Технологическая карта занятия в логопедической группе
план-конспект по логопедии
Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx | 39.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия в логопедической группе
Составила: учитель-логопед ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева Чехонина Лариса Евгеньевна
Занятие | Логопедическое сопровождение |
Класс | Занятие рассчитано на обучающихся 1 класса, имеющих ОНР III уровня |
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний |
Тема | Звуко-буквенный анализ и синтез слов |
Основные термины, понятия | Буква, звук, гласный-согласный звук, ударный-безударный гласный, твёрдый-мягкий согласный (парный, непарный), звонкий-глухой согласный (парный, непарный), слово. |
Педагогические задачи | Создать условия для повторения изученного по разделу «Фонетика»; совершенствовать умения выполнять звуко-буквенный разбор слова; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на занятии. |
Планируемые предметные результаты | Знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора, йотированные звуки, уметь производить фонетический разбор слова. |
Метапредметные УУД | Познавательные: анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя слова, понимать прочитанное; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения. |
Личностные | Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при групповой работе, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, оценивать свою работу и работу своих товарищей, формирование адекватной и позитивной самооценки. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Индивидуальная, парная | Коррекционно - развивающее обучение учащихся ведётся 1) в соответствии с программами: - Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» - Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»; - Ястребова А.В. «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ» 2) с использованием игровой технологии (игра «Твёрдые и мягкие согласные звуки» - компакт-диск издательства «Учитель», 2013) 3) с использованием ИКТ (интерактивная доска) |
Организационная структура занятия
Этапы занятия | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
Самоопределение к учебной деятельности Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности | Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству –формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать речь других Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | Приветствие, проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроения обучающихся на занятии. - Звенит звонок, начинается урок. - Сядет тот, чьё имя начинается на гласный звук. - Сядет тот, чьё имя начинается на мягкий согласный звук. - Сядет тот, чьё имя начинается на твёрдый согласный звук. | Определяют готовность к уроку, включаются в учебную деятельность, эмоционально настраиваются на урок. | ||
Артикуляционная гимнастика Цель: подготовка речевого аппарата к работе на уроке | Регулятивные: развиватие и укрепление артикуляционной моторики | Статические упражнения «Улыбочка» Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд. «Трубочка» Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд. «Лопаточка» Расслабленный широкий кончик языка положить па нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка. «Иголочка» Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10. Динамические упражнения «Лошадка» Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно-быстрее-очень быстро). Выполнять 10-15 раз. «Грибок» Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5-6 раз. «Маляр» Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз. | Выполняют упражнения по развитию артикуляционной моторики. | ||
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: актуализация изученных способов действий, мыслительных операций и познавательных процессов | Личностные: осознание своих возможностей в учении; способности адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся | Работа с сигнальными карточками. Верно или нет утверждение:
- А теперь вопросы (Работа с лентой букв): 1. Какие гласные буквы, обозначают твёрдость предыдущего согласного? 2. Какие гласные, обозначают мягкость предыдущего согласного?
| Повторяют пройденный материал и фиксируют основные понятия, термины, знания, которые усвоены. Верно Верно Верно Неверно Верно Гласные верхнего ряда: а, о, у, ы, э Гласные нижнего ряда: е, ё, и, ю, я Звуки [ч’], [щ’], [й’] всегда мягкие Звуки [ж], [ш], [ц] всегда твёрдые Буквы е, е, ю, я, и обозначают два звука, когда стоят в начале слова, после гласной, после разделительных ъ, ь. | ||
Постановка учебной задачи, целей урока. Цель: целеполагание | Регулятивные: умение определять и формулировать цель и тему на уроке с помощью учителя Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | - Что мы сейчас сделали? - Для какого анализа нам понадобятся эти знания? - Как вы думаете, какой теме мы сегодня посвятим урок? (формулировка темы занятия) - Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь… | Повторили всё, что мы знаем о буквах и звуках. Для звуко-буквенного анализа. Звуко-буквенный анализ слов (или «Звуки и буквы») Я вспомню, что мы изучали о буквах и звуках. Я научусь выполнять звуко-буквенный анализ слов. | ||
Физ. минутка Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий Личностные: оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки | Ветер дует нам в лицо.
