Технологическая карта занятия в логопедической группе, 2 класс
план-конспект урока по логопедии (2 класс)
Дата проведения: 16.11.2020г.
Особенность занятия: открытое
Группа учащихся: 2 класс, речевой статус: Нарушения формирования процессов чтения и письма, обусловленные фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием речи. Количество учащихся: 8
Форма занятия: фронтальная.
Место и роль занятия в изучаемой теме: Второе из трёх занятий по теме.
Продолжительность: 40 минут
Тема занятия: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
Педагогические задачи: Знать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog._karta_uroka_-tv-myagk_zvuki.docx | 41.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия в логопедической группе
Составила: учитель-логопед ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева Чехонина Лариса Евгеньевна
Занятие | Логопедическое сопровождение. |
Класс | Занятие рассчитано на обучающихся 2 класса, имеющих нарушения формирования процессов чтения и письма, обусловленные фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием речи. |
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний. |
Тема | Твёрдые и мягкие согласные звуки. |
Основные термины, понятия | Буква, звук, гласный-согласный звук, твёрдый-мягкий согласный (парный, непарный). |
Педагогические задачи | Знать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на занятии. |
Планируемые предметные результаты | Определять и различать твердые, мягкие согласные; выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда; сформировать умение обозначать мягкость согласных на письме; учить применять теоретические знания при выполнении практических заданий. |
Метапредметные УУД | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже изученного с помощью педагога; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию. Регулятивные: учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; проговаривать последовательность действий на занятии; оценивать правильность выполнения действий; учиться работать по предложенному педагогом плану. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
Личностные | Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности. |
Организация пространства | |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная |
Техническое оборудование | Компьютер, интерактивная доска, карточки, цветные карандаши. |
Использованные технологии | ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, игровые. |
Организационная структура занятия
Этапы занятия | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Самоопределение к учебной деятельности Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать речь других. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний. | Приветствие, проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроения обучающихся на занятии. - Звенит звонок, начинается занятие. - Сядет тот, кто скажет, какое сейчас время года. - А какой месяц? - Назовите признаки осени. | Определяют готовность к уроку, включаются в учебную деятельность, эмоционально настраиваются на занятие. |
Актуализация опорных знаний. Цель: актуализация изученных способов действий, мыслительных операций и познавательных процессов | Личностные: осознание своих возможностей в учении; способности адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: умение использовать речь для регуляции своего поведения, умение обсуждать в ходе индивидуальной деятельности возникающие проблемы. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. | - Вспомните, из чего состоят слова, когда мы их произносим? - На какие группы делятся звуки? - Чем отличаются гласные и согласные звуки? - Отгадайте загадку: 1) Рыжая, с пушистым хвостом, Живёт в лесу под кустом. - Назовите первый звук в слове «лиса» (характеристика звука) 2) Мои прекрасные рога Всегда угроза для врага. Но добрый нрав имею я, Поверьте мне, мои друзья. И я в лесах у вас не гость, Живу я здесь, красавец - … - Назовите первый звук в слове «лось» (характеристика звука) - Кто догадался и назовёт тему нашего занятия? Работа с лентой букв: - Какие согласные звуки всегда мягкие? - Какие согласные звуки всегда твёрдые? - Что нам указывает на твёрдость или мягкость согласного звука? - Какие гласные буквы, обозначают твёрдость предыдущего согласного? - Какие гласные, обозначают мягкость предыдущего согласного? | Повторяют пройденный материал и фиксируют основные понятия, термины, знания, которые усвоены. Слова состоят из звуков. Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные поются, тянутся, а согласные встречают преграду. Лиса [л’]- согл., мягк., парн. Лось
[л]- ]- согласный, твёрдый, парный Твёрдые и мягкие согласные Звуки [ч’], [щ’], [й’] всегда мягкие Звуки [ж], [ш], [ц] всегда твёрдые Гласные буквы,ь,ъ. Гласные верхнего ряда: а, о, у, ы, э Гласные нижнего ряда: е, ё, и, ю, я |
Постановка учебной задачи, целей урока. Цель: целеполагание | Регулятивные: умение определять и формулировать цель и тему на занятии с помощью педагога. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками. | - Как вы думаете, какой теме мы сегодня посвятим занятие? (формулировка темы занятия) - Сформулируйте цель занятия, продолжите фразу: сегодня на занятии я буду учиться различать … | Твёрдые и мягкие согласные Учиться различать твердые и мягкие согласные |
Физ. минутка Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий; искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. Личностные: оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. | 1) Физминутка с героями мультфильмов «Я пойду направо…» 2) – Если я назову слово, в котором первый согласный мягкий, вы приседаете, а если твёрдый – встаёте: Бусы, вилка, высота, сом, люстра, зонт, мята, море. | 1) Ученики повторяют движения за ведущим. 2) Контролируют свои ответы и действия. |
