанная» дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка (ОНР). Нарушения письма носят системный характер.
Помимо классических вариантов дисграфии (акустическая, артикуляторно-акустическая и др.) отмечается еще один вид нарушений письма — так называемая смешанная, или сложная, дисграфия. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны. При «смешанной» дисграфии наблюдается большое количество разных ошибок: пропуски или замены букв (как гласных, так и согласных) в словах, слогов; добавление лишних букв, слогов; недописывание слов или искажение их окончаний; слияние нескольких соседних слов (как правило, слитно записываются предлоги с последующими значимыми словами); разрывы слов (чаще всего на письме отделяются приставки от остальных морфем слов); пропуски слов, словосочетаний в предложениях; нарушения в обозначении на письме границ предложений (отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце). У учащихся-логопатов в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность высших психических функций: внимания, памяти различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере. Сложность нарушения обусловливает системный подход к коррекции смешанной дисграфии, причем не только со стороны логопеда, но и учителя, родителей.
Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:
- комплексное взаимодействие анализаторов (И. П. Павлов);
- компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (П. К. Анохин, А. С. Выготский, В. В. Лебединский, А. Р. Лурия, С. С. Ляпидевский);
- поэтапное формирование умственных действий (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин).
Содержание и структурирование программы опирается на дидактические принципы научности, доступности, последовательности и систематичности, индивидуального подхода, сознательности и активности, наглядности.
Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях.
Задачи:
• уточнение и развитие пространственно-временных представлений;
- развитие функции фонематического анализа и синтеза; звукослоговой структуры слова, развивать слуховую дифференциацию фонем;
- актуализировать связь звука и буквы;
- развивать слогоритмическую структуру слов;
- развитие языкового анализа и синтеза;
- корригировать нарушения лексико-грамматического строя речи;
- формировать и развивать связную выразительную речь;
- закреплять полученные навыки в письменных упражнениях.
- развивать мелкую ручную моторику;
- развивать навыки само- и взаимоконтроля, умения работать в коллективе;
- развивать устойчивый интерес к урокам русского языка.
Условия реализации Программы
Программа предназначена для детей младшего школьного возраста, обучающихся по общеобразовательной базовой программе, имеющих нарушения звукопроизношения, чтения и письма.
Сроки коррекционной работы определяется степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием и согласовывается с родителями и классным руководителем. Дети зачисляются на занятия по заявлению родителей.
С учащимися, зачисленными на логопедический пункт, проводятся групповые (3-6 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность коррекционных занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность группового занятия – 40 минут, индивидуального – 20 минут. В структуру каждого занятия включаются упражнения на развитие неречевых психических функций, а также слухового восприятия и расширение активного словаря, грамматического строя речи.
Ожидаемый результат
К концу курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;
- понимать условно-графические схемы звукового состава слова;
- проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без опоры на нее;
- дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;
- уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
- узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
- уметь распространять предложения.
Содержание
Содержание работы по данной программе тесно связанно с программой по русскому языку и чтению. Программа рассчитана на 68 часов в течение одного учебного года, с периодичностью занятий 2 раза в неделю. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько разделов. Учитель-логопед вправе менять разделы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для данной группы учащихся.
I этап. Диагностический
На этом этапе учитель-логопед проводит обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в индивидуальных речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
II этап. Коррекционный
Раздел 1. Звукослоговой состав слов
Развитие слогоритмической структуры слова, слогового анализа и синтеза, звукобуквенного анализа и синтеза.
Раздел 2. Дифференциация твердых и мягких согласных
Образование гласных II ряда; гласные первого и второго ряда;
Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, и, ю; дифференциация твердых и мягких согласных.
Две функции разделительного мягкого знака (показатель мягкости и разделительная).
Раздел 3. Дифференциация гласных звуков и букв
Звук и буква о; звук и буква а; дифференциация о - а; звук и буква у; дифференциация о - у; звук и буква и; дифференциация и - у; буква е, звуки j, э; буква ю, звуки j, у; дифференциация и -у.
Раздел 4. Дифференциация согласных звуков и букв, сходных по акустическим и артикуляционным признакам
Основной задачей этого этапа является развитие умения дифференцировать согласные звуки и буквы в устной и письменной речи:
- дифференциация звонких и глухих согласных;
- дифференциация твердых и мягких согласных;
- дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим признакам;
- дифференциация согласных звуков, сходных по артикуляционным признакам;
Раздел 5. Дифференциация согласных звуков и букв, сходных по графическим и оптическим признакам
Основной задачей этого этапа является дифференциация согласных букв, сходных по графическим и оптическим признакам.
III этап. Диагностика (итоговая). Основной задачей этого этапа является оценка эффективности использования Программы. Предусматривает проведение проверочных работ:
- диктантов;
- индивидуальных заданий;
- работы с дидактическим материалом;
- тестирования по методике Т.А.Фотековой.
2-й класс
I этап. Диагностический
На этом этапе учитель-логопед проводит обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в индивидуальных речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
- этап. Звукослоговой состав слов
Развитие слогоритмической структуры слова, слогового анализа и синтеза, звукобуквенного анализа и синтеза.