| Ученики повторяют движения за ведущим | ||
Составление плана, стратегии к разрешению затруднения Цель: выбор способа и средств ее реализации | Регулятивные: планирование действий Познавательные: умение извлекать необходтмую информацию Коммуникативные: умение формулировать связный ответ на поставленный вопрос Личностные: формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств | - Давайте повторим схему фонетического разбора (плакат над доской) | Повторяют план звуко-буквенного разбора по схеме. | ||
Реализация выбранного проекта Цель: на основе анализа объектов делать выводы | Регулятивные: проговаривание последовательности действий, формирование умения высказывать своё предположение Коммуникативные: умение учиться выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других учащихся Личностные: формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности | 1) Хлопни в ладоши, если услышишь гласный звук: [м], [а], [з], [у], [э], [р’], [в], [т’], [о], [ш], [и], [л’], [ы] 2) Работа в группах: I группа – Из ряда букв выберите гласные, подчеркни красным фломастером. Назови их. (ш, о, Н, и, Ю, м, А, К, с) II группа – Из ряда букв выберите согласные, подчеркни фломастером. Назови их. (С , а, к, ч, у, я, Д, О) 3) На доске буквы: е,ё,ю,я - Напиши, какие гласные звуки обозначают эти буквы после согласного. 4) Работа по цепочке: - Если перед буквой твёрдый согласный, то положи синий квадратик, если мягкий – зелёный. Например, (я,о,ю,ы,у,е,э,а,и,ё)
| [а], [у], [э], [о], [и], [ы] о, и, ю, а с, к, ч, д е→[э], ё→[о], ю→[у], я→[а] Работают по цепочке у доски. | ||
Пальчиковая гимнастика Цель: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий Личностные: оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки | Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик всё съел Оттого и потолстел. | Выполняют точечный массаж пальцев рук. | ||
Реализация выбранного проекта Цель: на основе анализа объектов делать выводы | Регулятивные: проговаривание последовательности действий, формирование умения высказывать своё предположение Коммуникативные: умение учиться выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других учащихся Личностные: формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности | 5) Игра «Твёрдые и мягкие согласные» – распределить слова на группы. Компакт-диск «Интерактивные речевые игры» 6) Игра с массажным мячом Су-Джок «Назови пару» - Повторим парные согласные по звонкости-глухости. - Если я называю звонкий согласный, вы называете его глухую пару и наоборот. 7) Звуко-буквенный анализ. Юля, яма, ель, лает, съел | Работают на интерактивной доске: загружают машинки словами, которые начинаются на мягкий или твёрдый согласный звук. [п]-[б], [в’]-[ф’], [к]-[г], [д]-[т], [ж]-[ш], [з’]-[с’] Записывают слова на доске и выполняют звуко-буквенный анализ | ||
Итог занятия Рефлексия Цель: подвести итог работы | Личностные: Способность к самооценке своего эмоционального состояния и настроения. | - Ну что ж, ребята, наше занятие подходит к концу! - Вы молодцы! Отлично сегодня поработали. - Понравились вам задания, которые выполняли? А какое задание было для вас самым интересным? Чему мы учились на занятии? - Нарисуйте в тетради смайлик вашего настроения. | Оформляют знания, полученные на занятии, в виде устных ответов. Повторяют схему звуко-буквенного анализа. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в логопедической группе на тему: «Человек. Части тела».
Познакомить детей с частями тела.Научить детей заботиться о своём здоровье....
технологическая карта интегрированного психолого-логопедического занятия "Страна Красивой Речи"
Технологическая карта интегрированного психолого-логопедического занятия для обучающихся с ОНР 3-4 класс по теме: "Страна Красивой Речи"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ "Зачем творить добро?"
Цель занятияЗадачи занятия1. Воспитание здоровой личности ребенка2. Проследить взаимосвязь добрых поступков и здоровья человекаРасширение и ...
Конспект занятия в логопедической группе на тему: «Человек. Части тела».
Познакомить детей с частями тела человека...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Технологическая карта занятия (логопедическое коррекционно-развивающее занятие) в 1 классе
Тема занятия: Обозначение мягкости с помощью буквы «Ё».Лексическая тема: Домашние животные.Форма занятия: подгрупповое.Цель: Формирование умения правильно обозначать на письме мягкие...
Технологическая карта занятия в логопедической группе, 2 класс
Дата проведения: 16.11.2020г.Особенность занятия: открытоеГруппа учащихся: 2 класс, речевой статус: Нарушения формирования процессов чтения и письма, обусловленные фонематическим и лексико-...