Обобщение и систематизация знаний. Цель: осмысление результатов совместной деятельности учителя и учащихся | Регулятивные: умение корректировать и оценивать выполнение заданий. Познавательные: умение выстраивать логическую цепь рассуждений, проводить сравнения по заданным критериям, умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: умение формулировать связный ответ на поставленный вопрос. Личностные: формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. | Организация обобщения и систематизации учебного материала. 1) Задание на карточке. Закрась домик, в котором живут твёрдые согласные звуки, синим карандашом, а домик, в котором живут мягкие согласные звуки – зелёным. Засели домики гласными буквами (проведи стрелочки) 2) - Отгадайте загадки. В отгадке должен быть мягкий знак на конце слова. Звуко-буквенный анализ у доски. а) Он всюду: в поле и в саду, А в дом не попадает. И никуда я не пойду, Покуда он идёт. (Дождь [дошт’] ) б) Спит или купается, Всё не раздевается. Целый день на ножках Красные сапожки. (Гусь [гус’] ) Звуко-буквенный анализ у доски. | Записывают, выделяют твёрдые и мягкие согласные синим и зелёным карандашами. Сравнивают свои варианты. Письменно выполняют задание. Проверка задания. |
Физ. минутка Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий; искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. Личностные: оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. | - На слайде вы увидите изображение предметов. Если в слове, называющим предмет, есть мягкие согласные звуки, то приседаем, если только твёрдые – хлопаем в ладоши. Семья, цифра, медь, кисель, карандаш, бельё, штора, рука, мяч, трактор. | Называют картинки. Контролируют свои ответы и действия. |
Обобщение и систематизация знаний. Цель: осмысление результатов совместной деятельности учителя и учащихся | Познавательные: умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий. Коммуникативные: умение организовывать и осуществлять совместную деятельность, рефлексия своих действий. Регулятивные: умение корректировать и оценивать выполнение заданий. | 1) - Предлагаю вам поиграть в игру «Найди друга». У каждой группы на карточках написаны слова. Прочитайте их. Подберите к последним согласным звукам парные звуки по твёрдости-мягкости (если они есть). - Какие слова остались без друзей? Почему? Меч, плащ, мель, брат, карандаш, ест. Плач, угол, кон, был, этаж, шалаш. 2) Игра «Сбежавшие буквы». На доске слова для двух команд. - Подумайте, какие буквы сбежали, вставьте их и запишите слова в тетради. - Подчеркните мягкие согласные зелёным карандашом, а твёрдые синим. Л…м…н, р…з..., д…м, п…р…г, с…ль, з…йч…к, в…т…р, б…чк… 3) Игра «Твёрдые и мягкие согласные» – распределить слова на группы. Компакт-диск «Интерактивные речевые игры» 4) Игра «Твёрдые и мягкие согласные». - Убери предметы, в которых есть мягкий знак. | Читают и обсуждают задание. Записывают, сравнивают, объясняют. Контролируют свои ответы. |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Цель: организация совместной фронтально-индивидуальной деятельности | Познавательные: умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий. Коммуникативные: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения как своих, так и чужих действий, внесение необходимых коррективов по ходу реализации задания. Регулятивные: умение контролировать свои действия в ходе работы. | В конце урока я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. 1. Выбери звуки, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости. Подчеркни их. [л’], [ч’], [ф], [ц], [ж], [й’], [з’]. 2. Какие согласные звуки есть в словах: карандаш, молоко, корова, собака. - только мягкие звуки; - мягкие и твёрдые согласные звуки; - только твёрдые согласные звуки. Взаимопроверка. Оцените себя, используя знаки +, -. | Выполнение самостоятельной практической работы и взаимопроверки с целью коррекции знаний. |
Итог занятия Рефлексия Цель: подвести итог работы | Познавательные: умение обобщать знания, анализировать, контролировать и оценивать результат. Регулятивные: умение осуществлять пошаговый контроль по результату. Личностные: способность к самооценке своего эмоционального состояния и настроения. | - Какие согласные вы различали сегодня? - Каким цветом обозначают мягкие (твёрдые) согласные? - Какие гласные указывают на мягкость (твёрдость) согласных? - Ну что ж, ребята, наше занятие подошло к концу! - Вы молодцы! Отлично сегодня поработали. - Понравились вам задания, которые выполняли? А какое задание было для вас самым интересным? Чему мы учились на занятии? - Нарисуйте в тетради смайлик вашего настроения. | Оформляют знания, полученные на занятии, в виде устных ответов. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в логопедической группе на тему: «Человек. Части тела».
Познакомить детей с частями тела.Научить детей заботиться о своём здоровье....
технологическая карта интегрированного психолого-логопедического занятия "Страна Красивой Речи"
Технологическая карта интегрированного психолого-логопедического занятия для обучающихся с ОНР 3-4 класс по теме: "Страна Красивой Речи"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ "Зачем творить добро?"
Цель занятияЗадачи занятия1. Воспитание здоровой личности ребенка2. Проследить взаимосвязь добрых поступков и здоровья человекаРасширение и ...
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности 2 класс
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности 2 класс...
Технологическая карта занятия в логопедической группе
Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез слов....
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Технологическая карта занятия (логопедическое коррекционно-развивающее занятие) в 1 классе
Тема занятия: Обозначение мягкости с помощью буквы «Ё».Лексическая тема: Домашние животные.Форма занятия: подгрупповое.Цель: Формирование умения правильно обозначать на письме мягкие...