ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ "Зачем творить добро?"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Иванова Татьяна Ивановна

Цель занятия

Задачи занятия

1.      Воспитание здоровой личности ребенка

2.      Проследить взаимосвязь добрых поступков и здоровья человека

  1. Расширение и закрепление коммуникативных умений с использованием речевых средств.
  2. Коррекция межличностных отношений.
  3. Воспитание доброты, отзывчивости, вежливости.
  4. Пропаганда ЗОЖ
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx46.81 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Воспитатель

Класс

Николаева Татьяна Ивановна

Воспитатель ГПД ГБОУ гимназии №295

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

3

Тема занятия

Направление

Зачем творить добро?

Духовно-нравственное, культурологическое, здоровьесберегающее

Цель занятия

Задачи занятия

  1. Воспитание здоровой личности ребенка
  2. Проследить взаимосвязь добрых поступков и здоровья человека
  1. Расширение и закрепление коммуникативных умений с использованием речевых средств.
  2. Коррекция межличностных отношений.
  3. Воспитание доброты, отзывчивости, вежливости.
  4. Пропаганда ЗОЖ

Формы организации

Методы деятельности

Коллективные, групповые, индивидуальные

Игровой, информационно-развивающий, репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесные и наглядные методы, практические

Педагогические технологии

Здоровьесберегающие технологии

  • Игровые технологии
  • Коммуникативные педагогические технологии
  • Диспут
  • Исследование
  • Стиль общения
  • Эмоциональная разрядка
  • Технологии, создающие положительный психологический климат в коллективе
  • Смена видов деятельности
  • Позиционирование успеха
  • Физическая активность
  • Позиционирование позитивного мировоззрения

Планируемые результаты /УУД

Оборудование

Источники/литература

Учащиеся научатся распознавать эмоции, узнают какие эмоции благотворно влияют на их здоровье, какие – нет, закрепят знания по здоровому образу жизни, узнают, как добрые дела влияют на здоровье.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих; установка на здоровый образ жизни

Регулятивные УУД: адекватное восприятие ситуации, различие способа и результата действия

Познавательные УУД: включение в творческую деятельность, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД: адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Компьютер, колонки, проектор, экран, доска

Литература:

  1. Бабушкины сказки. Русские народные сказки, загадки, считалки, скороговорки, колыбельные и песенки, ред. Кузьмина Т. Е. издательство: Русич, 2015, 224 с.
  2. Кротов В. Г. Добрая борода. Сказки-притчи для детей и взрослых. Издательство: Посох, 2002, 224 с

СД-издания:

  1. Притчи для детей и взрослых. Издательство: 1С, 2013. Серия Познавательная коллекция, CD-диск

Источники:

  1. Все картинки для презентации взяты с сайта https://yandex.ru/images/?clid=1955451

ХОД ЗАНЯТИЯ

Цель/задачи этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанника

УУД

Оценивание/формы контроля

Результат/итоги этапа

I этап Организационный момент

Мотивация на познавательную деятельность

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить о добре и зле, о том, как доброта влияет на наше здоровье. В конце нашего мероприятия мы должны будем ответить всего лишь на один вопрос: Зачем творить добро?

Звучит песня «Улыбка».

Учитель: как вы думаете, почему мы начали с песни?

Конечно, она помогла нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит, проявить свое доброе отношение, расположение к другому.  А от этого настроение становится лучше. Давайте, сейчас мы каждый повернемся и улыбнемся друг другу.

Отвечают на вопрос.

Улыбаются друг другу

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих; установка на здоровый образ жизни

Положительный настрой на занятие

IIэтапГипотеза занятия

Определение основных понятий

Гипотеза нашего занятия:при условии формирования   постоянных действий по  совершенствованию добрых поступков и отношений друг другу, появляется возможность обеспечить, сохранить  и укрепить здоровье.

Для того, чтобы начать наше занятие, сначала нужно определить, что такое добро и что такое зло. Для этого я прошу вас взять свои рабочие листы и выполнить задание № 1. Впишите слова-ассоциации, что для вас означает добро, что означает зло. У вас 1 минута.