- этап. Дифференциация твердых и мягких согласных
Образование гласных второго ряда; гласные первого и второго
ряда; обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, и, ю; дифференциация твердых и мягких согласных.
IV этап. Дифференциация гласных звуков и букв
Звук и буква о; звук и буква а; дифференциация о — а; звук и буква у; дифференциация о — у; звук и буква и; дифференциация и — у; буква е, звуки j, э; буква ю, звуки j, у; дифференциация и — у.
V этап. Дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим и артикуляционным признакам, и букв, сходных по графическим и оптическим признакам
Основной задачей этого этапа является:
- развитие умения дифференцировать согласные звуки и буквы в устной и письменной речи;
- дифференциация звонких и глухих согласных;
- дифференциация твердых и мягких согласных;
- дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим признакам;
- дифференциация согласных звуков, сходных по артикуляционным признакам;
- дифференциация согласных букв, сходных по графическим и оптическим признакам.
Методические рекомендации
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:
- Каждый, из смешиваемых звуков, «отрабатывается» изолированно (уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение (графема), фонематический анализ, синтез слов с заданным звуком);
- Затем оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.
В работе можно по необходимости добавлять или убирать дифференцируемые звуки и буквы. Количество часов варьируется.
Коррекционно-логопедическая работа над именем существительным проводится в следующей последовательности: формирование понятия о предмете, классификация имен существительных по группам, употребление имен существительных в единственном и множественном числе, образование имен существительных различными способами (суффиксальным, префиксальным, префиксально-суффиксальным).
При работе над глаголом важное место должны занять упражнения в словоупотреблении и словообразовании, а также умение ставить вопросы к глаголам, изменять их по числам и временам, согласовывать глаголы с именами существительными.
При работе над именем прилагательным необходимо включать упражнения по классификации лексики (подбор прилагательных по материалу, месту, времени, цвету, вкусу, запаху, размеру, весу и т. д.), изменению имен прилагательных по числам и родам; согласованию имен прилагательных с именами существительными.
- этап. Коррекционно-логопедическая работа на синтаксическом уровне
Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений.
При работе над предложением следует учить:
- выделять предложения из сплошного текста;
- учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;
- формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать такие синтаксические единицы, как предложение, его главные члены (подлежащие и сказуемое) и словосочетание, представляющее связь одного из главных членов со второстепенным членом предложения;
- формировать умение определять части речи на основе лексического значения слова, его структуры, формальных признаков, синтаксической связи
Календарно- тематический план
2 класс
Номер п/п | дата | Фактическая дата | Тема | Коли чество часов |
I этап. Диагностика | 4 | |||
1 | 1.09-16.09 | Обследование состояния звукопроизношения. Слуховой диктант. Исследование состояния словарного запаса | 1 | |
2 | 1.09-16.09 | Списывание с печатного текста. Исследование процесса чтения | 1 | |
3 | 1.09-16.09 | Исследование фонематического восприятия. Диктант слов-паронимов. Исследование фонематического анализа и синтеза | 1 | |
4 | 1.09-16.09 | Обследование грамматического строя речи. Изложение по плану или по вопросам. Обследование зрительно-пространственных функций | 1 | |
II этап. Звукослоговой состав слов |
12 | |||
1 | 18.09-23.09 | Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква» | 1 | |
2 | 18.09-23.09 | Гласные звуки и буквы | 1 | |
3 | 25.09-30.09 | Согласные звуки и буквы | 1 | |
4 | 25.09-30.09 | Слог. Слогообразующая роль гласного | 1 | |
5 6 7 | 2.10-7.10 2.10-7.10 9.10-14.10 | Слоговой анализ и синтез слов (вычленение слога из слова, определение количества слогов в слове, последовательность слогов в слове, позиционный анализ) | 3 | |
8 9 10 | 9.10-14.10 16.10-21.10 16.10-21.10 | Фонематический анализ и синтез слов (выделение звука на фоне слова, позиционный анализ, определение количества звуков в слове, последовательность, количество звуков в слове) | 3 | |
11 12 | 23.10-26.10 23.10-26.10 | Ударение. Смыслоразличительная роль ударения | 2 | |
III этап. Дифференциация твердых и мягких согласных | 10 | |||
1 | 6.11-11.11 | Гласные второго ряда. Образование гласных второго ряда | 1 | |
2 | 6.11-11.11 | Практическое усвоение гласных второго ряда | 1 | |
3 4 5 6 7 | 13.11-18.11 13.11-18.11 20.11-25.11 20.11-25.11 27.11-2.12 | Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, ю, и | 5 | |
8 9 10 | 27.11-2.12 4.12-9.12 4.12-9.12 | Дифференциация твердых и мягких согласных | 3 | |
IV этап. Дифференциация гласных звуков | 10 | |||
1 | 11.12-16.12 | Звук и буква а | 1 | |
2 | 11.12-16.12 | Звук и буква о | 1 | |
3 | 18.12-23.12 | Дифференциация о — а | 1 | |
4 | 18.12-23.12 | Звук и буква у | 1 | |