Записывают в рабочих листах слова ассоциации

Регулятивные УУД: адекватное восприятие ситуации, различие способа и результата действия

Индивидуальный

Положительный микроклимат на занятии.

Анализ гипотезы

Слова-ассоциации записаны

IIIэтапРабота с пословицами

Знакомство с пословицами о добре.

Составление пословиц по частям

Знакомство с пословицами.

Анализ пословиц.

Какие пословицы о добре вы еще знаете?

А теперь расшифруйте пословицы о добрых словах.

Задание «Собери пословицу»

вежливости открываются 

все двери

ласковое слово и 

кошке приятно

доброе слово лечит, а 

злое калечит

плохое слово, что 

грязная вода

ласковым словом и 

мед растопишь

Слушают учителя.

Анализируют пословицы.

Говорят, какие пословицы они еще знают.

Выполняют задание в рабочих листах

Познавательные УУД: включение в творческую деятельность, установление причинно-следственных связей

Индивидуальный

Фронтальный

Анализ пословиц о добре проведен. Пословицы составлены, их значение проработано

IVэтапРабота с притчей

Знакомство с притчей.

Анализ притчи.

Сделать выводы

Пословица – это мудрое высказывание. Сегодня мы с вами познакомимся с притчами.

При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

Притча 1. О добре и зле.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Вопрос: Чему нас учит эта притча?

Притча 2. Творите добро.

   В начале двадцатого века один шотландский фермер возвращался домой и проходил мимо болотистой местности. Вдруг он услышал крики о помощи. Фермер бросился на помощь и увидел мальчика, которого засасывала в свои жуткие бездны болотная жижа. Мальчик пытался выкарабкаться из страшной массы болотной трясины, но каждое его движение приговаривало его к скорой гибели. Мальчик кричал от отчаяния и страха. Фермер быстро срубил толстый сук, осторожно приблизился и протянул спасительную ветку утопающему. Мальчик выбрался на безопасное место. Его пробивала дрожь, он долго не мог унять слёзы, но главное — он был спасён! 
   — Пойдём ко мне в дом, — предложил ему фермер, — Тебе надо успокоиться, высушиться и согреться. 
   — Нет-нет, — мальчик покачал головой, — меня папа ждёт. Он очень волнуется, наверное. 
   С благодарностью посмотрев в глаза своему спасителю, мальчик убежал... 
   Утром, фермер увидел, что к его дому подъехала богатая карета, запряженная роскошными породистыми скакунами. Из кареты вышел богато одетый джентльмен и спросил: 
   — Это вы вчера спасли жизнь моему сыну? 
   — Да, я, — ответил фермер. 
   — Сколько я вам должен? 
   — Не обижайте меня, господин. Вы мне ничего не должны, потому что я поступил так, как должен был поступить нормальный человек. 
   — Нет, я не могу оставить это просто так, потому что мой сын мне очень дорог. Назовите любую сумму, — настаивал посетитель. 
   — Я больше ничего не хочу говорить на эту тему. До свидания. — Фермер повернулся, чтобы уйти, и тут на крыльцо выскочил его сынишка. 
   — Это ваш сын? — спросил богатый гость. 
   — Да, — с гордостью ответил фермер, поглаживая мальчика по головке. 
   — Давайте сделаем так. Я возьму вашего сына с собой в Лондон и оплачу его образование. Если он так же благороден, как и его отец, то ни вы, ни я не будем жалеть об этом решении. 
   Прошло несколько лет. Сын фермера закончил школу, потом медицинский университет, и вскоре его имя стало всемирно известно, как имя человека, открывшего пенициллин. Его звали Александр Флемминг. 
    
   Перед самой войной в одну из богатых лондонских клиник поступил с тяжелейшей формой воспаления лёгких сын того самого джентльмена. Как вы думаете, что спасло его жизнь в этот раз? Да, пенициллин, открытый Александром Флеммингом. 
   Имя богатого джентльмена, давшего образование Флеммингу, было Рандольф Черчилль. А его сына звали Уинстон Черчилль, который впоследствии стал премьер-министром Англии. Уинстон Черчилль как-то сказал: «Сделанное тобой к тебе же и вернётся». 

Вопрос: Чему нас учит эта притча?

Слушают учителя

Отвечают на вопросы.

Анализируют притчи

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих; установка на здоровый образ жизни

Коммуникативные УУД: адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Фронтальный

Знакомство с притчей

Выводы по притчам сделаны

Vэтап Первичное усвоение материала

Дать определение понятиям «добро» и «зло»

Теперь мы можем дать определение добру и злу. Чтобы убедиться в этом, выполните задание № 3.

Задание № 3. Попробуйте дать определения:

Добро – это...

Зло – это...

Вот как даёт эти определения в своём словаре В.И. Даль:

Добро – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.

Зло – это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.

Добро - понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру.

Зло - понятие нравственности, означающее намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

Выполняют задание

Коммуникативные УУД: адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Фронтальный

Индивидуальный

Знакомство с информацией из словаря

Определения даны

VIэтапНа что способна доброта?

Анализ памятки здоровья

Пока одни твердят, что человек человеку - волк, другие понимают, что только любовь, добро и забота друг о друге сделают наш мир лучше. Но задумывались ли вы над тем, как добрые поступки влияют на наше здоровье и настроение?

Теперь то, что мы понимали лишь инстинктивно, доказано научно. Да, проявление доброты в адрес других людей и животных делает нас счастливее и здоровее! Хорошие поступки - запланированные и спонтанные - могут быть настоящим эликсиром для долгой и счастливой жизни. Так на что же способна доброта?

1. Хотите наладить с кем-то отношения? Сделайте для него что-то хорошее. Проявление доброты помогает растопить лед и сокращает эмоциональное расстояние между людьми.

2. Плохо сходитесь с людьми? Здесь вам поможет доброта! Психологи отмечают, что добрым людям намного проще найти общий язык с окружающими.

3. Хотите быть счастливее? Когда мы делаем что-то хорошее, в нашем организме повышается уровень дофамина, что автоматически делает нас счастливее! А вот злых людей стоит пожалеть, они редко бывают в хорошем настроении и вечно всем недовольны.

4. Хотите быть здоровее? Совершайте добрые поступки! В этот момент ваш организм высвобождает гормон окситоцин, оказывающий положительный эффект на работу сердца.  

5 Хотите снизить риск стать жертвой опасных заболеваний? Исследователи обнаружили закономерность: люди, которые видят счастье не в накоплении вещей, а в заботе друг о друге, реже болеют опасными болезнями.

6. Хотите повысить уровень жизни? Это удивительно, но чем больше мы отдаем положительной энергии другим, тем больше ее к нам возвращается. Добрые люди редко страдают от депрессии, они знают, чего хотят, и получают от жизни удовольствие.

7. Хотите, чтобы и окружающие вас люди были добрее? Покажите пример - доброта заразительна. Исследования показали, что добрые поступки всегда создают волновой эффект. Стоит кому-то начать, как другие тут же подхватывают инициативу. Поэтому, делая доброе дело, вы в прямом смысле делаете весь мир лучше!

Запоминают  и анализируют пункты памятки

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих; установка на здоровый образ жизни

Регулятивные УУД: адекватное восприятие ситуации, различие способа и результата действия

Познавательные УУД: включение в творческую деятельность, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД: адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Индивидуальный

Фронтальный

Анализ пунктов памятки выполнен

VIIэтап Физкультминутка

Физическая активность

Физическая активность

Эмоциональная и физическая разрядка

Эмоциональная и физическая разрядка

VIIIэтапПомощники добра и зла

Закрепление правильности выбора поступков и эмоций в зависимости от черт характера

Но и у добра, и у зла есть свои помощники. Чтобы узнать,  кто они, мы выполним задание № 4.

Задание № 4.

Даны черты характера, распределите их по группам – «Помощники добра» и «Помощники зла». Если черта характера является помощником добра, то впишите в клеточку букву «Д», если зла – то букву «З»

мужество

милосердие

хвастливость

совесть

жестокость

трусость

скромность

зависть

жадность

болтливость

гнев

хитрость

честность

бестактность

тактичность

лживость

малодушие

справедливость

выдержка

эгоизм

спокойствие

агрессивность

Проверяем. У всех так?

мужество

Д

милосердие

Д

хвастливость

З

совесть

Д

жестокость

З

трусость

З

скромность

Д

зависть

З

жадность

З

болтливость

З

гнев

З

хитрость

З

честность

Д

бестактность

З

тактичность

Д

лживость

З

малодушие

З

справедливость

Д

выдержка

Д

эгоизм

З

спокойствие

Д

агрессивность

З

У кого помощников больше?

Дети отвечают. (У зла)

Правильно, помощников больше у зла, поэтому и делать добро сложнее, чем зло.

Выполняют задание в рабочих листах

Анализируют таблицу

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих; установка на здоровый образ жизни

Регулятивные УУД: адекватное восприятие ситуации, различие способа и результата действия

Познавательные УУД: включение в творческую деятельность, установление причинно-следственных связей

Индивидуальный

Фронтальный

Практическое закрепление знаний

IXэтапПодтверждение гипотезы

Определить связь между добротой и здоровьем

«Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Эти мудрые слова принадлежат одному из великих мыслителей и писателей — Льву Николаевичу Толстому.

Между прочим, своим афоризмом Толстой наводит на  одну важную мысль — о связи доброты и здоровья. Здоровье телесное неразрывно связано со здоровьем душевным. Если человек исполнен доброты, если он готов помогать слабым и страждущим, то он сам удивительным образом от этого выигрывает: за счет правильного, благородного душевного настроя улучшается его жизненный тонус. Человек становится менее восприимчивым к разным неурядицам, он не так подвержен стрессам. А где меньше стрессов — там больше хорошего самочувствия, целее здоровье. 

Итак, мы провели чёткую границу между добром и злом. А в жизни всегда ли возможно провести эту границу? Приведите примеры, где, казалось бы, делая добро, мы совершаем зло.

Анализируют афоризм

Отвечают на вопрос учителя

Приводят примеры из собственной жизни

Познавательные УУД: включение в творческую деятельность, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД: адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Групповая

Фронтальный

Взаимосвязь добрых поступков и состояния здоровья установлена

X Рефлексия

Анализ добрых поступков на примере сказочных персонажей

Мы с вами  разобрали пословицы, поработали с притчами, разобрали афоризм. А теперь перейдем к сказкам. Вы любите сказки?

Вот и проверим, знаете ли вы сказки.

Блиц-опрос (ответ необходимо давать без времени на размышления)

  • С кем встречался колобок? (С зайцем, волком, медведем и лисой)
  • С помощью чего принц нашёл золушку? (С помощью туфельки)
  • К кому шла Красная шапочка? (К бабушке)
  • Волшебная рыба из сказки? (Золотая рыбка или Щука)
  • Кого украла Снежная королева? (Кая)
  • Друг лаптя и соломинки? (Пузырь)
  • Кто тянул репку? (Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка)
  • Сколько раз старик забрасывал невод? (3 раза)
  • Кого спасла Дюймовочка? (Ласточку)
  • В какой сказке встречаются 12 братьев? (12 месяцев)

Работа со сказками

Иванушка-дурачок

  • Какой это герой добрый или злой? Почему?
  • Во всех ли сказках этот герой добрый?
  • Чему нас учат сказки с Иванушкой?

Баба-Яга

  • Какой это герой добрый или злой? Почему?
  • Во всех ли сказках Баба-Яга злая? (Нет, во многих сказках она помогает главному герою.Это говорит о том, что даже злые персонажи могут поменяться и быть добрыми и т. д.)

Василиса-Премудрая

  • Какой это персонаж? Злой или добрый? Почему?
  • Чему учит нас Василиса?

Назовите формулу добра и зла в сказке.

Дети отвечают.

Правильно! Добро всегда побеждает!

Тогда сделаем вывод.

Отвечают на вопросы блиц-опроса.

Анализируют поступки сказочных персонажей.

Отвечают на вопросы

Делают вывод

(Добро всегда побеждает)

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД: адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Фронтальный

Вывод по сказкам сделан

XI Подведение итогов

Ответ на вопрос занятия

Изготовление цветка доброты

Все мы помним сказку Валентина Катаева «Цветик–семицветик». В ней рассказывалось о том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене цветок с семью разноцветными лепестками.

Стоило оторвать один лепесток, подбросить вверх и сказать волшебные слова, как тот час же любое желание исполнялось. Женя истратила целых шесть лепестков. И вот, когда остался один – единственный лепесток, девочка пожелала, чтобы ее знакомый мальчик, Витя, у которого болела нога, выздоровел. Витя стал здоровым.

Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе и  к окружающим, т.е. быть добрым.

А теперь подведем итог нашего занятия и ответим на вопрос: «Зачем творить добро?»

У вас на столе есть лепестки. Возьмите, пожалуйста, каждый по лепестку и напишите ответ на этот вопрос. После этого, прикрепите ваш лепесток к цветку доброты

Отвечают на основной вопрос занятия. Пишут на лепестках добрые поступки.

Изготавливают цветок доброты

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих; установка на здоровый образ жизни

Регулятивные УУД: адекватное восприятие ситуации Познавательные УУД: включение в творческую деятельность

Групповой

Индивидуальный

Фронтальный

Цветок доброты сделан

XIIэтап Заключение

Эмоциональная разрядка

Звучит песня «Дорогою добра»

Доброте можно и нужно учиться. Делать добрые поступки, творить добро, значит беречь свое здоровье. Только у доброго человека есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно. Чаще делайте добрые дела и доброта к вам вернется, все ваши желания будут исполняться.

Игра «Салют»

Класс разбивается на 3 команды: красную, желтую и зеленую. По команде “Красный!” хлопает 1-я команда, “Желтый!” – 2-я команда, “Зеленый!” – 3-я. Затем, учитель дает команду: “Красный! Желтый! Зеленый!”

(Общий салют.)

Выполняют задание игры «Салют», выражают свои эмоции от занятия

Регулятивные УУД: адекватное восприятие ситуации, различие способа и результата действия

Коммуникативные УУД: адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Положительные эмоции, снятие усталости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме "Осень". Автор: воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титова Е.В.

Викторина предназначена для детей младшего школьного возраста.Главная задача занятия - повторение признаков осени, осенних явлений в природе....

Технологическая карта внеклассого занятия для группы продленного дня "Выцинанка"

Технологическая карта внеклассного занятия в группе продленного дня "Мастерская Деда Мороза"-"Выцинанка" для 2 класса....

Технологическая карта. План-конспект занятия в группе продленного дня (4 класс) на тему: "Замок из картона"

Данное занятие направлено на:- овладение навыком конструирования из картона, картонных втулок,- закрепление навыков работы с цветной бумагой, ножницами, циркулем,- формирование умения анализировать го...

Технологическая карта.План-конспект занятия в группе продленного дня (3 класс) на тему: "Изготовление розы из гофрированной бумаги".

Это занятие направлено на:- овладение навыком конструирования из гофрированной бумаги;- закрепление умения вырезания по шаблону и навыков работы с бумагой;- ознакомление со свойствами и способами рабо...

Технологическая карта. План-конспект занятия в группе продленного дня (3 класс) на тему: "Цветы из салфеток. Одуванчик"

Цели занятия:- овладение  навыком конструирования из столовых салфеток;- закрепление навыков работы с цветной бумагой;- развитие мелкой моторики рук;- воспитание аккуратности в работе....

Занятие в группе продленного дня "Твори добро".

Занятие для учащихся группы продлённого дня «Твори добро, ибо ты - Человек» Цель: воспитывать доброту, уважение к людям старшего поколения, умение уважать близких людей (матери, ...

технологическая карта дня в группе продленного дня

технологическая карта содержит основные этапы в работе группы проленного дня и кратий конспект занятий на прогулке и в помещении для первого класса, к технологической карте приложены карточки для пров...