5 | 25.12-30.12 | Дифференциация у — а | 1 | |
6 | 25.12-30.12 | Звук и буква и | 1 | |
7 | 9.01-13.01 | Дифференциация и — у | 1 | |
8 | 9.01-13.01 | Буква ю. Фонетический анализ буквы ю. Фонематический анализ слов с буквой ю | 1 | |
9 | 15.01-20.01 | Буква ё. Фонетический анализ буквы ё. Фонематический анализ слов с буквой ё | 1 | |
10 | 15.01-20.01 | Дифференциация ё — ю | 1 | |
V этап. Дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим и артикуляционным признакам, и букв, сходных по графическим и оптическим признакам | 26 | |||
1 | 22.01-27.01 | Дифференциация звуков п — б в слогах и словах | 1 | |
2 | 22.01-27.01 | Дифференциация звуков п — б в предложениях | 1 | |
3 | 29.01-3.02 | Дифференциация звуков п — б в текстах | 1 | |
4 | 29.01-3.02 | Дифференциация звуков ф — в в слогах и словах | 1 | |
5 | 5.02-10.02 | Дифференциация звуков ф — в в предложениях | 1 | |
6 | 5.02-10.02 | Дифференциация звуков ф — в в текстах | 1 | |
7 | 12.02-17.02 | Дифференциация звуков г-к в слогах и словах | 1 | |
8 | 12.02-17.02 | Дифференциация звуков г-к в предложениях | 1 | |
9 | 19.02-24.02 | Дифференциация звуков к — г в текстах | 1 | |
10 | 19.02-24.02 | Дифференциация звуков т — д | 1 | |
11 | 26.02-2.03 | Дифференциация звуков т — д | 1 | |
12 | 26.02-2.03 | Дифференциация звуков т — д | 1 | |
13 | 4.03-9.03 | Дифференциация звуков с — з | 1 | |
14 | 4.03-9.03 | Дифференциация звуков с — з | 1 | |
15 | 11.03-16.03 | Дифференциация звуков с — з | 1 | |
16 | 11.03-16.03 | Дифференциация звуков ш — ж | 1 | |
17 | 18.03-22.03 | Дифференциация звуков ш — ж | 1 | |
18 | 18.03-22.03 | Дифференциация звуков ш — ж | 1 | |
19 | 1.04-6.04 | Звук и буква ц | 1 | |
20 | 1.04-6.04 | Дифференциация звуков с — ц | 1 | |
21 | 8.04-13.04 | Дифференциация звуков т — ч | 1 | |
22 | 8.04-16.04 | Дифференциация звуков т — ч | 1 | |
23 | 15.04-20.04 | Дифференциация звуков т — ч | 1 | |
24 | 15.04-20.04 | Дифференциация звуков ч — ц | 1 | |
25 | 22.04-27.04 | Дифференциация звуков ч — щ | 1 | |
26 | 22.04-27.04 | Дифференциация звуков ш — щ | 1 | |
27 | 29.04-4.05 | Повторение пройденного во 2 классе. | 1 | |
28 | 6.05-11.05 | Повторение пройденного во 2 классе. | 1 | |
29 | 6.05-11.05 | Повторение пройденного во 2 классе. | 1 | |
30 | 13.05-15.05 | Контрольный диктант. Проверка усвоения навыков сформированности письма под диктовку и списывания. | 1 | |
Оценка результативности 2 | ||||
1 | 16.05-20.05 | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей. | 1 | |
2 | 16.05-20.05 | Фронтальное обследование | 1 |
Список литературы
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1996.
2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
3. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.
4. Ефименкова Л. Н„ Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991.
5. Ильина М. Н. Подготовка к школе. СПб., 1995.
6. Каше Г. А. Подготовка детей к школе с недостатками речи. М., 1985.
7. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.
8. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1998.
9. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шехавской. М„ 2003.
10. Львов М. Р. Правописание в начальных классах. М., 1990.
11. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., 1990.
12. Милоствиненко Л. Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1995.
13. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфий у детей. СПб., 1994.
14. Садовникова Н. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.
15. Хватцев М. Е. Логопедия. М., 1995.
16. Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Коррекционно - развивающие занятия, 2 Г класс (РАС)
Рабочая программа по предмету Коррекционно - развивающие занятия, 2 Г класс (РАС)...
Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития (7.2) 1 дополнительный класс
Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности ...
Рабочая программа коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность и практическая значимость программы курса «Коррекционно-развивающие занятия» состоит в формировании общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общеп...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных внеурочных (коррекционно-развивающих) занятий «Развитие познавательных процессов» для обучающейся 3 «В» класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обу
Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных процессов» составлена на основе:- Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ: «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ (АООП Вариант 5.1)»
Рабочая программа учителя-логопеда...
Рабочая программа учителя - логопеда для обучающихся 2 класса, обучающихся по АООП вариант 2 ТМНР
Программа обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. Данная программа разработана с учетом особенностей развития и образовательных потребностей дет...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом» для обучающихся с задержкой психического развития по АООП НОО (варианты 7.1, 7.2) 1- 2 классы
Рабочая программа коррекционных занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции познавательной деятельности обучающихся 1-2 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобр...